СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития силовой выносливости у юношей старших классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика развития силовой выносливости у юношей старших классов

Просмотр содержимого документа
«Методика развития силовой выносливости у юношей старших классов»











Методические рекомендации

по развитию силовой выносливости у юношей старших классов























«Развитие силовой выносливости у юношей старших классов»

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………..1 стр.

  2. Физиологические особенности развития учащихся

старших классов………………………………………………………….5 стр.

  1. Характеристика выносливости………………………………………...7 стр.

  2. Стадии работоспособности……………………………………………...7 стр.

  3. Формы проявления выносливости………………………. ……………8 стр.

  4. Механизм адаптации мышц

при работе связанной с развитием силовой выносливости…………………………………………………………… ..11 стр

  1. Типы телосложения………………………………………………………15 стр.

  2. Взаимосвязь выносливости

с другими двигательными способностями…………………………….16 стр.

  1. Современные представления

о методике развития силовой выносливости………………………….18 стр.

  1. Метод прогрессивно возрастающего сопротивления………………....21 стр.

  2. Развитие силовой выносливости в соответствии

с типом телосложения……………………………………………………..25 стр.

  1. Особенности развития силовой выносливости в

зависимости от типа телосложения……………………………………..25 стр.

  1. Средства воспитания силовой выносливости…………………………30 стр.

  2. Выводы………………………………………………………………………35 стр.

  3. Таблицы тренировок на развитие силовой выносливости

в зависимости от типа телосложения…………………………………..36 стр.

  1. Материально- техническое обеспечение………………………………44 стр.

  2. Заключение………………………………………………………………...45 стр.

  3. Список литературы……………………………………………………….46стр.















ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура в школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека. Результатом влияния физической культуры на всём протяжении обучения, развития и воспитания учащихся с 1-го по 11-ый класс должен быть физически гармонично развитая личность. Свои социальные функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физического воспитания как важнейшего средства социального становления гражданина.

Развитие физических качеств является основным содержанием общей физической подготовки. Общая физическая подготовка включает в себя общий уровень знаний, умений и навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила и др.

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьших затратах сил.

Развитие физических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания школьников, особенно учащихся старших классов, для которых повышение общефизической подготовленности приобретает конкретный социальный смысл: подготовка к труду и службе в армии. Уровень физических качеств не только отражает развитие двигательной функции в целом, но и является одним из главных и наиболее заметных признаков физического совершенствования.

В настоящее время слабая физическая подготовка учащихся школ, будущих защитников Отечества, к которым военная служба предъявляет высокие требования к их силовым способностям. Деятельность личного состава воинских подразделений непосредственно связана с их силовой подготовкой. Высокого уровня силы, силовой выносливости требуют переходы с грузом по пересечённой местности, преодоление всевозможных препятствий, обслуживание разнообразной военной техники, тяжёлые сапёрные работы и другие виды учебно-боевой деятельности. Силовая выносливость составляет фундаментальную основу специальной силовой подготовки молодого человека.

Повышение уровня силовой выносливости учащихся - задача непростая.

Физическое воспитание играет важную роль в формировании навыков привычек здорового образа жизни, в привитии знаний в этой области именно учащимся. Недостаточная двигательная активность учащихся, особенно в подростковом возрасте, приводит к гиподинамии, с вытекающими отсюда последствиями, появлению самых различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, других органов и систем организма школьников.

Современная школа должна не только обучать, но и укреплять здоровье учащихся. В настоящее время в общеобразовательных школах реализуется большое количество разнообразных учебных программ, внедряются новые технологии. Очевидно, что внедрение педагогических технологий должно обеспечить такую организацию учебного процесса, чтобы успешно шло развитие детей как психическое, так и физическое.

Перед учителем физической культуры, готовящимся к урокам с проведением упражнений для развития силовой выносливости, всегда встает вопрос о нагрузке – количества повторений упражнений, числа подходов или серий, продолжительности интервалов отдыха между ними.



2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Для каждого возрастного периода школьников свойственны анатомо-физиологические особенности. Из этих особенностей исходят педагоги, психологи, врачи, специалисты по физической культуре, определяются задачи, содержание, формы, нагрузка на уроках физической культуры и другие вопросы. За время обучения в школе детей с 1 по 11 класс абсолютные показатели силы основных мышечных групп увеличиваются на 200-500 % и более.

Необходимо выявлять и очень строго учитывать в процессе обучения и воспитания все индивидуальные проявления возрастных особенностей, чтобы строить учебно-воспитательную работу на основе реальных возможностей детей.

В этом отношении, прежде всего, нужно иметь в виду процесс интенсивного роста и развития детского организма, протекающий хотя и неравномерно, но непрерывно на протяжении всех школьных возрастных периодов. Обмен веществ в организме может быть активизирован значительным объемом двигательной активности в повседневном режиме дня учащихся.

Это требует от занимающихся высокого уровня развития силовой выносливости. Повышение выносливости при многократном выполнении силовых упражнений - один из важнейших факторов улучшения работоспособности и здоровья

Несмотря на большую значимость силовой выносливости в струк­туре физической подготовленности, она исследована по­ка недостаточно как в теоретическом, так и в практическом аспек­тах. До настоящего времени слабо изучена ее структура, не хватает научно обоснованных данных о методике выносливости развития с уче­том индивидуальных особенностей занимающихся (возраста, пола, морфофункционального развития, уровня подготовленности).

Уровень развития силовой выносливости имеет важное значение для полноценного развития школьников старших классов, чем выше уровень развития силовой выносливости, тем более длительно может производить силовую работу, и тем позднее наступает утомление.

