Методики диагностики сформированности приемов умственной деятельности. Субтесты по математике.
Для диагностической работы учителя математики лучше всего подойдут методики, в основу которых положены субтесты, составленные на математическом материале.
Под субтестом понимается разновидность теста, предназначенного для оценки сформированности определенного приема умственной деятельности. Он должен удовлетворять следующим требованиям:
содержать легкие для понимания вопросы, в противном случае обучающиеся будут тратить время не на выполнение заданий, а на понимание того, что требуется выполнить;
включенные в него задания должны быть новы как по ш
держанию, так и по способу решения (иначе будет диагностироваться обученность обучающегося, а не определенный прием умственной деятельности);
вероятность случайного решения задач должна быть минимальной;
содержать однотипные задания;
заданий не должно быть слишком много (в среднем около 10);
выполнение субтеста не должно занимать много времени;
включенные в субтест задания должны основываться на ранее изученном материале.
Основными целями разработки субтестов являются:
Таким образом были разработаны следующие субтесты:
1. «Аналогия»;
2. «Классификация алгебраических понятий»;
3. «Классификация геометрических понятий»;
4. «Абстрагирование»;
5. «Обобщение».
Данные субтесты составлены на основе математических понятий, поэтому наряду с диагностикой сформированности приемов умственной деятельности они позволяют определить и знание обучающимися основных математических терминов и понятий.
Обычно заданный уровень считается достигнутым, если обучающиеся набирают 80—100% баллов.
Субтест «Аналогия»
Субтест состоит из двух частей. В каждой части по 5 заданий. Вторая часть более сложная, т.к. требует самостоятельного поиска и конструирования ответа. На выполнение всех заданий отводится 10 мин. За каждый верный ответ начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 10.
Оценка результатов:
9—10 верных ответов — высокий уровень развития приема «аналогия»;
7—8 верных ответов — хороший уровень развития приема «аналогия»;
5—6 верных ответов — удовлетворительный уровень развития приема «аналогия»;
3—4 верных ответа — низкий уровень развития приема «аналогия»;
0—2 верных ответа — прием «аналогия» не развит.
Часть 1. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Укажите соответствующую пару к третьему слову, выбрав ее из списка.
1. Арифметика — число = геометрия — … .
а) планиметрия; г) треугольник;
б) фигура; д) прямая.
в) точка;
2. Прямоугольник — углы = ромб — … .
а) вершины; г) четырехугольник;
б) стороны; д) диагонали.
в) квадрат;
3. Отрезок — длина = угол — … .
а) ширина; г) вершина;
б) луч; д) величина.
в) градусная мера;
4. Умножение — деление = возведение в степень — … .
а) вычитание; г) сложение;
б) частное; д) показатель.
в) извлечение корня;
5. Отрезок — длина = вектор — … .
а) координаты; г) абсолютная величина;
б) направление; д) равенство.
в) начало;
Часть 2. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Найдите соответствующую пару к третьему слову. Запишите пропущенное слово.
Отрезок — середина = угол — … .
Треугольник — равносторонний = многоугольник — … .
Треугольник — равнобедренный = трапеция — … .
Одночлен — произведение = многочлен — … .
Гомотетия — центр = поворот — … .
Ключи к субтесту
часть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | б | б | в | в | г |
2 | биссектриса | правильный | равнобокая | сумма | угол |
Субтест «Обобщение»
На выполнение заданий отводится 10 мин. За каждый верный ответ начисляется по 2 балла; за ответ, близкий к верному или более широкое обобщение, — 1 балл; неверный ответ (отсутствие ответа) — 0 баллов.
Оценка результатов:
17—20 баллов — высокий уровень развития приема «обобщение»;
13—16 баллов — хороший уровень развития приема «обобщение»;
9—12 баллов — удовлетворительный уровень развития приема «обобщение»;
5—8 баллов — низкий уровень развития приема «обобщение»;
0—4 баллов — прием не развит.
