СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация методов обучения технологии

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения технологии»

Методы обучения технологии

Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений и навыков, осуществляется разностороннее развитие его личности.

Признаки понятия метода обучения технологии: 1. Описание деятельности учителя 2. Описание деятельности учащихся. 3. Достижение учебных целей.

Словесные методы – устное изложение (рассказ, объяснение, беседа, лекция), работа с книгой. Применяются преимущественно при сообщении нового материала. Рассказ – последовательное изложение фактического материала. Требования: лаконичность (одна сюжетная линия), эмоциональность, образность, доступность, сочетание с другими методами и приемами. Объяснение – учитель анализирует, обосновывает, доказывает, а не просто излагает информацию. Типы объяснений (по характеру объясняемого объекта): явления, закона, научного факта, устройства и принципа действия прибора, машины, механизма, опыта, процесса. Лекция – цель – обобщенное раскрытие сравнительно большого по объему материала. Беседа. Учитель в определенной логической последовательности ставит перед учащимися вопросы и постепенно приводит к формулировке новых для них выводов и обобщений. Два вида беседы: 1.Катехизическая (воспроизведение в памяти ранее полученных знаний); 2.Эвристическая (применение ранее полученных знаний для объяснения новых явлений, результатов наблюдений). Требования к беседе: логическая связь каждого вопроса с предшествующим вопросом и с темой беседы в целом; четкость и краткость формулировки вопросов; доступность для учащихся проблем, выдвигаемых учителем в форме вопросов; сочетание беседы со средствами наглядности; содержательность и определенность вопросов. Ошибки педагога: нечеткая формулировка вопроса, формулировка без учета имеющихся у учащихся знаний, вопрос носит подсказывающий характер. Работа с книгой – способствует глубине и прочности знаний учащихся, повышает интерес к изучаемому предмету, развивает самостоятельность, формирует общеучебные умения (умение выделять главное, составлять краткий и развернутый план, конспект текста и т.п.). На начальных этапах обучения следует давать учащимся прямые указания, какой фрагмент текста нужно прочитать. На заключительном этапе обучения работе с литературой ученикам следует предлагать самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.

Наглядные методыдемонстрация несет основное содержание учебного материала. Можно выделить демонстрацию натуральных объектов (коллекции и образцы материалов, машин, приборов), действующих моделей, макетов, разрезов, кинематических схем, печатных пособий (схемы, диаграммы, таблицы и т.д, рабочих приемов. Иллюстрация - показ плоских статических изображений.

Инструктаж – устное объяснение или письменное изложение материала учителем, демонстрация или иллюстрация образа действия (письменный вариант – инструкционная карта). Выделяют вводный инструктаж, который определяет задание учащимся для практической работы. Текущий инструктаж корректирует ход этой работы. Заключительный инструктаж характеризует успехи и ошибки в работе.

Практические методы обучения Упражнение – повторение каких-либо действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. Применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. Ученик не должен выполнять действия бездумно. В процессе выполнения упражнения он должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины. Эффективное стимулирующее средство - взаимоконтроль учащихся: один выполняет упражнение, другой фиксирует ошибки. Затем меняются ролями. Для отработки навыков в упражнении могут быть использованы направители (например, тренажеры для обучения навыкам вождения автомобиля). Решение технических и технологических задач (для развития творческого мышления учащегося) Лабораторный опыт – непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные и качественные характеристики изучаемого объекта. Например, изучая породы древесины, учащиеся могут ставить опыт по определению твердости пород; сделать вывод об их технологичности при механической обработке. Лабораторная работа – серия лабораторных опытов, подчиненных единой цели; выполняется на специальном оборудовании. Требуются заранее разработанные инструкционные карты (название, цель работы, оборудование, последовательность выполнения заданий; приводятся формы таблиц для фиксирования результатов). Лабораторные работы выполняются фронтально. Лабораторно-практическая работа. Для проведения лабораторно-практической работы используют оборудование, используемое в быту и на производстве (лабораторные установки). Практикум – тематически объединенные циклы лабораторно-практических работ. Учебно-практическая или практическая работа – комплекс упражнений, подчиненных единой цели. В зависимости от уровня познавательных возможностей учащиеся задание может быть сформулировано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение операций с заданным перечнем оборудования (технологическая карта). Производительный (созидательный) труд – эффективный метод подготовки учащихся к будущей работе на производстве или в сфере сервиса.

