Методы диагностики музыкальных способностей.
(автор Анисимов В.П.)
В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек.
Мотивирующий аспект организации выполнения заданий – игровая форма их предъявления.
При любом результате выполнения заданий оценочные суждения не допускаются.
Игры-тесты на выявление уровня развития метро-темпо-ритма:
1. «Шаги великана, Тома и гнома: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Тишиналии все жители ходят, как часы (ребенку в руки дают будильник, ход которых отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно («тик» - шаг, «так» - приставной шаг). Шаги его друга-гнома подвижны («тик» - шаг + приставной шаг, «так» - то же самое). Великан ходит степенно, важно («тик», «так» - 1 шаг, 2-й шаг на следующий временной ход).
Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы ( или круги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними – свободный шаг ребенка. Всего 16 шагов. Дорожка выкладывается с разворотами после каждого 4-го шага (квадрат).
Критерии оценки:
точное обозначение всех шагов на протяжении всех 4-х тактов (направлений) – высокий уровень,
воспроизведение шагов с 2-3 нарушениями метрической координации – средний уровень.
сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень.
2. «Ладошки»: Сейчас мы споем песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Стимулирующий материал - р.н.п. «Во поле береза стояла»,
- М. Красев «Елочка»,
- р.н.п. «Петушок».
Критерии оценки:
точное воспроизведение метрического рисунка без пения 8 тактов – высокий уровень (3 балла),
1 - 2 нарушения или с некоторой помощью голоса – средний уровень (2 балла),
воспроизведение с пением – слабый уровень (1 балл),
сбивчивое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).
3. Ритмический рисунок: Прохлопай (простучи) ритм исполненной на инструменте мелодии.
Стимулирующий материал простейшие одноголосные мелодии.
Критерии оценки:
ровный ряд половинных длительностей или четвертных – слабый уровень,
элементы пунктирного ритма – средний уровень,
использование пунктирного, синкопированного ритма, пауз – высокий
уровень.
Диагностика звуковысотного чувства:
«Кот и котенок»: - Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (до 1-й октавы), а так – котенок (соль 1-й октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда – котенок.
№ п/п | звуки | балл | ответ |
1.1. | ми1 – фа2 | 1 | Кот – котенок |
1.2. | соль2 – фа1 | 2 | Котенок – кот |
1.3. | фа1 – фа2 | 3 | Кот – котенок |
2.1. | фа2 – соль1 | 1 | Котенок - кот |
2.2. | ми2 – соль1 | 2 | Котенок - кот |
2.3. | ля1 – ля2 | 3 | Кот - котенок |
3.1. | ля1 – ре2 | 1 | Кот - котенок |
3.2. | ре2 – си1 | 2 | Котенок - кот |
3.3. | до2 – си1 | 3 | Котенок - кот |
Критерии оценки:
Диагностика гармонического чувства:
Гармонические загадки: (способность определять количество звуков в интервалах и аккордах) – я сыграю несколько звуков одновременно, а ты отгадай – сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков?
1. до мажор: до-соль, ми-соль, до1 – до2 (1 балл)
2. фа мажор: до-ля, ре-фа-си, фа-ля (2 балла)
3. соль мажор: ре-соль-си, ре-фа-ля, си-ре-соль (3 балла)
Критерии оценки:
Диагностика чувства тембра:
«Тембровые прятки»: в помещении представлены музыкальные инструменты.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии, исполняемой разными инструментами:
фортепиано
треугольник
металлофон
баян
бубен
флейта
аккордеон
ксилофон
балалайка + баян
баян + бубенцы
Критерии оценки:
узнавание первых 3-х тембров – слабый уровень (1 балл),
узнавание первых 7-ми – средний уровень (2 балла),
узнавание всех фрагментов – высокий уровень (3 балла).
Диагностика динамического слуха:
«Мы поедем в «Громко – тихо»»: Поиграем в «Громко – тихо»? я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо.
Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» = 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе так же ее нужно исполнить на барабане.
Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» = 2 балла, 2-й фразы в динамике «диминуэндо» = 2 балла. Всего 4 балла.
Критерии оценки:
Диагностика чувства музыкальной формы:
«Незавершенная мелодия»: - Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай, и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия – не доигрывается последний такт;
2-я мелодия – доигрывается до конца;
3-я - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я – прерывается на середине 2-й фразы (из 4-х);
5-я – доигрывается до конца.
Критерии оценки:
слабый уровень – правильно определены 1-2 пункта – 1 б;
средний уровень – правильно определены 3-4 пункта – 2б;
высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов – 3 б.
Диагностика эмоциональной отзывчивости:
«Музыкальная палитра»: стимулирующий материал – аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов. Одна серия включает в себя 5 разнохарактерных музыкальных произведений. 1-я серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии; 2-я серия соответствует слабому уровню; 3-я серия соответствует высокому уровню.
Примерный перечень музыкальных произведений:
Серия 1:
В.Котельников «Колыбельная»
А.Хачатурян «Андантино»
С.Прокофьев «Сказочка»
А.Гречанинов «Марш»
К.Тушинок «Силачи»
К.Тушинок «Менуэт слонов»
Серия 2:
Г.Свиридов «Грустная песня»
А.Гречанинов «Недовольство»
Ю.Шутко «Ночное шествие»
Р.Шуман «Первая утрата»
С.Прокофьев «Траурное шествие»
С.Майкапар «Похоронный марш»
Серия 3:
Г.Свиридов «Дождик»
С.Прокофьев «Пятнашки»
Г.Свиридов «Парень с гармошкой»
Р Шуман»Солдатский марш»
С.Прокофьев «Марш»
Г.Свиридов «Колдун»
- Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются во время ее звучания?
Критерии оценки:
определяет самостоятельно, дополняет синонимичные характеристики, мыслеобразы – 2 балла.
правильное определение с помощью педагога – 1 балл.
неправильное определение – 0 баллов.
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор», с помощью которой можно не только наглядно представить себе, как слабые стороны музыкальности и личной ориентации реципиента, так и сильные характеристики музыкальности субъекта, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности.