Методы обучения технологии
Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений и навыков, осуществляется разностороннее развитие его личности.
Признаки понятия метода обучения технологии: 1. Описание деятельности учителя 2. Описание деятельности учащихся. 3. Достижение учебных целей.
Словесные методы – устное изложение (рассказ, объяснение, беседа, лекция), работа с книгой. Применяются преимущественно при сообщении нового материала. Рассказ – последовательное изложение фактического материала. Требования: лаконичность (одна сюжетная линия), эмоциональность, образность, доступность, сочетание с другими методами и приемами. Объяснение – учитель анализирует, обосновывает, доказывает, а не просто излагает информацию. Типы объяснений (по характеру объясняемого объекта): явления, закона, научного факта, устройства и принципа действия прибора, машины, механизма, опыта, процесса. Лекция – цель – обобщенное раскрытие сравнительно большого по объему материала. Беседа. Учитель в определенной логической последовательности ставит перед учащимися вопросы и постепенно приводит к формулировке новых для них выводов и обобщений. Два вида беседы: 1.Катехизическая (воспроизведение в памяти ранее полученных знаний); 2.Эвристическая (применение ранее полученных знаний для объяснения новых явлений, результатов наблюдений). Требования к беседе: логическая связь каждого вопроса с предшествующим вопросом и с темой беседы в целом; четкость и краткость формулировки вопросов; доступность для учащихся проблем, выдвигаемых учителем в форме вопросов; сочетание беседы со средствами наглядности; содержательность и определенность вопросов. Ошибки педагога: нечеткая формулировка вопроса, формулировка без учета имеющихся у учащихся знаний, вопрос носит подсказывающий характер. Работа с книгой – способствует глубине и прочности знаний учащихся, повышает интерес к изучаемому предмету, развивает самостоятельность, формирует общеучебные умения (умение выделять главное, составлять краткий и развернутый план, конспект текста и т.п.). На начальных этапах обучения следует давать учащимся прямые указания, какой фрагмент текста нужно прочитать. На заключительном этапе обучения работе с литературой ученикам следует предлагать самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.
Наглядные методы – демонстрация несет основное содержание учебного материала. Можно выделить демонстрацию натуральных объектов (коллекции и образцы материалов, машин, приборов), действующих моделей, макетов, разрезов, кинематических схем, печатных пособий (схемы, диаграммы, таблицы и т.д, рабочих приемов. Иллюстрация - показ плоских статических изображений.
Инструктаж – устное объяснение или письменное изложение материала учителем, демонстрация или иллюстрация образа действия (письменный вариант – инструкционная карта). Выделяют вводный инструктаж, который определяет задание учащимся для практической работы. Текущий инструктаж корректирует ход этой работы. Заключительный инструктаж характеризует успехи и ошибки в работе.
Практические методы обучения Упражнение – повторение каких-либо действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. Применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. Ученик не должен выполнять действия бездумно. В процессе выполнения упражнения он должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины. Эффективное стимулирующее средство - взаимоконтроль учащихся: один выполняет упражнение, другой фиксирует ошибки. Затем меняются ролями. Для отработки навыков в упражнении могут быть использованы направители (например, тренажеры для обучения навыкам вождения автомобиля). Решение технических и технологических задач (для развития творческого мышления учащегося) Лабораторный опыт – непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные и качественные характеристики изучаемого объекта. Например, изучая породы древесины, учащиеся могут ставить опыт по определению твердости пород; сделать вывод об их технологичности при механической обработке. Лабораторная работа – серия лабораторных опытов, подчиненных единой цели; выполняется на специальном оборудовании. Требуются заранее разработанные инструкционные карты (название, цель работы, оборудование, последовательность выполнения заданий; приводятся формы таблиц для фиксирования результатов). Лабораторные работы выполняются фронтально. Лабораторно-практическая работа. Для проведения лабораторно-практической работы используют оборудование, используемое в быту и на производстве (лабораторные установки). Практикум – тематически объединенные циклы лабораторно-практических работ. Учебно-практическая или практическая работа – комплекс упражнений, подчиненных единой цели. В зависимости от уровня познавательных возможностей учащиеся задание может быть сформулировано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение операций с заданным перечнем оборудования (технологическая карта). Производительный (созидательный) труд – эффективный метод подготовки учащихся к будущей работе на производстве или в сфере сервиса.
