СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, формы организации деятельности учащихся начальной школы и средства, используемые в моей работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моей работе УМК «Школа России» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методы, формы организации деятельности учащихся начальной школы и средства, используемые в моей работе»

Методы, формы организации деятельности

учащихся начальной школы и средства, используемые в моей работе

(УМК «Школа России»)

В моей работе УМК «Школа России» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Проблемно-поисковый подход позволяет мне выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения.

При подготовке и проведении уроков использую коллекции цифровых образовательных ресурсов: презентации к урокам, логические игры, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии, тестовые оболочки.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Строго соблюдаю режим работы на компьютере, использование мультимедийных средств с целью сохранения здоровья школьников: ограничиваю время работы, тщательно планирую самостоятельную работу учащихся, в поурочный план включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

В последнее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении школьников.

Педагогическая деятельность - это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Изучение теоретического материала позволяет мне использовать в работе различные технологии и методики обучения:

Системно - деятельностный метод обучения, цель которого является формирование готовности младших школьников к саморазвитию;

Коллективный способ обучения, который развивает коммуникативные навыки учащихся;

Игровая технология способствует расширению кругозора, развивает трудовые навыки, воспитывает самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм.

ИКТ - позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;

Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Формирование самостоятельности в начальной школе осуществляется через развитие компетентностей, поэтому мною реализация компетентностного подхода заложена еще в календарно-тематическом планировании, в котором указываю планируемые результаты и ключевые компетенции на каждый урок.

Компетентностный подход в обучении предполагает использование новых педагогических технологий, форм и методов обучения.

Одна из форм, используемых - это коллективный способ обучения (работа в парах сменного состава), которую провожу на любом уроке по 10-15 минут. Коллективный способ обучения использую и при организации групповой работы (мозговой штурм, игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», мозаичная группа, метод пилы), т.к. данная форма позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению.

С целью развития интеллектуальных способностей младших школьников, созданию условий максимально раскрывающих творческие способности учащихся применяю игровые приемы. Они основаны на использовании индивидуальной (карточки, интерактивные тренажеры по предметам), парной (дидактические игры) и групповой (урок- сказка, игра-КВН, деловые игры) форм работы и эффективны на любом этапе урока.

«Математика», «Русский язык», «Окружающий мир»; использую свои презентации на уроках; применяю тесты, контрольные работы по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению, памятки; применяю диафильмы (дети читают текст под картинками); использую тренажеры по математике (таблица умножения и деления), русскому языку (на каждое правило) и др.; использую электронные физкультминутки для глаз. Материал беру в интернете.

Под методом обучения я понимаю способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

  1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) По источнику материала: словесные, практические, наглядные

б) По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроря

Словесные методы:

Объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

Рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

Работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

Изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

Повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

Описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

Рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К методам наблюдения относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

  • Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

  • Метод критического мышления – метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

  • Метод модульного обучения – содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиеся.

Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

Работа в парах. Активной применяемой формой организации урока для меня работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.

Основные принципы отбора форм и методов: 

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

Считаю, что выбранные мною методы, формы организации деятельности учащихся, средства помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.

Классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на обучаемых:

- визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;

- аудиальные: музыкальный центр, радио;

- аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности:

- простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

- сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

- натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

- символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

- технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4. Технические средства обучения:

ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения.

В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.

Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

  1. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

  2. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

  • Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

  • Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

  • Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

  • При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

5. Современные информационные средства обучения.

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.

Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).  

Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу.

Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

6.Электронные журналы и электронные дневники.

Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах.

Доступы к системе разделены на 2 модуля:

  • административный (для директора, завуча и учителей)

  • просмотровый (для родителей и учеников)

Возможности системы:

Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:  

  • информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;

  • информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,

  • посещаемости,

  • рейтинге успеваемости,

  • различные графики для оценки успеваемости;

  • информирование о расписании и заменах уроков;

  • возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;

  • возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;

  • возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;

  • родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.

Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов.

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

  • легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка - один клик мышки);

  • легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;

  • построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

  • удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;

  • также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

  • удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;

  • формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;

  • персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;

  • контроль над получением всей информации родителями;

  • возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

  • размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

  • удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!