Наряду с этим выносливость в значительной мере влияет на быстроту восстановления работоспособности организма в период отдыха между тренировками

Силовая выносливость имеет важное значение, особенно на начальном этапе подготовки, когда создается так называемый фундамент силовой подготовленности и осуществляется всестороннее совершенствование опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Именно на ее основе возможна одинаковая работа над развитием максимальной и взрывной силы.

При развитии силовой выносливости юношей старших классов в процессе выполнения силовых упражнений величина преодолеваемого внешнего сопротивления и возможное число повторений упражнений, упражнений в подходе, количество самих подходов может широко варьироваться Естественно, что выносливость в силовых упражнениях различной интенсивности, длительности, характера работы тех или иных мышечных групп будет неодинаковой.

Разнообразие условий тренировочной деятельности обуславливает различные формы проявления силовой выносливости и надо полагать, что они находятся в сложной взаимосвязи как между собой, так и с другими силовыми способностями

В связи с этим проблема развития силовой выносливости юношей старших классов представляет большой практический интерес.

3.Характеристика выносливости.

Термин "выносливость" используется как при характеристике мы­шечной или умственной работы, так и при действии на организм раз­личных других факторов внешней и внутренней среды - пониженного атмосферного давления, ускорений, тепла, холода, болевых раздраже­ний, различных ядов и т.д.

В теории и методике физической культуры с выносливостью обыч­но отождествляют способность человека к длительному выполнению ка­кой-либо деятельности на необходимом уровне ее эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, то выносливость часто ха­рактеризуют как способность организма противостоять утомлению.

Чем больше выносливость, тем позже начинается утомление, тем успешнее проходит борьба с утомлением, и чем меньше снижается работоспособность по ходу рабо­ты, тем продолжительнее и сама работа.

В развитии утомления выделяют несколько стадий, содержание и приспособительное значение которых раскрываются при анализе дина­мики работоспособности в процессе длительно выполняемой деятель­ности.

……Стадии работоспособности

Обычно выделяют общие, наиболее типичные стадии работоспособности :

- стадию врабатывания и стадию оптимальной работоспособности;

- стадию компенсированного утомления, при которой удается сохранить заданные внешние параметры и результативность работы, несмотря на наступившее утомление;

- стадию декомпенсированного утомления, в пределах которой происходит значительное снижение качественных и количественных показателей работоспособности

Измерителем выносливости является время, в течение которого человек способен поддержать заданную интенсивность деятельности

При этом в одних случаях учитывается предельно возможное время выполнения какой-либо работы «до отка­за" , в других - время, в течение которого удается совершать дея­тельность в стадии оптимальной работоспособности или стадиях ком­пенсированного и декомпенсированного утомления

Иногда выносливость измеряют, ориентируясь на скорость сниже­ния работоспособности с развитием утомления при выполнении упраж­нении определенной мощности (интенсивности) на протяжении обуслов­ленного времени.

При развитии силовой выносливости используется два взаимосвязанных методических подхода:

- избирательное совершенствование ее отдельных компонентов (мышечной силы, мощности и емкости процессов энергообеспечения, "дыхательных" способностей мышц)

- интегральное (комплексное ) развитие силовой выносливости на основе одновременного совершенствования вегетативных систем, силовых способностей и свойств телосложения.

4. Формы проявления выносливости

В научно-методической литературе можно встретить характерис­тики многих форм проявления выносливости.

Выделяют выносливость общую и специальную,

скоростную,

силовую,

скоростно-силовую,

коор­динационную;

аэробную, анаэробную,

Силовая выносливость является одной из важных раз­новидностей двигательных способностей человека.

Ее обычно опреде­ляют, как:

  • способность поддерживать длительное время динамическую ра­боту со значительной нагрузкой

  • способность преодолевать заданное силовое напряжение при продолжительной работе

  • синтезированное проявление силы и выносливости

  • высокую силовую работоспособность и хорошую устойчивость к локальному утомлению

  • способность длительное время выполнять динамическую работу, требующую значительных нервно-мышечных усилий

  • способность длительное время проявлять мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности

  • способность длительное время проявлять высокую степень мы­шечных усилии

  • способность преодолевать заданное силовое напряжение в те­чение определенного времени

  • способность противостоять утомлению в мышечной работе с вы­раженными моментами силовых напряжений

  • способность мышцы развивать длительные усилия в течение не­которого периода времени

Общими признаками в по­нятии силовой выносливости являются показатели времени и интенсив­ности силовой нагрузки.

Таким образом, силовую выносливость можно охарактеризовать как способность человека преодолевать заданные мышечные напряжения (усилия) в течение определенного времени. Силовая выносливость так же, как и другие двигательные способности, имеет ряд форм проявле­ния в зависимости от характера двигательной деятельности.

Так, в зависимости от режима напряжения мышц выделяют дина­мическую и статическую выносливость

Динамическая силовая выносливость типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического или ациклического характера, где нужна сила.

Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных и околопредельных напряжений, а также уме­ренных напряжений, необходимых, главным образом, для сохранения определенной позы (например, в стрелковом спорте, беге на коньках и т.п.)

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, различает:

1) локальную мышечную выносливость, которая проявляется в движениях, требующих участия 1/3 общего объема мышц;

    1. региональную выносливость, когда в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы;

    2. тотальную (глобальную) выносливость - при силовой работе свыше 2/3 мышц тела.

Имеются данные, поз­воляющие утверждать, что показатели локальной выносливости мышеч­ных групп коррелируют между собой, хотя выносливость этих групп может быть резко различна

Динамическая и статическая силовая работа может осуществлять­ся за счет различных источников энергии. Поэтому исходя из типа энергетического обеспечения мышечной деятельности различают также силовую аэробную и силовую анаэробную.

Следует иметь в виду, что при динамической мышечной деятельности одни и те же энергетические процессы вступа­ют в работу при различной величине отягощения, действующего на мышцы

Многие из рассмотренных выше форм силовой вынос­ливости не существуют изолированно, а проявляются в спорте в раз­личных сочетаниях. Если объединить разные классификационные приз­наки между собой в определенном порядке, то можно получить виды и разновидности силовой выносливости,

.

К сожалению, проблема структуры силовой выносливости во многих видах спорта, изучена еще чрезвычайно слабо и является, по выражению Ю.В.Верхошанокого, "белым пятном" в теории спортивной тренировки.

5. Механизмы адаптации мышц при работе,

связанной с развитием силовой выносливости

Развитие силовой выносливости обусловлено весьма сложным комплексом изменений в организме, возникающих в результате мышечной деятельности. Долгое время ограничение работоспособности в видах спорта, требующих выносливости, преимущественно связывалось с рабочей гипоксией мышц и, как следствие - с повышением уровня концентрации лактата и других продуктов анаэробного метаболизма в крови, что ведет к снижению сократительных свойств мышц.

Лучшая выносливость к субмаксимальной работе объяснялась более высоким МПК и повышенным поступлением крови и кислорода в работающие мышцы.

Поэтому, в теории и практике спорта сложились односторонние и весьма примитивные представления о выносливости, как о функции в основном дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающих доставку кислорода к работающим мышцам.

Совершенствование выносливости виделось, главным образом, в повышении МПК, поскольку считалось, что этот показатель дает обобщающую оценку уровня развития физиологических функций, обеспечивающих поступление, транспорт и утилизацию кислорода в организме. В настоящее время на основании проведённых исследований высокий уровень выносливости определяется специфическими внутримышечными изменениями: значительным увеличением общей массы митохондрий в работающих мышцах и повышением способности мышц использовать поступающий с кровью кислород для синтеза АТФ

Интересно, что у спорстменов, развивающих как силу, так и выносливость, плотность субсарколеммальные митохондрии оказывается выше, чем у совершенствующих исключительно аэробную выносливость. Одним из решающих факторов повышения работоспособности при этом является увеличение диффузионного расстояния и размеров мышечных волокон, иными словами, их рабочей гипертрофии. Гипертрофия мышц проявляется в увеличении физиологического поперечника мышц за счет утолщения мышечных волокон и увеличения числа капилляров в веществе мышц.

В том случае, когда требуются максимальные усилия, рабочая гипертрофия связана с увеличением объема миофибрлл, т.е. собственно сократительного аппарата мышечных волокон.

Как известно, выделяют два основных типа мышечных волокон: медленные волокна (I тип, окислительные) и быстрые волокна (II тип, гликолитические). В свою очередь, среди быстрых выделяют два подтипа: подтип II-A (быстрые относительно-гликолитические) и подтип II-В (быстрые гликолитические). С физиологической точки зрения названные типы волокон различаются между собой силой, скоростью одиночного сокращения и способностью к продолжительным сокращениям, т.е. выносливостью

Медленные мышечные волокна имеют богатую капиллярную сеть, повышенное содержание миоглобина, большое количество митохондрий, в которых протекают окислительные процессы, высокую активность окислительных ферментов. Поэтому они обладают более высокой выносливостью к работе преимущественно аэробного характера.

Быстрые мышечные волокна, наоборот, используют в большей степени гликолитический путь энергопродукции. Они имеют высокую активность гликолитических ферментов, повышенное содержание гликогена, малое число капилляров, меньше митохондрий, миоглобина. Для развития силовой выносливости очень хорошо подходят занятия атлетической гимнастикой.

Занятия атлетической гимнастикой, по сравнению, например, с тренировкой тяжелоатлетов, оказывают различное влияние на окислительный потенциал гипертрофированных мышц, тренировка в атлетической гимнастике характеризуется большим количеством подходов и субмаксимальным уровнем усилий в процессе тренировочных занятий. Это и обуславливает увеличение абсолютного содержания окислительных ферментов в гипертрофированном волокне без прироста их концентрации.

Следует обратить внимание на то, что силовая тренировка с большим весом отягощения и небольшим количеством повторений мобилизует значительное число быстрых мышечных волокон, в то время как тренировка с небольшим весом и большим количеством повторений активизирует как быстрые, так и медленные волокна

При длительной силовой тренировке процентное распределение быстрых и медленных волокон не изменяется. Однако отмечается изменение объема волокон обоих типов и увеличение отношения площади, занимаемой быстрыми волокнами, к площади медленных волокон, что указывает на специфическую гипертрофию быстрых волокон

Важная роль в развитии функциональной специализации организма при работе на выносливость принадлежит устойчивости организма к гипоксии, гиперфункции сердца и гемодинамическим факторам

Перераспределение кровотока и увеличение его интенсивности в работающих мышцах, в частности, способствуют как удовлетворению их потребности в кислороде, так и удалению анаэробных метаболитов.

Выносливость в условиях длительной и напряженной работы обеспечивается рядом компенсаторных механизмов на уровне внутри- и межмышечной координации силовая выносливость - многокомпонентное свойство организма.

Ее развитие связано с совершенствованием кардиораспираторной системы, повышением силовых и окислительных свойств мышц, перераспределением кровотока и увеличением его интенсивности в работающих мышцах, структурно-метаболической организацией скелетных мышц, их внутри- и межмышечной координацией.

Отсюда следует, что развитие выносливости должно вестись комплексно, на основе взаимосоответствующего совершенствования вегетативных систем и моторных органов и сбалансированной регуляции их функций.

Прежде чем приступить к занятиям по развитию силовой выносливости юношам старших классов, необходимо установить конституциональные особенности телосложения каждого начинающего атлета.

Знание своего типа телосложения позволяет каждому занимающемуся сэкономить много времени, сил и избавляет его от разочарований в процессе занятий.

Типы телосложения

Конституция рассматривается как функциональное единство всех физических и физиологических свойств человеческой актуальности.

