СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы работы с высокомотивированными обучающимися, направленные на получение высокого балла на ГИА (9, 11 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность включения в учебно-познавательную деятельность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.

Центральной задачей при работе с одарёнными детьми является формирование и развитие их способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в сложной профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы с высокомотивированными обучающимися, направленные на получение высокого балла на ГИА (9, 11 класс)»

Методы и формы работы с высокомотивированными обучающимися, направленные на получение высокого балла на ГИА (9, 11 класс)


Упорный и терпеливый увидит благоприятный конец начатого дела, ищущий знания найдёт его…

Ян В.Г.

Физика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих обучающихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых физика – вечная проблема. Физика как высокая винтовая лестница, и чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с обучающимися нужно пройти долгий путь познания. При подготовке выпускников к ГИА по физике преследуются следующие цели:

  • адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;

  • развивать творческие способности и самостоятельную активность обучающихся;

  • сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;

  • систематический контроль обученности учащихся;

  • мониторинг выполнения типовых заданий.

Задачи по подготовке обучающихся к ЕГЭ:

  1. начинать подготовку к ЕГЭ с 7 класса;

  2. создавать учебный материал для обучающих программ и использовать готовые печатные пособия (по типу ЕГЭ);

  3. учить обучающихся «технике сдачи» тестовой работы;

  4. психологическая подготовка к ЕГЭ;

  5. через систему дополнительных занятий (индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность обучающегося за результаты обучения.

Для решения поставленных задач, необходимо:

  1. с первых же дней учёбы убеждаю обучающихся в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл, главное не упустить время;

  2. в течение всего учебного года знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ;

  3. когда уже удалось заинтересовать обучающихся, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации (со структурой теста, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена), обучение «технике сдачи» тестовой работы.

Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.

Чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, обучающиеся поставлен в жёсткие рамки: за 235 мин. нужно выполнить 32 задания, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу. Выпускники, добравшиеся до части 2, сталкивались с заданиями подчас не только трудными, но и громоздкими, а времени на их выполнение оставалось уже немного, и выполнить эти задания нужно было так, чтобы они соответствовали критериям.

Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь – систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 мин. Повторение ранее изученного материала провожу так, чтобы обучающиеся начинали с лёгкого, затем выполняли более сложное (например, тематические физические диктанты), на основе упражнений ГИА. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7-9 классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу обучающихся найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. При этом рассматриваются все возможные подходы к решению каждой задачи, рассматривается наиболее рациональное решение.

На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ. После изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю в трёх направлениях:

    1. провожу разноуровневые уроки, на которых использую ИКТ и разноуровневые задания (обучающие и контролирующие; обучающиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5»);

    2. учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет.

Считаю, что наиболее эффективной при подготовке к ГИА является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к обучающимся. Важно определение стартового уровня знаний для каждого обучающегося (учёт математических способностей) в ходе проведения в начале учебного года входного контроля. Со временем обучающиеся могут перейти из одной группы-уровня на другой в соответствии с результатами обучения.

Дифференцированная работа может проводиться на различных этапах урока. На этапе закрепления пройденного материала обучающиеся уровня III работают по карточкам индивидуально, уровня II – работают на месте, а обучающиеся уровня I работают у доски с преподавателем (например, разноуровневые самостоятельные или контрольные работы). При этом организуется групповая форма работы (работа в парах). Все пары получают задания, которые выполняют, обсуждают, проводят опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом своё решение. Выслушав все пары или часть пар, обучающиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все обучающиеся всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. При этом роль преподавателя – направлять работу, частично помогать, корректировать.

Кроме этого для подготовки к итоговой аттестации является эффективными уроки решения задач в форме блиц-турниров: определённое количество дифференцированных задач (качественных, количественных) нужно решить за отведённый норматив времени (3-5 задач за 1-2 мин.). Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач (критерии оценивания заранее доводятся обучающимся). Сильные обучающиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для обучающихся хуже успевающих по предмету, при этом учатся обучая.

Задание самоподготовки так же разноуровневые: уровню I – соответствующие обязательным результатам обучения, уровню II – такие же задания плюс ещё более сложные задачи и упражнения из учебника, для уровня III – задания из учебника дополняются задачами из учебных пособий.

Практикую в своей работе зачёты, терминимумы и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачёты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трёх уровней. Листы терминимума выдаются обучающимся за неделю до зачётного занятия. Задания для смотра знаний обучающиеся получают заранее.

Первый этап смотра знаний предусматривает повторение теоретического материала, ребята готовят презентации и отвечают на вопросы теории. Второй этап включает решение задач №25-27 (часть 2), т.е. умение применять теоретический материал на практике. Третий этап предусматривает решение задач №28-32 (часть 2). Приветствуется, если обучающиеся применяют различные способы решения.

Одной из задач повседневного труда преподавателя является необходимость осуществлять контроль знаний обучающихся. Наиболее эффективным способом проверки знаний является тестирование (физические диктанты), одним из основных и несомненных достоинств тестирования является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля.

Учебная деятельность по подготовке к ГИА реализуется не только через урочную систему, но и внеурочную работу. При подготовке к ГИА важную роль играют систематические индивидуальные консультации обучающихся. Вся эта система работы помогает обучающимся получать хорошие результаты на экзаменах ГИА.

