СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения внеурочного занятия на межпредметной основе, направленного на организацию исследовательской деятельности в социокультурной и природной среде школы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетенций. Например, коммуникативные универсальные учебные действия формируются в процессе овладения основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения внеурочного занятия на межпредметной основе, направленного на организацию исследовательской деятельности в социокультурной и природной среде школы»

Конобеева Г.Н. учитель географии

МБОУ СОШ №7

г. Мичуринска


Методика проведения внеурочного занятия на межпредметной основе, направленного на организацию исследовательской деятельности в социокультурной и природной среде школы.

В новых стандартах общего образования в качестве нового методического подхода заложено требование к метапредметным формам обучения. Значительно возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии, новые области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Поэтому в настоящее время школа должна ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека, способного самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Сегодня важно не наличие накопленных знаний впрок, а наличие коммуникативных, регулятивных, информационных способностей школьника.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетенций. Например, коммуникативные универсальные учебные действия формируются в процессе овладения основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.

В настоящее время, когда формируется постиндустриальное общество, объем информации постоянно увеличивается. В этих условиях коренным образом меняются требования к образованию. Характерным для современного образования является противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие и привели к переходу от идеала «всесторонне развитой личности» к новому образовательному идеалу- максимального развития способностей человека к самореализации.

Целью географического образования в школе, прописанной в стандарте по географии, является:

- «обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве». В динамичном, быстро развивающемся мире возрастает роль разнообразных средств информации. Поток информации каждый день огромен. Невероятное множество информационных источников в 21 веке. Как в них не потеряться? Как выбрать правильную, необходимую информацию? Как выделить главное в потоке?

В связи с этим, передо мной, как учителем, встает новая цель: научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя.

Географическое образование должно вооружить школьников умением пользоваться различными источниками географической информации, правильно ее принимать, обрабатывать, сохранять.

Большое значение имеет внеучебная деятельность. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность может проходить в разнообразных формах.

Основные направления внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Цели:

способствовать личностному становлению учащихся;

способствовать развитию творческих способностей учащихся;

предоставление возможности реализации в различных видах деятельности;

способствовать формированию коллективно-распределенной деятельности в детских коллективах.

Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение информационных технологий обучения.

Рассмотрим некоторые технологии, используемые во внеурочной работе, например, проектную деятельность. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

-направлены на достижение конкретных целей;

-включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

-имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

-в определенной степени неповторимы и уникальны.

Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только анализировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, мобилизировать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.

Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения. Имеющиеся ресурсы позволили мне создать систему работы по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся.

Первое направление – демонстрация материалов из электронных учебников.

Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе и внеурочной деятельности регулярно включаю в уроки новые интерактивные средства обучения географии – это электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. На теоретическом этапе изучение нового материала часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора может разнообразить уроки. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции.

Второе направление – показ процессов.

Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержение вулканов, развитие живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Но невозможно создать полный образ процесса или явления, не увидев его собственными глазами. Для этого в электронные учебники заложено много моделей. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, я демонстрирую образование ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.

Возможности кабинета географии школы позволяют мне на уроках и во внеурочное время использовать компьютер и проектор при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального и локального уровней, что предоставляется весьма эффективным. Интерактивные средства позволяют управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала.

Третье направление – использование программ для презентаций.

Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особо важным является использование зрительного канала восприятия. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволят создать более полный образ изучаемого объекта. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного занятия и в нужной последовательности. Это позволяет сделать занятие более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации.

Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому я использую демонстрационные средства: слайды, картины, анимации, видеозаписи, - что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.

Четвертое направление-использование Интернет.

В школе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него можно получить (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернета беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они используются для составления презентаций.

Пятое направление - компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся.

Практика показала, что лучше выбирать «закрытые» тестовые задания, т.е. задания, в которых из нескольких вариантов предложенных ответов верным является только один. Учащийся, прочитав задание, выбирает на его взгляд правильный ответ. Наводит курсор на этот вариант ответа и подтверждает свой выбор нажатием левой клавиши мыши. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока - как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания, при подготовке учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах.

Шестое направление - формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. На уроке очерчивается общая проблема, происходит ее актуализация, затем учащиеся выбирают тему, над которой будут работать. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс и внеурочную деятельность, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

Седьмое направление - участие в конкурсах различных уровней.

Школа создает социокультурное пространство в целях становления и развития личности ребенка. Социокультурное пространство- динамическое единство предметов материальной, духовной культуры, культурообразующей деятельности и возникающих в этой деятельности культуроориентированных отношений. На уроках, в процессе внеурочной деятельности учащиеся овладевают разными видами деятельности, приобретают умение адаптироваться к окружающей природной и социальной среде.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!