СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы использования музыки в арт – терапевтической практике

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентьации опинаны методы и приёмы использования музыки в арт-терапевтической практике

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы использования музыки в арт – терапевтической практике»

Методы и приёмы использования музыки в арт – терапевтической практике   Подготовила Дорохина Л.А.

Методы и приёмы использования музыки в арт – терапевтической практике

Подготовила Дорохина Л.А.

Термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством  - исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния

Термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством

- исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния

Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драма терапия, танце двигательная терапия и т.п.).
  • Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драма терапия, танце двигательная терапия и т.п.).
В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

Сегодня музыкальную терапию применяют во многих странах мира: в Америке, Великобритании, Германии, Швеции и др. В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, М. Л. Лазарева и др. В работы этих и некоторых других авторов входят конкретные музыкально–терапевтические упражнения , рекомендуемые для занятий с детьми не только с целью лечения, но и для профилактики психосоматических заболеваний
  • Сегодня музыкальную терапию применяют во многих странах мира: в Америке, Великобритании, Германии, Швеции и др. В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, М. Л. Лазарева и др. В работы этих и некоторых других авторов входят конкретные музыкально–терапевтические упражнения , рекомендуемые для занятий с детьми не только с целью лечения, но и для профилактики психосоматических заболеваний
Классификация  арт-терапевтических методов   Музыкальная терапия - слушание музыки, восприятие музыки, музицирование, вокальная терапия, дыхательная терапия, музыкально-творческая деятельность, формулы музыкального самовнушения Фольклорная терапия - художественно-творческая деятельность, коллективное творчество, импровизация

Классификация  арт-терапевтических методов

  • Музыкальная терапия - слушание музыки,
  • восприятие музыки, музицирование,
  • вокальная терапия, дыхательная терапия,
  • музыкально-творческая деятельность,
  • формулы музыкального самовнушения
  • Фольклорная терапия - художественно-творческая деятельность,
  • коллективное творчество,
  • импровизация
Сказкотерапия - музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке, Танцевально-двигательная терапия - движения под музыку, пластическая импровизация, танцы Драматерапия - инсценирование песен, постановка музыкальных спектаклей
  • Сказкотерапия - музыкальные образы сказочных героев,
  • сказочные темы и сюжеты в музыке,
  • Танцевально-двигательная терапия - движения под музыку,
  • пластическая импровизация, танцы
  • Драматерапия - инсценирование песен, постановка музыкальных спектаклей
Цветотерапия и терапия изобразительным искусством - цвет, его влияние на самочувствие, разноцветные физкультминутки, произведения изобразительного искусства
  • Цветотерапия и терапия изобразительным искусством - цвет, его влияние на самочувствие, разноцветные физкультминутки, произведения изобразительного искусства
Драматерапия инсценирование песен,  постановка музыкальных спектакле

Драматерапия

  • инсценирование песен,
  • постановка музыкальных спектакле
Вокальная терапия Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии Основой вокалотерапии   являются принципы классического пения,  Главными средствами вокалотерапии выступают специально разработанные вокальные  упражнения

Вокальная терапия

  • Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии
  • Основой вокалотерапии   являются принципы классического пения,
  • Главными средствами вокалотерапии выступают специально разработанные вокальные  упражнения
Музыкально-творческая деятельность Выполнение творческих заданий в системе музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных, но в то же время и наиболее сложным приёмом

Музыкально-творческая деятельность

  • Выполнение творческих заданий в системе музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных, но в то же время и наиболее сложным приёмом
    Дыхательная музыкотерапия включает игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития  певческого дыхания

    Дыхательная музыкотерапия

  • включает игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития  певческого дыхания
Примеры упражнений   Упражнение «Аромат цветов».  Основано на принципах дыхательной терапии. Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем, при повторном взмахе «волшебной» палочки, медленно выдыхают воздух. При этом внимание фиксируется на мышцах живота. Во время вдоха живот слегка выпячивается, а при выдохе втягивается внутрь

Примеры упражнений

  • Упражнение «Аромат цветов».  Основано на принципах дыхательной терапии. Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем, при повторном взмахе «волшебной» палочки, медленно выдыхают воздух. При этом внимание фиксируется на мышцах живота. Во время вдоха живот слегка выпячивается, а при выдохе втягивается внутрь
Упражнение-игра «Горка».   Направлено на развитие дикции и длины выдоха. Всем желающим предлагается быстро нараспев произнести скороговорку:                  На пригорке возле горки                  Жили тридцать три Егорки…                  Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.          При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт большее число Егорок.

Упражнение-игра «Горка».

  •   Направлено на развитие дикции и длины выдоха. Всем желающим предлагается быстро нараспев произнести скороговорку:
  •                  На пригорке возле горки
  •                  Жили тридцать три Егорки…
  •                  Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.
  •          При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт большее число Егорок.
Упражнение «Звуковые волны».    1. Пение с закрытым ртом  или на гласный звук  а. Дети повторяют за учителем плавные волнообразные мелодические рисунки в пределах музыкального интервала квинта, показывая рукой каждый раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.     2. Детям предлагается расслабиться, закрыть глаза и под звуки записи плеска волн представить себя качающимися на волнах. Затем на звук а дети повторяют за учителем волнообразные  мелодические рисунки, изображающие волны различной высоты. Это упражнение можно дополнить волнообразными движениями рук: энергичными и, напротив, еле заметными, слабыми. Дети должны при этом ощутить разную энергию своих движений и соответствующую смену желаний, устремлений.