Самым важным при подготовке к ЕГЭ является обязательное знание правил и формул, теорем, постоянное совершенствование универсальных учебных действий на практике, проверка знаний и умений обучающихся. Вычислительные навыки, формулы удобно проверять с помощью, так физического диктанта, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть – простейшие примеры не её применение. В начале урока даю 5 заданий на 5-7 мин., тут же проверяем (самопроверка, взаимопроверка, проверка преподавателем) – быстро, т.к. ответы проецируются на доске (слайд презентации).

Пользоваться калькулятором обязательно, но в то же время показываю обучающимся некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней и др.

Существующие справочники часто перегружены информацией не нужной для ЕГЭ, поэтому прежде всего всю теорию собираем в теоретическую папку подготовки к ГИА и пишем содержание, чтобы информацию можно было быстро найти. Проверяю теорию очень строго на парте листок и ручка (в начале урока, когда ещё на парту ничего не положили).

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений обучающихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет. Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе. В кабинете физики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовке к ЕГЭ.

Система работы преподавателя физики с родителями при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Преподаватель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь преподавателя в решении многих вопросов. На первом родительском собрании в 7 классе – показываю демонстрационные версии экзаменов (в печатном виде) и рассказываю о их содержании, откуда берутся задания (открытый банк ФИПИ, открытый банк заданий по физике https://phys-ege.sdamgia.ru), кто составляет, материал каких классов выносится на экзамен. Обучающимся демонстрационные версии ОГЭ и ЕГЭ вывешиваю на стенд вместе с бланком, который они будут заполнять на экзамене, а посильные задания ЕГЭ выполняют в рабочих тетрадях. Таким образом, подготовка к экзамену начинается задолго до экзамена, за счёт этого у обучающихся цель всегда перед глазами.

Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и училища, единства их требований к обучающимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников училища.

В начале учебного года, на первом родительском собрании:

  • знакомлю родителей с планом работы по физике на предстоящий учебный год;

  • разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ЕГЭ;

  • характеризую структуру КИМов по физике;

  • рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы;

  • анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса физики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый обучающийся.

Отдельно хочу сказать о консультациях (групповые, индивидуальные). Обучающиеся знают, что с вопросами по части 1, можно подойти в любое время, но вопросы части 2 подают заранее и приходят в назначенное время.

Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ (уроки-практикумы решения задач). Экономя время на теории, эффективно использовать его на практику. Выдать теорию по теме за 1-2 урока, а лекцию строю так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории. У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации.

Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются печатными пособиями по подготовке к ЕГЭ. Ребят, успешно справляющихся с Частью 1 и 2, привлекаю в качестве консультантов. Разработала и систематизировала тестовый материал, создала подборку текстовых задач по подготовке к промежуточным аттестациям, ГИА и ЕГЭ. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения.

Отношение к ЕГЭ обучающихся и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему.

Рекомендации обучающемуся

  1. ПОМНИТЕ! Фундамент физических и математических знаний закладывается на обычных уроках физики и математики и при систематической подготовке к ним.

  2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который преподаватель объясняет на уроках.

  3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки физики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

  4. Не допускайте формального усвоения программного материала.

  5. Все физические и математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

  6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

  7. Выполняйте все задания самоподготовки самостоятельно, консультируйтесь с преподавателем.

  8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.

  9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.

  10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его преподавателю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.

  11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.

  12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно, пытаясь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из Вас! Как Вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль преподавателя действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Рекомендации родителям.

Уважаемые, папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет физико-математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребёнку при подготовке к ЕГЭ.

  1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.

  2. Ознакомьтесь с «Рекомендациями обучающемуся» и помогайте ребёнку их выполнять.

  3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках физики в училище (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с преподавателем физики и старайтесь выполнять его рекомендации).

  4. Организуйте качественное питание и отдых ребёнка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребёнок прогулялся и лёг спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

По сравнению с другими учебными предметами физика, несомненно, выделяется своей трудоёмкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьёзно работать, чтобы овладеть физикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия преподавателя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к физике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения физических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

Некоторые рекомендации преподавателю.

  1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству обучающихся, форме.

  2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.

  3. Необходимо добиваться от обучающихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.

  4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.

  5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно-образное мышление.

  6. Необходимо разработать систему контроля знаний обучающихся и возможность устранения пробелов в их знаниях.

  7. Необходимо сформировать у всех обучающихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.

Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система заданий самоподготовки, которые способствуют воспитанию у обучающихся внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются лишь при правильной организации заданий самоподготовки.

Контроль за качественным, регулярным выполнением обучающимися заданий самоподготовки полностью лежит на классных руководителях, при этом систематическое посещение самоподготовок преподавателем – является одним из положительных факторов к успешной подготовке к ГИА.

С сильными обучающимися проще – они контролируют свою работу сами, они более добросовестны, волнуются за свои оценки и хотят знать больше, сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для «проблемных» обучающихся этот контроль со стороны преподавателя осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.

Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение обучающихся анализировать свои возможности. Необходимо учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях, видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности, научить их оценивать результаты своего труда. При этом обучающимся во время экзамена необходимо обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся, это поможет настроиться на работу;

  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть основные направления психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ЕГЭ.


Преподаватели физики УссСВУ ______________ Самойлова А.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!