Индуктивный и дедуктивный методы При индуктивном методе сначала излагаются отдельные факты, а по их основе выделяются общие характеристики или закономерности, которые формулируются как обобщения. При дедуктивном методе – сначала формулируются общие положения, правил или закономерности, которые потом подтверждаются частными примерами. В младших классах целесообразно использовать индуктивный метод изложения материала, т.к. у учащихся основная роль в мыслительных процессах играет образное мышление. В старших классах – дедуктивный метод.
Проблемно-поисковый метод При обучении технологии учителем могут быть сформулированы следующие проблемы: · Обобщенно-сформулированные цели предстоящей деятельности, которые ученик должен конкретизировать на основе собранной им дополнительной информации. · При заданной цели могут быть представлены ограниченные или отсутствующие исходные данные для деятельности. · Оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учетом имеющихся условий (МТБ, квалификация учащихся и др.). · Социально-экономическая эффективность технологии при имеющихся условиях. Выбор проблемы и ее сложность должны согласовываться с возрастными особенностями учащихся и уровнем их технологической грамотности.
Методы стимулирования учения. Введение в жизненные ситуации (примеры из жизни). Например, при рассказе о ТБ целесообразно привести примеры травматизма. Соревнование · Индивидуальный вариант (каждый за себя); · Состязание бригад или двух равных команд. К основным формам соревнований относятся: познавательные игры при усвоении нового материала (мини КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов), учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии), состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием. Поощрение и порицание – направлены на стимулирование долга (через мимику учителя, высказывание, организационные действия). Застенчивые учащиеся предпочитают доверительное поощрение и наказания. Контроль и самоконтроль. Это методы диагностики уровня достижений учащихся в усвоении учебного материала. Выделяют следующие виды контроля: устный, письменный, с помощью ТСО, (программированный контроль), практический (оценка объектов труда учащихся). Учитель задает допустимые нормы отклонения от номинальных параметров (шкала оценки) и доводит до сведения учащихся. Формы контроля – индивидуальный, групповой, фронтальный.
Активные методы обучения. Особенность – учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. Необходима высокая степень проявления обратной связи от ученика к учителю. Занятия с использованием активных методов общения делятся на:
· Неимитационные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, лабораторные и учебно-практические занятия). При устном изложении активность учащихся достигается приемами проблемного обучения: выдвижение и последующие обоснования предположений, постановка проблемных вопросов, дискуссионное рассмотрение нового материала. На лабораторных занятиях вводятся в инструкции задания исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок в измерениях, результатах и т.п. На учебно-практических занятиях применяются задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, выбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работы.
· Имитационные занятия – аналог реального познания или созидательной деятельности. Выделяют игровые и неигровые методы. Неигровые – имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Упражнения могут носить двигательный и умственный характер. Двигательный – тренажеры для обучения вождения транспортных средств, управлению технологическими машинами (суппорт токарного станка) и др. Умственный – разработка структуры технологического процесса, функционально-стоимостный анализ изделия или технологии, и др.
Проектный метод – имитация реального процесса создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и заканчивая производством и реализацией полученного продукта. Игровые занятия – деловые игры. К признакам деловой игры относят следующие: · Наличие проблемы в организации и управлении процессом и моделированием деятельности специалистов. · Наличие альтернативных целей для соперничающих групп. · Наличие определенных правил и задание ролей. · Наличие стимулов в получении высоких результатов. · Объективность оценки результатов.