СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы проблемного обучения и метод проектов как способы реализации деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках технологии в 5-7 классах

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать на основе опыта из собственной практической деятельности, как метод проблемного обучения и метод проектов помогает реализовывать  деятельностный подход к образованию обучающихся на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Методы проблемного обучения и метод проектов как способы реализации деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках технологии в 5-7 классах»

Методы проблемного обучения и метод проектов как способы реализации деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках технологии в 5-7 классах

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из наиболее востребованных в данном случае условием для реализации гос. заказа становится введение деятельностного метода обучения в образовательный процесс. Это методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.

Над темой «Метод проектов в системе проблемного обучения» я работаю несколько лет. Цель моего исследования показать на основе опыта из собственной практической деятельности, как метод проблемного обучения и метод проектов помогает реализовывать деятельностный подход к образованию обучающихся на уроках технологии

Учебные проекты, как одна большая проблема, которую нужно решить поэтапно, дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные на уроках с реальной жизнью.
Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем ему необходимо работать.
Поскольку именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология», то хочется отметить, что именно в процессе проектирования учащимися отрабатываются практические умения и навыки, тем самым, создавая предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, что позволяет проявить свою индивидуальность.
На ранней стадии работы над проектом ученики изучают потребности и составляют краткую формулировку задачи. Она включает описание того, что за изделие будет изготовлено, кто будет им пользоваться, и почему в нем возникла потребность. Краткие формулировки могут быть «закрытыми», например, «Спроектировать и изготовить фартук, которым будут пользоваться члены моей семьи в кухне, и т. п.», или – «открытыми», где ученик сам будет решать, каков будет конечный продукт, например, «Спроектировать и сделать предмет защитной одежды для рабочего, и т. п.»
По ходу выполнения проекта ученики выполняют также ряд исследований. Они могут изучить подобные изделия, имеющиеся на рынке, и посмотреть, как они сделаны, какие материалы в них использованы и почему.
Они могут посмотреть на форму изделия, чтобы понять, какие проектные решения были приняты, попытаться постичь ход мысли проектировщика. Они ищут связь между формой и функцией изделия.
Также они используют и другой тип исследования - изучение покупательского спроса, попытка понять, что действительно нужно людям. Они исследуют и наилучший способ резки, оформления и отделки материала. Подобные исследования в ходе выполнения проекта они повторяют много раз.
По мере того, как ученик движется от простого понимания проблемы к конкретному решению, которое будет опробовано в реальной жизни, постоянно происходит процесс анализа, оценки и синтеза.
На определенной стадии выполнения проекта ученик продумывает, каким критериям должно отвечать конечное изделие, если мы хотим, чтобы оно у нас получилось удачным.
Этот список требований учитывает интересы потребителя, цель, суть изделия, его размер, материал, цену, а также требования, касающиеся эргономики, способов производства, отделки и т. п.
Для среднего школьника это просто список пунктов, которые необходимо учесть; более взрослые ученики разрабатывают настоящую проектную спецификацию. В основе любого творческого проекта у нас лежит выработка большого количества возможных идей и решений. Они часто имеют вид набросков, и мы называем их первоначальными идеями.
Когда у ученика появляется достаточное количество идей, он их оценивает для выбора какой - либо комбинации. Хороший набор критериев поможет ему в этом. Конечно, прежде, чем прийти к окончательному

решению, ученик советуется с учителем. Теперь пришло время детальной проработки идеи до самого момента изготовления. Здесь опять могут понадобиться некоторые исследования, чтобы понять, что реально осуществимо. На этом этапе уже необходим подробный рабочий чертеж или образец.
Больше всего времени у нас уходит на реальное планирование и изготовление предмета. Обычно ученик сталкивается с проблемами, которые невозможно было предусмотреть, и здесь требуются дальнейшие эксперименты и решения, чтобы решить эти проблемы.
Последний этап - оценка изделия. Обычно ученик проводит две оценки.
В первом случае сам ученик оценивает изделие и предлагает способы его усовершенствования. Это делается обычно при помощи аннотированных чертежей. Во втором происходит самооценка, где ученик через проект анализирует процесс. Обычно на этой стадии происходит мощное накопление знаний, когда ученик понимает, что и как можно было сделать лучше.
Смысл метода проектов состоит в том, что при помощи проектов я учу учеников самостоятельно думать и делать мир лучше - ведь они проектируют и изготавливают предметы, которые по - настоящему нужны реальным людям.
Например: 
«Лоскутная мозаика» (изготовление в данной технике прихваток, одеяла, диванной подушечки, скатерти и т. д.);
«Ручная вышивка» (салфетки, скатерти, декоративные картины и панно, декорирование швейных изделий и др.);
«Вязание» (варежки, шарфики, пуловеры, жакеты, топы и др.)

тема

задачи

Методы

результат

6 класс

вышивка

Освоить технику вышивки крестиком,

Проблемного изложения (как украсить интерьер с помощью вышивки, какие подбирать сюжеты?) исследовательский

Проект «Панно в технике ручной вышивки»

7 класс

Вязание крючком

Научиться технике вязания

Проблемного изложения, исследовательский

Проект «салфетка»

Таким образом, народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. Испытываю гордость, когда учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки превращаются в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки – в лепнину, а обрезки ткани – в декоративные цветы или картины. Многие творческие проекты ребята, представляют на выставках детского творчества и предметных неделях.

На примере изделий декоративно - прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания развивают самостоятельность в поиске новых знаний.

Таким образом, использование приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!