В настоящее время существует множество классификаций типов телосложения человека (для детей, мужчин, женщин), в основу которых обычно положены разные морфологические признаки или комплексы признаков.

1. Эндоморфный - округлые формы тела, большой живот, вялые руки и ноги, значительная жировая прослойка на плечах и бедрах, узкие дистальные части предплечья и голени; переднезадние размеры тела» включая грудную клетку и таз, превалируют над поперечными.

2. Мезоморфный - прямоугольные очертания тела, кубическая массивная голова, массивные скелет, мышцы и соединительная ткань, т.е. классический вариант Геркулеса с небольшими переднезадними размерами.

3. Эктоморфный - вытянутое в длину хрупкое тело с тонкими, длинными руками и ногами, худой и узкой грудной клеткой; мускулатура развита слабо, жировая прослойка почти полностью отсутствует.

Естественно, что в чистом виде указанные конституциональные типы встречаются весьма редко, и у каждого индивида в том или ином сочетании представлены все три компонента конституции.

Уровень развития различных двигательных способностей (качеств) взаимосвязан с типом конституции.

Для каждого индивида имеется своя, свойственная только ему, ответная норма реакции на тренировочные нагрузки, умеренно связанная с величиной мышечной массы и тесно - с ростовым процессом. Показано, что между представителями эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного типов конституции существуют определенные различия в проявлении психологических свойств и двигательных способностей, в выполнении технико-тактических приемов, в успешности достижения спортивных результатов в отдельных видах спорта

В частности, отмечается, что представители эндоморфного типа, как правило, обладают низким уровнем ловкости и выносливости, хотя могут иметь и хорошие силовые показатели.

Мезоморфы отличаются высоким развитием силы, выносливости, но нередко имеют отставание в развитии ловкости и быстроты.

Для лиц преимущественно эктоморфного типа характерно слабое развитие таких качеств, как сила, быстрота, выносливость.

Таким образом, в целом можно констатировать, что между типом телосложения и силовыми способностями человека собственно силовыми, скоростно-силовыми и силовой выносливостью имеется определенная связь.

В настоящее время конституциональные особенности школьников старших классов, изучены недостаточно, что негативно сказывается на индивидуализации подготовки разных соматотипов вообще и совершенствовании силовой выносливости, в частности.



6. Взаимосвязь силовой выносливости с другими двигательными способностями

Проблема взаимосвязи между различными способностями (качествами) издавна интересует теоретиков и практиков спорта. Интерес к ней вполне понятен, так как подавляющее большинство спортивных движений требует развития комплекса основных качеств: силы, быстроты, выносливости и др.

По мнению В.М.Зациорского (1966, 1970, 1982), следует также различать "точечные" и "зональные" показатели выносливости.

Первые характеризуют выносливость лишь по отношению к одной, строго определенной силовой работе (например, к преодолению штанги весом 20 кг или 50% от максимальной силы каждого спортсмена).

Вторые характеризуют выносливость по отношению к какому-то одному диапазону силовых нагрузок, сходных по своим физиологическим признакам (скажем, к силовой работе субмаксимальной или большой интенсивности). Общий путь нахождения зональных показателей выносливости заключается в том, что у испытуемых измеряют максимально возможное число повторений какого-либо упражнения при преодолении разных отягощений (сопротивлений).

После этого устанавливается зависимость: "вес отягощения - предельное число повторений данного отягощения в одной серии (повторный максимум)".

Иными словами, люди с большой силой могут и большее число раз выполнить силовое упражнение. Однако эта зависимость наблюдается, лишь если величина силового напряжения достаточно велика: не менее 20-30% от уровня максимальной силы. При меньших отягощениях число возможных повторений или длительность поддержания веса быстро растет и практически не зависит от максимальной силы.

Что касается взаимосвязи между относительными показателями выносливости и силы, то они далеко не однозначны. Уровень развития максимальной силы оказывает положительное влияние на относительные показатели выносливости. Правда, эта закономерность справедлива только при работе с определенным весом отягощения. Тренировка в работе до отказа с небольшими нагрузками от максимальной силы в среднем темпе движений приводит к более значительному увеличению выносливости, чем тренировка при тех же условиях, но с большой нагрузкой (80% от максимальной силы).

1. Параметрическая связь между весом штанги и числом ее подъемов нелинейна, и дисперсия числа подъемов увеличивается по мере уменьшения преодолеваемого сопротивления, т.е. при поднимании тяжелых грузов более сильные люди могут выполнить задание большее число раз, а при малых величинах проявляемой в движениях силы число подъемов все больше зависит от неучтенных величин.

Эта зависимость определяется во многом спецификой развития индивида

2. Непараметрическая зависимость между силой и выносливостью (числом подъемов) при выжимании штанги имеет такую же картину, как и параметрическая. При выжимании штанги большого веса наблюдается высокая корреляционная взаимосвязь работоспособности спортсменов и их максимальных силовых возможностей. Со снижением веса штанги число подъемов меньше зависит от максимальной силы.

7. Современные представления о методике развития силовой выносливости

В последние годы был осуществлен ряд исследований, посвященных изучению влияния занятий атлетической гимнастикой на укрепление здоровья, достижение красоты тела, обоснованию содержания и методики совершенствования отдельных сторон подготовленности занимающихся.

В то же время, в гораздо меньшей степени внимание специалистов было сосредоточено на совершенствовании методики развития такой важной способности, как выносливостью

На современном этапе в методике развития выносливости происходит сдвиг акцентов в сторону разработки методов повышения способности самих мышц к лучшей утилизации кислорода, в то время как большинство методов и средств тренировки, используемых в последние годы, связано с совершенствованием кислородо-транспортной системы .

