СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения урока истории по теме: "Культурное пространство Европы и культура Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовленный методический материал поможет учителю подготовить урок по теме: "Культурное пространство Европы и Древней Руси"

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения урока истории по теме: "Культурное пространство Европы и культура Древней Руси"»

История: 6 класс

Тема: «Культурное пространство Европы и культура Древней Руси»

Цель урока:

  • Познакомить с важнейшими чертами культура стран Европы в IX-XII вв.; особенностями культуры Руси; оценить уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения; характеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси;

  • формировать умения работать с текстом учебника, составлять сложный план ответа по теме, описывать основные архитектурные памятники Древней Руси, объяснять значение слов: устав, орнамент, миниатюра, канон, зернь, скань.

  • воспитывать чувства уважения к истории родной страны и гордости, восхищения достижениями древнерусской культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. в 2 ч. Ч. 1. Под редакцией А.В. Торкунова, 2016

  2. Рабочий лист

  3. Презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

  1. Актуализация знаний по теме «Общественный строй Руси»

Мы с вами успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. На прошлом уроке мы исследовали общественный строй и церковную организацию на Руси.

Посмотрим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Задания (тест):

    1. Выберите из списка ТРИ положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Принятие христианства

  2. Развитие торговли

  3. Сохранение племенных обычаев

  4. Сохранение различий в языке

  5. Собирание народного ополчения со всех земель

  6. Утверждение кровной мести

Ответ: _ _ _

    1. Главой Древнерусского государства был(а):

  1. Царь

  2. Воевода

  3. Великий князь киевский

  4. Боярская дума.

    1. Сословия на Руси:

  1. Князья, мещане, служилые люди

  2. Посадские люди, купцы, дворяне

  3. Князья, дружинники, холопы

  4. Дьяки, боярские дети, холопы

    1. Первыми русскими православными святыми были:

  1. Ярополк и Олег

  2. Святослав и Игорь

  3. Владимир и Мстислав

  4. Борис и Глеб

    1. Главой Русской Православной церкви в XI-XII веках был:

  1. Патриарх

  2. Митрополит

  3. Епископ

  4. Игумен

    1. Простые свободные жители Руси:

  1. Смерды

  2. Люди

  3. Закупы

  4. Холопы

    1. Бояре на Руси обычно владели:

  1. Поместьем

  2. Монастырем

  3. Княжеством

  4. Вотчиной.

  1. Введение в новый материал

Резная ладья с выносными щитами,

У берега шумно толпится народ,

Языческий город, - гора с теремами,

Кудесник пророчит судьбу наперед.

Детинец и терем Руси изначальной,

Посад городской с куполами церквей,

Тот образ до боли родной и печальный,

То слава минувших и прожитых дней. ( Ю.Галкин)


Д.С.Лихачев утверждал: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим».

- О чем мы с вами будем сегодня говорить? Какова тема урока? (культура Руси)

- Что такое культура? (культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда)

- Определите хронологические рамки Древней Руси.

- Запишите тему урока «Культурное пространство Европы и культура Руси»

- Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в 8-первой трети 12 века; выявить особенности древнерусской культуры)

- Какое культурное наследие оставили нам наши предки? (на слайде кластер: письменность, литература, зодчество, изобразительное искусство, устное народное творчество). Об этом мы и поговорим на нашем уроке.


  1. Изучение нового материала

    1. Важнейшие черты культуры стран Европы в 9-12 веках.

- Как вы думаете, почему авторы учебника понятия «культура Руси» и «культурное пространство Европы» поставили рядом? Как взаимосвязаны культуры разных стран? (Культура славян формировалась не изолированно, а под влиянием соседей)


Нам предстоит выявить важнейшие черты культуры стран Европы. Делимся на варианты и после изучения п.1. пар. 10 выполняем задание в рабочем листе.


Первый вариант расскажет о культуре Византии.

Второй вариант расскажет о культуре средневековой Западной Европы.

( проверка выполнения задания)


    1. Особенности культуры Руси

Культура славян формировалась не изолированно, а под влиянием соседей. Предлагаю вам определить особенности древнерусской культуры - задание 2 в рабочем листе (проверка)

- Какой вывод вы можете сделать? (Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Она испытала серьезное влияние византийских культурных традиций.)

