СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методразработка на тему: "Питание"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Питание больных в стационаре

Просмотр содержимого документа
«Методразработка на тему: "Питание"»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РД

ГБПОУ РД «БУЙНАКСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»







Методическая разработка

«Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»

ПМ 04, ПМ 05, ПМ 07. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала.

310201 – «Лечебное дело»

310202 – «Акушерское дело»

340201 – «Сестринское дело»









Рассмотрено: Составитель:

Председатель цикла преподаватель высшей категории

клинических дисциплин №4 профессионального модуля ПМ04

Казуллаева З.Д. Кишова А.Г.

Протокол №

От «___» ________ 2019г.





Аннотация

На изучение темы «Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала» по учебной программе отведено 6 практических часов занятия, на котором изучаются возможные пути инфицирования медработников и пациентов, профилактику передачи парентеральных гепатитов и ВИЧ – инфекции в МО, техника безопасности при работе с биологическими жидкостями, действия медработника в аварийной ситуации. Использование в процессе занятия технических средств обучения, наряду с традиционными методами, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, более глубокому его пониманию, без снижения интереса к изучаемому материалу.

Специально разработанные критерии оценки полученных на занятии знаний реализуют дифференцированный подход к студентам как субъектам образовательного процесса, и позволяет объективно оценить их знания и умения.

Использование предложенной методической разработки позволит преподавателям повысить результативность усвоения знаний студентами, разнообразить занятия по данному модулю и обеспечить качество подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Данная методическая разработка может оказать помощь преподавателям медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по этой теме.













Содержание

1. Аннотация --------------------------------------------------------------------------------- 2

2. Пояснительная записка. ----------------------------------------------------------------- 4

Методический блок

1. Технологическая карта занятия. ------------------------------------------------------ 6

Обучающий блок

4. Глоссарий. -------------------------------------------------------------------------------- 11

5. Теоретический блок:

  • Современные подходы к сокращению ИСМП ------------------------------- 12

  • Парентеральные инфекции ------------------------------------------------------ 14

  • Возможные пути инфицирования пациентов и медработников ---------- 15

  • Общие меры предосторожности при работе с инфицированным материалом. 16

  • Действия медработника в аварийной ситуации ------------------------------ 18

Блок контроля

  • фронтальный опрос --------------------------------------------------------------- 21

  • графический диктант -------------------------------------------------------------- 24

  • тестовый контроль ----------------------------------------------------------------- 26

  • решение ситуационных задач --------------------------------------------------- 28

Приложение №1 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». ---------------- 31

Приложение №2Постконтактная профилактика по СанПиН 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»(11 января 2011г.). ------------------------------- 33

Приложение №3 Аварийная аптечка АнтиСпид (АнтиВич) для профилактики ВИЧ-инфицирования и гепатита. -------------------------------------------------------------- 35











Пояснительная записка

Оказывая медицинскую помощь пациентам, медработники должны заботиться об инфекционной безопасности не только пациентов, но и своей собственной безопасности. Здоровье медицинского работника способствует лучшему выполнению своего профессионального долга. Особую актуальность имеют в инфекционной безопасности персонала парентеральные (гемоконтактные) инфекции. Каждый медицинский работник должен знать меры профилактики парентеральных (гемоконтактных) инфекций.

Проблемный вопрос практического занятия «Как организовать безопасную больничную среду медицинского персонала, не допустить профессионального инфицирования?».

Представленная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися в медицинском училище.

В соответствии с профессиональным стандартом «Младший медицинский персонал», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 января 2016 года № 2н (далее – профстандартом), основной образовательной программой колледжа по специальности «Сестринское дело» определен вид деятельности: выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными. Оказание медицинских услуг по уходу, соответствующий обобщенной трудовой функции профстандарта «Оказание медицинских услуг по уходу».

Освоение данного профессионального модуля направлено на освоение профессиональной компетенции ПК 4.1. Осуществлять профессиональный уход за пациентом, соответствующей трудовой функции 3.2.1 профстандарта.

В рамках освоения данной программы модуля реализуется программа профессионального обучения по должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Знания и умения, полученные на занятии, составляют базу для изучения междисциплинарного курса «Технология оказания медицинских услуг» и последующих занятий междисциплинарного курса «Безопасная среда для пациента и персонала». На практическом занятии комбинированного типа (занятие изучение нового и занятие закрепления знаний), целью является изучение, первичное закрепление новых знаний, а также выработка умений по применению знаний. Таким образом, студенты знакомятся с профилактическими мероприятиями при парентеральных инфекциях у медицинского персонала и изучают мероприятия по постконтактной профилактике.

Использование предложенной методической разработки позволит преподавателям повысить результативность усвоения знаний студентами, разнообразить занятия по данному модулю и обеспечить качество подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.





































Технологическая карта занятия

ФИО преподавателя, квалификационная категория

Кишова Аминат Гаджиевна, высшая

Код, наименование специальности

310201 – «Лечебное дело»

310202 – «Акушерское дело»

340201 – «Сестринское дело»

Учебный цикл

Цикл клинических дисциплин №4

Учебная дисциплина /МДК

МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала

Интегративные связи

Межпредметные

Внутрипредметные

Гигиена и экология

Основы микробиологии

Биомедицинская этика

Сестринское дело в инфекционных болезнях

Здоровый ребенок и его окружение

Внутрибольничная инфекция

Дезинфекция – виды и методы

Организация безопасной среды для пациента и персонала

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимый для выполнения эффективных задач

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Для специальности 310201 Лечебное дело:

ПК 7.1 Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 7.2 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 7.5 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на бабочем месте

ПК 7.8 Соблюдать принципы профессиональной этики.

Для специальности 340201 Сестринское дело:

ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики

ПК 4.7 Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 4.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 4.11 Обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте.

Для специальности 310202 Акушерское дело:

ПК 5.2 Соблюдать принципы профессиональной этики

ПК 5.7 Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 5.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала

ПК 5.11 Обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте.

Уровень освоения

3 -продуктивный

Тема учебного занятия

Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала

Количество часов

6 часов

Вид учебного занятия

Практическое занятие

Тип учебного занятия

Комбинированный: занятие изучения нового и занятие закрепления знаний

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный и проблемный

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

-ознакомить с особенностями эпидпроцесса и профилактическими мероприятиями при парентеральных инфекциях;

- ознакомить с основными действующими нормативными документами, обеспечивающими профилактику парентеральных инфекций;

- изучить состав аварийной аптечки;

- изучить мероприятия постконтактной профилактики парентеральных инфекций.

- обучить пользоваться нормативными документами;

- научиться применять полученные знания на практике;

- развивать навыки устной речи.