Пример: сумма — произведение — результаты математических операций.
Запишите существенные общие признаки, объединяющие пары представленных слов.
1) одночлен — трехчлен — ______________(многочлены).
2) четность — периодичность — __________________(свойства функции).
3) тангенс — косинус — _______________(тригонометрические функции).
4) шаровой сегмент — шаровой слой — __________(части шара).
5) стереометрия — планиметрия — __________(разделы геометрии).
6) правильный тетраэдр — куб — __________(правильные многогранники)..
7) синусоида — тангенсоида — ______________(графики тригонометрических функций).
8) параллельные прямые — скрещивающиеся прямые — ________(прямые, которые не пересекаются).
9) треугольник — параллелограмм — __________(многоугольники).
10) цилиндр — конус — __________( тела вращения).
Субтест «Классификация алгебраических понятий»
На выполнение заданий отводится 10 мин. За каждое верно найденное слово начисляется 1 балл.
Оценка результатов:
9—10 правильных ответов — высокий уровень развития приема «классификация»;
7—8 правильных ответов — хороший уровень развития приема «классификация»;
5—6 правильных ответов — удовлетворительный уровень развития приема «классификация»;
3—4 правильных ответа — низкий уровень развития приема «классификация»;
0—2 правильных ответа — прием не развит.
Четыре слова из пяти объединены общим признаком. Укажите слово, не соответствующее данному признаку.
а) Правильная дробь; б) сократимая дробь; в) неправильная дробь; г) десятичная дробь; д) несократимая дробь.
а) Натуральное число; б) составное число; в) действительное число; г) иррациональное число; д) целое число.
а) Котангенс; б) логарифм; в) синус; г) тангенс; д) косинус.
а) Тригонометрическая функция; б) показательная функция; в) квадратичная функция; г) периодическая функция; д) логарифмическая функция.
а) Область определения; б) аргумент; в) элемент; г) область значений; д) функция.
а) Минимум; б) интеграл; в) экстремум; г) производная; д) максимум.
а) Длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.
а) Интеграл; б) криволинейная трапеция; в) первообразная; г) производная; д) интегрирование.
а) Производная; б) дифференцирование; в) интеграл; г) приращение; д) дифференциал.
а) Буква; б) степень буквы; в) произведение цифр и букв; г) цифра; д) сумма букв.
Ключи к субтесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
г | б | б | г | в | б | б | г | в | д |
Субтест «Классификация геометрических понятий»
На выполнение заданий отводится 10 мин. За каждое верно найденное слово начисляется 1 балл. Оценка результатов:
9—10 правильных ответов — высокий уровень развития приема «классификация»;
7—8 правильных ответов — хороший уровень развития приема «классификация»;
5—6 правильных ответов — удовлетворительный уровень развития приема «классификация»;
3—4 правильных ответа — низкий уровень развития приема «классификация»;
0—2 правильных ответа — прием не развит.
Четыре слова из пяти объединены общим признаком. Укажите слово, не соответствующее данному признаку.
а) Накрест лежащие углы; б) соответственные углы; в) перпендикулярные прямые; г) односторонние углы; д) секущая.
а) Вершина; б) сторона; в) радиус; г) медиана; д) биссектриса.
а) Диаметр; б) биссектриса; в) центр; г) радиус; д) хорда.
а) Абсцисса; б) координатная ось; в) отрезок; г) ордината; д) координата.
а) Длина; б) градусная мера; в) ширина; г) высота; д) расстояние.
а) Симметрия; б) поворот; в) параллельный перенос; г) движение; д) время.
а) Периметр; б) длина; в) площадь; г) радиан; д) объем.
а) Основание; б) катет; в) диагональ; г) гипотенуза; д) медиана.
а) Трапеция; б) параллелограмм; в) квадрат; г) прямоугольник; д) ромб.
а) Площадь; б) длина; в) отрезок; г) объем; д) ширина.
