Доклад на тему:
«Методика
профессионально-практической подготовки»
Основные требования к планам занятий по учебной практике.
Итогом подготовки к занятию является составление плана занятия. Продуманный план занятия как отражение проделанной преподавателем подготовительной работы – пусть не гарантия, но обязательное условие хорошего занятия. Без хорошего письменного плана немыслимы высокие результаты занятия.
Составление плана занятия, как и подготовка к его проведению, – дело творческое, обязательные рекомендации здесь недопустимы. Хотя единой, строго установленной формы плана не существует, план входит в обязательную документацию.
• Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Тогда если какой-то элемент занятия потребует изменения или переработки, это легко сделать.
• Необходимо планировать время, затрачиваемое на различные этапы занятия. Вводный инструктаж или отвлечение на разъяснения могут занять неоправданно много времени. Следует контролировать, сколько запланировано и использовано.
• В конспект материала, сообщаемого обучающимся, полезно включать эскизы, формулы, записи, отмечать особо те проблемные ситуации, которые будут отрабатываться на занятии.
• Межпредметные связи должны стать обязательным элементом при проведении вводных инструктажей.
• Обязательно нужно нацеливать обучающихся на чтение дополнительной литературы, рекомендовать книги, статьи из журналов, и не только по специальности, но и из истории техники, из серии ЖЗЛ и т.п.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов занятия, виды деятельности обучающихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента обучающихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого преподавателя. Требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
В плане занятия указывается его материально-техническое оснащение (если оно недостаточно полно отражено в перспективно-тематическом плане), а также время, планируемое на каждый его этап.
Объем плана занятия во многом зависит от содержания и цели занятия, его места в учебном процессе, опыта преподавателя, от способности его держать в памяти основные излагаемые положения.
В практике работы преподавателей широко применяется составление конспектов изучаемого учебного материала. Составление конспекта – необязательный элемент в подготовке к занятию, однако хорошо подготовленный конспект помогает провести занятие на высоком уровне, особенно в тех случаях, когда преподаватель не имеет достаточного опыта.
Конспект представляет собой краткое, в большинстве своем тезисное изложение основного учебного материала, включает необходимые расчеты, построения, выводы формул, табличные данные, схемы и т.п.
Как правило, конспект составляется целиком на тему или подтему, если тема очень крупная. Конспект готовится на основе учебника или учебного пособия с использованием дополнительных источников. Конспект – документ длительного пользования, его постоянно дополняют выписками из новых книг, материалов научно-технической информации, журналов, брошюр по обмену опытом, вырезками из газет и др. Таким образом, конспект содержит материал, который преподаватель постоянно пополняет, внося все новое, что он узнал, изучил.
Обычно конспекты составляются на отдельных листах и комплектуются в тематические папки. На занятиее конспект является подсобным справочным материалом, к которому преподаватель обращается по мере необходимости.