- рассмотреть этико-деонтологические аспекты темы;

- воспитывать ответственность по отношению к своим обязанностям;

- воспитывать чуткость, отзывчивость, умение работать с напарником и в команде, готовность прийти на помощь коллеге при необходимости;

- воспитывать активную жизненную позицию в отношении обеспечения инфекционной безопасности на рабочем месте.

Методы контроля результатов обучения темы учебного занятия

- фронтальный опрос

- графический диктант

-тестовый контроль

- решение ситуационных задач.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

  • Компьютер

  • Телевизор

  • Аптечка «АнтиВИЧ»

  • Защитная спецодежда

  • Раковина

  • Дозаторы

  • Жидкое мыло

  • Антисептик

  • Бумажные полотенца

  • Педальные ведра

  • Пакеты для отходов класса А и Б

Т.П,Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум», «Феникс», 2016 год

  1. 1. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» - часть 1, глава 5 с.61-95.

  2. 2. Электронная библиотека студента В.Л. Осипова «Внутрибольничная инфекция»ГЭОТАР – Медиа, 2014; 2-е изд. испр. и доп.


Презентация Power Point,

Видеофильмы «Что такое ВИЧ-СПИД», «Профилактика профессионального заражения ИСМП»

Характеристика этапов урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы обучения

Результат

Организационный момент (10 мин)

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания (35 мин)

Проводит фронтальный опрос с целью выявления обучающихся, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического материала

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы.

Фронтальная

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить.

Первичная проверка понимания изученного (25 мин)

Озвучивает важные положения ранее пройденной темы внутрибольничная инфекция, осуществляет постановку учебной проблемы.

Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы.

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализирован информацию.

Изучение новых знаний (110 мин)

Излагает новый материал, используя мультимедийную презентацию, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами обучающихся.

Слушают объяснения, задают уточняющие вопросы, конспектируют основные моменты в дневниках.

Фронтальная

Подведение под понятие, целеполагание.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация (50 мин)

Предлагает индивидуальные задания: отработка алгоритма действий при аварийной ситуации.

Выполняют полученные задания по установленному алгоритму, проводят самоконтроль.

Индивидуальная

Выработка УУД (универсальные учебные действия); оценка, контроль.

Контроль и самоконтроль, коррекция (30 мин)

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний в форме тестовых заданий, решения ситуационных задач, помогает обучающимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль.

Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль.

Индивидуальная

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Подведение итогов занятия, рефлексия(10 мин)

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом.

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала.

Фронтальная

Самоопределение, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить.











































Глоссарий

Аварийная аптечка* - аптечка средств индивидуальной защиты медицинского персонала, предназначенных для постконтактной профилактики в случае аварийной ситуации.

Аварийная ситуация* - это порезы и уколы инструментами, контаминированными кровью или другими биологическими жидкостями, а также попадание крови или другой биологической жидкости на слизистые ротоглотки, носа и глаз медицинских работников.

Биологические жидкости* - жидкости производимые организмом (кровь, лимфа, слюна, пот, слезы, желчь, моча и др.).

Бустерная доза вакцины - дополнительная доза.

Вирусные гепатиты - большая группа антропонозных инфекций, с различными механизмами заражения и путями передачи инфекции и преимущественным поражением функциональных клеток печени - гепатоцитов, с возможным развитием в дальнейшем хронического поражения печени, последствием чего может быть цирроз печени и, в ряде случаев, первичный рак печени.

ВИЧ-инфекция - болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека - антропонозное инфекционное заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному её разрушению до формирования синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных образований.

Гемоконтактные инфекции - инфекции, передающиеся через кровь (более 30 инфекций, среди них ВИЧ инфекция, вирусные гепатиты B и C и др.).

Иммунодефицит – это состояние, при котором иммунная система человека не может защитить организм в результате повышенной восприимчивости к различным инфекционным и раковым заболеваниям.

ИСМП - инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.

Оппортунистические заболевания – это заболевания, которые возникают при сниженной сопротивляемости организма в связи с разрушением иммунной системы ВИЧ. Это могут быть такие инфекции, как пневмония, энцефалит или раковые заболевания, такие как саркома Капоши.

Парентеральные инфекции - инфекции, которые передаются парентеральным путем (минуя пищеварительный тракт) через кровь и другие биологические жидкости.

Постконтактная профилактика* - это медицинская мера, направленная на предупреждение развития инфекции после вероятного контакта с патогенным микроорганизмом.

Реакция Вассермана (RW) - метод серодиагностики сифилиса.







Теоретический блок.

Современные подходы к сокращению ИСМП ( инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи).

Согласно официальной статистике в нашей стране ежегодно регистрируется 25-30 тыс. случаев ИСМП. В ходе конгресса, прошедшего в Москве 14-15 ноября 2017 года, не раз подчеркивалось, что ИСМП – проблема международная. В работе конгресса приняли участие более 1000 эпидемиологов, инфекционистов, санитарных врачей, гигиенистов, вирусологов, микробиологов, врачей, организаторов здравоохранения из России и зарубежных стран Европы и Азии.

По данным многочисленных исследований, ИСМП поражают во всем мире от 5% до 15% госпитализированных пациентов, а в отделениях высокого риска – до 40%. Многочисленными исследованиями доказано, что в России ИСМП поражает 10% госпитализированных пациентов (более 2,5 млн случаев), приводит в среднем к задержке выписки инфицированного пациента на 10 дней, увеличивает стоимость лечения в 3-4 раза и в 5-7 раз – риск летальных исходов.

Риск заражения персонала при уколе или порезе инфицированным инструментарием: вирусный гепатит В - 3-30%; вирусный гепатит С - 1,8%; ВИЧ - 0,33 %. При попадании инфицированной крови на слизистую оболочку: ВИЧ - 0,09%. При попадании инфицированной крови на неповрежденную кожу менее 0,1%.

В 1987 - 2005 гг. было обследовано на ВИЧ 8,5 млн. медработников. Было выявлено 372 положительных результата. Только два случая было признано профессиональным заражением. Остальные причины заражения медработников - сексуальные контакты с ВИЧ-инфицированным партнером и внутривенное употребление наркотических средств.

В 2007 году Институт здоровья РФ и Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии провели анонимное анкетирование около 1700 медицинских работников 10 много профильных ЛПУ Тверской и Оренбургской областей и установили, что около половины респондентов получали когда либо травмы на рабочем месте пользуясь острым инструментарием, а 18 % опрошенных сообщили что имели более 5 травм в течении последнего года. При этом по признанию самих медицинских работников в журналах аварийных ситуаций регистрируются менее половины этих травм.