Индуктивный и дедуктивный методы При индуктивном методе сначала излагаются отдельные факты, а по их основе выделяются общие характеристики или закономерности, которые формулируются как обобщения. При дедуктивном методе – сначала формулируются общие положения, правил или закономерности, которые потом подтверждаются частными примерами. В младших классах целесообразно использовать индуктивный метод изложения материала, т.к. у учащихся основная роль в мыслительных процессах играет образное мышление. В старших классах – дедуктивный метод.

Проблемно-поисковый метод При обучении технологии учителем могут быть сформулированы следующие проблемы: · Обобщенно-сформулированные цели предстоящей деятельности, которые ученик должен конкретизировать на основе собранной им дополнительной информации. · При заданной цели могут быть представлены ограниченные или отсутствующие исходные данные для деятельности. · Оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учетом имеющихся условий (МТБ, квалификация учащихся и др.). · Социально-экономическая эффективность технологии при имеющихся условиях. Выбор проблемы и ее сложность должны согласовываться с возрастными особенностями учащихся и уровнем их технологической грамотности.

Методы стимулирования учения. Введение в жизненные ситуации (примеры из жизни). Например, при рассказе о ТБ целесообразно привести примеры травматизма. Соревнование · Индивидуальный вариант (каждый за себя); · Состязание бригад или двух равных команд. К основным формам соревнований относятся: познавательные игры при усвоении нового материала (мини КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов), учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии), состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием. Поощрение и порицание – направлены на стимулирование долга (через мимику учителя, высказывание, организационные действия). Застенчивые учащиеся предпочитают доверительное поощрение и наказания. Контроль и самоконтроль. Это методы диагностики уровня достижений учащихся в усвоении учебного материала. Выделяют следующие виды контроля: устный, письменный, с помощью ТСО, (программированный контроль), практический (оценка объектов труда учащихся). Учитель задает допустимые нормы отклонения от номинальных параметров (шкала оценки) и доводит до сведения учащихся. Формы контроля – индивидуальный, групповой, фронтальный.

Активные методы обучения. Особенность – учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. Необходима высокая степень проявления обратной связи от ученика к учителю. Занятия с использованием активных методов общения делятся на:

· Неимитационные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, лабораторные и учебно-практические занятия). При устном изложении активность учащихся достигается приемами проблемного обучения: выдвижение и последующие обоснования предположений, постановка проблемных вопросов, дискуссионное рассмотрение нового материала. На лабораторных занятиях вводятся в инструкции задания исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок в измерениях, результатах и т.п. На учебно-практических занятиях применяются задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, выбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работы.

· Имитационные занятия – аналог реального познания или созидательной деятельности. Выделяют игровые и неигровые методы. Неигровые – имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Упражнения могут носить двигательный и умственный характер. Двигательный – тренажеры для обучения вождения транспортных средств, управлению технологическими машинами (суппорт токарного станка) и др. Умственный – разработка структуры технологического процесса, функционально-стоимостный анализ изделия или технологии, и др.

Проектный метод – имитация реального процесса создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и заканчивая производством и реализацией полученного продукта. Игровые занятия – деловые игры. К признакам деловой игры относят следующие: · Наличие проблемы в организации и управлении процессом и моделированием деятельности специалистов. · Наличие альтернативных целей для соперничающих групп. · Наличие определенных правил и задание ролей. · Наличие стимулов в получении высоких результатов. · Объективность оценки результатов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!