СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики изучающие супружеские отношения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные мтодики используется для диагностики взаимопонимания между супругами. 

Просмотр содержимого документа
«Методики изучающие супружеские отношения»

Волина Ю.В.

Методики изучающие супружеские отношения

Тест Т. Лири используется для диагностики взаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой набор характерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнера предлагается оценить.

Инструкция Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте ее знаком «плюс» или напишите напротив нее «да». Если не соответствует – ничего не пишите.
Одновременно или последовательно можно оценить предложенные характеристики с точки зрения "Я- в идеале" (каким хотите быть), а также того, как подходят эти характеристики какому-либо интересующему вас человеку - "мой партнер". Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте.

Опросник

I

1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем

II

5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявлять безразличие

III

9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим

IV

13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается

V

17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый

VI

21. Благодарный
22. Восхищающийся, склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения

VII

25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный, ласковый

VIII

29. Деликатный
30. Одобряющий
31. Отзывчивый на призывы о помощи
32. Бескорыстный

I

33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность

II

37. Уверен в себе
38. Самоуверен, напорист
39. Деловитый, практичный
40. Любит соревноваться

III

41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый, прямолинейный

IV

45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный

V

49. Легко смущается
50. Не уверенный в себе
51. Уступчивый
52. Скромный

VI

53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других

VII

57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный, уживчивый
60. Добросердечный

VIII

61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный, мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый

I

65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
67. Начальственно-повелительный
68. Властный

II

69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый, расчетливый

III

73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен

IV

77. Озлобленный
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит свои обиды

V

81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий

VI

85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак

VII

89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует

VIII

93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен, терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать

I

97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный

II

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый

III

105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
107. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный

IV

109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый, подозрительный

V

113. Робкий
114. Стыдливый
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
116. Мягкотелый

VI

117. Почти никогда и никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив

VII

121. Стремится сыскать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда дружелюбен
124. Любит всех

VIII

125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой

Обработка результатов и интерпретация


Обратите внимание, что список характеристик разбит на блоки с I по VIII по 4 вопроса в каждом блоке. Блоки с I по VIII повторяются, отвечающий "проходит" их 4 раза. Оценив наличие у себя всех предложенных 128 характеристик, суммируйте количество "+" по каждому блоку. Выпишите результат:
I блок - ... баллов (т.е. общая сумма плюсов при ответе на I блок, который встречается 4 раза);
II блок - ... баллов и так до VIII блока.
Если вы оценивали несколько личностей "Я-сейчас", "Я-в идеале", "Мой партнер", то к каждой оцениваемой личности необходим свой отдельный подсчет баллов (количества "+") по каждому блоку.
Как уже отмечалось выше, для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы (рис. 1)


Рис. 1. Социальные ориентации личности


В этом круге по горизонтальной оси располагается результат ориентации "агрессивность-дружелюбие", а по вертикали - "доминирование-подчинение". В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири, повторим еще раз, основана на предположении, что чем ближе результаты человека к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность межличностного (социального) поведения.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла - низкая;
5-8 баллов - умеренная (адаптивное поведение);
9-12 баллов - высокая (экстремальное поведение);
13-16 баллов - экстремальная (до патологии).
Полученные баллы по каждому ответу переносятся на диаграмму. При этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку ( от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. Пример такого профиля приводится на рис. 2


Рис. 2. Личностный профиль социальных ориентаций


Итак, результат тестирования представлен в виде заштрихованной части на диаграмме. Это личностный профиль испытуемого по данному тесту. По следующим формулам рассчитываются показатели по двум основным факторам: "доминирование" и "дружелюбие".
Доминирование равно (I - V) + 0,7 x (VIII + II - IV - VI)
Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 x (VIII - II - IV + VI)
Определите, какой показатель преобладает у вас.
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения диаграмм, демонстрируеющих различие между представлениями разных людей.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейных консультаций, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Анализ личностного профиля