Роспотребнадзором совместно с Минздравом России по поручению Правительства РФ подготовлен проект по совершенствованию мер борьбы и профилактики ИСМП в РФ. В проекте примут участие медицинские организации различного уровня и специализации в 7-8 крупных регионах страны. К участию в проекте планируется привлечь видных зарубежных специалистов. Цели проекта – обеспечение эпидемиологической безопасности оказания медицинской помощи и снижение социально- экономического ущерба от ИСМП путем совершенствования технологий, методов диагностики и лечения, создания системы риск-менеджмента ИСМП.

До 2021 года предстоит разработать современные критерии постановки диагноза ИСМП с учетом международного и отечественного опыта, обеспечить их внедрение на основе 100-процентной выявляемости, учета и регистрации заболеваемости ИСМП. Будет определена структура возбудителей, дана характеристика их чувствительности к антибиотикам, оценена распространенность микроорганизмов с высокой антимикробной устойчивостью, проанализирована структура потребления, адекватность назначения антибиотиков и использования дезсредств в медицинских организациях, разработаны и гармонизированы с международной практикой отраслевые протоколы диагностики и лечения ИСМП.

Риск ИСМП в медицинской организации существует всегда. Он определяется степенью агрессии и инвазии, эпидемиологической безопасностью применяемых технологий, свойствами возбудителей и условиями больничной среды. Гемоконтактные вирусные гепатиты В, С, D составляют в общей структуре ИСМП 6- 7%. При этом риску заражения подвержены больные, которым проводятся кровезаместительная терапия, гемодиализ и др. Группами риска инфицирования вирусом гепатита В является и медицинский персонал, выполняющий хирургические манипуляции или работающий с кровью в хирургических, гемодиализных, гематологических и лабораторных отделениях, а также пациенты, подвергшиеся данным манипуляциям. При этом носителями маркеров гемоконтактных гепатитов становятся от 15 до 62% персонала этих отделений.

Искусственными путями передачи считают те, которые связаны с лечебно-диагностическим процессом. Так, искусственным является заражение при гемотрансфузиях такими инфекциями, как ВИЧ-инфекция, гепатиты В, С, D, малярия и другими. Кроме того, к искусственным путям передачи относят контактный путь с руками персонала и предметами ухода за пациентами, инструментальный, аппаратный, трансфузионный. Риск ИСМП – это потенциальная, численно измеримая вероятность инфицирования или развития инфекции у пациента или медицинского персонала и связанных с ними последствий в виде заболеваемости, инвалидизации, летального исхода, экономического и иного ущерба. А процесс, связанный с выявлением, анализом, реагированием на риск, и есть риск-менеджмент. ИСМП традиционно оцениваются по заболеваемости, то есть по уже случившемуся нежелательному исходу. Вмешательство в эпидемический процесс до развития ИСМП на основе оценки потенциального иска с целью его минимизации, безусловно, более перспективно.

  1. Парентеральные инфекции

Парентеральный путь передачи инфекций — заражение через кровь или слизистые оболочки. Сейчас известно более 30 парентеральных инфекций, но наиболее значимыми из них являются гепатит В, гепатит С и ВИЧ инфекция.
К числу потенциально опасных биологических жидкостей и секретов относятся: 

  • кровь, её компоненты, препараты;

  • другие биологические жидкости, контаминированные кровью (моча, рвотные массы, мокрота, потовая и слезная жидкости);

  • слюна вовремя выполнения стоматологических процедур (так как может содержать примесь крови);

  • цереброспинальная, перикардиальная, синовиальная, плевральная, перитонеальная и амниотическая жидкости;

  • сперма и вагинальные секреты.
    Часто искусственное инфицирование происходит в стоматологических клиниках и при посещении гинеколога из-за того, что врачи используют для осмотра слизистых своих пациентов неправильно обработанный инструмент, а также по причине работы врачей в нестерильных перчатках. 
    Считается, что при переливании крови можно подхватить только сифилис, СПИД и два вируса гепатита, В и С. Именно на эти патогены проверяют донорскую кровь на пунктах забора. Но практика показывает, что даже используя только одноразовые шприцы, при гемотрансфузии способны передаться вирусы гепатитов D, G, TTV, токсоплазмоз, цитомегаловирус, листериоз и прочая зараза. Всех доноров перед сдачей крови медики обязаны проверять на наличие у них инфекции. На деле, часто на проведение анализов не хватает времени либо просто допускается халатность. Поэтому нужно в обязательном порядке тщательно проверять взятую у донора кровь. Но и это выполняется не всегда, поэтому по сей день даже в клиниках Москвы происходят случаи заражения больных при гемотрансфузии. Вторая проблема в том, что есть множество мутировавших штаммов, которые даже новейшие тест-системы не распознают. Такая же ситуация с инфицированием и при пересадке донорских органов. 

Возможные пути инфицирования медработников:

1. нанесение травм иглами и другими острыми инструментами, загрязненными кровью или жидкими средами организмами инфицированного ВИЧ- человека;

  1. контакт открытых ран с кровью или другими жидкими средами организма человека, инфицированного ВИЧ;

  2. попадание брызг инфицированной крови или жидких сред на слизистые оболочки или в глаза.

Возможные пути инфицирования пациентов:

  1. Через зараженные инструменты (иглы, шприцы, скальпели и другие инструменты), повторно используемые без стерилизации или дезинфекции;

  2. В результате переливания инфицированной ВИЧ крови;

  3. В результате пересадки кожи, донорства спермы и тринсплантации органов от человека, инфицированного ВИЧ.

  4. От матери, ВИЧ – инфицированной, ее ребенку во время беременности, родов или вскоре после родов.



Общие меры предосторожности
при работе с инфицированным материалом.

  1. Для предупреждения травм иглами и другим острым инструментарием:

-никогда не сгибайте, не ломайте и не надевайте на них колпачки ( на иглы), выбрасывайте их сразу в контейнер, при этом он должен быть расположен как можно ближе к месту использования инструмента;
-кладите одноразовый и колющие инструменты в контейнер сразу, после использования. Для мытья и очистки игл перед дезинфекцией или стерилизацией надевайте перчатки.
-избегайте ненужных манипуляций с зараженными и колющими инструментами.

  1. Для предупреждения контакта открытых ран и слизистых оболочек:

-закрывайте поврежденные участки кожи и открытые раны непромокаемыми повязками;
-мойте руки водой с мылом сразу же после контакта с кровью или жидкими выделениями организма;
-образцы крови и жидкие среды организма должны помещаться в контейнеры с надежными крышками, чтобы предотвратить утечку во время транспортировки;
-надевать защитные очки, если возможен контакт с кровью, а также при работе с образцом крови;
-испачканное кровью белье следует погрузить в ДС, транспортировать в герметичных мешках или же в свернутом виде – грязной стороной внутрь;
-во время оказания помощи при родах медсестра может подвергнуться выделениям большого количества крови. При подготовке к родам в больнице или на дому необходимо приготовить СИЗ;
-надевать защитные очки, если возможен контакт с брызгами крови (во время больших хирургических операциях или стоматологических процедурах);
-всасывание ртом должно быть заменено механическими пипетками во всех лабораторных, имеющих дело с кровью и жидкими выделениями человека.

