СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы , приемы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно- познавательной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы , приемы работы с учащимися, имеющими повышенную  мотивацию  к учебно- познавательной деятельности. Обмен опытом

Просмотр содержимого документа
«Методы , приемы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно- познавательной деятельности»

Методы , приемы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно- познавательной деятельности

Интерес  к уроку русскому языку и литературы – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей на уроках русскому языка, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
• работа с демонстрационными материалами;
• компьютерные тесты;
• использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
• использование слайд – презентаций.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
2. сталкивает противоречия практической деятельности;
3. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4. предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиций кибернетика, врача, художника);
5. побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
6. ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
Качество образовательного процесса важный показатель продуктивности педагогической деятельности - определяется степенью обеспечения развития каждого учащегося в соответствии с его возможностями и выявляется через динамику его развития и образованности.
По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:
- ориентация на реалистический уровень притязаний;
- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.
Каким образом это можно  осуществить? При развитии мотива достижения следует ориентировать учеников на самооценку деятельности. Проводить индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересоваться  отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Формирование у учащихся мотивации к получению знаний осуществляю на основе гармоничного развития личности ребенка, через поиск путей эмоционально-чувственной оптимизации учебного процесса:

  • включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

  • построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

  • занимательность, необычное изложение учебного материала;

  • использование познавательных игр, дискуссий и споров;

  • положительно окрашенная эмоциональная речь учителя;

  • максимальное снижение негативного воздействия на личность ученика;

  • вера в возможности каждого ребенка;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля ученика;

  • вовлечение учеников в разработку сенсорной подачи нового материала для лучшего его понимания и запоминания.

В педагогической деятельности применяю следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:

  1. Эмоциональная мотивация: 

поощрение, 

создание ситуации успеха, 

удовлетворение желания быть значимым в коллективе; 

помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций.

  1. Познавательные методы мотивации: 

опора на жизненный опыт, 

побуждение к поиску альтернативных решений, 

создание проблемной ситуации, 

выполнение творческих заданий, 

«мозговая атака» (штурм).

  1. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:

Что ты сам думаешь об этом?

Тебе нравится твоя работа, ответ?

Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?

Что тебе в этой работе удалось больше всего?

4.Социальные методы:

развитие желания быть полезным;

создание ситуации взаимопомощи;

сотрудничество и т. д.

  1. Методическая помощь родителям:

Рекомендации по режиму дня, организации деятельности;

Рекомендации по выполнению домашних заданий;

Формирование единства требований;

Обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания

Особое значение уделяю решению следующих педагогических задач:

  • управлять вниманием учащихся; 

  • разъяснять смысл предстоящей деятельности; 

  • побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 

  • обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;

  • обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;

  • оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

Как показывает практика, учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:

  • создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;

  • обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

  • опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем;

  • опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях.

Использую приемы, способствующие проявлению интереса к обучению:

  1. Добавьте тайн и загадок в свои уроки.

  2. Делайте паузу после того, как задали вопрос – а затем еще раз после ответа. Делайте паузу после каждого вопроса, а также после каждого ответа. Это позволит ученикам глубже понять вопрос и обдумать полученный ответ.

  3. Задавайте меньше вопросов (но более глубоких). Один или два продуманных вопроса могут привести к интересной дискуссии. 

  4. Разжигайте споры. Как лучше увлечь человека темой? Вовлеките его в спор! Доказывать свою точку зрения и пытаться понять собеседника можно на любом уроке.

  5. Закрепляйте знания через вовлечение: если ученик отметит для себя, что он знает о предмете и что может узнать больше при желании, это подстегнет его и даст мотивацию увеличивать багаж знаний.

  6. Покажите ученикам важность знаний. Дети должны понимать, почему материал урока важен для них. Как они смогут использовать его в жизни? Как люди используют эти знания в реальном мире? 

  7. Стимулируйте учеников чаще и активнее работать в группах. Это позволит детям получить не только знания, но и развить социальные навыки. Ученики увидят, что индивидуальный успех и успех группы тесно связаны, а общение помогает заполнить пробелы в своих знаниях и знаниях одноклассников.

Успешному формированию учебной мотивация обучающихся способствует интеграция процесса общего и дополнительного образования, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, которая включает:

  • внеурочную деятельность по направлениям: физкультурно-спортивному и оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному;

  • занятия в объединениях по интересам;

  • неаудиторную занятость;

  • работу консультационных площадок по оказанию помощи учащимся в подготовке домашнего задания, устранению пробелов в знаниях;

  • обязательную прогулку на свежем воздухе в любую погоду;

  • активный отдых в течение дня.

Для школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения. При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!