Повышение уровня развития силовой выносливости и устойчивости мышц к утомлению возможно за счет:

1) улучшения кровоснабжения скелетных мышц, благодаря увеличению их капиллярной сети;

2) биохимических изменений в мышечных клетках;

3) увеличения работоспособности мышц в условиях сильных ацидотических сдвигов в организме.

В процессе развития силовой выносливости, можно выделить два относительно самостоятельных, и в то же время тесно связанных между собой методических подхода:

- интегральное ее совершенствование, преусматривающее комплексное развитие различных качеств и способностей, обеспечивающих одновременное формирование телосложения и повышение работоспособности организма

- аналитическое, способствующее изолированному, избирательному развитию отдельных свойств и способностей, определяющих ее уровень

Программа занятий избирательной направленности должна планироваться так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи, а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.

Большой тренировочный эффект такого рода занятия дают на уровне начинающих спортсменов, в то время как однонаправленные занятия, с их концентрированным избирательным воздействием, в гораздо большей степени стимулируют рост подготовленности занимающихся.

Выбор того или иного варианта построения занятии в основном зависит от решаемых задач, возраста, квалификации, подготовленности и индивидуальных особенностей телосложения.

Например, в занятиях избирательной направленности рекомендуют использовать на протяжении длительного времени однообразный комплекс упражнении. Тренировочная программа является весьма стабильной по объему и интенсивности нагрузки в течение какого-то этапа.

При проведении базовых силовых тренировок обычно рекомендуют вводить в программу самые разнообразные упражнения, стимулирующие совершенствование нервно-мышечного аппарата. Программа таких занятий может выполняться в режиме «круговой трениовки».

В тренировке юношей старших классов встречается оба типа комплексных занятий

При последовательном решении задач занятие делятся на несколько частей, в каждой из которых применяют соответствующие средства.

В частности, при снижении веса тела предлагается сочетать аэробные упражнения (танцевальные, ритмическую гимнастику, бег, ходьбу, езду на велосипеде, плавание) с силовыми.

В комплексных занятиях с параллельным решением педагогических задач наиболее широко рекомендуют одновременно повышать и мышечную силу, и силовую выносливость;

- развивать абсолютную силу и увеличивать мышечную массу;

- совершенствовать силовую выносливость и уменьшать вес тела;

- развивать дополнительную мышечную массу и создавать соответствующие контуры тела и т.д.

Следует иметь в виду, что эффективность занятий с избирательной и комплексной направленностью при развитии силовой выносливости во многом зависит от методов силовой тренировки, используемых как в одном, так и в системе нескольких тренировочных занятий.

Считается, что ведущим для развития силовой выносливости является метод повторного упражнения. Направленность и величина тренировочного аффекта при его применении во многом определяется весом отягощения, числом повторений упражнении в одном подходе, количеством подходов и интервалов отдыха между ними, темпом выполнения упражнения, режимом работы мышц и др.

8. Метод прогрессивно возрастающего сопротивления.

Существуют различные варианты этого метода, оказывающие различное влияние на организм занимающихся. к ним прежде всего относится метод прогрессивно возрастающего сопротивления, получивший название метода Де Лорма.

Суть его заключается в том, что вначале определяют вес, который можно поднять 10 раз подряд и который обозначается как 10 ПМ (повторный максимум). Необходимо отметить, что по данным специальных исследований вес 5 ПМ и 10 ПМ для любых мышц приближен к 89.8 и 78.9% от веса 1 ПМ.

Следовательно, при использовании этого варианта выбирается вес отягощения, равный примерно 80% от максимально возможного. Тренировочный сеанс состоит из трех подходов с 10 медленными повторениями в каждом. В первом подходе берется вес, равный половине 10 ПМ, во втором - 3/4 от 10 ПМ и в третьем - 10 ПМ.

Установлено, что прогрессивное увеличение сопротивления по методу Де Лорма имеет практическую ценность для развития силы, выносливости и гипертрофии мышц .Выполнение упражнений по методу Де Лорма, но в обратном порядке, т.е. по способу прогрессивно убывающего сопротивления, называется оксфордским, или методом А.Зиновьева, а с последовательностью 1/2 от 10 ПМ, 3/4 от 10 ПМ - методом Мак-Клоя.

Сравнение этих разновидностей методов показало, что система Де Лорма соответствует большему увеличению силы, чем система Мак-Клоя, однако при занятиях по системе Мак-Клоя увеличивается выносливость. Тренировка с тяжелыми, а затем с легкими отягощениями вызывает увеличение объема мышц по сравнению с тренировкой с легкими, а затем с более тяжелыми отягощениями

По данным различных авторов, величина нагрузки при одновременном развитии силы и увеличении объема мышечной массы повторным методом колеблется от 5-6 до 8-10 ПМ, чему соответствует отягощение, составляющее примерно 80-90% от индивидуально максимального в данном упражнении

В тренировке оптимальным считается 8-10 повторений с весом 65-75% от максимального . Следует иметь в виду, что конкретные нормы нагрузок широко варьируют в зависимости от функционирования и строения подвергаемых воздействию мышц. Для стимулирования гипертрофии относительно крупных мышц число повторений в одном подходе находится в пределах 5-10 ПМ. В упражнениях же, локально воздействующих на мышцы предплечья или голени, вес отягощения может достигать 10-15 ПМ.

Нагрузки весом 5-6 ПМ предпочтительно использовать с лицами, имеющими слабый тип конституциию

Для повышения выносливости мышц величина сопротивления снижается, а число повторений возрастает. При таком варианте метода повторных усилии вес отягощений может колебаться от 30 до 70% от максимального.

Количество повторений упражнений в подходе достигает 15-30 и более раз.

Таким образом, при различных вариантах применения метода повторных усилий можно выделить несколько диапазонов силовых нагрузок ("зон развития»)

Есть "зона нагрузки", в наибольшей степени развивающая многие качества одновременно:

абсолютную силу, силовую выносливость.

