СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.

     Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка – является одной из основных задач коррекционного обучения детей с ОНР.

  Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Методы и приемы формирования грамматически

правильной речи.

 

     К ним относятся  дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. 

     Такая работа способствует выполнению важных методических задач; психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР»

Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка – является одной из основных задач коррекционного обучения детей с ОНР.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Методы и приемы формирования грамматически

правильной речи.


К ним относятся  дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. 

Такая работа способствует выполнению важных методических задач; психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

  1. На образование существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  «Мебель для Мишутки» 

Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаила Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать – кроватка; стул – стульчик; стол – столик; шкаф – шкафчик; диван — диванчик; кресло – креслице.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы

  1. На образование множественного числа имён существительных “Магазин”

– У меня машина, а в магазине что? – машины.



Словообразование

 Дидактическая игра «У кого какая мама»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

Словарный материал:

львица                     

тигрица                   

лисица                     

волчица                                                             

медведица                                                         

верблюдица                                                      

 

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.

часовщик                 строитель                          пианист

крановщик               учитель                             бульдозерист

каменщик                                                           тракторист

стекольщик                                                       

 

Дидактические упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, - картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

 

Дидактические упражнения «Скажи одним словом»

Словарный материал: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный. И так далее.

Для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменения слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Рекомендуется начинать с форм существительных единственного и множественного числа Им. п., затем знакомить с формой Вин. п., т.к. она близка к форме Им. п. и является наиболее легкой формой по сравнению с другими. Далее последовательно формы Д.п. и Тв.п., как наиболее доступные и конкретные. В последнюю очередь знакомить с формами Р.п. и П.п., что диктуется связью некоторых форм этих падежей с предлогами, а предлоги долгое время затрудняют детей.

Порядок работы над предложными конструкциями.

1. Вначале дети слушают, как говорит логопед. Он подчеркивает голосом формообразующий элемент (окончание) и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Это способствует развитию у детей понимания нужной падежной формы.

2. Затем тренируется однословный ответ с утрированным произношением окончания. Упражнения проводятся в игровой форме и многократно.

3. Позже дети заучивают наизусть словосочетания, фразы, содержащие форму проработанного падежа. Вначале берутся фразы, состоящие из существительного и глагола, затем добавляется прилагательное с окончаниями (ой, ай, ые) и другие члены предложения.

Принято первыми отрабатывать беспредложные конструкции, а затем переходить к предложным.

На начальных этапах речевой материал должен быть предельно простым. Фразы даются легкие, короткие, не затрудняющие детей.

Нельзя допускать механического заучивания падежных форм. Для этого, по возможности, надо меньше работать с изолированными словами, а как можно быстрее переходить к речевым упражнениям на разнообразном материале.

При составлении простых предложений из 2-3-5 слов детям необходима ясность в понимании каждого члена предложения. Логопед следит за порядком слов в предложении, помогая детям вопросами. В отраженном варианте добиваются чистоты грамматической формы и ускорения темпа речи. Если есть затруднения в образовании новых форм, предлагается утрированно произносить окончания этих слов с сохранением правильного литературного ударения.

4. Приступая к развитию у детей вопросно-ответной формы речи, мы подводим их к этому этапу самостоятельного конструирования фразы с употреблением слов в нужной падежной форме.

5. Использование различных видов речевых упражнений.

Особое внимание следует уделять работе с предложными конструкциями, которая проводится параллельно.

Началом усвоения любой новой падежной формы существительных можно считать самостоятельное образование ее детьми по аналогии с речью логопеда. Многократные повторения в разнообразных тренировочных упражнениях помогают вызвать у детей образование сложных стереотипов.

На каждой изучаемой грамматической форме надо задерживаться до тех пор, пока у детей не выработается прочный навык в употреблении данной конструкции. И лишь после этого нужно переходить к новому материалу. Затем в течение года многократно возвращаться к этой теме. Результаты логопедической работы зависят от количества тренировочных упражнений и умения их разнообразить.

Игровой прием можно использовать для закрепления всех падежных форм как фон для развернутой беседы с употреблением нужных конструкций.

В подобных играх и упражнениях ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.