  1. Передача через зараженные инструменты:

-все повторно используемые инструменты, после каждого использования должны пройти дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию.

  1. Переливание инфицированной крови:

-любая кровь для переливания не должна содержать антител ВИЧ. В тех случаях, когда тестирование невозможно, переливание крови следует производить только в случае крайней необходимости;
-по возможности, заменяйте переливание крови переливанием других подходящих для внутривенного введения жидкостей;
-у пациентов, страдающих анемией, следует выяснить причину и лечить ее. Предпочтительнее устранить причину анемии («витаминная недостаточность», «недостаточное питание»), чем начать переливание.

  1. Нахождение крови и жидких сред организма на поверхности предметов (стола, пола):

-удаляйте кровь или жидкие среды организма с помощью бумажных или тканевых полотенец, не испачкав руки, затем обращайтесь с ними, как с зараженным бельем;
-продезинфицируйте поверхности этих предметов.

  1. Удаление отходов:

-жидкости( например, кровь) можно сливать в канализацию или выгребную яму только после дезинфекции;
-твердые отходы, такие как пропитанные кровью перевязочный материал, санитарные подстилки и прокладки, плацента или взятые для биопсии образцы различных тканей, должны подвергаться дезинфекции;
-перевязочный материал со следами крови или после контакта со слизистыми перед утилизацией замачивают в 3% растворе хлорамина в течение 60 минут.

Для снижения вероятности заражения рекомендуется следующее:

  1. Избегать случайных повреждений кожных покровов, уколов, порезов, ранений иглами и другими колюще-режущими инструментами.

  2. Все манипуляции с биологическими материалами необходимо выполнять в спецодежде (халат, шапочка, моющаяся обувь).

  3. Использовать средства индивидуальной защиты (перчатки, щитки, респираторы, герметичные очки, маски, непромокаемый фартук) в соответствии с нормативно-методическими документами и соблюдать правила техники безопасности, а также требования к дезинфекции, ПСО и стерилизации, сбору, обеззараживанию, временному хранению и транспортированию медицинских отходов, образующихся в ЛПО.

  4. Выполнять манипуляции пациентам в присутствии второго специалиста, который может в случае разрыва перчаток или пореза продолжить их выполнение.

  5. Перед манипуляциями мыть руки гигиеническим способом с обработкой кожи ногтевых фаланг кожным спиртовым антисептиком перед надеванием стерильных перчаток и после их снятия.

  6. Следует избегать частого применения дезинфицирующих средств, которые способны вызвать раздражения и дерматиты, что облегчает проникновение возбудителя.

  7. В работе желательно использовать инструменты одноразового пользования.

  8. Инструменты обрабатывать согласно «Методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения», утвержденным МЗ России 30 декабря 1998г. №МУ – 287-113.

  9. Нельзя мыть руки щетками.

  10. Бланки направлений в лабораторию нельзя помещать в пробирку, нужно приклеивать их к внешней стороне пробирки до процедуры забора крови (произвести нумерацию пробирок и направлений).

  11. При приеме на работу медицинским работникам проводится вакцинация против гепатита В.

Действия медицинского работника в аварийной ситуации.

При попадании крови, биологических жидкостей:

  • На кожные покровы медицинского работника: это место обработать 70% -м этиловым спиртом, обмыть водой с мылом и повторно обработать 70% -м этиловым спиртом;

  • На слизистые оболочки глаз и носа: промыть большим количеством воды, не тереть;

  • В полость рта и горла – промыть большим количеством воды и прополоскать 70% этиловым спиртом;

  • При уколах и порезах – немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода, не тереть; применить на ранку бактерицидный лейкопластырь, надеть стерильные перчатки (при необходимости продолжения работы).

  • При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс для автоклавирования.

  • На поверхности: провести дезинфекцию использованного материала и загрязненных поверхностей дезинфектантами согласно приказу по вирусной инфекции;

  • Как можно быстрее начать прием антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

В короткие сроки после контакта необходимо обследовать на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С лицо, которое может являться потенциальным источником заражения, и контактировавшее с ним лицо. Образцы плазмы крови человека, являющегося потенциальным источником заражения, и контактного лица передают для хранения в течение 12 месяцев в центр СПИД субъекта РФ.

Об аварии незамедлительно сообщить администрации, заполнить журнал, привлечь инфекциониста для консультации, начать экстренное проведение медикаментозной профилактики ВИЧ – инфекции не позже 24 часов после аварии. Провести конфиденциальное лабораторное исследование пострадавшего с обязательным обследованием на маркеры вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекцию через 3,6 и 12 месяцев.

Оформление аварийной ситуации в медицинской документации

Установленные требования:

  • Сотрудники ЛПО должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю;

  • Травмы, полученные медработниками, должны учитываться в каждом ЛПО и актироваться как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве;

  • Следует заполнить Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

  • Необходимо провести эпидемиологическое расследование причины травмы и установить связь причины травмы с исполнением медработником служебных обязанностей.













Самостоятельная внеаудиторная работа студента.


Примерная тематика домашних заданий

• Подготовка докладов по темам:

«Стерилизация: зачем она нужна?»

«Виды и методы дезинфекции»

«Химическая дезинфекция»

«Преимущества ЦСО»

«Профессиональные заболевания медицинских сестер»

«Факторы риска в работе медсестры»

• Составление и решение проблемно-ситуационных задач по соблюдению требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

• Составление и решение проблемно-ситуационных задач

• Составление рекомендаций для пациентов и его окружения по вопросам инфекционной безопасности, употребления продуктов питания, физических нагрузок

• Составление тематических кроссвордов

• Составление памяток по соблюдению требований техники безопасности

Составление памятки для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции

Составление санпросвет бюллетеня.














Контроль уровня базовых знаний:

Фронтальный опрос.


  1. Определение понятия ВБИ, ИСМП.

  2. Перечислить наиболее распространённые внутрибольничные инфекции.

  3. Перечислите основные пути передачи инфекции.

  4. Определение понятия «парентеральные инфекции».

  5. Определение понятия «ВИЧ – инфекция».

  6. Определение понятия «вирусные гепатиты».

  7. Перечислите биологические субстраты, содержащие антитела к ВИЧ и гепатитам В,С.

