Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Экологическое воспитание очень актуально в настоящее время. Состояние окружающей среды свидетельствует о том, что современная цивилизация находится в противоречии с законами природы. Но возможности планеты не безграничны. Её будущее и будущее нашего общества зависит о того, какие ценности будут господствовать среди людей.
Человек по своей сути является потребителем и это вряд ли возможно изменить, но мы – педагоги можем повлиять на личность учащихся и способствовать воспитанию рационального потребителя, экологически грамотного гражданина, который будет стремиться выстроить гармоничные отношения с природой.
С этой целью на базе учреждений дополнительного образования создаются детские объединения естественнонаучной направленности.
Система дополнительного образования играет особую роль в выполнении этой миссии. Эта система расширяет и дополняет воспитательные возможности других социальных институтов. Она более гибкая, способная быстро реагировать и подстраиваться под интересы ребенка, его семьи, общества и государства.
Дополнительное образование действует в рамках государственных стандартов при этом его содержание не стандартизовано, что дает педагогу некоторую свободу в определении содержания своей образовательной программы, в выборе форм, методов и приемов работы таким образом, чтобы это соответствовало интересам учащихся.
Действовать в интересах детей необходимо еще и потому, что ребенок посещает занятия на добровольной основе, поэтому педагогу необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка не пропадал интерес к занятиям, чтобы он мог проявить свои способности, ощутить себя как полноценная личность.
Учащиеся приходят на занятия, как правило, с разными целями. Для некоторых это, в первую очередь, возможность найти новых друзей, для кого-то – возможность пообщаться с педагогом. Как показывает практика, дети, особенно в подростковом возрасте, видят в педагоге старшего товарища, наставника, с которым можно поделиться какими-либо личными переживаниями, о которых они порой боятся говорить со своими родителями. Но чаще всего дети приходят для того, чтобы интересно провести время и одновременно с этим узнать для себя что-то новое, научиться чему-то полезному.
В этой связи особое место на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности, занимают практические, лабораторные работы, учебные игры.
Практические и лабораторные работы могут проводится при непосредственном контакте с растениями и животными, при наличии живого уголка, зимнего сада или оранжереи. Это способствует яркому эмоциональному восприятию изучаемого материала, что с точки зрения психологии, способствует его лучшему усвоению. У учащихся развивается умение видеть красоту природу, осознавать ее уязвимость и уникальность.
На лабораторных занятиях учащиеся знакомятся с устройством микроскопа, учатся работать с его помощью. Организация таких занятий выполняет также профориентационное значение. Так, например, есть возможность познакомить учащихся с деятельностью микологов, ботаников, зоологов, орнитологов и т.д.
Также на занятиях в системе дополнительного образования большое значение имеют учебные игры, квесты на различную тематику.
Известный педагог – Василий Александрович Сухомлинский писал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра как метод обучения обладает рядом преимуществ, которые отлично вписываются в структуру занятий в учреждениях дополнительного образования.
Во-первых, игра позволяет усваивать учебный материал в непринужденной обстановке. Как правило, играя, учащиеся не замечают, что они при этом чему-то учатся, что-то новое узнают. Например, при проведении квеста по зимнему саду учащиеся получают следующее задание: собрать пазл и определить, о каком растении идет речь.