2 | Самопроверка домашнего задания. | - Какое было домашнее задание? - Предлагаю вам оценить собственную домашнюю работу: если задания выполнены полностью, ответ-развёрнутый, и вы уверены в правильности выполнения, стартовая оценка – 4 (на полях), если задания выполнены частично, у вас осталось непонимание некоторых вопросов – 3, если из трёх заданий выполнено одно, старт – 2 балла - Как можно увеличить стартовую оценку? За каждый полный правильный ответ - наклейка | РТ, задания в РТ по пар.8-9 Учащиеся проводят самооценивание Устными ответами в ходе урока | 2 |
3 | Актуализация опорных знаний | По принципу «минимакс» ответьте на вопросы: Какие опасности поджидали русских людей в 10-11 веках? Какие письменные источники позволяют нам знакомиться с историей Древнеруского государства? Для чего обществу и государству нужны законы? | 1) набеги кочевников, пленение, чужеземное рабство 2) Летопись временных лет, Русская правда 3)для урегулирования отношений между людьми, обеспечения порядка | 2 |
4 | Мотивация (совместное целеполагание) | Сегодня мы углубимся в «Русскую правду», чтобы раскрыть тему урока. «Общественный строй Древней Руси». На какие вопросы мы хотели бы и могли бы ответить в ходе урока? Ваши версии?- А я предлагаю свой вопрос-проблему, который нужно будет раскрыть в ходе урока: Суть и значение письменного сборника законов? (Примагнитить распечатанную проблему на доске) | Упражнение «Веер вопросов» -озвучивают и записывают на доске вопросы для рассмотрения Из каких слоёв состояло общество? Какими были отношения между ними? Занятия людей? Санкции? Записи в тетрадях и на доске | 3 |
5 | Открытие нового знания | 1.Рассмотрите слайд с картой Древнерусского государства и прочтите, расшифруйте ту информацию, которая здесь зашифрована, изображена схематически Первые русские города – что общего в их природо-географическом положении? Каким из них было жить опаснее всего? Какие из них имели больше всего возможностей для обогащения? Эпиграф : «О, светло светлая земля Русская! Многими красотами украшена ты:…бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими…». Слово о погибели Русской земли какие типы населённых пунктов здесь упоминаются? слайд с изображением города, деревни и монастыря - что общего между ними? От кого или чего защищали крепостные стены? На основе текста учебника из параграфа 10 сформулируйте определение понятия «город» Какие категории населения нам уже известны на Руси? Стр. 72 учебника – изучите текст и ответьте на вопрос – чем занимались горожане, чтобы прокормить себя? заполнив кластер - занятия горожан на Руси- в парах Стр.74 Мир крестьянской общины. Найдите новое понятие и определение к нему Сельские общины состояли из смердов – в параграфе нет определения этого понятия, где мы можем найти нужное определение? Какие традиции общинной жизни описаны в учебнике? В чём сложности деревенской жизни? Кроме того, частым явлением были неурожаи из-за засухи. Чтобы предотвратить засуху и помочь смердам в выращивании урожая – динамическая пауза «Дождь в русском государстве» | На берегах рек Пограничных Расположенные на Пути из Варяг в Греки Города, селения, монастыри Храмы, жилые постройки, городские стены От набегов кочевников и нападения других русичей при междоусобицах Всякое поселение на Руси, укреплённое и ограждённое, настоящая крепость Князь, дружинники, бояре, священнослужители Торговля, ремёсла, охота, рыбалка, бортничество, огородничество, скотоводство, вервь – территориальная крестьянская община на Руси в словаре: смерд – свободный крестьянин, владелец земли, воин и пахарь взаимопомощь Работали, не покладая рук от восхода до заката, но припасов не хватало | 2 2 2 1 2 2 4 |
6 | Продолжение работы над новым материалом | Из крестьянской сельской общины перемещаемся в вотчину князя – пункт 3 параграфа стр.75-76 Дайте определение понятий Вотчина, синоним вотчины по-европейски? Составьте кластер «население вотчины»-в парах Что у них всех общего? Жили на княжеском дворе, освобождались от податей и повинностей Стр.78, работа с документом-статьёй Русской правды «О челяди» – расставьте в рейтинговом порядке – от более высокого социального статуса до самого низкого Тиун огнищный, конюший -80гривен Конюх, повар, отрок- 40 гривен Сельский пахотный тиун – 12 гривен Рядович, холоп- 5 гривен Сделайте вывод из полученной информации Кто получал штрафные выплаты-виры (Статья «О холопах»)? Продолжаем знакомиться с особенностями Русской правды , знакомясь с «Историей государства Российского» – видеофрагмент серии 22- 3минуты Текст с пропусками Русская Правда состоит из двух частей – (Правды Ярослава и Ярославичей) Глава правосудия – князь, место правосудия – Двор князя Испытание обвиняемого калёным железом и водой - ордалия В Русской Правде ни одно преступление, даже самое тяжёлое, не каралось (смертной казнью) Новые слова и их значение? | Наследственное земельное владение князя или боярина Феод Боярин или князь и его челядь: холопы (обельные – полные) и закупы – временно зависимые, до отработки долга, рядовичи- мелкие управляющие, служившие по ряду-договору, Тиун – управляющий домашним хозяйством или сельхозработами Статья говорит не только о социальном неравенстве, но и о том, что человеческая и наказание за её лишение жизнь оценивалась по-разному Владелец убитого и князь Выписывают «Маячки» – новые слова и их значение Вира, ордалия, гривна | 5 3 2 |
7 | Закрепление изученного материала. | - Давайте обратимся к нашим целеполагающим вопросам, записанным на доске. На какие из них вы готовы ответить? - Как вы можете ответить на главный – проблемный вопрос урока? Суть и значение письменного сборника законов? (закрепляет власть правителя-князя, поддерживает порядок в обществе, социальное и правовое неравенство, укрепляет государство - Переназовите тему урока («Жизнь древнерусского общества по Русской правде» - мой вариант) | Учащиеся отвечают на целеполагающие вопросы Формулируют признаки, запись в тетрадях и на доске Озвучивают альтернативные варианты названия темы | 3 2 1 |