Как только дети овладевают первыми двумя падежными формами существительных (Им. п. и Вин. п.), рекомендуется давать сразу упражнения на их дифференциацию. Это нужно для того, чтобы усвоенная детьми форма не стала доминирующей в их речи и не заслонила собой все остальные формы слов. По мере отработки речевого материала в других падежах увеличивается число сравниваемых падежных форм. Это подготавливает правильное использование падежных форм существительных в разных речевых ситуациях и самостоятельной речи.

Существенная роль в процессе обучения детей отводится работе над ошибками.

Исправлять ребенка нужно тактично и осторожно, не в момент речи, а по окончании фразы, чтобы не нарушить ход мыслей ребенка. Ошибку лучше не повторять. Только с ребенком, имеющим более развитую речь, можно на слух сравнить правильно сказанное слово с его ошибочной формой.

Примерные игры и упражнения, используемые нами для отработки падежных окончаний существительных



ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы.

Инсценировка сказки “Репка”.

Уродилась репка, вросла в землю крепко.
Тянет дед, потянет – вытянуть не может.
Кто придет в огород, кто ему поможет?
Мышка за кошку, кошка за жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Вытащили, вытащили, вытащили репку.

2. “Экскурсия в зоопарк” – Кого ты видел в зоопарке?

3. “Кого Красная Шапочка увидела в лесу?” – Волчат, лисят…

4. “Что ты взял?” – По картинкам, предметам.

5. “Дай мне…” – выполнение инструкций – Что ты сделал?

6. “Кто что любит?” – Собака косточку, кошка молоко, и т.д.

7. “Кого (что) ты видел в магазине?” – Рассмотреть картинки, запомнить, перевернуть и назвать, какие игрушки можно купить в магазине.

8. “Закончи предложение” – С опорой на картинки.

Папа читает…книгу. Мама моет…дочку. Бабушка вяжет…носки.

9. “Сундучок с картинками”

Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи,
Вынь картинку, назови.

– Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро.

10. Для обозначения места, с предлогами В, НА.

“Кто самый наблюдательный?” – Логопед или ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящемся в комнате, говоря при этом начало фразы: “Я смотрю на…– дети добавляют – цветок”.

11. “Что куда?”– Все расставим по местам. Что куда поставим?

12. Для обозначения преодоления препятствий с предлогом ЧЕРЕЗ.

“Выполнение инструкций” – Перешагни через кубик – Что ты сделал?

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. С числительными понятиями – много, мало, 2,3,4,5.

“Один – много”: конь-коней, гусь-гусей.

2. “Докончи предложение” (по картинкам)

В лесу много деревьев, грибов, ягод…

3. “Чего здесь много, а чего мало?”

4. “Поручения” – Игра с мишкой.

– Попроси мишку принести пять кубиков.
– Что сделал мишка?

5. Выдать детям по три фишки. Дети предупреждаются, что в ответ надо включать слова “нет” или “много”.

– В раздевалке есть варежки?
– В пенале есть карандаш?

За каждый неправильный ответ отбирается фишка. Выигрывает тот, у кого останется больше фишек.

6. “Чего много в магазине?” По стихотворению С.Михалкова “Андрюшка”

Лежали на полке, стояли на полке
Слоны и собаки, верблюды и волки.
Пушистые кошки, губные гармошки,
И утки, и дудки, и куклы – матрешки.

7. “Магазин”

Дети покупают разное количество предметов, кто один лимон, а кто много лимонов и т.д.

8. “Парные картинки”

Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.

9. “Какие предметы называют со словом пара?”

10. “Сколько их?”

По картинкам с изображением животных.

11. “Угадай, кого я спрятала?” – телят, котят и т.д.

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например:

-Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.

– Тетя купила много продуктов: печенья, конфет, хлеба.

12. “Угадай по листу дерево” – лист березы, и т.д.

13. “Это часть какого предмета?” – крыша дома, спинка стула и т.д.

14. “Угадай, чего не стало?”

15. “Чего не хватает Мише, чтобы пойти на улицу?”

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. “Назови парные картинки”

Шар – шары, оса – осы; кубик – кубики; глаз – глаза; стул – стулья.

2. “Назови картинки по порядку”

Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.

3. “Найди себе пару”

Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня дерево”. Из другой – “У меня деревья”. Эти дети становятся рядом.

4. “А у вас?”

