СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития творческих способностей школьников в процессе изготовления якутских музыкальных инструментов

Нажмите, чтобы узнать подробности

теоретическое и практическое обоснование развития творческих способностей школьников в процессе изготовления якутских музыкальных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Методика развития творческих способностей школьников в процессе изготовления якутских музыкальных инструментов»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. К. АММОСОВА»

(СВФУ)

Педагогический институт

Кафедра технологии





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Методика преподавания технологии

(44.03.01. Педагогическое образование / Технология)

на тему: Методика развития творческих способностей школьников в процессе изготовления якутских шумовых музыкальных инструментов




Выполнил:

Бурнашев Егор Павлович

студент 3 курса группы З-БА-Т-17с

Руководитель работы:

Захарова А.А.





г. Якутск, 2020 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности ……………………………………6

    1. Этапы развития творческих способностей школьников….……………..6

    2. Организация внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей школьников…………………………………10

Выводы по I главе ……………………………………………………………….14

Глава II. Организация и проведение внеурочной деятельности в процессе изготовления якутских шумовых музыкальных инструментов…………….15

2.1. Методы обучения и диагностика уровня развития школьников……..15

2.2. Разработка и внедрение программы внеурочной деятельности по изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов……………..20

Выводы по II главе ……………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников……………………………………...........27

Приложение………………………………………………………………………30





















Введение


Актуальность. Для работы технологических образования учащихся созданы различные методы. Изготовление разных изделий требует каких-либо материалов и разрабатывается в определённой последовательности, т.е. по определённой технологии. Слово «технология» произошло от двух греческих слов: «техно» - мастерство или умение и «логос» - наука или учение, т.е. технология – это наука о мастерстве. В основном понимают технологию способ преобразования материалов, объектов, энергии, информации для создания изделий, для облегчение потребностям людей. Технология включает в себя методы, приёмы, режимы работы, последовательность действий, она тесно связана с применяемым оборудованием, инструментами, чтобы обучить учащихся. В основу овладения знаниями положено включение обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность. Значение изучения технологии особенно возрастает условиях рыночной экономики. В процессе освоение по предмету технологий у вас разовьются обще трудовые умения. Труд человека – это процесс преобразования и совершенствования самого человека, развиваете свои способности. Осваивая технологии, ы учитесь соединить мысль с действием. Известно, что лидирующее положение в мировой экономике занимает государства, внедрившие во все сферы жизни передовые технологии и во все население обеспечивающее более высокий жизненный уровень. Мастер на все руки – так называют того, кто может в доме все сделать своими руками надёжно, красиво и вовремя.

Цель: теоретическое и практическое обоснование развития творческих способностей школьников в процессе изготовления якутских шумовых музыкальных инструментов.

Нами поставлены задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую и методологическую литературы по теме исследования;

- теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность внеурочной деятельности по изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов в развитии творческих способностей школьников;

- разработать программу внеурочного занятия по изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов в развитии творческих способностей учащихся с 5-8 классы.

Объект исследованияразвития творческих способностей школьников.

Предмет исследованияобучение учащихся 5-8 классов изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; беседа, наблюдение.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей школьников на внеурочных занятиях по изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов будет успешным, если:

- материально-техническая база школы соответствует требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям;

- в школе создаются все условия для гармоничного развития личности учащихся.

Проблема развития творческих способностей всегда волновала многих ученых академии и педагогов: тех, кто непосредственно занимается практической работой.

Методологическая основа исследования: изучения об формировании и развитие обучающихся на внеаудиторной деятельности художественной обработке древесины;

Методы:

  • наблюдение;

  • изучения деятельности;

эксперимент.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников и приложении.

Введение содержит обоснование актуальности данного исследования, цели и задачи.

В первой главе дана теоретическая основа развития творческих способностей школьников.

Вторая глава практический часть анализ, диагностика творческих способностей и разработка программ.