- Влияние оказали и другие соседи – хазары, финно-угры, печенеги, но при этом наша культура сохраняла свою самобытность и неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.


    1. Письменность и грамотность

- А сейчас я приглашаю вас на экскурсию в музей, экспозиции которого посвящены культуре Руси. В первом зале музея мы познакомимся с развитием письменности и грамотности.

- Письменность у славянских племен возникла еще до принятия христианства. Древнейшей славянской азбукой являетсяглаголица.

Новая славянская азбука – кириллица – было создана во второй половине IX века византийскими монахами Кириллом и Мефодием.

Крещение Руси способствовало распространению и развитию письменности. В православии допускалось проведение церковных служб на национальных языках.

На Руси писали на церковнославянском, а говорили на древнерусском языке. Первые школы были открыты при церквах, а позднее – при монастырях. В них учили чтению, письму, счету.

На Руси было много грамотных людей. Ярослав Мудрый знал пять языков. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались специально обработанной березовой корой – берестой и писалом – небольшими костяными или деревянными стержнями сантиметров 15-18 в длину с острым концом.

Первые русские книги были рукописными. Каждая буква была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами. Стоили такие книги очень дорого, поэтому их заказчиками могли быть только богатые люди.

С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек.

До 2000 года самой древней русской книгой считалось Остромирово Евангелие, написанное в середине XI века.

Но во время раскопок в Новгороде были обнаружены остатки древней деревянной книги из 4-х дощечек с текстом Библии, написанные на 50 лет раньше Остромирова Евангелия.

С помощью письменности сохраняются достижения культуры. Развитие письменности привело к развитию грамотности среди городского населения.


- В Древнерусском государстве было много грамотных людей

  • Как вы думаете, почему? (много торговали, нужно было знание грамоты, большое количество городов, монастырей, политика князей)

- Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, выданная в серединеXI века замуж за французского короля Генриха I, писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Анна жаловалась, что французы неграмотны, не знают столовых приборов и едят руками, не знают печей и обогреваются каминами. Которые сильно чадят.

  • Сделайте вывод об уровне развития грамотности и письменности на Руси в данный период времени. Сравните уровень грамотности на Руси и в Западной Европе. (Полная неграмотность в Западной Европе, грамотность городского населения Руси)


Физминутка.



    1. Литература.

Второй зал нашего виртуального музея посвящен древнерусской литературе. Предоставляю слово нашему экскурсоводу.

Особое место в древнерусской литературе занимали летописи – повествования о событиях, происходивших из года в год. «Повесть временных лет» создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Он повествовал о становлении Древнерусского государства, о первых его князьях, об отношениях Руси с другими государствами и народами. Основная идея летописи – идея единства русской земли.

Другим распространенным жанром литературы стали жития – описания жизни людей, причисленных Церковью к лику святых. Нестор является автором «Жития Бориса и Глеба».

Первым писателем Руси считается Илларион, который творил на полвека раньше Нестора. Он писал произведения в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Его «Слово о законе и благодати» восхваляет христианство и прославляет Киевского великого князя Владимира Красное Солнышко и его продолжателя Ярослава Мудрого.

«Поучение» Владимира Мономаха стало первым на Руси произведением, в котором автор размышляет над тем, как воспитывать детей, какие нравственные образцы они должны усвоить.

  • Какие литературные жанры появились на Руси? Каковы их основные идеи?

  • Летопись

  • Жития

  • Слово

  • Поучения

  • Идеи единства, величия Руси и ее особой роли в христианстве, принятия нравственных образцов христианства.


- Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой.

  • Посмотрите на слайд. Какие музыкальные инструменты на нем изображены?

  • Основные музыкальные инструменты – гусли и балалайка.

  • Как называется вид творчества тесно связанный с использованием этих инструментов? (фольклор)

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклорном материале.


  1. Устное народное творчество

Проследуем в третий зал нашего музея и познакомимся с устным народным творчеством.

Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки.

Вершиной устного народного творчества является былина. Это героическая песня, рассказывающая о подвигах воинов-богатырей, нелегком труде земледельца. В ней отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину.

Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула Селянинович.

Образ богатырей воплотил в своем полотне художник Виктор Васнецов.

Богатыри стали символами патриотизма – любви к Родине, преданности отечеству и народу.