– У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы? (По картинкам, игрушкам, предметам)

5. “Назови, кто это?”

По парным картинкам (котенок – котята)

6. “Кто пришел и кто ушел?

По фигуркам или картинкам животных и их детенышей.

7. “Кто что нарисовал?

– Что нарисовал мальчик? – шар.

– Что нарисовала девочка? – шары.

9. “Измени слово как я”

Лист – листья, стул -…

10. “Какое слово я задумала?

2 картинки: “ – онок” – медвежонок, “ – ата” – медвежата.

11. “Где нарисован мак, а где маки?”

12. “Помоги закончить предложение”

Рано утром запели…

13. “Назови, какой и какие предметы?”

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.

2.Для обозначения предмета – С предлогом “у” – к которому направлено действие.

3. Для обозначения места – С предлогом “по”.

“Кому дать?”

Встали дети в кружок, увидали флажок.

Кому дать, кому дать, кому флаг передать? – Я дам флажок Кате.

4. “Кому какой корм ты дашь?” – По картинкам или предметам.

- Молоко я дам кошке.

5. “Кому ты поможешь?” – Найти детям животных своих мам.

6. “Кому что нужно для работы?” – Врачу-градусник, повару-половник.

7. “Передай ключ”

Дети садятся в круг, логопед начинает игру:

– Я даю ключ Тане, а я Саше и т.д.

8. “Кому что?” стихотворение В.Сапгира

Иголке-нитка, забору-калитка,
Книжке-обложка, мышке-нора,
А братишке-сестра.
Утке-пруд, а лентяю-труд.
Солнышку-лето, рифмы-поэту.
И всем воскресенье нужно без сомнения.

9. “Кому что не хватает?” – Сумка-Доктору Айболиту, Кисточка-Незнайке.

10. “Чему обрадовалась девочка?”

11”Кто к кому подошел?”

12. “К чему подъехала машина?”

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

1. Для обозначения предмета о котором идет речь с предлогом О

“Кто о ком заботиться?” – Лиса о лисятах, кошка о котятах.

2. “О чем мечтает Оля?”

3. Для обозначения места с предлогами В, НА

“Кто где живет?” – Медведь в берлоге, и т.д.

4. “Где хранят вещи?” – в шкафу, в буфете и т.д.

5. “Что где растет?” – ель, яблоня, ромашка…

6. “Поможем Незнайке”– дети исправляют Незнайку:

– Кошка сидит в крыша. Правильно?

7. “Где лежит, стоит предмет?”

8. “Догадайся, где я был?” – Я видел белку и ежа. (В лесу)

9. “Солнечный зайчик”

10. “Кто где?” – Скворцы на березе, дети на диване…

11. “Где их можно увидеть?” – В лесу, в зоопарке, в цирке…

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Как признак орудийности (топором, веником).

“Чем ты будешь рисовать шар?” – ручкой, кисточкой, карандашом… Чем еще можно рисовать?

2. “Кто чем работает?”

3. “Закончи предложение” – Пол подметают (чем?)…веником – дополняет тот, у кого соответствующая картинка.

4. «Назови друга»

Логопед предлагает детям рассказать с кем они дружат в саду, во дворе. (Я дружу с Юлей, Антоном, Алёной и т.д.)

5. «Соедини картинки»

У детей по две картинки, логопед предлагает составить предложения по образцу: «Щёткой чистят зубы». (Пары картинок: платье - утюг, руки -полотенце, картины - краски, носки - спицы, ковёр - пылесос, яма - лопата, цветок - лейка и т.д.)

6. «Определи место»

Логопед предлагает послушать два слова и ответить на вопросы «Что под чем? Или: кто под чем?»

Пары слов: куст - заяц, мышь - пол, стол - ноги, зеркало - полочка, тапки - стул, голова - шляпка, гриб - дерево, батарея - окно и т.д. (Ответы: заяц сидит под кустом; гриб растёт под деревом и т.д.)

7. «Чем защищаются?»

• Ёж - иголками;

• Олень -

• Кошка -

• Собака -

• Петух -

• Конь - и т.п.

8. “Найди свое место”– С кем ты стоишь?

9.”С чем едят” – хлеб, суп, мясо, и т.д.

8. “Кто с чем вышел погулять?” – Дети с игрушками и со спортивным инвентарем.

