СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы, способствующие повышению уровня подготовки слабомотивированных детей (группы риска) к итоговой аттестации.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы, способствующие повышению уровня подготовки слабомотивированных детей (группы риска) к итоговой аттестации.»

М.В. Скворцова, Л.Г. Пелопидова, К.П. Чернышова

Преподаватели ОАНО «Лидеры»,

e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Одинцовский район, с. Ромашково, РФ

Методы и приемы, способствующие повышению уровня подготовки слабомотивированных детей (группы риска) к итоговой аттестации.

Аннотация: итоговая аттестация – своеобразное испытание на прочность для каждого ученика. Но как быть тем, кто по ряду причини вовсе не успешен в учебе? В данной статье рассматриваются некоторые методы и приемы, усиливающие мотивацию учащихся.

Ключевые слова: мотивация, ситуация успеха, история, русский язык, литература.

ЕГЭ – не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. При этом от слабого ученика мы требуем выучить необходимый минимум теоретических знаний, определенных программой и стандартом гуманитарного образования.

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения с использованием готовых электронных учебных курсов, обучающих, тренировочных и проверочных работ в системе Интернет. Но так как речь идет о слабоуспевающих обучающихся с низкой мотивацией, то приходится проводить дифференцированную, иногда и индивидуальную работу с каждым обучающимся.

«Почти во всех старших классах появляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой подлинностью жизни» [1]. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.

«…Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует, как тень за отбрасывающим ее предметом, за школьным обучением» [3]. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни;

наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. (часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу); педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных умений и навыков за предыдущие годы обучения; низкая техника чтения, техника письма; отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; проблемы в семье; проблема «улицы»; прогулы.

Причин много, но каждый учащийся, который решил получить среднее образование, должен как минимум сдать на положительную оценку два предмета: русский язык и математику. А если он все же намерен получать высшее образование, то и предметы по выбору. Одно время мы работали над программой в помощь выпускникам для успешной сдачи ЕГЭ каждым. Называется программа «Шаг к успеху». Она размещена на сайтах: nsportal.ru , infourok.ru.

Будущее ребенка зависит от многих факторов. Одним из них является профессиональное определение. Каждый из них уже в школе выбирает необходимые предметы для сдачи ЕГЭ, для поступления в тот или иной ВУЗ или колледж. Трудностей на пути много. «Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать» [1]. Работа учителя предполагает быть координатором успешного взаимодействия ученика, учителя и родителя.

Какими же методами и приемами должен владеть учитель?

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах занятия.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На занятиях следует применять «карточки помощи», «памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

«Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит» [2]. В работе создаются специальные ситуации успеха.  Так, например, на некоторых уроках русского языка «слабые» дети могут выступать в качестве помощников учителя, которые заранее готовят комментарии к языковому материалу, как бы иллюстрируя объяснения учителя этими комментариями. Особенно интересны такие уроки в разделе «Лексика», так как главный упор в них делается не на грамотность, что и дает возможность ученику не только почувствовать себя успешным, но и повышает интерес к предмету. Кроме того, в итоговой аттестации присутствуют задания, связанные с лексическими значениями слов.

Вообще, привлечение учащихся к подготовке уроков и подбору материала к ним активно используется нами на уроках гуманитарного цикла. Так, на уроках истории, в частности, не очень успешные ученики при помощи и поддержке учителя с удовольствием и интересом создают тематические кроссворды, которые решает весь класс, что способствует созданию ситуации успеха для таких учеников. Самое главное, «слабый» ученик в процессе подготовки к урокам чувствует ответственность за свою деятельность, свою нужность. Кроме того, повышается и уровень его знаний по предмету, а значит, и мотивация к дальнейшему улучшению результатов.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, задаются наводящие вопросы.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В ходе самостоятельной работы на занятии слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. Для эффективности работы учителя класс разбивается на группы. Работа идет по сборникам по подготовке к ЕГЭ на базовом уровне.

Учитель работает со слабомотивированными детьми не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: на кружках, элективных классах, консультациях.

Таким образом, внеурочная деятельность превращает традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Она формирует социальный опыт учащихся, способствует интеллектуальному росту школьников.

Список использованных источников и литературы:

[1] Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1989. – 255с.

[2] Практическая психология образования/ Под ред. Дубровиной И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – Москва: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.

[3] Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

© М.В. Скворцова, Л.Г. Пелопидова, К.П. Чернышова, 2022


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!