Повышение качества подготовки специалистов: сравнительный анализ содержания Государственных образовательных стандартов обучения, учебных планов и типовых программ по курсу «Методика преподавания истории»
Динамика общественных отношений, интенсификация производства усложняют социальные функции школы. Все больше возрастает ее ответственность за формирование духовного мира, мировоззрения и гражданской позиции молодежи. История, являясь основной из базовых дисциплин в системе образования, воплощает накопленный веками социальный, духовно-нравственный опыт народа. Она выступает важным фактором социализации личности. Исторические знания формируются посредством организации исторического образования, в которой решающая роль принадлежит учителю. Учитель — ключевая фигура в достижении познавательных и мировоззренческих задач школьного курса истории.
Современный учитель истории выступает как педагог и гражданин, свидетель и участник многих изучаемых событий. Дополняя материал школьных учебников личным знанием истории страны и опытом ее осмысления, учитель осуществляет связь времен и поколений.
Учитель истории XXI в. постоянно совершенствует педагогическое мастерство, осваивая новые информационные технологии. Эти технологии предоставляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источников получения разнообразной информации.
Во все времена школа была своего рода моделью общества. Сегодня она должна вернуть себе роль ускорителя общественного развития, так как общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. «В общеобразовательных школах республики работают более 270 тысяч педагогов. Из них 195,8 тысячи имеют высшее образование, более 60 тысяч — среднее профессиональное. Имеют высшую категорию 36,5 тысячи педагогов, 67 тысяч — первую. В малокомплектных школах работают более 64 тысяч учителей» [1; 9]. Нехватка учительских кадров при избытке их подготовки является, на наш взгляд, показателем кризисного состояния школьного образования. В обществе неуклонно растет кризис доверия к учителю и школе, который получил свое отражение в малопривле- кательности педагогических специальностей для выпускников школ и снижении набора на педагогические специальности, в частности, исторические.
Тенденция увеличения педагогов со стажем свыше 20 лет наблюдается в большинстве регионов Казахстана, что свидетельствует о недостаточном притоке молодых специалистов в систему образования. Несмотря на повышение заработной платы, до сих пор не удалось преодолеть уход учителей из школы и нежелание части выпускников вузов работать по специальности. По возрастным группам в организациях среднего профессионального образования в 2007 г. наблюдались следующие изменения: доля преподавателей в возрастной группе до 30 лет и от 30 до 45 лет уменьшилась; несколько увеличился показатель в возрастной группе от 45 до 60 лет и старше 60 лет. В Карагандинской области доля преподавателей возрастной группы от 45 до 60 лет увеличилась на 15,6 %, составив 45 %. Кроме того, следует отметить снижение качества образования. Даже в тех дисциплинах, где знания вполне устойчивы (естественноматематические науки), не удалось добиться прочного усвоения их всеми учащимися. Все это свидетельствует о нарастающих кризисных явлениях в системе образования, несмотря на его реформирование и модернизацию.
В Концепции становления исторического сознания в Республике Казахстан 1995 г. было отмечено, что «требует реформирования вузовская система преподавания истории для студентов всех специальностей и подготовки профессиональных историков» [2; 27].
«Изменение структуры и содержания среднего образования потребует значительного обновления системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. На смену педагогу- предметнику, «транслятору знаний», должен прийти профессионально компетентный педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями, средствами информатизации обучения, современными формами воспитания» [3; 3]. Повышение качества подготовки педагогических кадров осуществляется в современных условиях на основе нормативных документов, являющихся обязательными для бакалавров (учителей) истории. Вот почему в настоящей статье предпринята попытка провести сравнительный анализ учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку педагогических кадров для средних общеобразовательных учреждений.
Дело в том, что школьные и вузовские программы по истории и методике ее преподавания часто меняются. И от того, в какую сторону будут идти эти перемены, зависит судьба школьного исторического образования, в значительной степени образования в целом. Новые школьные программы по истории требуют обеспечения глубоких знаний, всестороннего воспитания, привития учащимся навыков, имеющих практическое значение. Успешное осуществление этих требований высококвалифицированными специалистами способствовало бы получению школьниками прочных и глубоких знаний.
Учитель истории — активный носитель теоретико-педагогического сознания. В силу этого он должен обладать методологической культурой мышления, которая определяет его готовность к анализу, обобщению и преобразованию педагогических ситуаций, к принятию решений о выборе, применении и создании средств педагогического воздействия в соответствующих ситуациях. Перестройка педагогического образования, преодоление его массово-репродуктивного характера выводят образование на личностный уровень, обеспечивают выявление и формирование творческой индивидуальности будущего учителя, развитие у него неповторимой «технологии» деятельности. Обучаясь в коллективном учебном потоке, студент занимается по индивидуальной программе, составленной с учетом его личностных качеств. В результате мы сможем получить избирательное и адекватное влияние личности на учебный процесс в целом.
В основу построения модели педагога положена идея фундаментализации педагогического образования. Фундаментальные знания долго не стареют, медленно изменяются и характеризуются высоким уровнем теоретических обобщений, большой широтой переноса. Но при этом задачи профессиональной актуализации знаний, прикладная направленность общенаучной подготовки не вытесняются на задний план. С нашей точки зрения, такое образование должно быть достаточно универсальным, близким к университетскому в теоретической части и одновременно гибким, изменяющимся, мобильным, быстро реагирующим на прогресс исторической науки.
Содержание педагогического образования — это тот уровень социально-политической, специальной и психолого-педагогической подготовки буду