  8. Назовите пути передачи ВИЧ инфекции и гепатита В, С.

  9. Каковы пути инфицирования ВИЧ инфекцией и гепатитом В пациента в ЛПУ?

  10. Перечислите пути инфицирования ВИЧ инфекцией и гепатитом В медицинского работника?

  11. Перечислите группу риска профессионального инфицирования парентеральными инфекциями?

  12. Перечислите нормативные медицинские документы, регламентирующие профилактические мероприятия профессионального инфицирования.
















Эталон ответов к контрольным вопросам.


  1. Определение понятия ВБИ.

– любое клинически выраженное  заболевание микробного происхождения, которое поражает пациента в результате его поступления в больницу или обращения за лечебной помощью, а также  заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении, вне зависимости от появления симптомов заболевания во время пребывания в больнице или после выписки.

ИСМП - инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.

  1. Перечислить наиболее распространённые внутрибольничные инфекции.

1. Инфекции мочевыделительной системы.
2. Гнойно-септические инфекции.
3. Инфекции дыхательного тракта.
4. Бактериемии.
5. Кожные инфекции.

  1. Перечислите основные пути передачи инфекции.

1) контактный
·  прямой
·  непрямой
·  косвенный
2) аэрогенный
· воздушно-капельный 
· воздушно-пылевой 
3) трансмиссивный (через переносчика)
4) фекально-оральный
5) вертикальный (перинатальный) от матери к ребенку

  1. Определение понятия «парентеральные инфекции».

Парентеральные инфекции - инфекции, которые передаются парентеральным путем (минуя пищеварительный тракт) через кровь и другие биологические жидкости.

  1. Определение понятия «ВИЧ –инфекция».

ВИЧ-инфекцияболезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека – антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражениемиммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД)

  1. Определение понятия «вирусные гепатиты».

Вирусные гепатиты - большая группа антропонозных инфекций, с различными механизмами заражения и путями передачи инфекции и преимущественным поражением функциональных клеток печени - гепатоцитов, с возможным развитием в дальнейшем хронического поражения печени, последствием чего может быть цирроз печени и, в ряде случаев, первичный рак печени.

  1. Перечислите биологические субстраты , содержащие антитела к ВИЧ и гепатитам В,С.

- кровь, её компоненты, препараты;- (моча, рвотные массы, мокрота, потовая и слезная жидкости);- грудное молоко; - слюна вовремя выполнения стоматологических процедур ;
- цереброспинальная, перикардиальная, синовиальная, плевральная, перитонеальная и амниотическая жидкости;- сперма и вагинальные секреты.

  1. Назовите пути передачи ВИЧ инфекции и гепатита В,С.

Половой, парентеральный, перинатальный.

  1. Каковы пути инфицирования ВИЧ инфекцией и гепатитом В пациента в ЛПУ?

1.При использовании инфицированного инструментария 
2. Донорство- трансплантология
3. Переливание крови
4. От матери плоду-трансплацентарный
5.От матери ребенку- при грудном вскармливании

  1. Перечислите пути инфицирования ВИЧ инфекцией и гепатитом В медицинского работника?

1Травмы иглами, инструментарием загрязненными биологическими жидкостями

2. Контакт открытых ран с биологической жидкостью

3. Попадание брызг на слизистые медицинского работника

  1. Перечислите группу риска профессионального инфицирования парентеральными инфекциями?

сотрудники гематологических, реанимационных, стоматологических, гинекологических, хирургических отделений, отделений гемодиализа, процедурных кабинетов,

лаборанты, сотрудники ЦСО,лица работающие на производстве по заготовлению крови и её компонентов, препаратов.

  1. Перечислите нормативные медицинские документы регламентирующие профилактические мероприятия профессионального инфицирования.

1. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

2. СанПин 3.1.5 2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»

3. СанПиН 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В»





Критерии оценки.

5 баллов

Ответ развернутый, полный

4 балла

Ответ неточный, требует дополнений

3 балла

Для правильного ответа студенту требуются наводящие вопросы

2 балла

Ответ неправильный




















Контроль уровня знаний:

Графический диктант

« Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»

Необходимо напротив утверждения вписать согласны Вы с ним или нет: «Да» или «Нет».


  1. При попадании биологического субстрата на спецодежду необходимо её снять и отправить в прачечную.

  2. Любой пациент ЛПУ рассматривается как потенциальный источник инфекции.

  3. При попадании биологического субстрата на слизистую оболочку глаз, их необходимо промыть содовым раствором.

  4. При контакте с любой биологической жидкостью медсестра должна использовать перчатки.

  5. Запрещается надевание колпачков на использованные иглы.

  6. При обработки рук на гигиеническом уровне предусмотрено втирание кожного антисептика в течение 30 секунд.

  7. При попадании крови на кожные покровы это место обрабатывают 70-процентным спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70-процентным спиртом.

  8. Руки не моют после манипуляции, если проводят ее в стерильных перчатках.

  9. При попадании биологической жидкости на слизистую оболочку носа нужно закапать в нос раствор протаргола и поднять голову вверх.

  10. Предупреждение передачи микроорганизмов от пациента к медперсоналу – важнейшая составляющая инфекционной безопасности.



















Эталон ответов к графическому диктанту

«Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»





  1. При попадании биологического субстрата на спецодежду необходимо её снять и отправить в прачечную. Нет

  2. Любой пациент ЛПУ рассматривается как потенциальный источник инфекции. Да

  3. При попадании биологического субстрата на слизистую оболочку глаз, их необходимо промыть содовым раствором. Нет

  4. При контакте с любой биологической жидкостью медсестра должна использовать перчатки. Да

  5. Запрещается надевание колпачков на использованные иглы. Да

  6. При обработки рук на гигиеническом уровне предусмотрено втирание кожного антисептика в течение 30 секунд. Нет (2 минуты).

  7. При попадании крови на кожные покровы это место обрабатывают 70-процентным спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70-процентным спиртом. Да

  8. Руки не моют после манипуляции, если проводят ее в стерильных перчатках. Нет

  9. При попадании биологической жидкости на слизистую оболочку носа нужно закапать в нос раствор протаргола и поднять голову вверх. Нет

  10. Предупреждение передачи микроорганизмов от пациента к медперсоналу – важнейшая составляющая инфекционной безопасности. Да












Тестовый контроль

« Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»


Выберите один правильный ответ.

