СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация адресована педагогам ДОУ. Как известно, основная деятельность детей дошкольного возраста, это игра, причем с возрастом она усложняется и дополняется возрастающим жизненным опытом самих детей.. для старших дошкольников, это  сюжетно-ролевые игры "в жизнь", где дети помимо того, что  копируют деятельность взрослых, приобретают основы эмпатии, коммуникацивности, где развивается волевая сфера, нравственные основы поведения в обществе и многое психические процессы( внимание, воображение, мышление, память и т.д.)...Для того, чтобы дети, играя, развивались всесторонне, чтобы игры- были фундаментом для последующей "взрослой- школьной" жизни - очень важно грамотно помочь им в этом и, так помогать организовывать игры- чтобы помимо удовольствия, дети выросли настоящими "человеками" - ведь они, это наше будущее...

Просмотр содержимого документа
««Методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста»»

МДОБУ «ДСКВ №1» «Светлячок»  г. Всеволожск  «Методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста»      выполнила: воспитатель 1-й квалификационной категории Веселова Е.В. г. Всеволожск 2024г.

МДОБУ «ДСКВ №1» «Светлячок» г. Всеволожск

«Методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста»

выполнила: воспитатель

1-й квалификационной категории Веселова Е.В.

г. Всеволожск 2024г.

  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.» Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».        Сухомлинский В.А.      Создание условий для развития детской игры – одно из актуальных направлений совершенствования качества дошкольного образования. Указом Президента Российской Федерации период с 2018 года по 2028 год объявлен: «Десятилетием детства». Одной из задач национального проекта «Образование» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а игровая деятельность в этой связи является одним из ведущих средств. Таким образом, вопросы жизни, здоровья, духовно-нравственного, культурно - исторического и гражданско-патриотического воспитания, формирования традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения рассматриваются на государственном уровне как одни из важнейших в современном обществе.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.» Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.

Создание условий для развития детской игры – одно из актуальных направлений совершенствования качества дошкольного образования. Указом Президента Российской Федерации период с 2018 года по 2028 год объявлен: «Десятилетием детства». Одной из задач национального проекта «Образование» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а игровая деятельность в этой связи является одним из ведущих средств. Таким образом, вопросы жизни, здоровья, духовно-нравственного, культурно - исторического и гражданско-патриотического воспитания, формирования традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения рассматриваются на государственном уровне как одни из важнейших в современном обществе.

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса: Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации. Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме
  • Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность,
  • Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности
  • Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины
  • Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
  • Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка
Значение игровых технологий.  В свете ФОП ДО , личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Значение игровых технологий.

В свете ФОП ДО , личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Структура, виды и содержание сюжетно-ролевой игры.  Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет , без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: 1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»» дни рождения» (большое место уделяется кукле) 2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) 3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.) 4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т.д. 5.  Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

Структура, виды и содержание сюжетно-ролевой игры.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет , без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»» дни рождения» (большое место уделяется кукле)

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль)

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т.д.

5. Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

   Методы руководства сюжетно-ролевой игрой   Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы  воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием , в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов. Первая группа  методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре. Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Методы руководства сюжетно-ролевой игрой

Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием , в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

  • Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
  • Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре.
  • Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Влияние игры – как средства воспитания  Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.  В игре дети не ставят каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Влияние игры – как средства воспитания

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

В игре дети не ставят каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

В результате освоения игровыми умениями, ребенок может: Узнать\усвоить  Усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности, что способствует развитию активного общения со сверстниками, развитию умственной деятельности при решении новых, постоянно усложняющихся задач, развития сообразительности для выполнения такого поступка, которого ждут от него участники игры. Научиться/уметь Формируются необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения, развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игро­вой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. Узнать/иметь представление О нормах поведения в обществе, основных традициях и нравственных ценностях, отношении к культуре страны, в которой живет, о бережном отношении к окружающему миру, об ответственности за свои поступки, об уважении, доброжелательности к сверстникам и взрослым, о красоте в окружающем мире и искусстве.

В результате освоения игровыми умениями, ребенок может:

Узнать\усвоить

Усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности, что способствует развитию активного общения со сверстниками, развитию умственной деятельности при решении новых, постоянно усложняющихся задач, развития сообразительности для выполнения такого поступка, которого ждут от него участники игры.

Научиться/уметь

Формируются необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения, развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игро­вой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

Узнать/иметь представление

О нормах поведения в обществе, основных традициях и нравственных ценностях, отношении к культуре страны, в которой живет, о бережном отношении к окружающему миру, об ответственности за свои поступки, об уважении, доброжелательности к сверстникам и взрослым, о красоте в окружающем мире и искусстве.

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:   1. Выбор игры, определяется конкретной воспитательной задачей. 2. Педагогическая разработка плана игры 3. Ознакомление детей с планом игры совместная его доработка.  4. Создание воображаемой ситуации.  5. Распределение ролей.  6. Начало игры.  7. Сохранение игровой ситуации.   8. Завершение игры.   Помните, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.  Для успешности планируемой игры, должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества.

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

1. Выбор игры, определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры

3. Ознакомление детей с планом игры совместная его доработка.

4. Создание воображаемой ситуации.

5. Распределение ролей.

6. Начало игры.

7. Сохранение игровой ситуации.  

8. Завершение игры.

Помните, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Для успешности планируемой игры, должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры.

Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества.

Обучающие игровые ситуации.

Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий,  вокруг которого выстраивается обсуждение : беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование.

  • Игровые обучающие ситуации: наглядная иллюстрация - обычно применяется в работе с младшими дошкольниками , воспитатель с помощью наглядного материала разыгрывает обыденные ситуации из реального опыта детей, демонстрируя социально допустимые нормы поведения;
  • обучающие упражнения - практикуется в средней группе , воспитанники принимают активное участие в проигрывании сюжета, обучаясь ролевому регулированию, управлению своим поведением;
  • ситуация-проблема - старший дошкольник в активном действии учится овладевать своими чувствами, находить социально приемлемый выход эмоциям, осознавать и понимать свои переживания, контролировать свои речевые реакции при взаимодействии с другими людьми;
  • оценка - воспитанники подготовительной группы проходят практику анализа своего поведения, пытаются давать обоснованную, аргументированную оценку своим решениям и действиям. Это финальная часть игровой ситуации, она требует квалифицированной помощи со стороны педагога.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры

1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Выполняйте требования СанПин о режиме дня.

4.Планирование организуйте так,что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5. Создавайте в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями , а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов : от совместной игры с воспитателем, а в конце средней группы - к совместной игре со сверстниками.

10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника , втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре

Список использованной и рекомендованной литературы.

1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978– 127с.

2. Венгер, Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе/ Л.А. Венгер // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях; под ред. М. А. Васильевой. - М., 1986.

3. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1991. 4. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

4. Короткова Н.А., И.Л.Кириллов. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1997. - № 6.

5. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

6. Михайленко Н.Я., Н.А.Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Онега, 1994.

7. Михайленко Н. Я. Теория сюжетно — ролевых игр. — М.: ЮНИТИ. 2010. -365с.

8. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., испр. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. — 96 с.

9. «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Технологические карты» Березенкова Т. В. Издательство: Учитель, 2020 г.

Окончание презентации   Благодарю вас за внимание!

Окончание презентации

Благодарю вас за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!