В заключение рекомендация реализации программ




















Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности

    1. . Этапы развития творческих способностей школьников


Самом главном задачей является перед школой это создание благоприятных условий, для развития обучающихся в различных видах деятельности, выявления и развития творческих способностей, познание обучающихся самого себя, развитие на определённом уровне. Для создание такого условия , чтобы учащиеся учились для того активно проявить себя в деятельности для развития детей. Работа над развитием творческих способностей обучающихся даёт возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Самое главное для учителя это заразить ребёнка, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо когда ребёнок видеть красоту ещё лучше замечает красоту и творит ее.[19]

Отечественной и зарубежной психологии существует множество понятия «способности». Способности всего трактуются как особые, наследственно обусловленные. Однако учёные не признают врождённых способностей, но не отрицают природных развитию способностей. Раздел психологии является важным наукам. Теплов Борис Михайлович (1896-1965) – советский психолог [11] он определил способности на индивидуально-психологические особенности, люди отличаются от одного к другому, которое имеет отношение к успешности выполнения нескольких деятельности и не сводят к наличию знаний, умений, навыков, но могут решить лёгкость и быстроту к знаниям и навыкам. Но ещё есть другие мнения: первое это рассматривает качество способности отдельно, другое совокупность. Например, В.Н. Мясишев [7] и А.Г. Ковалев [5] они считают что способность следует понимать совокупность свойств, для успешной деятельности, одновременно с системам личностных отношений, эмоциональные и волевые особенности человека.

Творчество - высшая ступень психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творческой может быть любая деятельность: научная, художественная, производственно-техническая, хозяйственная и т.д. Масштаб творчества можем быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового. Творчество - это процессы объективного развития мира, происходящие в системе человеческой деятельности и определяющиеся материальными и духовными потребностями и социально-культурными ценностями его субъектов; осуществляющиеся путем целенаправленного разрешения диалектических противоречий в ее процессе и реализации оптимальных для человека и общества (в соответствии с их целями) возможностей развития объекта творчества. творческий мышление школьник обучение. В процессе творческой деятельности у человека формируется и развивается творческое мышление. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции. Развитие творческого мышления должно осуществляться в процессе обучения методам решений творческих задач, с помощью которых у обучающихся формируются и развиваются логические умения по каждой группе. Творческая задача - это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы - информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. Способности бывают учебными и творческими. Они отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности. Высокий уровень развития способностей называют талантом. [1]

С точки зрения Лазурского, необходимо отличать понятия воли и активности, энергии. Последняя выступает как внутренний источник, определяющий уровень психической деятельности. Лазурский подчёркивал, что энергия и активность – не волевое усилие, а «нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений» (Лазурский, 1924. – С. 53). Уровень проявления активности рассматривался А. Ф. Лазурским в качестве основного критерия классификации личности. Количество нервно-психические энергии и внешней среды. Таких уровней три:

  1. Низший психический уровень: индивид недостаточно приспособлен к внешней среде, которая подчиняет себе слабую психику малоодарённого человека. В результате личность не даёт и того немного что могла бы дать;

  2. Средний уровень: индивид хорошо приспосабливается, приноравливается к внешней среде и находит в ней место, соответствующее внутреннему психическому складу (эндо психике);

  3. Высший уровень: индивид отличается стремлением приделать внешнюю среду согласно своим влечениям и потребностям, на этом уровне ярко выражен процесс творчества. К высшему уровню относятся таланты и гении.

Таким образом, третий высший, уровень Лазурский связывает не столько с уровнем приспособления к внешней среде; т.е. с более или менее удачным решением встающих перед человеком практических или теоретических задач с преобразующей деятельностью человека. [14]

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей на протяжении всего развития мировой культуры. Вплоть до тридцатых годов двадцатого столетия проблема творчества в педагогике разрабатывалась только в обобщённом плане. Разнообразные подходы к изучению педагогики творчества позволяют в ХХ веке условно выделить четыре хронологически неравновесных этапа.

Первый период (конец 30-х – начало 60-х г.г. ХХ века) характеризуется появлением целенаправленного интереса к проблемам творчества в педагогике и психологии. Наиболее яркими представителями этого периода является психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, которые связывают свои изыскания с педагогикой и продолжают исследования в последующие периоды.

