«Методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения».
Сообщение подготовила
Казанцева Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
«Метод обучения должен быть возведён в искусство. Его надо поставить на столь твёрдые основы, чтобы обучение наверняка шло вперёд и не обманывалось бы в своих результатах…» (Я. А. Коменский)
Методы обучения – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Наибольшее распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);
– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: интереса к учению; долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный, письменный, лабораторно-практический.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Пассивные методы обучения – форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой педагог берет на себя ведущую роль и определяет ход урока, в то время как учащимся отведена роль пассивных слушателей, вынужденных выполнять указания педагога. Пассивный метод обучения, согласно ФГОС, предусматривает использование следующих форм общения между педагогом и учащимися: опросы, письменные работы, тесты, лекция.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Наиболее распространённые разновидности активных методов обучения: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака. Главной целью данных методов является оказание максимально возможного стимулирования учебной и познавательной деятельности учащихся, посредством организационно-управленческих и педагогических средств.
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором, происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Основными методами и приёмами интерактивного обучения являются: мозговой штурм, кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы, круглый стол, групповой вид метода, деловые игры, аквариум, метод проектов, построение шкалы мнений, дерево решений. Формами интерактивного обучения являются: работа в статичных парах или парах сменного состава; работа в малых группах; игровое сотрудничество. Принципиальные линии интерактива: линия переживания опыта в диалоге; линия рефлексии.
Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объём материала, и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, нужно старательно планировать свою работу:
- давать задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
- отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
- во время проведения интерактивных упражнений дать ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьёзно, а не механически;
- на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.
Одним из важнейших компонентов метода опережающего обучения, разработанного С. Н. Лысенковой является комментируемое управление, которое является важным моментом в организации труда учеников на уроке. «Учить детей мыслить вслух» – один из принципов уроков С. Н. Лысенковой и один из элементов обратной связи.
Метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения. Метод синектики является усовершенствованным методом мозгового штурма, который получил широкое распространение в сфере образования. Только в отличие от мозгового штурма синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС – научить ребёнка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Просмотр содержимого документа
««Методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения».»
«Методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения».
Сообщение подготовила
Казанцева Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
«Метод обучения должен быть возведён в искусство. Его надо поставить на столь твёрдые основы, чтобы обучение наверняка шло вперёд и не обманывалось бы в своих результатах…» (Я. А. Коменский)
Методы обучения – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Наибольшее распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);
– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: интереса к учению; долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный, письменный, лабораторно-практический.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Пассивные методы обучения – форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой педагог берет на себя ведущую роль и определяет ход урока, в то время как учащимся отведена роль пассивных слушателей, вынужденных выполнять указания педагога. Пассивный метод обучения, согласно ФГОС, предусматривает использование следующих форм общения между педагогом и учащимися: опросы, письменные работы, тесты, лекция.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Наиболее распространённые разновидности активных методов обучения: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака. Главной целью данных методов является оказание максимально возможного стимулирования учебной и познавательной деятельности учащихся, посредством организационно-управленческих и педагогических средств.
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором, происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Основными методами и приёмами интерактивного обучения являются: мозговой штурм, кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы, круглый стол, групповой вид метода, деловые игры, аквариум, метод проектов, построение шкалы мнений, дерево решений. Формами интерактивного обучения являются: работа в статичных парах или парах сменного состава; работа в малых группах; игровое сотрудничество. Принципиальные линии интерактива: линия переживания опыта в диалоге; линия рефлексии.
Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объём материала, и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, нужно старательно планировать свою работу:
давать задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;
отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;
во время проведения интерактивных упражнений дать ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьёзно, а не механически;
на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.
Одним из важнейших компонентов метода опережающего обучения, разработанного С. Н. Лысенковой является комментируемое управление, которое является важным моментом в организации труда учеников на уроке. «Учить детей мыслить вслух» – один из принципов уроков С. Н. Лысенковой и один из элементов обратной связи.
Метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения. Метод синектики является усовершенствованным методом мозгового штурма, который получил широкое распространение в сфере образования. Только в отличие от мозгового штурма синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС – научить ребёнка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.