СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика разработки информационно-компьютерного продукта для работы учителя-логопеда ДОУ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР). Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Просмотр содержимого документа
«Методика разработки информационно-компьютерного продукта для работы учителя-логопеда ДОУ»

Бобкова Ирина Геннадьевна


учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка»

города Димитровграда Ульяновской области»




Методика разработки информационно-компьютерного продукта для работы учителя-логопеда ДОУ



"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР). Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Перечислим новые возможности, которые имеет учитель в профессиональной деятельности, используя ИКТ в учебном процессе, их называет М.А. Смирнова, координатор сайта Nachalka.com.

  1. Развитие наглядно-образного мышления.

Возможность демонстрации наглядного материала с увеличением фрагментов картин.

  1. Развитие внимания, наблюдательности.

  • Сравни картинки.

  • Чем похожи картинки?

  • Что изменилось?

  • Что на картине лишнее?

  • Составление картины из фрагментов.

  1. Развитие словесно-логического мышления.

  • Выдели главное.

  • Узнай и подбери схему.

  • Составление схем.

  1. Формирование навыков анализа и синтеза.

  • Установление причинно-следственных связей (буквально - соединяя стрелками, «нитями» объекты).

  • Восстановление порядка последовательности.

  • Сортировка, группировка, удаление лишнего.

  1. Формирование навыков самоконтроля.

  • Самопроверка по эталону на экране.

  • Разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа.

  1. Формирование познавательной мотивации.

  • Включение в презентацию анимированного персонажа, который ведет занятие.

Изучив возможности использования ЦОР в работе учителя, основываясь на требования к логопедическому занятию, были разработаны авторские ЦОР.

В ходе использования ЦОР на занятиях реализуются следующие принципы:

  • принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений;

  • принцип развивающего и дифференцированного обучения;

  • принцип систематичности и последовательности обучения;

  • принцип доступности обучения;

  • принцип индивидуализации обучения;

  • принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации;

  • принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка.

В процессе использования компьютерных технологий в работе учителя-логопеда для коррекции речи решается ряд специальных задач.

1. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла:

  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

  • знакомство детей с компьютерными программами;

  • преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере в процессе проведения коррекционных занятий.

2. Группа задач коррекционно-образовательного и воспитательного цикла:

  • формирование и развитие речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексики - грамматических компонентов языка;

  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, оценка результатов деятельности;

  • развитие психических процессов (знаковой функции сознания, словесно–логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти; внимания, мотивационной сферы, эмоционально–волевой сферы детей).

3. Группа задач творческого цикла:

  • развитие воображения;

  • развитие познавательной активности.

Для создания учителем–логопедом авторских ЦОР более удобной является программа создания презентаций MS PowerPoint. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

Использование ИКТ на логопедических занятиях в детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Для оказания коррекционной помощи дошкольникам, в условиях логопункта, разработаны авторские ЦОР в соответствие с тематическим планированием. Ресурсы выполнены в виде слайдовых презентаций (PowerPoint).

ЦОР применяются для:

  • развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;



  • развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;

  • автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;

  • дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;

Задание: Определи, в каких словах первый звук звонкий. Щелкни по картинке, где изображены такие слова.

  • развития связной речи и познавательных способностей;

  • для проведения в игровой форме обобщающих заданий, тестов.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. Их использование предусматривает первостепенную роль учителя – логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.

Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда.

Приведу результаты диагностики по некоторым критериям.

Психологом были проведены опросы детей, посещающих логопункт по двум направлениям: отношение ребенка к занятиям с логопедом и отношение ребенка к занятиям с логопедом, на которых используются возможности персонального компьютера. Цель: определить отношение ребенка к занятиям с логопедом и выявить уровень интереса к занятиям с применением ЦОР. Первое условие: предлагалось нарисовать «солнышко», если ребенок идет на занятия с желанием и «тучку», если идет без желания. Второе условие: предлагалось нарисовать «сердечко», если ребенку нравятся занятия с применением компьютерных технологий и «тучку» если не нравятся.

Результаты показали, что все дети с удовольствием посещают занятия и положительно относятся к занятиям с применением ЦОР.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!