Второй период (начало 60-х – конец 90-х г.г. ХХ века) характеризуется подъёмом и активизацией исследований вопроса о становлении творческой личности. В это время появляются много работ различных аспектов. Разрабатываются философские и общенаучные проблемы творчества.

Третий период начинается с 90-х годов ХХ века. В это время образование, обучение и воспитание принимают личностно ориентированный характер. Возникает потребность разработки новых теоретико-методологических основ процесса формирования и развития самостоятельного и творческого подхода к процессам познания и видам деятельности. Этот период характерен повышением интереса исследоватеей к формированию и развитию в педагогическом процессе творческой личности. Одной из основных идей становится идея развивающего обучения, основанная на трудах Л.С. Выготского.

На пороге ХХI века понятия «творчество» и «креативность» прочно входят в сферу изучения различных гуманитарных наук. [6]



    1. . Организация внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей школьников


Процесс развития творческих способностей затрагивает все ступени развития личности обучающихся, самостоятельно принимает решении, самовыражению и уверенность. Первым делом задачам является учителя – помочь учащимся развить творческие способности через учебную и внеурочную деятельностям. Послеобеденные занятии пополняет знаний в разных областях жизни на занятии ребята углубляет и расширяет свои кругозор. Для этого цели учитель должен создать атмосферу для того чтобы достигать цель. Основные задачи внеаудиторной занятии является – развитие личности каждого обучающегося через самореализацию, поощрение инициативы и нестандартного мышления учащихся.

Занятий в учебные часы часто бывает недостаточно, чтобы сформировать у детей устойчивый интерес к прикладном искусстве. Решить эту задачу помогает внеклассная работа. Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа согласовывается с учебным планом по предмету и может обсуждаться с учащимися. В последнее время стала популярной такая формы внеклассной работы, как мастер-класс. Обычно для проведения мастер-класса приглашают специалиста в какой-либо определённой сфере художественной деятельности. Задача мастер-классов – углубить знания по какой-либо отдельной теме или познакомить с новым видом деятельности.

Для реализации в школе доступны разные виды деятельности:

  1. Игровая деятельность;

  2. Познавательная деятельность;

  3. Проблемно-ценностное общение;

  4. Досугово-развлекательная деятельность;

  5. Художественная творчество;

  6. Социальное творчество;

  7. Трудовая деятельность (производственная);

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. Туристско-краеведческая деятельность;

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия.

Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Формы организации внеурочной деятельности как факультатив, кружок познавательной деятельности, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п. есть такое трудовая деятельность, воспитание «хорошая учёба –это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, не учебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. По меткому замечанию Ю.В. Крупнова, в привычности словосочетания «трудовое воспитание» пропадает главное в проблеме труда: какой труд, какого уровня, типа и степени совершенства.[20]

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах А.С. Выготского, В.П. Богоявленского. Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения. Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определённого вида творческой деятельности и обусловливающий уровень ее результативности. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определённой области, практического опыта, интереса и делу.

Ребёнок – существо само по себе действенное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать все, что ему говорят, успеть задать тысячу вопросов. Творчество –сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру. [17]
























Выводы по I главе

В первом главе был изучен теоретические основы по проблемам развитие творческих способностей в современной образовании. Исходя из этого можно определить основные направление развитие воображения т развитие качество мышления, который формирует креатив. Креативность – это творение способности человека принятию создание принципиальную новых идеи отклоняющий от традиционное создание что то нового. При изучении психических свойства детей для развитии в основном надо развивать начиная из начальных классов или из дошкольном возрасте. Научить рисовать лепить пластилином, создавать из конструктора любые детали ну для развитие маленькой моторики, мышлении и психики для будущей развитии ребёнка. Основными требующими педагогическими проблемами является развитие творческого способности обучающихся. Актуальность обусловлена изменениями происходящими в социально-экономическом развитии страны из основных целей которой стало формирование и развитие творческой деятельности учащихся. Для этого психоаналитики изучили развитие человека стало формирование и развитие творческих способности обучающихся. К умениям творческой способности обучающихся представить план действий из основной идей, выяснение, какие следствия как теоретического, так и практического характера. Умения самостоятельной работы обучающихся умения ставить цель перед собой. Также воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет направлен непрерывный процесс, в ходе решается педагогические задачи достижении конечной цели. Для решении цели и задачи создают различные программы, экспериментирует все для блага человечества. Для того чтобы создавали нового креативного человека.