9. При изучении темы «Игрушки» проводим игру «Чего нет на столе?» (на столе 5-6 предметов, затем убираются 2 предмета, «Чего нет на столе?» «Нет кубика, мяча, кубиков, мячей и т.д.)



Работа над множественным числом имён существительных родительного числа предусматривает выполнение заданий типа «Маша и медведь» Логопед показывает иллюстрацию к сказке и напоминает содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку...,, а вот чего -ребятам нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, жёлуди и т.д.);

«Игра с мячом» Логопед объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детёнышей. Предлагается поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т.п.)?»

Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, т.к. прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения

прилагательных. 1. «Узнай предмет»

(На доске картинки: стол, мяч, пальто, волк, река, дуб.)

- Я буду предлагать вам загадку-описание. На каждую загадку вы должны выбрать нужную картинку.

Деревянный, письменный, коричневый… (выбирается картинка – стол)

Резиновый, круглый, большой... (мяч)

Быстрая, широкая, глубокая… (река)

Голодный, серый, злой ... (волк)

  • Тёплое, длинное, зимнее, новое... (пальто)

  • Высокое, ветвистое…(дерево)

2. «Подбери помощников»

Логопед: «Рыжая, хитрая, пушистая. Кто это? Как вы догадались, что это

лиса? Вам помогли слова «помощники». Подберите слова-помощники к

словам:

Рыбка – быстрая, красивая, золотая.

Зима - снежная, холодная, морозная.

Поезд – длинный, скорый, пассажирский. И т.д.

3. Составление словосочетаний. Скажите, что бывает:

- широким (река, дорога, лента, улица) - широкая река; широкая лента и т.д.

- холодным (чай, снег, молоко, погода, ветер)

- пушистым;

- сладким.

Обучению правильному согласованию существительных с прилагательными способствуют игры и стихотворные тексты.

1. Игра «Угадай-ка» Логопед. Стеклянный, прозрачный, высокий. Это стакан или банка?

Расписная, деревянная, красивая. Это матрёшка или кувшин?

Колючий, зелёный. Это кактус или крапива?

Липкий, сладкий, твёрдый. Это леденец или конфета?

2. Рифмованные тексты.

Логопед читает небольшие четверостишия, показывает к каждому картинку. После каждого задает детям вопросы: сок какой, варенье какое?

Яблочный сок ароматный

Наливаем в стеклянный стакан.

Вкусный, полезный приятный,

Будет полезен он вам.



Грушевое варенье

Сварим на день рождения.

Густое и очень душистое,

Чудесное и золотистое.



Мармелад лимонный, с кислинкой

Прекрасный, свежий, как росинка.

Подготовительным этапом к знакомству детей со словами - антонимами являются проверка и уточнение известных детям названий признаков предметов и действий, сравнение контрастных предметов, определение и называние предметов по вкусу, цвету, размеру и назначению.

Для фиксации внимания детей на словах-антонимах подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками, При их демонстрации интонацией подчёркивается их качественная противоположность: широкая - узкая лента, длинный - короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что буду называть два слова, обозначающие противоположные признаки определённой пары предметов (новый - старый, большой — маленький), а они должны показать и назвать эти предметы. Для закрепления понятий о словах-антонимах можно провести такие игры: «Закончить предложения и назвать слова - «неприятели» (используем схему) Слон большой, а комар...

Камень тяжёлый, а пушинка...

Зимой погода холодная, а летом...

«Выбрать из 3 слов 2 слова - «неприятеля»

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий, и т.д.

«Сравни»

По вкусу: горчицу и мёд.

По цвету: снег и сажу

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван. И т.д.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.





Описанные выше упражнения обогащают речевой опыт детей, учат их понимать и правильно употреблять в речи грамматические формы слов и готовят к овладению различных синтаксических конструкций.

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. - М., 2004.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М. Просвещение. 1981

3. Е. Косинова. Уроки логопеда. - М.

4. 2005Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. -С. -Петербург, 1999.

5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. // Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. - М. 2002.

6. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.

7. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. логопедическая работа в специальном детском саду. М. 1987

8. Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных. - Дошкольная педагогика. № 1, 2006.

9. Обогащение словаря дошкольников с ОНР. - Логопед. №5 2004






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!