1.Полное уничтожение микроорганизмов и их спор достигается:

А) дезинфекцией; Б) стерилизацией;

В) дератизацией; Г)дезинсекцией

2. В состав аварийной ВИЧ – аптечки не входит:

А) 2% р-р соды; В) 5% р-р йода;

Б) 70% этиловый спирт

3.Инфицирование медработников может произойти при нанесении травм иглами, загрязненными кровью или жидкими средами организма инфицированного ВИЧ человека.
А) да, верно 
Б) нет, неверно
В) только кровью
Г) только полостными жидкостями
4. Возможный путь передачи ВИЧ - инфекции

A) прием пищи из одной посуды; B) рукопожатие

Б) переливание крови; Г) воздушно-капельный

5.Одноразовые шприцы после использования необходимо

А) выбросить; Б) накапливать

В) дезинфицировать; Г) отправить в ЦСО

6.При попадании биологической жидкости на кожу, необходимо обработать:

A) 70% спиртом; B) раствором калия перманганата1:5000;

Б) 0.5% раствором хлорамина; Г) 1%раствором протаргола.

7. Максимальная концентрация вируса ВИЧ определяется в

A) сперме B) влагалищном отделяемом

Б) слюне Г) крови

8. На гигиеническом уровне обработку рук проводят 
А) перед и после приема пищи. 
Б) перед инвазивными процедурами. 
В) при бытовом загрязнении рук. 
Г) после посещения туалета. 

9. При загрязнении рабочего стола кровью, поверхность необходимо обработать:

A) антисептиком B) дезинфицирующим средством

Б) стерилянтом Г) дистиллированной водой

10. К защитной одежде не относится:

A) перчатки; B) маска;

Б) медицинская шапочка; Г) медицинский халат.


















Эталон ответов тестового контроля

«Внутрибольничная инфекция. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»


    1. Б

    2. А

    3. А

    4. Б

    5. В

    6. А

    7. Г

    8. Б

    9. В

    10. Б.



































Ситуационные задачи


  1. При прохождении медосмотра перед поступлением на работу у медсестры оказался положительный результат на ВИЧ-инфекцию. Имеет ли право из-за этого отказать работодатель в приёме на работу.

  2. Медсестра уколола палец использованной иглой, она провела местную постконтактную профилактику, но не доложила об этом старшей медсестре, не зарегистрировала аварийную ситуацию в журнале и не составила акт. Правильно ли поступила медсестра?

  3. Медсестра переболела ОРЗ. Сразу после этого у неё потемнела моча, обесцветился кал, и появилось желтушное окрашивание склер глаз. Что следует предпринять медсестре?

  4. Процедурная медсестра приступает к работе. Что необходимо проверить ей в кабинете для своей инфекционной безопасности?

  5. После произведенной инъекции пациенту, медсестра надела на использованную иглу колпачок. Правильно ли поступила медсестра?

  6. Медицинская сестра процедурного кабинета уколола палец использованной иглой. Раствора йода, необходимого для одного из этапов обработки в аварийной аптечке не оказалось. В каком этапе сестринского процесса, применяемого в манипуляционной технике, была сделана ошибка?

  7. Медсестра, собирая стерильный шприц, снимала колпачок с иглы и уколола себе палец. Считается ли данная травма аварийной ситуацией? Нужно ли проводить постконтактную профилактику?

  8. При заборе крови медсестре на кожу предплечья попала кровь. Что необходимо предпринять?

  9. Медсестра уколола палец использованной иглой. Она провела местную постконтактную профилактику, посмотрела историю болезни пациента и выяснила, что он ВИЧ-инфицированный, а инфицирован ли вирусными гепатитами В и С неизвестно. Она не знает, что необходимо предпринять в этой ситуации. Что необходимо сделать медсестре?

  10. Медсестра уколола палец использованной иглой через перчатку. Какие мероприятия местной постконтактной профилактики ей нужно предпринять?

  11. При выполнении манипуляции кровь попала медсестре на слизистую рта. Какие мероприятия местной постконтактной профилактики?

  12. При проведении манипуляции кровь попала медсестре на слизистую глаза. Какие мероприятия местной постконтактной профилактики?

Модели аварийных ситуаций и их ликвидация

Под аварийной ситуаций подразумевается загрязнение кожи, слизистых, а также спецодежды медработников, оборудования, поверхности столов, пола кровью и другими выделениями больного.

Кровь является самым сильным источником заражения вирусом гепатита В или ВИЧ на рабочем месте. Поэтому меры защиты от вируса гепатита В и ВИЧ-инфекции заключаются прежде всего в предотвращении их передачи через кровь, а также в вакцинации против гепатита В. Хотя способы передачи вируса гепатита В и ВИЧ одинаковы, риск заражения вирусом гепатита В на рабочем месте выше, чем ВИЧ-инфекцией (это обусловлено тем, что концентрация вируса в крови ВИЧ-инфицированных больных намного меньше).

Модель аварийной ситуации № 1:повреждение кожных покровов (порез, укол)

Модель аварийной ситуации № 2:кровь попала на открытые части тела

Модель аварийной ситуации № 3:кровь попала в глаза, на слизистую носа или полость рта

Модель аварийной ситуации № 4:кровь попала на халат или другую спецодежду

Модель аварийной ситуации № 5:кровь попала на оборудование, поверхности столов, пол.









Эталон ответов к ситуационным задачам


  1. Не имеет права, но может не принять на работу, объяснив это другими причинами (недостаточная компетенция и т.п.).

  2. Нет, не правильно. Если, несмотря на постконтактную профилактику, заражение парентеральной инфекцией всё же произойдет, то данное заболевание не будет признано профессиональным.

  3. Скорее всего, у медсестры было не ОРЗ, а начинался вирусный гепатит. Изменение цвета кала, мочи и желтушное окрашивание склер глаз - симптомы гепатита. Она должна поставить в известность старшую медсестру и обратиться к инфекционисту (или участковому терапевту) для обследования, установления диагноза (вирусный гепатит А или В или С или другое заболевание) и лечения.

  4. Аварийную аптечку (комплектность, целостность, срок годности содержимого), наличие в достаточном количестве и по размеру средств индивидуальной защиты (перчатки, маска, очки (щитки)), всё необходимое для обработки рук.

  5. Нет, не правильно. Следует снять использованную иглу в не прокалываемый контейнер при помощи иглосъёмника.

  6. В I этапе «Сбор информации». Она не проверила комплектность аварийной аптечки перед работой.

  7. Данная травма не считается аварийной ситуацией и не подлежит учету, так как игла стерильная и не загрязнена кровью и другими биологическими жидкостями. Медсестре нужно обработать место укола, заклеить его лейкопластырем, желательно надеть напальчник, затем надеть перчатки и продолжить работу.

  8. Обработать 70-процентным спиртом, обмыть водой с мылом и повторно обработать 70-процентным спиртом.