Глава II. Организация и проведение внеурочной деятельности в процессе изготовления якутских шумовых музыкальных инструментов

2.1. Методы обучения и диагностика уровня развития школьников


Внеклассная работа требует инициативы со стороны учителя. Для ее успешной реализации следует привлекать к ее организации учащихся, родителей. В такой совместной деятельности эффективность внеклассной работы, заинтересованность учащихся будет выше.

Воспитание самое важнейшее категория понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека.

  • СМИ

  • Родители

  • Другие члены семьи

  • Одноклассники

  • Учителя

  • Друзья

  • Учреждения

  • Художественные произведения

  • Дополнительное образование

  • Соседи и. т. д.

Воспитание в узком смысле – это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. Воспитание является важным сферой человеческой деятельности необходимость. В процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие сколностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализации личности. Современном обществе есть три основные функции

  1. культурно-созидательную функцию (сохранение и передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

  2. гуманистическую или человека образующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка)

  3. функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений);

В современном педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть по направленности умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

Умственное воспитание направлено на формирование культуры интеллектуальной деятельности, самостоятельная работа делать умозаключения.

Физическое воспитание способствует формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни, отношение к своему здоровью.

Трудовое воспитание обеспечивает формирование ценностного отношения к труду как способу самореализации личности в обществе и добывание материальных средств.

Нравственное воспитание связано с формированием нравственных качеств личности, требованием общественной морали, способность человека социокультурным нормам деятельности.

Эстетическое воспитание состоит в выработке у воспитанников способности воспринимать правильно понимать и ценить прекрасное жизни в искусстве. В учебнике Теория и воспитание Подласый И.П [14] приводится следующие система принципов:

- общественной направленности воспитания состоит в том, что в воспитательном процессе необходимо готовить детей к активной общественной жизни, учить быть полезным в обществе;

- связи воспитания с жизнью, трудом означает, что воспитание должно ориентировать ребёнка на трудовую деятельность в реальных условиях взрослой жизни в обществе;

- принцип опоры на положительное в воспитании имеет следующий смысл видеть положительные качеств;

- германизации воспитания требует от педагога уважения прав и свобод ребёнка, ненасильственного формирования у воспитанника требуемых качеств;

- личностный подход требует в индивидуального подбора для каждого воспитанника наиболее подходящих методов, приёмов, средств и форм воспитания;

- единства воспитательных воздействий означает единство, непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых различными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он хочет воспитать в ребёнке;

В основном на внеаудиторной занятии применяю коллективного обучения. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

Преимущества такого коллективного взаимно обучения:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуется навыки логического мышления и понимания;

- в процессе взаимного общения включается память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

- формируется одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. И ещё есть такой метод «Мозговая атак»- один из эффективных методов стимуляции мозговой активности и профессиональной продуктивности обучаемых. Мозговая атака предполагает открытое, свободное, интенсивное обсуждение любых тем, из которых затем выбираются наиболее действенные.

Обучение на рабочем месте – это метод проведения практического обучения в значительной степени приближается к организации труда специалистов, рабочих на производстве. Обучаемые получают производственные задания от специалистов предприятия. Выполняя их, они руководствуются производственными документами и устным инструктажам. Качество выполненных работ оценивается специалистами предприятия. Обучение на рабочем месте – один из наиболее эффективных методов, развивающих профессиональную самостоятельность и мышления обучаемых. Так как мы не производственной работе а на обучение детей для развитие творческих способностей и такое метод обучение подходит для практических работ.