Но есть "зона нагрузок", позволяющая в большей степени совершенствовать отдельные качества - от мышечной силы до силовой выносливости. Использовать интервальный метод при развитии локальной мышечной выносливости необходимо после предварительной силовой работы с преимущественной направленностью на развитие максимального силового, а также взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости.

После этого в тренировку включается такой вариант интервального метода, который способствует развитие мощности, а затем - емкости анаэробного алактатного источника энергообеспечения при умеренном привлечении гликолитического механизма энергообеспечения.

В зависимости от задач тренировки и применяемых средств можно использовать комплексные методы. При избирательном воздействии на развитие силового компонента рекомендуется применять комплекс, состоящий из методов вариативного воздействия, "до отказа" и повторного. При вариативном воздействии - метод вариативного воздействия, повторный и "до отказа".

Большой интерес представляет вопрос одновременного развития в тренировочном занятии всех типов мышечных волокон (медленных и быстрых) посредством включения как аэробных, так и анаэробных процессов.

Как образец можно взять тренировку тяжелоатлетов. Вначале необходимо выполнить силовую работу с большими отягощениями (80-100% от максимума) и небольшим числом повторений упражнения в серии (1-3), в которой участвуют быстросокращающиеся белые волокна, и энергия производится анаэробным путем. Интервалы отдыха между подходами 90 с, ЧСС достигает 170-180 уд/мин.

Затем следует работа с отягощением (40-50% от максимума) и с большим количеством повторений упражнения в серии (13-15), число серий - 4. Время работы - более 5 мин, ЧСС колеблется от 120 до 140 уд/мин. В этом случае в работу включаются быстросокращающиеся красные волокна, и она обеспечивается за счет аэробных процессов. Интервалы отдыха между подходами - 10 с. В качестве энергетического источника здесь выступают жирные кислоты, которые, в свою очередь, поступают из жировых депо организма.

В процессе тренировочных занятий приходится выполнять силовые упражнения в динамическом, статическом и смешанном режимах работы мышц. В зависимости от характера упражнений В работе участвует разное количество мышц тела. При этом величина преодолеваемого внешнего сопротивления и возможное число повторений упражнений в подходе или в серии могут широко варьироваться в соответствии с решаемыми задачами.

Такие тренировки приводят к развитию специфических форм силовой выносливости . Специфичность тренировочных эффектов - результат целостного морфофункционального совершенствования организма , включающего как перестройки на центрально- нервном уровне, так и избирательные изменения различных физиологических систем организма, морфологических и биохимических свойств тех мышечных групп, которые преимущественно вовлекаются в работе

Широкое распространение при развитии выносливости получил комплексный подход.

9. развитие силовой выносливости в соответствии с типами телосложения.

Положительное взаимодействие нагрузок при развитии силовой выносливости обнаруживается в тех случаях, когда:

- упражнения аэробного характера выполняются после нагрузок алактатного анаэробного воздействия;

- упражнения аэробного характера выполняются после нагрузок гликолитического анаэробного воздействия (в небольшом объеме);

- упражнения гликолитической анаэробной направленности выполняются после нагрузок алактатного анаэробного воздействия.

В этих условиях предшествующая тренировочная нагрузка создает благоприятные условия для выполнения последующей и повышения эффекта тренировочного занятия в целом

Занятия комплексной направленности с параллельным решением педагогических задач обеспечивают одновременное развитие нескольких составляющих выносливости в упражнениях силового характера. Структура основной части тренировочного занятия в данном случае состояла из одного "блока" нагрузки, который оказывал преимущественное воздействие на абсолютные силовые возможности и силовую выносливость (с возможным ростом мышечной массы).





Особенности развития силовой выносливости в зависимости от

типа телосложения.

Ряд рекомендаций по методике развития силовой выносливости у юношей 16-18 лет с учетом их конституциональных особенностей на начальном этапе подготовки.

Прежде чем приступить к тренировкам, желательно установить конституциональные особенности телосложения каждого занимающегося.

С этой целью можно воспользоваться схемой Хит-Картера, которая позволяет выделить три основных типа телосложения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

После этого можно приступать непосредственно к планированию тренировочных занятий по комплексному совершенствованию силовой выносливости, силы и свойств телосложения для представителей каждой соматической группы, исходя из уровня их силовой работоспособности и морфофункциональной организации организма.

Основные различия в методике комплексного совершенствования силовой выносливости юношей 16-18 лет разных типов телосложения следующие:

1. При развитии силовой выносливости юношей преимущественно эндоморфного типа в месячном цикле 50% времени должно отводиться на одновременное развитие силовой выносливости, уменьшение жировой ткани, 25% - на развитие максимальной силы и увеличение мышечной массы. Планируя тренировочную нагрузку, следует иметь в виду, что у них невысокие аэробные возможности и повышенное содержание жировой ткани, поэтому суммарные величины силовых нагрузок аэробной направленности у эндоморфов должны быть больше, чем у юношей других соматических групп. В тренировке используется метод многократных повторений с непредельными отягощениями. Отдых между повторениями составляет обычно в среднем 1.0-1.5 мин, увеличение продолжительности отдыха между повторениями, и особенно сериями, может быть оправдано в связи с возможностью использования в качестве источника энергии жировой ткани.

Направленность и величина нагрузок в течение месячного цикла зависит от характера педагогических задач, решаемых в каждом занятии. При развитии силовой выносливости мышц упражнения выполняются с 30-35-процентными весами и с 15-25 повторениями. При сопряженном развитии максимальной силы и силовой выносливости упражнения выполняются с 60-65-процентными весами и 10-15 повторениями, а при развитии максимальной силы мышц и увеличении мышечной массы - с 80-90-процентными весами и 5-8 повторениями.

