СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы смыслового чтения при работе с текстом .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подчеркивает важность эффиктивной работы с текстом на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы смыслового чтения при работе с текстом .»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»  (В.А.Сухомлинский)  « Люди перестают мыслить, когда перестают читать» .  (Д.Дидро)
  • «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»

(В.А.Сухомлинский)

  • « Люди перестают мыслить, когда перестают читать» .

(Д.Дидро)

Федеральный образовательный стандарт поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что подразумевает: готовность учащихся к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как: ‒ понимание текста; ‒ поиск информации; ‒  самоконтроль; ‒ восстановление контекста, ‒ интерпретацию и комментирование текста. Сформировать читательскую культуру ученика невозможно, если ученик не умеет осмысленно читать и работать с текстом.

Федеральный образовательный стандарт поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что подразумевает: готовность учащихся к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как:

‒ понимание текста;

‒ поиск информации;

‒ самоконтроль;

‒ восстановление контекста,

‒ интерпретацию и комментирование текста.

Сформировать читательскую культуру ученика невозможно, если ученик не умеет осмысленно читать и работать с текстом.

Система работы включает следующие направления: 1) формирование навыков чтения, 2) начитанность учащихся, 3) умение работать с книгой, 4) формирование навыков читательской деятельности, 5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению, 6) проектно-исследовательская деятельность, 7) работа с родителями.
  • Система работы включает следующие направления: 1) формирование навыков чтения, 2) начитанность учащихся, 3) умение работать с книгой, 4) формирование навыков читательской деятельности, 5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению, 6) проектно-исследовательская деятельность, 7) работа с родителями.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая : способ чтения темп чтения правильность чтения выразительность Смысловая : понимание содержания и смысла читаемого . Качества навыка чтения: • правильность • беглость • сознательность • выразительность.

Навык чтения – явление сложное.

Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Техническая :

  • способ чтения
  • темп чтения
  • правильность чтения
  • выразительность

Смысловая : понимание содержания и смысла читаемого

. Качества навыка чтения:

• правильность

• беглость

• сознательность

• выразительность.

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения:  - Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; - Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения За одинаковый промежуток времени( 1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз , начиная с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик , у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения:

- Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

- Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения За одинаковый промежуток времени( 1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз , начиная с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик , у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

Заполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв. Подсказка производится буквами, одинаково встречающихся в нескольких словах, например, «Е, О,»: «Где ты была с.г.дня, киска? У к.р.л.вы у английской!» Этот приём помогает совершенствовать технику чтения и развивать навыки работы с текстом. Приём чтения через слово - этот прием оживит и разнообразит урок, заставит детей мыслить, также он развивает активность глаз. Быстрое многократное произнесение предложений при помощи скороговорок. Это хорошее упражнение для артикуляции. Допиши фразу - для данного приема используются поговорки, пословицы, загадки, народные приметы и природные явления. Это и отработка навыка чтения, и обобщение жизненного опыта ребенка.

Заполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв. Подсказка производится буквами, одинаково встречающихся в нескольких словах, например, «Е, О,»: «Где ты была с.г.дня, киска? У к.р.л.вы у английской!» Этот приём помогает совершенствовать технику чтения и развивать навыки работы с текстом.

Приём чтения через слово - этот прием оживит и разнообразит урок, заставит детей мыслить, также он развивает активность глаз.

Быстрое многократное произнесение предложений при помощи скороговорок. Это хорошее упражнение для артикуляции.

Допиши фразу - для данного приема используются поговорки, пословицы, загадки, народные приметы и природные явления. Это и отработка навыка чтения, и обобщение жизненного опыта ребенка.

Упражнение. «Пол-арбуза». - Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? - Конечно же, ответ будет положительным. Предлагаю своим ученикам провести такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение. «Пол-арбуза». - Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? - Конечно же, ответ будет положительным. Предлагаю своим ученикам провести такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

В каждой строчке найди 5 слов: ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявап роапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзлялыжичсмитьконькиблпафым ячвапроклюшкалджфобручывапрыййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадио льтелевизорячсмитьбфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдяте лнеэъчсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокцитвстреча ииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю Потерянные буквы». Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте: O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)  U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)  F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

В каждой строчке найди 5 слов: ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявап роапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзлялыжичсмитьконькиблпафым ячвапроклюшкалджфобручывапрыййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадио льтелевизорячсмитьбфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдяте лнеэъчсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокцитвстреча ииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

Потерянные буквы». Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте: O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

Виды работы над текстом 1. Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником. 2. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися. 3. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”. 4. Самостоятельное чтение с конкретным заданием. 5. Чтение, деление на части. Составление плана. 6. Чтение, после чтения – пересказ. 7. Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома. 8. Чтение цепочкой по предложению. 9. Чтение цепочкой по абзацу. 10. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение. 11. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 12. Чтение, ответы на вопросы. 77 13. Чтение до указанного слова или до указанной информации. 14. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль. 15. Чтение по ролям. 16. Конкурсное чтение стихотворений. 17. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору. 18. Чтение, пометка непонятных слов. 19. Нахождение и чтение в тексте синонимов, антонимов

Виды работы над текстом

  • 1. Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником. 2. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися. 3. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”. 4. Самостоятельное чтение с конкретным заданием. 5. Чтение, деление на части. Составление плана. 6. Чтение, после чтения – пересказ. 7. Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома. 8. Чтение цепочкой по предложению. 9. Чтение цепочкой по абзацу. 10. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение. 11. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 12. Чтение, ответы на вопросы. 77 13. Чтение до указанного слова или до указанной информации. 14. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль. 15. Чтение по ролям. 16. Конкурсное чтение стихотворений. 17. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору. 18. Чтение, пометка непонятных слов. 19. Нахождение и чтение в тексте синонимов, антонимов
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.  

