СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы формирования самообразования при обучении русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования самообразования при обучении русскому языку»

Балдина Татьяна Игоревна

Преподаватель русского языка и литератруры

Методы и приемы формирования самообразования при обучении русскому языку



Самообразование – мотивированная деятельность студента, направленная на получение наиболее актуальных знаний, формирование студентом необходимых практических навыков и умений. Процесс самообразования достаточно сложен, поэтому студенты должны обладать соответствующей установкой, готовностью, а также определенными умениями для совершения интеллектуальных операций.

Деятельность педагога русского языка, направленная на грамотную организацию процесса самообразования студентов на уроках представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех необходимых компонентов самостоятельной исследовательской культуры студента.

При создании ситуации успеха в процессе самообразования в изучении русского языка возникает цепочка ситуаций, в которой учащиеся добиваются хороших результатов в учении. При этом в процессе у школьников возникает чувство уверенности в своих силах и легкости в самообразовании при изучении русского языка. Данный метод можно отнести к одному из самых продуктивных методов стимулирования интереса к самообразованию.

Существуют различные классификации методов и приемов формирования самообразования у студентов. Рассмотрим наиболее общеизвестную структуру, которая базируется на источнике получения знаний. К ним относятся: слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, наглядные пособия, упражнения.

В качестве слова учителя выступают различные речевые высказывания относительно темы урока русского языка, поставленных задач, объяснение нового материала, донесение необходимой дополнительной уточняющей информации, разъяснение учебных заданий для выполнения самостоятельной работы. Данный метод является наиболее активным и применяется на всех этапах обучения. Слово учителя должно быть авторитетным для обучающихся, информативным, логичным, точным с точки зрения норм и правил русского литературного языка.

Нравственная и этическая беседа. Они осуществляются с целью объяснения ученикам важности процесса самообразования. Беседы можно проводить как с целой группой, так и с отдельным студентом. Особенно важна работа с неуспевающими и педагогически запущенными студентами, поскольку они не всегда осознают значение самообучения.

Работа с учебником для учащихся может выступать как форма самостоятельного освоения теории и выполнения упражнений для закрепления полученных знаний. На этапе повторения изученного материала при частичном анализе одного или нескольких предложений можно предложить задания исследовательского характера. Например, следует найти в предложенном тексте указанные орфограммы и, находясь в роли ученых, рационально объяснить свой конкретный выбор. Так, находя необходимую информацию, ученик не только усваивает новые знания, но и приучается организовывать процесс обучения самостоятельно.

В настоящее время наиболее распространенным и современным является применение различного рода наглядного материала с помощью технических средств – это таблицы, схемы, графики, мультимедийные презентации, аудио- и видеосообщения. Такие методы помогают более полному восприятию новой информации, а также вызывают мотивацию и интерес к изучению родного языка.

Диктанты помогают проверить знания учащихся, выявить ошибки, недочеты и пробелы в освоении материала с целью повторения трудной темы. Например, творческий диктант с вставкой конкретных слов. Ученикам во время диктанта следует вставить слова на изучаемое правило. Это способствует формированию желания у учеников самостоятельного поиска слов. Понимая, что в русском языке различных слов огромное количество, обучающийся будет стремиться расширить свой словарный запас, чтобы при работе с подобными заданиями у него не возникало проблем.

Также способствуют развитию самообразования упражнения. Например, при изучении темы «Правописание падежных окончаний существительных» студенты самостоятельно подбирают к прилагательным подходящие по смыслу существительные в нужном роде, числе и падеже. Обучающийся, беря за основу выполненное упражнение, начинает проводить аналогии с другими частями речи, самостоятельно изучает информацию о том, какие флексии нужно писать в том или ином случае, тем самым, образовывая самого себя.

М.Т. Баранов пишет, что непрерывность в образовании выражается, прежде всего, в стремлении к самостоятельному пополнению знаний. Для этого учащимся необходимо знать, из каких источников их можно получить. Данный автор выделяет три вида доступных источников – это словари и справочники, научно-популярные книги о языке и об ученых-лингвистах, а также радио- и телепередачи. Методика работы со словарем начинается с общего ознакомления, проверки знания алфавита, изучения построения словарной статьи. Важным принципом является постепенность ознакомления.

Любому преподавателю важно стремиться к тому, чтобы студенты по своему желанию и инициативе читали статьи, книги о языке, дополнительную литературу, пополняя свой словарный запас.

Нельзя обойти вниманием и такие методы как орфографический разбор слов, а также написание теста. Разбор предполагает выполнение определенных действий – это нахождение орфограммы в слове, определение морфемы, в которой находится данная орфограмма, обозначение условий выбора правильного написания в соответствии с правилами и нормами русского языка. Таким образом, обучающийся выясняет свои пробелы в знаниях, стремится их устранить. У студента появляется желание объяснить интересные случаи и исключения из правил, а для этого ему необходимо знать большое количество информации, которую он добывает в процессе самообразования.

Используются и нестандартные методы формирования самообразования на уроках русского языка, которые могут быть организованы учителем в игровой форме. Игру многое связывает с искусством, в частности словесным: наиболее любимые игры школьников – ролевые, в которых образы могут создаваться с помощью слова. В школьной деятельности игра – всегда важный источник художественного мышления и творчества. Игра должна занимать большое место в преподавании. Так, например, раздавая ученикам роли, следует попросить их узнать как можно больше информации о герое (это может быть буква, орфограмма, конкретное правило), которого они будут показывать, найти методы, с помощью которых можно совершенствовать актерскую игру. Все это направлено на самостоятельный творческий поиск и сформирует у ученика желание к самообразовательному процессу, самостоятельному глубокому изучению какого-либо правила.

Таким образом, в методике преподавания русского языка выделяют различные методы самостоятельной работы учащихся: беседа, работа с учебником, диктанты, упражнения, ролевые игры. Каждый из методов может применяться как по отдельности, так и в комплексе, что наиболее эффективно в познании языка, совершенствовании теоретических и практических умений.

Но только систематически осуществляемые педагогами мероприятия по самообразованию учащихся имеют большое образовательно-воспитательное значение и во многом способствуют овладению русским языком как средством общения учащихся. Описанные нами методы и приемы помогут сформировать у студентов готовность к самообразованию, что повысит эффективность обучения в целом.


ЛИТЕРАТУРА

Алексеев, О. Подготовка учащихся к самообразованию в процессе обучения [Текст] / О. А. Алексеев // Наука и школа. – 2004. – № 2. – С.

Громцева, А. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. К. Громцева. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.

Закиров, Г. Самообразование учащихся [Текст] / Г. С. Закиров. – Казань, 1967. – 88 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!