Методы , приемы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно- познавательной деятельности
Интерес к уроку русскому языку и литературы – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей на уроках русскому языка, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
• работа с демонстрационными материалами;
• компьютерные тесты;
• использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
• использование слайд – презентаций.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
2. сталкивает противоречия практической деятельности;
3. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4. предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиций кибернетика, врача, художника);
5. побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
6. ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
Качество образовательного процесса важный показатель продуктивности педагогической деятельности - определяется степенью обеспечения развития каждого учащегося в соответствии с его возможностями и выявляется через динамику его развития и образованности.
По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:
- ориентация на реалистический уровень притязаний;
- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.
Каким образом это можно осуществить? При развитии мотива достижения следует ориентировать учеников на самооценку деятельности. Проводить индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Формирование у учащихся мотивации к получению знаний осуществляю на основе гармоничного развития личности ребенка, через поиск путей эмоционально-чувственной оптимизации учебного процесса:
включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
занимательность, необычное изложение учебного материала;
использование познавательных игр, дискуссий и споров;
положительно окрашенная эмоциональная речь учителя;
максимальное снижение негативного воздействия на личность ученика;
вера в возможности каждого ребенка;
анализ жизненных ситуаций;
развитие самостоятельности и самоконтроля ученика;
вовлечение учеников в разработку сенсорной подачи нового материала для лучшего его понимания и запоминания.
В педагогической деятельности применяю следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:
Эмоциональная мотивация:
поощрение,
создание ситуации успеха,
удовлетворение желания быть значимым в коллективе;
помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций.
Познавательные методы мотивации:
опора на жизненный опыт,
побуждение к поиску альтернативных решений,
создание проблемной ситуации,
выполнение творческих заданий,
«мозговая атака» (штурм).
Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:
Что ты сам думаешь об этом?
Тебе нравится твоя работа, ответ?
Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
Что тебе в этой работе удалось больше всего?
4.Социальные методы:
развитие желания быть полезным;
создание ситуации взаимопомощи;
сотрудничество и т. д.
Методическая помощь родителям:
Рекомендации по режиму дня, организации деятельности;
Рекомендации по выполнению домашних заданий;
Формирование единства требований;
Обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания
Особое значение уделяю решению следующих педагогических задач:
обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;
Как показывает практика, учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;
обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;
опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем;
опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях.
Использую приемы, способствующие проявлению интереса к обучению:
Добавьте тайн и загадок в свои уроки.
Делайте паузу после того, как задали вопрос – а затем еще раз после ответа. Делайте паузу после каждого вопроса, а также после каждого ответа. Это позволит ученикам глубже понять вопрос и обдумать полученный ответ.
Задавайте меньше вопросов (но более глубоких). Один или два продуманных вопроса могут привести к интересной дискуссии.
Разжигайте споры. Как лучше увлечь человека темой? Вовлеките его в спор! Доказывать свою точку зрения и пытаться понять собеседника можно на любом уроке.
Закрепляйте знания через вовлечение: если ученик отметит для себя, что он знает о предмете и что может узнать больше при желании, это подстегнет его и даст мотивацию увеличивать багаж знаний.
Покажите ученикам важность знаний. Дети должны понимать, почему материал урока важен для них. Как они смогут использовать его в жизни? Как люди используют эти знания в реальном мире?
Стимулируйте учеников чаще и активнее работать в группах. Это позволит детям получить не только знания, но и развить социальные навыки. Ученики увидят, что индивидуальный успех и успех группы тесно связаны, а общение помогает заполнить пробелы в своих знаниях и знаниях одноклассников.
Успешному формированию учебной мотивация обучающихся способствует интеграция процесса общего и дополнительного образования, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, которая включает:
внеурочную деятельность по направлениям: физкультурно-спортивному и оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному;
работу консультационных площадок по оказанию помощи учащимся в подготовке домашнего задания, устранению пробелов в знаниях;
Для школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения. При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.