  9. Необходимо доложить ответственному за регистрацию аварийных ситуаций с целью заполнения «Журнала регистрации травм и нарушений целостности кожных покровов и слизистых оболочек медперсонала при выполнении лечебно-диагностических манипуляций» и составления акта. Необходимо сдать кровь на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С. Решить вопрос о приеме антиретровирусных препаратов в течение первых двух часов и сообщить о случившемся в центр по профилактике и борьбе со СПИДом ГБУЗ "Инфекционная больница Калининградской области" в течении двух часов.

  10. Снять перчатку, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода.

  11. Ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта.

  12. Слизистую оболочку глаз обильно промыть водой (не тереть).

Модели аварийных ситуаций и их ликвидация

Под аварийной ситуаций подразумевается загрязнение кожи, слизистых, а также спецодежды медработников, оборудования, поверхности столов, пола кровью и другими выделениями больного.

Кровь является самым сильным источником заражения вирусом гепатита В или ВИЧ на рабочем месте. Поэтому меры защиты от вируса гепатита В и ВИЧ-инфекции заключаются прежде всего в предотвращении их передачи через кровь, а также в вакцинации против гепатита В. Хотя способы передачи вируса гепатита В и ВИЧ одинаковы, риск заражения вирусом гепатита В на рабочем месте выше, чем ВИЧ-инфекцией (это обусловлено тем, что концентрация вируса в крови ВИЧ-инфицированных больных намного меньше).

Модель аварийной ситуации № 1:

повреждение кожных покровов (порез, укол)

Вероятность заражения ВИЧ при при проколе или порезе кожи инструментами, загрязнёнными ВИЧ-инфицированной кровью, составляет 0,3-0,5%. Вероятность заражения вирусом гепатита Вв данной аварийной ситуации составляет 6-30%.

Если произошёл порез или укол, необходимо немедленно снять перчатки или обнажить область раны. Выдавить кровь из ранки; стереть кровь тампоном, смоченным в 70% спиртом. Затем, если позволяет рана, тщательно вымыть руки под проточной водой руки с двукратным намыливанием. Смазать ранку 5% раствором йода. Через 15 минут повторить обработку спиртом; заклеить бактерицидным пластырем.

Модель аварийной ситуации № 2:

кровь попала на открытые части тела

Вероятность заражения ВИЧ при попадании инфицированной крови на неповреждённую кожу оценивается в 0,05%.

Если кровь (или другая биологическая жидкость) попала на неповреждённую кожу следует немедленно обработать её тампоном, смоченным 70% раствором спирта, в течение 0,5-1 минуты. Не растирать! Затем вымыть двукратно тёплой проточной водой с мылом и насухо вытереть одноразовой салфеткой или индивидуальным полотенцем. Через 15 минут повторить обработку спиртом.

Модель аварийной ситуации № 3:

кровь попала в глаза, на слизистую носа или полость рта

Вероятность заражения ВИЧ при попадании инфицированной крови на слизистые оболочки оценивается в 0,09%.

Если кровь попала в глаза, промыть большим количеством воды, не тереть;

При попадании крови на слизистую носа промыть большим количеством воды, не тереть;

Если кровь попала на слизистую ротовой полости следует немедленно прополоскать рот 70% этиловым спиртом в течение 2 минут.

Модель аварийной ситуации № 4:

кровь попала на халат или другую спецодежду

При попадании крови на халат, спецодежда аккуратно снимается (свёртывается загрязнённой стороной внутрь) и погружается в дезинфицирующий раствор на необходимое время (применяется 5 л дезраствора на 1 кг сухого белья). Затем прополаскивается в воде и стирается обычным способом. Обувь дважды протирается дезинфицирующим раствором (руки при этом защищают перчатками, протирочную ветошь утилизируют после дезинфекции).

Модель аварийной ситуации № 5:

кровь попала на оборудование, поверхности столов, пол

Если капли крови попали на оборудование или поверхности мебели, следует немедленно их протереть салфеткой, смоченной в дезинфекционном растворе. Обработку повторить через 15 минут. Салфетка затем дезинфицируется и утилизируется.

При наличии больших количеств крови и жидкостей, содержащих кровь (например, рвотные массы), на полу следует, одев перчатки, смочить ветошь в дезинфицирующем растворе и собрать кровь в ёмкость. Затем в ёмкость долить дезраствор в соотношении 1:4. Экспозиция согласно инструкции к дезсредству. Загрязнённый участок повторно протирается одноразовыми салфетками, смоченными в дезинфицирующем растворе. Обработку повторяют через 15 минут. Если на полу оказались большие лужи крови, следует предусмотреть использование одноразовых водонепроницаемых чехлов для обуви, при угрозе разбрызгивания — очки и водонепроницаемый фартук. Снимать загрязненные чехлы с обуви и фартук следует в перчатках.

Загрязнённый уборочный материал следует замочить в дезинфекционном растворе (концентрацию и время экспозиции — см. инструкцию по дезсредству) в соотношении 1:4, после чего утилизировать в соответствие с инструкцией по утилизации отходов класса Б.















Приложение №1

Постконтактная профилактика по СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность»(зарегистрирован в Минюсте 9 августа 2010 г. №18094).

При загрязнении перчаток кровью и другими биологическими жидкостями:

12.4.7.3. При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия следует тампоном (салфеткой), смоченной раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), убрать видимые загрязнения. Снять перчатки, погрузить их в раствор средства, затем утилизировать. Руки обработать антисептиком.

При загрязнении кожных покровов кровью и другими биологическими жидкостями:

15.19.1. При загрязнении кожи рук выделениями, кровью и т.п. необходимо вымыть руки мылом и водой; тщательно высушить руки одноразовым полотенцем; дважды обработать антисептиком.

Приложение № 12. При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70 % спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70% спиртом.

При попадании биологической жидкости на слизистые ротоглотки:

15.19.3. При попадании биологической жидкости пациента на слизистые ротоглотки следует немедленно рот и горло прополоскать 70 % спиртом или 0,05 % раствором марганцовокислого калия.

Приложение № 12. Если кровь попала на слизистую оболочку рта - прополоскать 70% раствором спирта или 0,05 % раствором марганцовокислого калия

При попадании биологических жидкостей в глаза:

15.19.4. При попадании биологических жидкостей в глаза промыть их раствором марганцовокислого калия в воде в соотношении 1:10 000.

Приложение № 12. Если кровь попала на слизистые оболочки глаз, их сразу же промывают водой или 1% раствором борной кислоты.

При попадании биологических жидкостей на слизистую оболочку носа:

Приложение № 12. Если кровь попала на слизистую оболочку носа - обрабатывают 1% раствором протаргола.

При уколах и порезах:

15.19.5. При уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% спиртовой настойкой йода. При наличии на руках микротравм, царапин, ссадин заклеить поврежденные места лейкопластырем.