2. У юношей преимущественно мезоморфного типа, благодаря крепкому строению их фигуры и хорошему развитию мышечной ткани, при развитии силовой выносливости особое внимание следует уделять пропорциональному развитию силовых возможностей различных мышечных групп и одновременному увеличению их объемов. 50% времени, отводимого на занятия, в этом случае должны быть направлены на развитие максимальной силы и стимулирование роста мышечной массы, а 50% - на развитие максимальной силы тренируемых мышц и параллельное увеличение их силовой выносливости. Объем нагрузки в данной соматической группе несколько ниже, чем у эндоморфов. В то же время интенсивность нагрузки, наоборот, выше. Она достигает 70% от максимального веса отягощения при выполнении силовых упражнений в каждом подходе. При одновременном увеличении максимальной силы и мышечной массы, упражнения выполняются главным образом с 80-90-процентными весами и с 3-6 повторениями, а при совершенствовании максимальной силы и силовой выносливости - с 50-70-процентными весами и 6-15 повторениями.

Мышцы юношей мезоморфного типа хорошо реагируют на силовую работу в различных зонах интенсивности. Правда, надо учитывать, что различные мышечные группы неодинаково реагируют на нагрузку, поэтому в процессе тренировочных занятий нужна ее корректировка.

3. При совершенствовании силовой выносливости юношей эктоморфного типа тренировочные занятия должны носить более интенсивный характер в сравнении с мезоморфами и эндоморфами. При этом целесообразно использовать такое сочетание силовых нагрузок: 50% времени отводится на развитие максимальной силы со значительным увеличением мышечной массы; 25% - на развитие силовой выносливости и формы мышц и 25% - на развитие максимальной силы и силовой выносливости.

При развитии максимальной силы рекомендуется выполнять упражнения с 70-90-процентными весами и с 4-12 повторениями в подходе. При развитии максимальной силы и силовой выносливости - упражнения с 60-65-процентными весами и 10-12 повторениями, а при совершенствовании силовой выносливости мышц с 30-60-процентными весами и с 10-20 повторениями. Интервалы отдыха между повторениями колеблются от 2.5 до 3 мин. Темп выполнения упражнений - преимущественно медленный.

Метод развития силовой выносливости.

Метод «круговой тренировки»

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например сгибание- разгибание рук со штангой стоя, жим штанги ногами в станке Смитта, жим штанги лёжа, и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис.1)

Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять определённое время в зависимости от самототипа, в это время выполняются упражнения на расслабление.

Количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых в тренировочном процессе.

В программе чередуются упражнения на мышцы ног и рук. Таким образом, мышцы ног и рук получают возможность восстановиться в течение определённого времени. Уровень ЧСС поддерживается приблизительно в режиме 140 уд./мин.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.







Средства воспитания выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной или большой мощности работ; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально доступной. 4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать лактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966):

1) интенсивность упражнения;

2) продолжительность упражнения;

3) число повторений;

4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических - количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической получила название надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет обратную относительно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4-5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.

Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать и зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, который в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения. Это дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.



При воспитании силовой выносливости решаются три основные задачи:

1. повышение анаэробных возможностей (главным образом их гликолитического компонента);

2. улучшение аэробных возможностей, в частности совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

3. повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

Вспомогательные задачи

1. Развитие силовой выносливости на уроках физической культуры позволяет развить не только физические качества, но значительно укрепить стрессоустойчивость подросткового организма.

2. Создать благоприятные условия на базе силовой выносливости для занятий другими видами спорта.

3. Организовать досуг при помощи минимальных финансовых затрат и в ограниченном пространстве

4. Предотвратить ослабление мышечной деятельности

5. Привить старшеклассникам навыки самоконтроля при занятиях с отягощениями

6. Привить навыки правильного, сбалансированного питания и соблюдения режима дня.

ВЫВОДЫ

1. Силовая выносливость имеет важное значение для гармоничного развитию юношей старшего школьного возраста. Существенным резервом повышения качества тренировочного процесса при ее развитии является оптимизация построения и планирования тренировочных нагрузок в соответствии с типом телосложения спортсменов.

2. Для оценки различных форм проявления силовой выносливости у юношей старших классов различных конституциональных типов (эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов) наряду с использованием "точечных" показателей целесообразно применять и "зональные" показатели, которые характеризуют выносливость не к строго определенной величине отягощения, а к целому диапазону внешних сопротивлений, сходных по своим механизмам утомления. В качестве "зональных" показателей силовой выносливости рекомендуется использовать характер изменения зависимости "вес отягощения - максимальное количество его повторений в одной серии".

3. Уровень развития силовой выносливости существенно различается у представителей различных соматотипов. У юношей эндоморфного и эктоморфного типов обнаружены самые низкие показатели выносливости к силовой работе различной интенсивности. В отличие от них юноши преимущественно мезоморфного типа значительно их выносливее и сильнее. Вследствие этого юноши эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного типов телосложения имеют неодинаковые возможности в силовой работе разной интенсивности.