  1. Зодчество и изобразительное искусство

Наше путешествие продолжается.

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий. Основной материал – дерево (обилие лесов, нехватка строительного камня). Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Именно поэтому многие архитектурные памятники не сохранились.

  • Посмотрите на слайд и, используя материал учебника на стр. 89, выделите особенности сооружений?(задание 3 в рабочем листе)

Деревянное зодчество:

  • многоярусность строений,

  • наличие разнообразных пристроек

  • увенчание построек теремами и башенками

  • художественная резьба по дереву.


В X-XI веках получило развитие каменное строительство, что было связано с Крещением Руси. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами.

В архитектуре Руси появляются крестово-купольные храмы. Рисунок-реконструкция позволяет нам увидеть, что центральный купол находится на пересечении двух неф, образующих крест. Неф – вытянутое помещение в храме для верующих.


Примером каменного зодчества является Софийский собор, заложенный в 1037 году Ярославом Мудрым. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Центральный купол окружали размещенные ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов.

Внутри все стены и купола украшены фресками и мозаикой. В центральном куполе изображен Христос Вседержитель. Когда человек входит в Софийский собор, то первое, что бросается в глаза – это мозаика Богородица нерушимая Стена.

Первые иконы пришли на Русь из Византии во времена княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках.


Храм Святой Софии появляется и в Новгороде. Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по по­велению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.

Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм.

  • Как вы думаете, почему? (более суровая природа)


  1. Художественное ремесло

Завершим нашу виртуальную экскурсию в зале, посвященном художественному ремеслу.

Изделия мастеров Киевской Руси высоко ценились в Европе.

Скань – кружевное плетение из проволоки. Иногда проволоку расплющивали, надрезали под разными углами. Она начинала напоминать блестящие камешки и узоры. Это была уже филигрань.

Зернь – техника, когда на поверхность изделия напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек. Так изготовляли серьги, кольца, ожерелья.

У византийских художников русские мастера освоили сложную технику перегородчатой эмали. Мастер напаивал на основу тонкие перегородки – контуры рисунка. Эмаль заливалась между перегородками. Так украшались диадемы, медальоны, бляшки, оклады книг, иконы.


На этом наша экскурсия подошла к концу.


  1. Закрепление.

- Мы убедились, что древнерусская культура отличалась разнообразием и самобытностью.

- Назовите главный мотив древнерусского искусства. (Патриотизм)

- Как вы понимаете это понятие?


Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

- Назовите византийских монахов, создателей славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

- Назовите монаха Киево-Печерского монастыря, создавшего «Повесть временных лет» (Нестор)

Послушайте отрывок и определите, о каком жанре культуры идет речь?

Молчат гробницы, мумии и кости

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…

Он писал из года в год

Про великий наш народ

Н. Кончаловская

О ком идет речь в данном стихотворении?

Автором какого памятника древнерусской литературы он является?

  • Нестор-летописец - монах Киево-Печерского монастыря

  • «Повесть временных лет»


- Какими жанрами была представлена древнерусская литература? (летопись, житие, слово, поучение)

- Какие жанры искусства были известны на Руси? (иконопись, фрески, мозаика, миниатюра)

- Какие техники использовали русские ювелиры? (скань, зернь, эмаль)


  1. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Продолжите следующие фразы.

- Я узнал…

- Мне больше всего удалось…

- Мне было трудно…


  1. Домашнее задание

Всем - §10, Раздел «Думаем, сравниваем, размышляем», з. 4, заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X–XVI веков»


Дополнительно – дифференцированные задания (дополнительное оценивание):

  • Документ с. 92 «Историк Н.И. Костомаров о древнерусском храме» и задания к нему



Рабочий лист «Культурное пространство Европы и культура Руси»


Задание 1.

Используя текст параграфа (стр. 84-85), запишите важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XI вв.

1 вариант (Византия)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 вариант (Западная Европа)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

Учебник – стр. 85. Проведите в схеме соединительные линии.


Мифы и сказания





Церковные книги



Культурное наследие восточных славян




Резьба по дереву и камню






Кузнечное дело




Византийские культурные традиции

Строительство храмов

Иконопись











Задание 3.

Учебник – стр. 89. Выделите особенности деревянного зодчества.

1)__________________________________________________

2)__________________________________________________

3)__________________________________________________

4)____________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!