Типы отношений к окружающим по результатам каждого из восьми блоков:
I. Авторитарный
13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистический
13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

"Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде" – новая методическая процедура для оценки взаимодействия двух партнеров на примере решения супругами совместной задачи: построение фигуры из спичек в условиях ограничения каналов взаимодействия до вербальной коммуникации. Как утверждает автор методики Л.Л.Баз, это позволит:1) наблюдать процесс обсуждения партнерами решения задачи (по высказываниям),

2) оценить эффективность коммуникации (по качеству выполнения задачи и особенностям хода ее решения). Предлагается система оценки взаимодействия по пяти параметрам: аффекту, конфликту, доминантности, продуктивности, ясности коммуникации. Даны оценки надежности и валидности". Методика может быть использована в рамках семейного консультирования, а также в любых случаях, требующих исследования особенностей коммуникации двух партнеров.



Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столиц, Г.П. Бутенко, Т. Л. Романова предназначен для экспресс - диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Тест - опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых отношений с другими людьми.

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком , а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:

• а -верно,
• b – трудно сказать,
• c – неверно.

Инструкция к тесту

"Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д.

ТЕСТ

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
   1. верно,
   2. не уверен,
   3. неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
   1. скорее беспокойство и страдание,
   2. затрудняюсь ответить,
   3. скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
   1. как удавшийся,
   2. нечто среднее,
   3. как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то:
   1. Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
   2. трудно сказать,
   3. Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все “приедается”, в том числе и сексуальные отношения:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
   1. что Вы несчастнее других,
   2. трудно сказать,
   3. что Вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
   1. да, считаю,
   2. трудно сказать,
   3. нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
   1. верно,
   2. не могу сказать,
   3. неверно.
11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то моим мужем (женой) мог бы стать:
   1. кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
   2. трудно сказать,
   3. возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
   1. верно,
   2. затрудняюсь сказать,
   3. неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
   1. скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
   2. трудно сказать,
   3. скорее, в Вас самих.
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
   1. усилились,
   2. трудно сказать,
   3. ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
   1. согласен,
   2. нечто среднее,
   3. не согласен.
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
   1. согласен,
   2. трудно сказать,
   3. не согласен.
23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и небыло ни одного светлого момента:
   1. верно,
   2. трудно сказать,
   3. неверно.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Вопросы: 1с, 2с, За, 4с, 5с, 6с, 7а, 8а, 9с, 10с, 11с, 12а, 13с, 14с, 15а, 16с, 17а, 18с, 19с, 20с, 21с, 22а, 23а, 24с.

Интерпретация результатов теста

Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а или с) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (b) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, – 0 баллов.

Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла – от 0 до 48 баллов.

Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

• 0-16 баллов – абсолютно неблагополучные семьи,
• 17-22 баллов – неблагополучные семьи,
• 23-26 баллов – скорее неблагополучные семьи,
• 27-28 баллов – переходные семьи,
• 29-32 баллов – скорее благополучные семьи,
• 33-38 баллов – благополучные семьи,
• 39-48 баллов – абсолютно благополучные семьи.



Психогеометрический тест - используется в форме варианта, основанного на наблюдении элементов поведения, позволяет мгновенно определить форму (или тип) личности интересующего вас человека, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому человеку языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Кроме того в качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс - диагностики используется:

1. Внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.);

2. Речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.);

3.Психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и т.п.).

Практический психолог, приступая к изучению психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты.

Опросник "Конфликты" разработан Г. Лером в отделении по изучению неврозов и психотерапии университета им. Маркса в ГДР, адаптирован в институте им. Бехтерева. Методика представляет собой набор из 49 вопросов и 6 вариантов ответов на них. Она позволяет судить о

 

степени напряженности личности в 3-х сферах: производственной, бытовой, партнерской - супружеской. Опросник позволяет установить характер и источники конфликтности у супругов, степень их выраженности, влияние конфликтов на удовлетворенность браком.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!