СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы противодействия вовлечения студентов гпоу «шахтёрский педагогический колледж» в организации экстремистской направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.

Просмотр содержимого документа
«Методы противодействия вовлечения студентов гпоу «шахтёрский педагогический колледж» в организации экстремистской направленности»

«Профилактика экстремистской деятельности в образовательной среде»


Кухаренко Джерен Нарзуллаевна,

преподаватель ГПОУ «Шахтёрский

педагогический колледж»


МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ГПОУ «ШАХТЁРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Аннотация. Раскрыто разнообразие методов работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов колледжа в организации экстремистской направленности. Определены условия профилактики экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, активная жизненная позиция, патриотическое воспитание, условия профилактики экстремизма.



Экстреми́зм  — приверженность крайним взглядам, методам действий. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарные политические режимы с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, внешней интервенцией. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью действенно повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — в этих случаях можно говорить о «вынужденном экстремизме».

Согласно последних исследований, при организации работы по профилактике молодёжного экстремизма и терроризма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

  1. Вся молодёжь, проживающая на территории Донецкой Народной Республики. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

  2. Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодёжь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской и террористической активности. К таким категориям могут быть отнесены:

  • дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

  • «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

  • дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

  • носители молодёжных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

  • члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской и террористической активности, является возраст от 14 до 22 лет.

В молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах. Таким образом, целью статьи является распространение опыта работы ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» по противодействию вовлечения студентов в организации экстремистской направленности.

Важными условиями эффективной профилактики экстремизма и терроризма в ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» являются:

  • организация ранней профилактики экстремизма и терроризма, её системность и целенаправленность;

  • сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер;

  • непрерывность процесса профилактической деятельности;

  • направленность на всех участников образовательного процесса.

В ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» для успешной организации работы по противодействию вовлечения студентов в экстремистские и террористические организации и группировки большое внимание уделяется, прежде всего, искоренению причин и условий, способствующих развитию агрессивных настроений в молодёжной среде.

Студенты имеют определенные возрастные индивидуально-психологические особенностеи - повышенную внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов, состояние психического напряжения. Учитывая эти факторы, педагогический коллектив разработал план работы по профилактике терроризма и экстремизма в ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж», в котором объединены разные методы и формы работы со студентами, с педагогическим и трудовым коллективом в целом, а также с родителями студентов – со всеми, кто принимает прямое или косвенное участие в становлении личности будущего педагога.

Нынешние студенты – будущие учителя и воспитатели завтра. С чем придут они к детям, с какими жизненными установками, чему научат своих воспитанников – на эти и другие вопросы отвечаем уже сейчас.

В учебно-воспитательном процессе для того, чтобы избежать изменения ценностных ориентаций в студенческом коллективе, обострения социальной напряжённости в молодёжной среде учим студентов понимать и правильно оценивать создавшуюся политическую и социальную обстановку в Донецкой Народной Республике. Будущим педагогам доносим идею социального равенства как условия создания стабильных и дружеских отношений между людьми. Совместно с правоохранительными органами проводим мероприятия антитеррористической направленности.

Важное значение имеют социальная и политическая активность молодёжи. Студенты колледжа принимают участи в митингах, шествиях, демонстрациях, разрешенных в Донецкой Народной Республике. Осмысленное и добровольное участие в таких мероприятиях способствуют духовному становлению личности молодого поколения. В колледже регулярно проводятся конкурсы флешмобов среди студентов разных академических групп, в которых молодежь выражает свое отношение к миру, детям, здоровому образу жизни, войне, победе в Великой Отечественной войне и к другим проблемам.

Повышению гражданской активности студентов способствуют участие в подготовке и проведении на всех курсах бесед о недопустимости изготовления и хранения взрывных устройств, конкурсов плакатов и эмблем на антитеррористическую тематику, часов общения о патриотизме и любви к Родине, людям, оформления стендов с материалами, обучающими правилам безопасности в случаях обнаружения огнестрельного и холодного оружия и т. п.

Одной из причин, подталкивающих молодежь к участию в организациях террористической направленности, является распространение и доступность для подростков алкоголя и наркотиков. Эта проблема в воспитательной работе со студентами занимает одно из первых мест. Время вспомнить плакат советского времени «Пьянству – бой!». Эти слова очень точно определяют настрой всего трудового коллектива колледжа и студентов. Недопустимыми являются для будущего педагога употребление спиртных напитков и наркотических веществ. С этой целью со студентами нового набора проводится тщательная работа по выявлению личностей, испытывающих снисходительное отношение к выпивающим людям, знающим вкус пива или других алкогольных напитков, изучаются семьи студентов на предмет злоупотребления спиртными напитками. Таким студентам своевременно оказывается поддержка, внимание, а если нужно – помощь. В академических группах проводятся беседы о вреде курения и пьянства, создаются буклеты, на конкретных примерах доказывается, что пьющий человек или наркоман – это потерянные для общества люди.

