СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы диагностики музыкальных способностей. (автор Анисимов В.П.)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек.

Просмотр содержимого документа
«Методы диагностики музыкальных способностей. (автор Анисимов В.П.)»

Методы диагностики музыкальных способностей.

(автор Анисимов В.П.)

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек.

Мотивирующий аспект организации выполнения заданий – игровая форма их предъявления.

При любом результате выполнения заданий оценочные суждения не допускаются.

Игры-тесты на выявление уровня развития метро-темпо-ритма:

1. «Шаги великана, Тома и гнома: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Тишиналии все жители ходят, как часы (ребенку в руки дают будильник, ход которых отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно («тик» - шаг, «так» - приставной шаг). Шаги его друга-гнома подвижны («тик» - шаг + приставной шаг, «так» - то же самое). Великан ходит степенно, важно («тик», «так» - 1 шаг, 2-й шаг на следующий временной ход).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы ( или круги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними – свободный шаг ребенка. Всего 16 шагов. Дорожка выкладывается с разворотами после каждого 4-го шага (квадрат).

Критерии оценки:

  • точное обозначение всех шагов на протяжении всех 4-х тактов (направлений) – высокий уровень,

  • воспроизведение шагов с 2-3 нарушениями метрической координации – средний уровень.

  • сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень.

2. «Ладошки»: Сейчас мы споем песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

     Стимулирующий материал - р.н.п. «Во поле береза стояла»,

                                                    - М. Красев «Елочка»,

                                                    - р.н.п. «Петушок».

    Критерии оценки: 

  • точное воспроизведение метрического рисунка без пения 8 тактов – высокий уровень (3 балла),

  • 1 - 2 нарушения или с некоторой помощью голоса – средний уровень (2 балла),

  • воспроизведение с пением – слабый уровень (1 балл),

  • сбивчивое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).

3. Ритмический рисунок: Прохлопай (простучи) ритм исполненной на инструменте мелодии.

     Стимулирующий материал простейшие одноголосные мелодии.

     Критерии оценки: 

  • ровный ряд половинных длительностей или четвертных – слабый уровень,

  • элементы пунктирного ритма – средний уровень,

  • использование пунктирного, синкопированного ритма, пауз – высокий  

уровень.  

Диагностика звуковысотного чувства:

«Кот и котенок»: - Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (до 1-й октавы), а так – котенок (соль 1-й октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда – котенок.

№ п/п

звуки

балл

ответ

1.1.

ми1 – фа2

1

Кот – котенок

1.2.

соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

фа2 – соль1

1

Котенок - кот

2.2.

ми2 – соль1

2

Котенок - кот

2.3.

ля1 – ля2

3

Кот - котенок

3.1.

ля1 – ре2

1

Кот - котенок

3.2.

ре2 – си1

2

Котенок - кот

3.3.

до2 – си1

3

Котенок - кот

Критерии оценки:

  • высокий уровень – 3 балла

  • средний уровень – 2 балла

  • низкий уровень – 1 балл

Диагностика гармонического чувства:

Гармонические загадки: (способность определять количество звуков в интервалах и аккордах) – я сыграю несколько звуков одновременно, а ты отгадай – сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков?

1. до мажор: до-соль, ми-соль, до1 – до2   (1 балл)

2. фа мажор: до-ля, ре-фа-си, фа-ля (2 балла)

3. соль мажор: ре-соль-си, ре-фа-ля, си-ре-соль (3 балла)

Критерии оценки:

  • слабый уровень – 1 балл

  • средний уровень – 3 - 4 балла

  • высокий уровень – 5 - 6 баллов

Диагностика чувства тембра:

«Тембровые прятки»: в помещении представлены музыкальные инструменты.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии, исполняемой разными инструментами:

  1. фортепиано

  2. треугольник

  3. металлофон

  4. баян

  5. бубен

  6. флейта

  7. аккордеон

  8. ксилофон

  9. балалайка + баян

  10. баян + бубенцы

Критерии оценки: 

  • узнавание первых 3-х тембров – слабый уровень (1 балл),

  • узнавание первых 7-ми – средний уровень (2 балла),

  • узнавание всех фрагментов – высокий уровень (3 балла).

Диагностика динамического слуха:

«Мы поедем в  «Громко – тихо»»:  Поиграем в «Громко – тихо»? я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо.

Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» = 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе так же ее нужно исполнить на барабане.

Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» = 2 балла, 2-й фразы в динамике «диминуэндо» = 2 балла. Всего 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – 1 балл,

  • средний уровень – 2 - 3 балла,

  • высокий уровень 4 - 5 баллов.

Диагностика чувства музыкальной формы:

«Незавершенная мелодия»: - Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай, и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине 2-й фразы (из 4-х);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1-2 пункта – 1 б;

  • средний уровень – правильно определены 3-4 пункта – 2б;

  • высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов – 3 б.

Диагностика эмоциональной отзывчивости:

«Музыкальная палитра»: стимулирующий материал – аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов. Одна серия включает в себя 5 разнохарактерных музыкальных произведений. 1-я серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии; 2-я серия соответствует слабому уровню; 3-я серия соответствует высокому уровню.

Примерный перечень музыкальных произведений:

Серия 1:        

  1. В.Котельников «Колыбельная»

  2. А.Хачатурян «Андантино»

  3. С.Прокофьев «Сказочка»

  4. А.Гречанинов «Марш»

  5. К.Тушинок «Силачи»

  6. К.Тушинок «Менуэт слонов»

Серия 2:

  1. Г.Свиридов «Грустная песня»

  2. А.Гречанинов «Недовольство»

  3. Ю.Шутко «Ночное шествие»

  4. Р.Шуман «Первая утрата»

  5. С.Прокофьев «Траурное шествие»

  6. С.Майкапар «Похоронный марш»

Серия 3:

  1. Г.Свиридов «Дождик»

  2. С.Прокофьев «Пятнашки»

  3. Г.Свиридов «Парень с гармошкой»

  4. Р Шуман»Солдатский марш»

  5. С.Прокофьев «Марш»

  6. Г.Свиридов «Колдун»

- Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются во время ее звучания?

Критерии оценки: 

  • определяет самостоятельно, дополняет синонимичные   характеристики, мыслеобразы – 2 балла.

  • правильное определение с помощью педагога – 1 балл.

  • неправильное определение – 0 баллов.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор», с помощью которой можно не только наглядно представить себе, как слабые стороны музыкальности и личной ориентации реципиента, так и сильные характеристики музыкальности субъекта, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!