Наглядные методы – это в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы обучения условно подразделяется на две группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Метод иллюстрации предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и пр.;

В современном уроке занятии особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Метод обучения (от др.-греч. – путь) – процесс взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. [18] Для многих школ стало традицией проведение экскурсий в музеи. Экскурсии могут проводиться в мастерские, на предприятия прикладных промыслов. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже познакомить детей с прикладной искусством, дать представление о специфике творческой работы мастеров. При организации экскурсии учитель продумывает ее цели и задачи, ее связь с учебной программой. После проведения экскурсии, ее итоги подводятся в беседе с учащимися. В основном учащиеся участвующие на выставке могут видеть много работ других обучающихся и ещё знакомятся с другими обучающимися школы.

В познавательной сфере у учащихся будут сформированы. Ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, жнергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг.

Ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. Владение методами творческой деятельности. Применение прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

Таблица 1

Достижение обучающихся

ФИО и класс

Год

Участие

1

Пестряков Алексей 11 класс, Кындалбанов Григорий 9 класс

Васильев Ньургун 10 класс

2019

Якутский музыкальный инструмент Кырыымпа Муниципальное выставка «Радуга Севера» участие сертификат

2

Пестряков Алексей 11 класс

2019

Шаг в будущее Муниципальное творческие проекты занял 3 место по компетенции ДПИ «Кырыымпа»

Участие заречное Шаг в будущее Сертификат об участие

3

Пестряков Алексей 11 класс, Кындалбанов Григорий 9 класс, Аммосов Афоня 9 класс,

2019

заочное республиканская выставка «Брилиантовые нотки» Дипоман 1 степени ДПИ «кылыьах кырыымпа» г. Якутск 2019 г.

4

Пестряков Алексей 11 класс, Кындалбанов Григорий 9 класс, Аммосов Афоня 9 класс,

2019

12. В III Всероссийской научно-практической конференции «Научно-концептуальные основы развития технологического образования» 2019 г. выставка по ДПИ Якутские музыкальные инструменты Диплом 1 степени



2.2. Разработка и внедрение программы внеурочной деятельности по изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов


Внеурочная деятельность направлен в рамках художественно-эстетического направлением, на формирования школьников были разработаны и проведены внеурочные занятии, по направленностями на развития творческих способности детей. Первая занятие проводилось в форме вводной занятии знакомства с работами мастеров музыкальных инструментов один час в неделю. Темы разработанных занятий представлен в таблице 1 количество часов и темы за год по 35 часов. Внеурочные задании построен доступно для восприятия школьников и доступных материалов. Работы проведены постепенно от простого к сложному в основном три этапа: вводный, практический и заключение закрепление.

На первом занятии проводились с иллюстрациями презентациями работ знаменитых мастеров. Самым первым работа был кюпсюр для участие школьников на фестиваль в Санкт-Петербурге фото на Приложение 9 с руководителям учителям музыки школы Тимофеев Василий Тимофеевич после этого был придуман этот рабочая программа для развитие творческих способностей школьников. Посмотрели работы Александра Ивановича Чахова и придумали календарно тематический план для внеурочной занятии обучающихся.

Чахов А.И. родился в 1934 году в Баягинском наслеге Алексеевского района. Окончив в 1957 году курсы баянистов в Якутске, работал баянистом, заведующим клубом в с. Томтор и Техтюр Мегино - Кангалаского района Александр Иванович изучил, исследовал старинные музыкальные инструменты якутского народа. Благодаря стараниями мастерству Александра Ивановича многие забытые музыкальные инструменты были возрождены, восстановлены Александр Иванович – народный мастер РС(Я). Заслуженный работник культуры РС(Я). Член творческой Ассоциации мелодистов ЯАССР. [15] На составление программы внеаудиторной занятии изучены нами книги Александра Ивановича Чахова «Саха былыргы музыкальнай инструменнара» [25] «Өбүгэлэрбит музыкаларын төрүт дорҕоонноро» [26] «Олоҕум суолунан» [27]

На втором этапе обучающиеся встречается с инструментами и материалами для изготовление музыкальных инструментов практические занятии

На третьем этапе заключительный участие на выставках и итоговый просмотр работы рассказ об работах в населении работ учащихся внеаудиторной занятии.

Перовом занятии внеурочной деятельности были техники безопасности с работой инструментами знакомились инструментами по обработке древесины разными красками как морилки по дереву в нем отводилось один час занятии для безопасной работы обучающихся.

Втором занятии знакомство с работами мастеров Якутии по изготовление якутских музыкальных инструментов просмотром презентации слайд иллюстрации на один час следующих практических работ

Третьем занятии заготовка материала будущего изделия подготовка материала для изготовление корпус кюпсюр из доски сосны и фанеры береза.

Четвёртом занятии начало практического занятии по изготовление корпуса кюпсюр на трёх стойках, ножках на нем отводилось четыре часа.

Пятом занятии выделывание шкуры для натягивание мембраны барабана кюпсюр. Изучали практиковались с работой шкурой для выделывание ручными инструментами скребок (кыһыах) железный круг с лезвием. Занятие проводилось на четыре часа

Шестом занятии просмотр презентации знакомство с разновидностями бубном на один час

Седьмом этапе практический час по изготовление обод бубна так как современном мире мы сделали обод из фанеры отводилось на этом занятии три часа и следующем занятии занимались с выделыванием шкуры для мембраны бубна.

Восьмой этапе знакомились с музыкальным инструментом джага (дьа5а) и на следующем уроке подготовили материал для изготовление джага представляет собой деревянный полый цилиндр, в длину около метра, обвешенный в четырёх-пяти местах по кругу небольшими деревянными шишками. Звук извлекается посредством встряхивания.

Девятый час познакомились музыкальным инструментом погремушка (сиксир) просмотр слайд будущего изделии. Следующем занятии начинали подготовкой материала и начинали по изготовлением погремушки.

Десятый этап практическая работа которой по критике занимались доработкой музыкальных инструментов.

Одиннадцатый час это просмотр работ обучающихся на внеурочной деятельности.

Цель проекта: формировать у детей развитие познавательного, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, интереса к истории своего родного края.

Актуальность проекта: возникла из интереса детей к истории, в котором они живут. Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отчеству. Первейшая задача педагога – донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важна, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю;

  2. Активное приобретение детьми культурного богатства якутского народа;

Народные шумовые музыкальные инструменты произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомит бытом якутского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает народная музыка. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Музицировали на шумовых инструментах – одна из самых доступных форм ознакомления. Игра на шумовых инструментах, развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно при прослушивании музыки у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что игра на ударных и шумовых инструментах предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальности, позволяет удивительно быстро приобщить ребёнка к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Программа учебного курса по внеаудиторной занятии для образовательных учреждений отводит на этапе общего образования 35 часов. В том числе из расчёта 1 учебная часть в неделю. Общая час занятии показан на таблице 2. Календарно тематический план на приложении 10

Таблица 2

Количество часов

Темы раздела

Количество часа

Техника безопасности

2

Изготовление кюпсюр (күпсүүр)

10

Изготовление бубна (дүҥүр)

8

Изготовление джага (дьаҕа)

9

Изготовление погремушка, шекер (сиксир)

6












Выводы по II главе

Во второй главе были изучены основные направления развития творческого потенциала ребёнка создана рабочая программа в основе творческие способности обучающихся лежат воображения и мышления ребёнка. Внеурочная деятельность по изготовлении музыкальных инструментов ребята знакомятся с якутскими музыкальными инструментами и мастерами это все трудовое обучение и воспитание. Программа составлена из изученной нами книг Александра Ивановича Чахова в основном материалы взято из авторской книги под названием «Өбүгэлэрбит музыкаларын төрүт дорҕоонноро» «Олоҕум суолунан» «Саха былыргы музыкальнай инструменнара». Он изучил, исследовал стариyные музыкальные инструменты якутского народа. Благодаря ему изучено много забытые музыкальные инструменты. Творческая самостоятельная деятельность – это деятельность обучающихся от него идущая, вследствие чего ученик не только приобретает способности к творчеству, но ещё и сам экспериментирует. Мы знакомим бытом якутского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы обучающиеся воспитать к любви родной природе, родному краю и семье, к истории и культуре народа саха изучить созданной трудами мастерами якутских музыкальных инструментов. На второй год обучение стали занимать призовые места на выставках и на научно практических конференциях на разных уровнях. На таблице показан результаты обучающихся на внеаудиторной деятельности. Первым шагом был участие обучающихся на фестивале после чего разработан этот рабочая программа. Которые обучающиеся на этот внеаудиторной занятие изготавливали и изучили изготовление якутские музыкальные инструментов и участвовали на выставках, а другие ребята участвовали на фестивалях играя на инструментах. Таким образом формируется умения работать и действовать в коллективе.

