СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы педагогического сопровождения детей с ООП в инклюзивном образовании

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы педагогического сопровождения детей с ООП в инклюзивном образовании»



МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ООП В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ключевые слова: Социум, адаптация, взаимодействие, инклюзия, зона ближайшего развития, скаффолдинг

Аннотация: Понятие о развитии ребенка, социальные факторы. Влияние окружения на развитие и формирование личности. Деятельность учителя и практические методы, формы, приемы работы с учащимися инклюзивного образования.

Развитие человека –очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. Факторы внешнего воздействия это окружение ребенка, социальная среда, семья. Факторы внутреннего воздействия это биологические процессы наследственность. Для нормального развития ребенка играет важную роль-общение. Благодаря общению мы понимаем друг друга, выражаем мысли, что –то объясняем.

Природа создала нас разными. Мир разнообразен и мы, живя в этом мире, должны принимать все его краски и особенности. Людей можно сравнить с цветами, их много: есть маленькие и большие , домашние и полевые, теплолюбивые и морозоустойчивые и они должны все расти. Каждому виду нужен свой уход и подход. Ученическая среда предполагает большое разнообразие в котором учитель знает особенности каждого ученика, помогает ему развиваться, принимает его таким какой он есть.

В своей педагогической деятельности имею практический опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Инклюзия означает включение. Моя задача на уроке создать благоприятные условия для работы. На своих уроках организую работу учащихся так, чтобы все взаимодействовали. Провожу деление класса на группы , формирую так, чтобы в одной группе были ученики АВС. Данная форма работы (зона ближайшего развития) позволяет взаимодействовать учащимся и лучше усваивать материал. Процесс скаффолдинга позволяет «особым» ученикам получать ответы на интересующие их вопросы, проявить себя , они учатся взаимодействовать в группе на равнее с сильными учащимися выполняют определенную роль в группе, берут обязанности спикера, или тайм-контролера и т.д. Групповая работа, ученику с «особыми» потребностями , позволяет полностью и целиком включаться в работу совместно разбирать материал и отвечать, предлагать, что соответственно мотивирует ученика и позволяет лучше усваивать материал. В процессе взаимодействия происходит процесс обучения тому как учиться. В ходе работы, ученикам помогаю увидеть сильные и слабые стороны ,направляю их деятельность на улучшение.

В своей педагогической деятельности при работе с инклюзивным образованием в пятых классах применяю дифференцированные методы и приемы.

Методы и приемы - это средства, при помощи которых я добиваюсь решения задач урока . Составление суммативных работ за раздел и четверть составляю с учетом индивидуальных потребностей ученика(инклюзивного образования). На уроках истории ученику С , имеющего интерес рисовать, хорошо получаются задания которые требуют творческого подхода, учитывая его потребности составляю задания на оформление «Кластера-паучка», изображение орудий труда, жилища. Такая форма работы воспитывает старание ,усидчивость, интерес к предмету. На уроках включаю ученика С в коллективную работу с классом. Например, работа с вопросами по тексту, выбрать главное. Предлагается два вопроса по тексту, читая, обучающийся ищет ответ на данные вопросы, делает пометки в тексте это прием «Чтение с пометками» и записывает в тетрадь, после чего зачитывает ответ. Данный прием позволяет работать учащимся как индивидуально так и в группах, парах. Другой ученик С1 инклюзивного обучения, очень старательный, но работает медленно, с трудом успевает за коллективной работой. Предлагаю отдельные задания такие как: «Составь рассказ по картинке». Ученик С1 размышляет и записывает события изображенные на картинке получается небольшой рассказ. Другое задание: выдается текст и после текста вопросы с вариантами ответов, обучающийся читает текст и отвечая на вопрос выбирает верный вариант ответа. Данное задание позволяет формировать устойчивое внимание и память. Можно применять при индивидуальной и парной работах.

Для обучающегося(ученик С2) с нарушением речи (инвалид с рождения) выдаю задания требующие письменной работы. Ученик С2 с удовольствием берет дополнительные задания на дом, осуществляет поиск информации. На уроках стремиться отвечать, речь его плохо понятна, но он старается работать на равнее со всеми. На уроках применяю прием «Ситуация успеха»,обучающийся получает задание, объясняю как выполнять данное задание, в ходе работы контролирую выполнение, оказываю поддержку и формативно оцениваю: «Хорошо. Посмотри что можно добавить….!»; « Обрати внимание на это предложение……»; « Верно выделил главное, отлично справился с заданием…».

При работе в 8-х классах ученику С дается задание: «Продолжи предложение…» обучающийся ищет часть предложения в учебнике и записывает продолжение. Получается краткая информация по теме. Данный прием позволяет работать с информацией , выделять главное. Форма работы индивидуальная, парная. Прием «Сюжетная таблица» включает в себя. Несколько простых вопросов, на которые ученик отвечает самостоятельно. Данный прием позволяет проверить насколько усвоил ученик материал, что понял.

Хотелось бы отметить моменты, на которые делаю акцент:

1.При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь ,найти ручку и т.д.)

Для детей ООП нужно формулировать задание так:

1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

2.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

4.При формулировании заданий покажите конечный продукт ( можно объяснить что в итоге должно получиться)

5.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка, учитываю такие аспекты:

1.Стараюсь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращаю внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Готова к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4.Похвала на уроке в ходе работы.

5.Использую промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6.Разрешаю ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку.

7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Здесь следует учитывать: соотношение побуждений учащихся к деятельности и принуждения. Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии). Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть формируется «идеальный педагог». Который содержит в себе такую характеристику: профессиональное мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления и это только самое малое, чем должен обладать учитель.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!