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.  

  Этапы работы с текстом.      I этап. Работа с текстом до чтения  1.   Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения ). Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из текста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании. В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель, а во 3-4 классах эту работу могут выполнять дети . 2.    Введение новых слов и выражений: Представление новых слов и фраз, которые могут встретиться в тексте Объяснение значения и примеры использования Запоминание новых слов с помощью игровых методов, ассоциаций и визуализации

Этапы работы с текстом.  

I этап. Работа с текстом до чтения

1.   Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения ). Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из текста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании. В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель, а во 3-4 классах эту работу могут выполнять дети .

2.    Введение новых слов и выражений:

Представление новых слов и фраз, которые могут встретиться в тексте

Объяснение значения и примеры использования

Запоминание новых слов с помощью игровых методов, ассоциаций и

визуализации

II этап. Работа с текстом во время чтения Активное чтение, анализ и обсуждение текста   Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Прочитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Определение основной мысли, героев,сюжета 5.  Выразительное чтение.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Активное чтение, анализ и обсуждение текста

  • Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Прочитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Определение основной мысли, героев,сюжета

5.  Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения  1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

На протяжении всех этапов работы над текстом звучат самые разнообразные вопросы. Особое внимание уделено вопросам, которые направлены на формирование читательской грамотности, способности осмысленно воспринимать художественный текст. Вопросы о теме и проблемах : Прочитай два текста. Беседуем с текстом. О чём эти тексты? Что их объединяет? Чем они различаются? О чем говорится в произведении? Почему оно так называется? К чему призывает автор? Придумай и запиши заголовок, который бы передавал основную мысль текста.

По сюжету: Где и когда происходили события? С чего началось повествование? Как развивались события? Что было дальше? Расскажи, какой момент сказки изобразил художник? Какое событие главное? Что такое кульминация? Какой эпизод вас особенно взволновал? Чем закончилось?

Об образах: В ключаем «мысленный экран»! Какие слова помогли увидеть картину? Какие образы передают текст? Какие образы скрывает ночная мгла? Пусть поработает воображение! Какие краски? Звуки? Запахи? Пофантазируй! Придумай свои сравнения (по форме, цвету, размеру, предназначению). Представляем, дополняем, наблюдаем. Кто действует в произведении? Назови героев рассказа. Кто вам понравился? Опишите героя. Составь небольшой рассказ о нем. Какие поступки он совершал? Определи, кто из героев текста – Ваня или Маша – начинает диалог, кто его завершает. Чем хочет поделиться герой стихотворения с другом? Какие качества говорят о зле? О добре? Как поступают такие люди? Что думает о нем автор? Случалось ли вам испытывать чувства, подобные главному герою? Что вы о нем думаете? Почему?

О композиции : Из скольких частей состоит текст? Помнишь начало сказки? Прочитай начало сказки. Что такое кульминация? Назови главное в каждой части. Чем заканчивается текст? Как озаглавим эту часть?

О языке : Есть ли в тексте слова, которые тебе не очень понятны? Знакомы ли тебе эти выражения? Объясни, как ты понимаешь смысл слова, выражения, поговорки, пословицы, предложения. Догадайся, почему так назвали эти предметы. Подумай, как могли возникнуть эти (слова) выражения? В каком словаре можно узнать значение этого слова? Какие слова в стихотворении тебе помогают понять, что это не поздняя осень? Понятно ли тебе из текста, что означает слово Сможешь ли ты сам объяснить значение слова? В каком предложении слово употреблено 28 в значении «выдумка»? Что общего в значении выделенных слов? Сможешь ли ты объяснить происхождение этого слова? Объясни значение этого слова, опираясь на информацию текста. Выпиши из текста три-четыре пословицы или устойчивых выражения, связанных с темой урока. Какие слова соотносимы с понятием время? Подбери синонимы (антонимы, однокоренные) к словам из текста. Объясни значения слов, подбирая к ним синонимы (родственные слова). Зачем автор использует сравнение? Как связать в нашем сочинении предложения друг с другом? (местоимения, повторы, синонимы). Оцените пересказ товарища: удалось ли передать содержание текста?