Заключение

В современной образовательной технологий раскрывает возможности для качественные знаний обучающихся, эффективное познавательной деятельности. Использования современные технологии в процессе обучения влияет на рост профессиональности. Продолжаем занятия трудовым обучением в учебных мастерских. Ребята познакомятся с разными ручными, электрическими инструментами и приспособлениями для обработки пиломатериалов разных пород древесины. Обучающиеся сами самостоятельно спроектировать и изготовить изделия, которые возможно будет подарить друзьям и родным или использовать в концертах музыкальные инструменты. В основном применял такие методы словесные, практические, наглядные. Утверждают, что все дети талантливы. Для этого нужно вовремя заметить, развивать эти таланты и постараться самому для того чтобы дать такого возможности обучающимся проявит их на практике для развития создать атмосферу.

Внешний включает стимулы, стратегии, знакомятся с разными детьми развивается кругозор, а внутренний – это знания, творческие мышлении и творческие самостоятельные работы идеи. В ходе обучение нами были исследованы непрерывность процесса направленных на организацию формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся. Анализ результатов работы выявил эффективное развитие обучающихся. В моем внеаудиторной деятельности занимаются ребята из средних классы, т.е. средняя звено. На этой программе ребята знакомятся якутскими музыкальными инструментами и сами изобретают, создают экспериментируют разными технологиями по изготовлении из древесины. После чего другие ребята участвуют разным мероприятиях и ещё сами участвуют на разных выставках. Играя на музыкальных инструментах развивается музыкальный слух, ритм, формирует вербального и невербального общения. Развиваются способность перевоплощать и создавать по идеям новый образ.

Список использованных источников


  1. 8 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Под редакцией В.Д. Симоненко. Издание второе переработанное; М. издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г. 3 стр.

  2. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00957339_0.html

  3. А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г. 4-5 стр.

  4. А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. 2-е издание, исправленное. М. издательский центр «Вентана-Граф» 2016 г. 4-5 стр.

  5. Бенин В.Л., Василина Д.С. развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 152с.

  6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: просвещение, 2010. – 223 с. – (стандарты второго поколения).

  7. Внеурочная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы. Юнева Т.В. учитель начальных классов МОУ «СОШ «патриот» с кадетским классами» ЭМР. https://docviewer.yandex.ru/view/

  8. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств / А.Г. Ковалев. – М.: Педагогика, 1971. – 94с.

  9. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. – М., 1957-1958. – Т.5.-С.117.

  10. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МОДЭК, 2011. – 400с.

  11. П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко Технический труд 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Д. Симоненко. Издание третье, переработанное. М. издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г. 3 стр.

  12. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.3: теория и технологии воспитания: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. И специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 463 с. : и. – (педагогика и воспитание).

  13. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

  14. Сластенин В.А. и др, Педагогика Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2002.-576 с.

  15. Современные образовательные технологии и методы обучения: методические рекомендации / сост. Шепелева Е.Ю. – Балаково: ПКТиМ, 2014 г. – с.33 https://pktm.ru/wp-content/uploads/2018/09/Sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-i-metody-obucheniya.pdf

  16. Статья на тему "Развитие творческих способностей школьников "https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov-1464003.html

  17. Теория и методика обучения технологии с практикумом Е338 учебно-методическое пособие / М.Л. Субочева, Е.А. Вахтомина, И.П. Сапего, И.В. Максимкина. Москва: МПГУ, 2018. – 176 с.