Приложение № 12. В случае порезов и уколов немедленно обработать и снять перчатки, выдавить кровь из ранки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% раствором йода.

Примечание: Приложение № 12. Слизистые оболочки носа, губ, конъюнктивы обрабатывают также раствором марганцовокислого калия в разведении 1:10 000 (раствор готовиться ex tempore). Перманганат калия относится к группе наркотических средств и психотропных веществ, поэтому навеска с перманганатом калия практически не используется.

Учет аварийных случаев (ситуаций):

15.19.7. При получении травм, в том числе микротравм (уколы, порезы), опасных в плане инфицирования, ответственный за профилактику парентеральных инфекций в ЛПО организует регистрацию в журнале учета травм и составляет акт в соответствии с законодательством РФ.

Экстренная профилактика ВИЧ-инфекции:

Приложение № 12. С целью экстренной профилактики ВИЧ-инфекции назначаются азидотимидин в течении 1 месяца. Сочетание азидотимидина (ретровир) и ламивудина (эливир) усиливает антиретровирусную активность и преодалевает формирование резистентных штаммов. При высоком риске заражения ВИЧ-инфекцией (глубокий порез, попадание видимой крови на поврежденную кожу и слизистые от пациентов, инфицированных ВИЧ) для назначения химиопрофилактики следует обращаться в территориальные центры по борьбе и профилактике СПИД. Лица подвергшиеся угрозе заражения ВИЧ-инфекции находятся под наблюдением врача инфекциониста в течении одного года с обязательным обследованием на наличие маркера ВИЧ-инфекции.

Экстренная профилактика вирусного гепатита В:

Приложение № 12. Персоналу, у которого произошел контакт с материалом, инфицированным вирусом гепатита В, вводится одновременно специфический иммуноглобулин (не позднее 48 часов) и вакцина против гепатита В в разные участки тела по схеме 0-1-2-6 месяцев с последующем контролем за маркерами гепатита (не ранее 3-4 месяцев после введения иммуноглобулина). Если контакт произошел у ранее вакцинированного медработника, целесообразно определить уровень анти-НВs в сыворотке крови. При наличии концентрации антител в титре 10 МЕ/л и выше вакцинопрофилактика не проводится, при отсутствии антител целесообразно одновременное введение одной дозы иммуноглобулина и бустерной дозы вакцины.





















Приложение №2

Постконтактная профилактика по СанПиН 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»(11 января 2011г.).

При загрязнении кожных покровов кровью и другими биологическими жидкостями:

8.3.3.1. При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70% спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70% спиртом.

При попадании биологической жидкости на слизистые ротоглотки:

8.3.3.1. Ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта.

При попадании биологических жидкостей в глаза:

8.3.3.1. При попадании крови и других биологических жидкостей на слизистую глаз - глаза обильно промыть водой (не тереть).

При попадании биологических жидкостей на слизистую оболочку носа:

8.3.3.1. При попадании крови и других биологических жидкостей на слизистую носа - нос обильно промыть водой (не тереть).

При уколах и порезах:

8.3.3.1. В случае порезов и уколов, немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода.

При попадании крови и других биологических жидкостей на халат, одежду:

8.3.3.1. Снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс (бак) для автоклавирования.

Учет аварийных случаев (ситуаций): проводится по другим нормативным документам.

Обследование потенциального источника заражения и контактирующее с ним лицо:

8.3.3.2. Лицо, которое может являться потенциальным источником заражения и потрадавшего необходимо опросить о носительстве вирусных гепатитов, инфекциях передаваемых половым путем, воспалительных заболеваниях мочеполовой сферы, других заболеваний. Провести консультирование относительно менее рискованного поведения. Если источник инфицирован ВИЧ, выясняют получал ли он антиретровирусную терапию. Если пострадавшая женщина необходимо провести тест на беременность и выяснить не кормит ли она грудью ребенка.

8.3.3.2. В возможно короткие сроки необходимо обследовать на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С лицо, которое может являться потенциальным источником заражения и контактировавшее с ним лицо. Обследование на ВИЧ проводят методом экспресс-тестирования на антитела к ВИЧ после аварийной ситуации. Образцы плазмы (сыворотки) крови передают для хранения в течение 12 месяцев в центр СПИД субъекта РФ.

Экстренная профилактика ВИЧ-инфекции:

8.3.3.3. Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов. Стандартная схема постконтактной профилактики заражения ВИЧ - лапиновир/ритонавир+зидовудин/ламивудин. При отсутствии данных препаратов для начала химиопрофилактики могут использоваться любые другие антиретровирусные препараты. Затем при поступлении других препаратов назначается полноценная химиопрофилактика.



















































Приложение №3

Санитарными правилами и нормами РФ за № 3.1.5 2826-10 разработан и утвержден новый состав аварийной аптечки АнтиСпид (АнтиВич) для профилактики ВИЧ-инфицирования и гепатита.

Состав аварийной ВИЧ - аптечки по СанПину (2018) включает следующие компоненты:

Средства для антисептической обработки (обеззараживания): спирт медицинский 96°, раствор йода спиртовой 5%, хлорсодержащий препарат (хлорамин В, бацилол);

Средства для защиты рук: перчатки медицинские стерильные, резиновые напальчники, мыло;

Перевязочный и вспомогательный материалы: бинт стерильный, вата стерильная, лейкопластырь – бактерицидный и в рулоне для фиксации повязки, пипетки или одноразовые шприцы для промывания, ножницы.

Спирт в составе спид аптечки используют для обработки ран и слизистых оболочек, полоскания рта, йод для обработки раневых поверхностей и кожи. Хлорсодержащими препаратами из аварийной АнтиСпид аптечки обрабатывают инструменты и поверхности, с которыми мог бы соприкасаться зараженный материал. В ряде случаев – в ургентных больницах, травмпунктах, на скорой помощи в состав аптечки включают экспресс-тесты на ВИЧ-инфицирование и антиретровирусные препараты. |

Источник: https://1travmpunkt.com/aptechka/avarijnyj-antispid.html
























Приложение №4



Журнал регистрации медицинских аварий

(профилактика ВИЧ-инфекции)

Дата




Время

Час

Мин


Место

аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварий

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошёл контакт

Проведённые мероприятия

Подпись м/с










Об аварии незамедлительно сообщить администрации, заполнить журнал медицинских аварий, привлечь инфекциониста для консультации, начать экстренное проведение медикаментозной профилактики ВИЧ-инфекции не позже 24 часов после аварии, провести конфиденциальное лабораторное исследование пострадавшего с обязательным обследованием на маркеры вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекцию через 3, 6 и 12 месяцев.






















Приложение №5.




«Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»







































34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!