Ключи к субтесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | в | б | в | б | д | г | в | а | в |
Субтест «Абстрагирование»
Субтест позволяет проверить умения выделять существенные признаки понятия, абстрагироваться от несущественных свойств понятий.
На выполнение заданий отводится 15 мин. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу, т. е. за задание можно получить от 0 до 2 баллов.
Оценка результатов:
17—20 баллов — высокий уровень развития приема «абстрагирование»;
13—16 баллов — хороший уровень развития приема «абстрагирование»;
9—12 баллов — удовлетворительный уровень развития приема «абстрагирование»;
5—8 баллов — низкий уровень развития приема «абстрагирование»;
0—4 балла — прием не развит.
Из пяти предложенных терминов укажите два, наиболее точно определяюших представленное математическое понятие.
1. Медиана треугольника:
а) угол; г) фигура;
б) отрезок; д) сторона.
в) прямая;
2. Угол:
а) прямая; в) треугольник;
б) дополнительные полу- г) точка;
прямые; д) лучи.
3. Диаметр:
а) отрезок; г) длина;
б) хорда; д) центр.
в) радиус;
4. Внешний угол треугольника:
а) смежный угол; г) внутренний угол;
б) полупрямая; д) сумма.
в) вершина;
5. Средняя линия:
а) сторона; г) середина;
б) треугольник; д) точка.
в) прямая;
6. Вектор:
а) абсолютная величина; г) скаляр;
б) отрезок; д) направление.
в) координата;
7. Четырехугольник:
а) прямоугольник; г) отрезки;
б) точки; д) вершины.
в) диагонали;
8. Движение:
а) преобразование; г) подобие;
б) симметрия; д) расстояние.
в) отрезок;
9. Прямоугольник:
а) высота; г) квадрат;
б) углы; д) четырехугольник.
в) диагонали;
10. Геометрия:
а) фигура; г) наука;
б) прямая; д) треугольник.
в) пространство;
Ключи к субтесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б, д | г, д | б, д | а, г | а, г | б, д | б, г | а, д | б, д | а, г |
Субтест «Абстрагирование-2»
Субтест позволяет проверить умения выделять существенные признаки понятия, абстрагироваться от несущественных свойств понятий.
На выполнение заданий отводится 15 мин. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу, т. е. за задание можно получить от 0 до 2 баллов.
Оценка результатов:
17—20 баллов — высокий уровень развития приема «абстрагирование»;
13—16 баллов — хороший уровень развития приема «абстрагирование»;
9—12 баллов — удовлетворительный уровень развития приема «абстрагирование»;
5—8 баллов — низкий уровень развития приема «абстрагирование»;
0—4 балла — прием не развит.
Из пяти предложенных терминов укажите два, наиболее точно определяющих представленное математическое понятие.
1. Угол:
а) величина; г) луч;
б) точка; д) биссектриса.
в) градус;
2. Секущая:
а) прямая; г) пересечение;
б) точка; д) полуплоскость.
в) углы;
3. Окружность:
а) фигура; г) плоскость;
б) расстояние; д) точка.
в) центр;
4. Квадрат:
а) диагональ; г) средняя линия;
б) прямоугольник; д) прямой угол.
в) ромб;
5. Вектор:
а) модуль; г) стрелка;
б) отрезок; д) направление.
в) начало;
6. Ломаная:
а) фигура; г) длина;
б) отрезок; д) звено.
в) вершина;
7. Стереометрия:
а) пространство; г) фигура;
б) геометрия; д) тело.
в) аксиома;
8. Производная:
а) предел; г) зависимость;
б) неизвестное; д) приращение.
в) функция;
9. Многогранник:
а) грань; г) тело;
б) ребро; д) многоугольник.
в) вершина;
10. Пирамида:
а) треугольник; г) точка;
б) многоугольник; д) прямая.
в) плоскость;
Ключи к субтесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б, г | а, г | б, в | в, д | б, д | в, д | а, г | а, д | а, д | б, г |