  18. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б.М. Теплов. – М.: МПСУ, 2009. — 640с

  19. Трудовое обучение. Технический труд: учебное пособие дя 7-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Н. Черново, И.В. Дубина ; под ред. М.В. Ильина. – Минск : Народная асвета, 2019. – 206 с. : ил.

  20. Учебные проекты по технологии. 5 класс (электронный курс) : методическое пособие для педагогов / В.Г. Смелова. – Эл. Изд. – Электрон. Текстовые дан. (1 файл pdf : 59 с.). – М. : Лаборатория знаний, 2018. – Систем. Требования: Adobe Reader XI ; экран 10.

  21. Чахов Александ Иванович Саха былыргы музыкальнай инструменнара Дьокуускай.Изд., Бичик 1993г. 84 с.

  22. Чахов Александр Иванович Өбүгэлэрбит музыкаларын төрүт дорҕоонноро Дьокуускай 2012г. Изд., Көмүөл 134 с.;

  23. https://e.nlrs.ru/online/8137 электронная книга Александра Ивановича Чахова

  24. https://e.nlrs.ru/online/12876 электронная книга Александра Ивановича Чахова

  25. https://e.nlrs.ru/online/13084 электронная книга Александра Ивановича Чахова

  26. Технология. Методическое пособие. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. /(В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.). – М.: просвещение, 2017. – 81 с.

  27. 10-11 классы Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Базовый уровень под редакцией В.Д. Симоненко М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г. 3-5стр.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Купсуур











Приложение 2



Пестряков Алексей выпускник школы 2019 года рассказывает об своих работах якутские музыкальные инструментах. (кырымпа, купсуур).



























Приложение 3

Во время занятий по изготовление якутских музыкальных инструмента 2019-2020 учебный год.























Приложение 4

Выставка СВФУ ПИ 2019 г. «Кырымпа» диплом 1 степени




















Приложение 5







Приложение 6

Приложение 7

Шаг в будущее по направление ДПИ Кылыьах кырыымпа ученик 11 клПестряков Алексей 2019 г

Приложение 8

Фестиваль в Санкт- Петербурге

Лауреат 2 степени

Приложение 9

КТП по внеаудиторной занятии «Изготовление шумовых музыкальных инструментов» начального основного общего образования

Темы занятии

Час

Содержание

1

Техника безопасности

1

Техника безопасности вводный час

2

Знакомства с шумовых музыкальных инструментов

1

Просмотр слайд

3-4

Заготовка материала

2

Подготовка материала для изготовление кюпсюр

5-8

Кюпсюр

4

Просмотр слайд

9-12

Изготовление корпус кюпсюр на трех стойках

4

Инструмент с верхней стороны обтянут кожей. Нижняя сторона открытая и имеет основание в виде трех стоек.

13

Выделывание шкуры

1

Подготовка шкуры для натягивании

14-16

Изготовление обод бубна

3

Обод из фанеры

17-20

Выделывание шкуры

4

Подготовка шкуры для натягивании

21

Джага (дьа5а)

1

Просмотр слайд

22-23

Подготовка материала

2

Изготовление джага (дьа5а)

24-27

Изготовление джага (дьа5а)

4

Представляет собой деревянный полый цилиндр, в длину около метра, обвешенный в четырех-пяти местах по кругу небольшими деревянными шишками. Звук извлекается посредством встряхивания

28

Погремушка сиксир

1

Просмотр слайд

29-32

Изготовление погремушка (шекер) сиксир (сиксиир)

4

Небольшой кусок ствола дерева разрезается на две половинки. Изнутри выдалбливается древесина, туда закладываются различные предметы, при встряхивании издающие звуки – речная галька, бисер. Дробь. Затем половинки склеиваются, к инструменту приделываются ручки с обеих сторон.

33

Практическая работа

1

Доработка

34

Просмотр работ

1

Просмотр работы обучающихся



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!