МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.
Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.
Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:
-
лидера в классе;
-
изгоев и отвергаемых в классе;
-
наличие асоциальных группировок в классе;
-
степень сплоченности классного коллектива;
-
степень доверия участников коллектива друг к другу.
ОСОБЕННОСТИ
Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:
-
Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.
-
Перед проведением методики следует провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, педагог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.
-
При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.
-
При проведении тестирования следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.
-
При анализе результатов тестирования следует учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.
СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, педагог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.
Кроме того, на подготовительном этапе педагог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.
2.АНКЕТИРОВАНИЕ
Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения педагогу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:
-
однозначность формулировок вопросов;
-
ограниченность количества вопросов;
-
возможность свободной формы ответов испытуемых;
-
конфиденциальность.
Примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:
-
С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
-
С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?
-
Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?
-
Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?
-
С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
-
С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?
-
С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
-
С кем из класса ты никогда не пошел бы в многодневный туристический поход?
-
Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
-
Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты ни за что не хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
-
и т.п.
Педагог сам определяет список вопросов (обычно не более 5) в зависимости от особенностей класса.
Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.
3.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
При обработке результатов социометрии составляют таблицу (см. Приложение). В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.
В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.
Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.
Бланк социометрического опроса (образец)
Ф. И. О. _
Класс _
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
а)
б)
в)
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Матрица социометрических положительных выборов
№ | Фамилия, имя, отчество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Ученик 1 | | 1 | 2 | | | 3 | | | | |
2 | ... | | | 1 | 2 | | 3 | | | | |
3 | ... | | 2 | | 3 | | | | | 1 | |
4 | | | 2 | 1 | | | | | | | 3 |
5 | | | | | | | | 1 | 3 | 2 | |
6 | | | 3 | | | | | 2 | | 1 | |
7 | | | | | | 1 | 2 | | | 3 | |
8 | | | | | | 1 | 3 | 2 | | | |
9 | | | | | | 2 | 1 | 3 | | | |
10 | Ученик 10 | | | | | | 2 | 1 | 3 | | |
Кол-во выборов (М) | 0 | 4 | 3 | 2 | 3 | 6 | 5 | 2 | 4 | 1 |
Кол-во взаимных выборов | 0 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 0 |
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Ученик1 отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Ученику2, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Ученик1 отдал Ученику3, поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов выделяются другим цветом. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
C= M/n-1
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например, социометрический статус Ученика2 будет равен 4 : 9 = 0,44
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» | |
«Непринятые» | В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K = _ Общее число сделанных выборов .
Общее количество испытуемых
Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
-
«Звезды» – ученик6.;
-
«Предпочитаемые» – ученик7.;
-
«Принятые» – ученики 2,3,4,5,8,9;
-
«Непринятые» – нет;
-
«Отвергнутые» –ученики 1,10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.