Упражнение «Звуковые волны». 

  • 1. Пение с закрытым ртом  или на гласный звук а. Дети повторяют за учителем плавные волнообразные мелодические рисунки в пределах музыкального интервала квинта, показывая рукой каждый раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.
  •     2. Детям предлагается расслабиться, закрыть глаза и под звуки записи плеска волн представить себя качающимися на волнах. Затем на звук а дети повторяют за учителем волнообразные мелодические рисунки, изображающие волны различной высоты. Это упражнение можно дополнить волнообразными движениями рук: энергичными и, напротив, еле заметными, слабыми. Дети должны при этом ощутить разную энергию своих движений и соответствующую смену желаний, устремлений.
         Упражнение «Голоса природы».  Представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк комара : на звук з  они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона. Звуком ж  можно изображать жужжание жука. Дети поют звук ж сначала на одной ноте, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением звука изображается приземление жука.

         Упражнение «Голоса природы». 

  • Представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк комара : на звук з  они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона. Звуком ж  можно изображать жужжание жука. Дети поют звук ж сначала на одной ноте, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением звука изображается приземление жука.
Упражнение «Эхо в горах».  Выполняется в парах. Дети друг за другом повторяют ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. В процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух и память, чистота интонирования.

Упражнение «Эхо в горах». 

  • Выполняется в парах. Дети друг за другом повторяют ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. В процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух и память, чистота интонирования.
Арт-терапевтическое упражнение «Гармошка Спина прямая, делается глубокий вдох и плавный озвученный выдох. Во время вдоха ребра (гармошка) расходятся в стороны, а во время выдоха ребра медленно возвращаются в исходное положение. Арт-терапевтическое упражнение «Кто  на чем играет?»: Дети должны угадать названия звучащих поочередно народных музыкальных инструментов

Арт-терапевтическое упражнение «Гармошка

  • Спина прямая, делается глубокий вдох и плавный озвученный выдох. Во время вдоха ребра (гармошка) расходятся в стороны, а во время выдоха ребра медленно возвращаются в исходное положение.
  • Арт-терапевтическое упражнение «Кто  на чем играет?»:
  • Дети должны угадать названия звучащих поочередно народных музыкальных инструментов
Задача учителя помочь детям в начальной школе научиться использовать музыку для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений

Задача учителя

  • помочь детям в начальной школе научиться использовать музыку для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений
Особенность арт-терапии - интегрируя виды искусства, помочь учащимся снимать психологическое напряжение на уроках, повысить интерес детей к урокам музыки, начиная с младшего возраста.  

Особенность арт-терапии -

  • интегрируя виды искусства, помочь учащимся снимать психологическое напряжение на уроках, повысить интерес детей к урокам музыки, начиная с младшего возраста.  
Выводы - музыкальная терапия регулирует и развивает эмоциональную сферу личности вокалотерапия важна для психического формирования детского организма - дыхательная терапия позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на организм

Выводы

  • - музыкальная терапия регулирует и развивает эмоциональную сферу личности
  • вокалотерапия важна для психического формирования детского организма
  • - дыхательная терапия позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на организм
музыкально-творческая деятельность - является залогом устойчивости человека в самых стрессовых ситуациях   - формулы музыкального самовнушения формируют в учащемся оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение - цветотерапия положительно влияет на состояние организма , корректирует имеющиеся отклонения в его физическом здоровье

музыкально-творческая деятельность

  • - является залогом устойчивости человека в самых стрессовых ситуациях
  •   - формулы музыкального самовнушения формируют в учащемся оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение
  • - цветотерапия положительно влияет на состояние организма , корректирует имеющиеся отклонения в его физическом здоровье
Фольклорная терапия регулирует межличностное общение в классе, раскрывает творческие способности личности;

Фольклорная терапия

  • регулирует межличностное общение в классе,
  • раскрывает творческие способности личности;
Сказкотерапия обладает эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством, т.к. сказка так же многогранна, как и жизнь

Сказкотерапия

  • обладает эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством, т.к. сказка так же многогранна, как и жизнь
- танцевально-двигательная терапия, драматерапия является залогом здоровой психики, влияет на эмоциональное состояние человека Драматерапия эффективно способствует выявлению и регулированию межличностных отношений в классе, даёт возможность ребёнку взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения

- танцевально-двигательная терапия, драматерапия

  • является залогом здоровой психики, влияет на эмоциональное состояние человека
  • Драматерапия эффективно способствует выявлению и регулированию межличностных отношений в классе, даёт возможность ребёнку взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения
Таким образом. Арт-терапия - наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться

Таким образом.

  • Арт-терапия - наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться
Изучение и использование на уроках музыки основ различных видов арт-терапии является важным фактором повышения психолого–педагогической эффективности курса «МУЗЫКА»
  • Изучение и использование на уроках музыки основ различных видов арт-терапии является важным фактором повышения психолого–педагогической эффективности курса «МУЗЫКА»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!