О жанре : Что вы читали: рассказ, сказку, стихотворение? К какому жанру относится произведение? Почему? Охарактеризуйте произведение с точки зрения жанра. Что вы можете сказать о сказке с точки зрения её классификации? (Сказка авторская, так как написана автором, волшебная, так как есть чудеса, превращения).  Об идеях : Как вы работали с произведением? (Мы читали и раскрывали его тайны). Определите основную мысль текста. Что вам подсказывает читательское сознание? В каком предложении заключена главная мысль? Найди слова, которыми можно подтвердить мысль автора? Какой совет он дает? Где вы нашли ответ на этот вопрос? (Мы прочитали между строк). Что значит раскрыть тайны произведения? (Найти художественные приемы, понять, зачем автор их использовал, чтобы раскрыть замысел автора).

О жанре : Что вы читали: рассказ, сказку, стихотворение? К какому жанру относится произведение? Почему? Охарактеризуйте произведение с точки зрения жанра. Что вы можете сказать о сказке с точки зрения её классификации? (Сказка авторская, так как написана автором, волшебная, так как есть чудеса, превращения).

Об идеях : Как вы работали с произведением? (Мы читали и раскрывали его тайны). Определите основную мысль текста. Что вам подсказывает читательское сознание? В каком предложении заключена главная мысль? Найди слова, которыми можно подтвердить мысль автора? Какой совет он дает? Где вы нашли ответ на этот вопрос? (Мы прочитали между строк). Что значит раскрыть тайны произведения? (Найти художественные приемы, понять, зачем автор их использовал, чтобы раскрыть замысел автора).

Этапы внедрения системы работы с текстом:

1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия:

  • Практическое отличие текста от набора предложений.
  • Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
  • Знание структуры текста.
  • Подбор заголовков.
  • Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

- подбор антонимов и синонимов к словам.

- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс :

- обучение находить информацию;

- интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы: - Развитие умения анализировать задание. - Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию. - Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные). - Определение последовательности событий в тексте. - Формулирование простых выводов после прочтения. - Преобразование прочитанного текста в таблицу. - Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. - Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. - Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. - Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Для обучения смысловому чтению используются

следующие методы и приемы:

- Развитие умения анализировать задание.

- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

- Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

- Определение последовательности событий в тексте.

- Формулирование простых выводов после прочтения.

- Преобразование прочитанного текста в таблицу.

- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

- Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Приемы обучения смысловому чтению:  1. «Чтение в кружок». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.  Учитель озвучивает задание:

Приемы обучения смысловому чтению:

1. «Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».

Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

2. «Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

3 «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию тек-ста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

3 «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию тек-ста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

4. «Ассоциативный куст». Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 6. «Читаем и спрашиваем». Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

4. «Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

6. «Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

5. Прием «Письмо с дырками» Дети должны вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и вставить недостающие слова. Вечор, ты помнишь вьюга злилась, На …………небе мгла носилась, Луна, как ……..пятно, Сквозь ……..желтела, И ты ……..сидела -. А нынче погляди в окно: ……… .небесами ……… ..коврами, Блестя на солнце снег лежит. 6. Приём «Составление краткой записи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. .  «Чтение с составлением таблицы, диаграммы». Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации Ученики читают текст, внимательно анализируя его. Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

5. Прием «Письмо с дырками»

Дети должны вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и

вставить недостающие слова.

Вечор, ты помнишь вьюга злилась,

На …………небе мгла носилась,

Луна, как ……..пятно,

Сквозь ……..желтела,

И ты ……..сидела -.

А нынче погляди в окно:

……… .небесами

……… ..коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

6. Приём «Составление краткой записи».

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. .

«Чтение с составлением таблицы, диаграммы».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации

Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

8. Приём «Составление вопросов к тексту». Анализ информации, представленной в объёмном тексте, формулировка вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные. 12. Приём «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. - Прочитайте текст. - Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? - Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? - Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

8. Приём «Составление вопросов к тексту».

Анализ информации, представленной в объёмном тексте, формулировка вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

12. Приём «Вопросы к тексту учебника».

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

- Прочитайте текст.

- Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

- Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

- Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

18. Приём «Верные и неверные утверждения».  Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-»  «Вопросы Блума»: а) простые: кто? что? где? когда?; б) практические: Где используют? Как бы ты поступил?; в) уточняющие: Правильно ли я по- нял…?; г) творческие (предположение): Что было бы…?; д) оценочные: Что хо- рошо? Что плохо?; е) объясняющие (причинно-следственные): Почему? Зачем?

18. Приём «Верные и неверные утверждения».

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-»

«Вопросы Блума»: а) простые: кто? что? где? когда?; б) практические:

Где используют? Как бы ты поступил?; в) уточняющие: Правильно ли я по-

нял…?; г) творческие (предположение): Что было бы…?; д) оценочные: Что хо-

рошо? Что плохо?; е) объясняющие (причинно-следственные): Почему? Зачем?

Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» использую как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи читали и что хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой

«Путаница», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо

расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Приём «Ключевые слова».

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Прием «Написание творческих работ».

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Творческие задания, связанные с текстом: Составление продолжения истории: что бы случилось с героями, если бы события развивались иначе Рисование иллюстраций к тексту: представление образов героев, сцен и пейзажей Создание связанных историй: написание рассказов о других персонажах или событиях, связанных с текстом

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

© 2023, 232 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!