4. Между силовой выносливостью и морфофункциональными характеристиками, уровнем развития силовых способностей существует неоднозначная корреляционная зависимость у представителей различных соматотипов

5. Силовая выносливость юношей 16-18 лет различных соматических типов определяется четырьмя ведущими факторами: максимальными силовыми возможностями; тотальными размерами и фракционным составом тела; способностью длительное время совершать силовую работу в зоне интенсивных нагрузок; способностью длительное время совершать силовую работу в зоне экстенсивных нагрузок; функциональной дееспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Тренировка на развитие силовой выносливости юноши эндоморфа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тип

телосложния

Средства развития физических качеств

Физическое качество

Количество подходов, повторений

метод

примечание

подходы

повторения

Вес (% от повторного максимума ПМ)

отдых

Многократных повторений с непредельными отягощениями

50% тренировочного времени на развитие силовой выносливости, 25% на развитие максимально силы, 25% бег, прыжки, скакалка

эндоморф

Жим штанги лёжа

В

Ы

Н

О

С

Л

И

В

О

С

Т

Ь



5-6

15-20

30-35% от ПМ

2-3 минуты

Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

5-6

25-30

2-3 минуты

Сгибание-разгибание голени

5-6

25-30

Жим штанги лёжа

Сила+ выносливость

2-3

10-15

60-65% от ПМ


Стандартно- интервального упражнения


Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

2-3

15-30


2-3 минуты

Сгибание-разгибание голени

2-3

15-30


2-3 минуты


Жим штанги лёжа

Сила максимальная


1-2


5-8

80-90% от ПМ

4-5 минут

Стандартно- интервального упражнения


Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

Сила максимальная


1-2

6-8

Подобрать утяжеление с учетом индивидуальных особенностей и стажа занятий

4-5

Стандартно- интервального упражнения


Сгибание-разгибание голени

1-2

6-8

Подобрать утяжеление с учетом индивидуальных особенностей и стажа занятий

4-5




Тренировка на развитие силовой выносливости юноши мезоморф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тип

телосложния

Средства развития физических качеств

Физическое качество

Количество подходов, повторений

метод

примечание

подходы

повторения

Вес (% от повторного максимума ПМ)

отдых

Стандартно- интервального упражнения

50% тренировочного времени на максимальной силы, 50% на развитие максимальной силы + выносливости

мезоморф

Жим штанги лёжа

Максимальная сила


3-4 подхода

3-6 повторений

80% от ПМ

4-5 минут

Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

3-4 подхода

3-6 повторений

4-5 минут

Сгибание-разгибание голени

3-4 подхода

3-6 повторений

Жим штанги лёжа

Максимальная сила +выносливость

4-5 подходов

6-15 повторений

50%-70% ПМ

2-3 минуты

Стандартно- интервального упражнения

Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

4-5 подходов

6-15 повторений

2-3 минуты

Сгибание-разгибание голени

4-5 подходов

6-15 повторений

2-3 минуты





Тренировка на развитие силовой выносливости юноши эктоморфа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тип

телосложния

Средства развития физических качеств

Физическое качество

Количество подходов, повторений

метод

примечание

подходы

повторения

Вес (% от повторного максимума ПМ)

отдых

Стандартно- интервального упражнения

50% тренировочного времени отводиться на развитие максимальной силы, 25% тренировочного времени на развитие силовой выносливости, 25% на развитие силовой выносливости +максимальная сила

эндоморф

Жим штанги лёжа

Максимальная сила

1-2

4-12

70-90

2-3 минуты

Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

1-2

4-12

2-3 минуты

Сгибание-разгибание голени

1-2

4-12

Жим штанги лёжа

Силовая выносливость

4-5

10-20

30-60%

2,5-3 минуты

Стандартно- интервального упражнения

Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

4-5

10-20

2,5-3 минуты

Сгибание-разгибание голени

4-5

10-20

2,5-3 минуты

Жим штанги лёжа

Максимальная сила + силовая выносливость

3-4

10-12

60-65%

2,5-3 минуты

Стандартно- интервального упражнения

Жим ногами лёжа в станке смитта

Подъём штанги стоя на бицепс

Прокачка пресса на наклонной доске

3-4

10-12


2,5-3 минуты

Сгибание-разгибание голени

Материально- техническое обеспечение:

  1. штанга олимпийская с набором дисков

  2. стойки для приседания

  3. скамья для жима лёжа

  4. шведская стенка, наклонная доска для прокачки пресса

  5. блочный тренажёр «стопа-голень»









Заключение

Таким образом при развитии силовой выносливости у юношей старших классов можно предположить следующую методику.

  1. Использовать основные средства физического воспитания- физические упражнения, в которых задействованы 2/3 мускулатуры (многосуставные упражнения). Жим штанги лёжа, приседания со штангой на плечах, тяга штанги в наклоне.

  2. Построить втягивающий мезоцикл по развитию силовой выносливости у юношей старших классов по принципу:

Развитие максимальной силы  развитие выносливости развитие силы +выносливости

  1. Определиться с соматотипом телосложения ученика (мезоморф, эктоморф, эндоморф) и в соответствии с типом телосложения подобрать количество повторений, подходов, вес снаряда, время отдыха, темп выполнения упражнения.

Основные средства при развитии силовой выносливости- физические упражнения с отягощениями.

Форма организации физического воспитания- урок в школе.

Методы развития физического качества (силовой выносливости)

- стандартно интервального упражнения

- многократного повторения с непредельным отягощением

Материально- техническое обеспечение:

1. штанга олимпийская с набором дисков

2. стойки для приседания

3. скамья для жима лёжа

4. шведская стенка, наклонная доска для прокачки пресса

5. блочный тренажёр «стопа-голень».







Список литературы:

  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в

спорте. - М.: Физкульт. и спорт, 1970. - 264 с.- 145 –

  1. Верхошанский Ю.Е. Основы специальной силовой подготовки в

спорте. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкульт. и спорт, 1977. -

215 с.

  1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного

процесса. - М.: Физкульт. и спорт, 1985. - 176 с.

  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов. - М.: Физкульт. и спорт, 1988. - 331 с.

5. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. - Л.: ЛГУ,

1958. - 460 С

6. Виноградов Г.П. Средства и методы интенсификации специальной

физической подготовки гиревиков в соревновательном периоде:

Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - Л., 1988. - 23 с.

7. Виеневски В. Методика занятий атлетической гимнастикой со

студентами вузов: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. М., 1990. - 24 с.

8. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации

учебного труда студентов: Учеб.пособие. - М.: Прометей, 1993





55



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!