С появлением в человеческом обществе средств массовой информации люди по-разному стараются использовать их массовое влияние на людей. Разлагающее влияние оказывают на студентов средства массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности. Всемирная паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Педагоги колледжа учат студентов избирательно относиться к подбору телепередач, просмотру фильмов, участию в социальных сетях. Неоднократно для студентов во внеаудиторное время устраивались просмотры фильмов: «Училка», «А зори здесь тихие» и других. Традиционными стали проводимые директором ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» Землянской Натальей Алексеевной беседы со студентами по разным вопросам, в том числе и на антитеррористические темы, обсуждения передач, круглые столы. Наталья Алексеевна совместно с педагогами колледжа формирует у студентов активную жизненную позицию, нетерпимость к различным проявлениям социальной несправедливости, чувство патриотизма, любви к людям.

Важное значение в профилактической работе имеют активы академических групп. По их инициативе совместно с руководителями групп проводятся часы общения с целью освоения студентами общечеловеческих норм нравственности и поведения. Организация факультативных занятий и кружков по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

Немаловажное значение в профилактике экстремизма в молодёжной среде имеет правовое воспитание студентов. С этой целью в колледже проводятся беседы, круглые столы по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения студентов с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов. Обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса является интернациональное, патриотическое, правовое воспитание студентов. Проведены тренировочные занятия «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» (тренировки по эвакуации студентов и сотрудников из здания колледжа при чрезвычайных ситуациях); мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди обучающихся в студенческом коллективе (коллективе академической группы); инструктажи со студентами по противодействию экстремизму и терроризму; распространены тематические памятки и методические инструкции.

Педагоги колледжа в работе по профилактике экстремизма используют современные активные формы обучения и воспитания: тренинги, круглые столы, диспуты, деловые и ролевые игры, уроки толерантности, флешмобы, занятия-дискуссии, практикумы, виртуальные экскурсии по Республике, городу или местам боевой славы, КВН концерты с использованием патриотических песен.

Совместная работа колледжа и родителей студентов заключается не только в проведении родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения студентов, но и в воспитании родителей в духе преданности идеалам Донецкой Народной Республики, патриотизма, способности вести здоровый образ жизни, нетерпимости к проявлениям различных форм терроризма. С этой целью родители привлекаются к совместному со студентами участию и подготовке слайдов, выступлений, сценариев и другое.

Все члены трудового коллектива колледжа и студенты способствуют развитию и поддержке общественных объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения. Студенты являются активными участниками акций «Твори добро», «Подари радость детям» и других, флешмобов, научно-практических конференций, спортивных соревнований, волонтерского движения.

Студенты привлекаются к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности, созданию видеофильмов о родном городе, подготовки и проведения мероприятий патриотической направленности.

В летний оздоровительный период в рамках учебно-производственной практики студенты колледжа на организованных колледжем летних тематических площадках по месту жительства проводят воспитательную работу с детьми дошкольного и школьного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию, организуют развивающий досуг детей.

ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» координирует взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении бесед, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов, часов общения со студентами.

Для студентов, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, своевременно оказывается социально-психологическая и педагогическая помощь. Организуются индивидуальные встречи студентов и их родителей с педагогами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения студентов.

Важной задачей в организации профилактики экстремистских и террористических проявлений среди студентов является не только формирование представлений о терроризме и экстремизме, но и обучение будущих специалистов среднего звена эффективным формам профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде. Формами работы в данном направлении в ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» являются семинары-практикумы, тренинги, лекции, составление докладов, подбор материалов из различных источников, создание слайдов и другое. Например, «Современные технологии формирования культуры мира и согласия в рамках социального проектирования», «Принципы и методы межкультурного воспитания студентов», «Социальная адаптация школьников и студентов в условиях полиэтнической образовательной среды», «Формирование положительного психологического климата в детском коллективе», «Толерантный учитель – толерантный ученик», «Правила бесконфликтного общения».

Немаловажное значение имеет работа с педагогическим коллективом по профилактике экстремизма в образовательном учреждении. С педагогическим коллективом систематически проводятся обучающие мероприятия: «Психология агрессивного поведения подростков» (сентябрь), «Программы профилактики подросткового неблагополучия» (октябрь), «Современные технологии формирования культуры мира и согласия в рамках социального проектирования» (ноябрь), «Принципы и методы межкультурного воспитания учащейся молодёжи» (январь), «Межкультурная коммуникация» (февраль). На педагогических советах, советах профилактики, собраниях рассматриваются вопросы профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения студентов.

Составленный план работы по профилактике терроризма и экстремизма в 2016-2017 учебном году включает продуманные мероприятия для обслуживающего и вспомогательного персонала: «Об использовании методических рекомендаций по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде», «Психология агрессивного поведения подростков», «Программы профилактики подросткового неблагополучия» и другие.

Экстремизм – это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта. Коллективу ГПОУ «Шахтёрский педагогический колледж» не безразлична судьба студентов, Республики и её граждан. Все формы воспитательной, разъяснительной, профилактической работы со студентами, коллективом и родителями студентов призваны противодействовать вовлечению студентов в органи зации террористической напрвленности. Сократ сказал: «Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать». Экстремизм – это опасность сегодняшнего дня. Все граждане Донецкой Народной Республики дружно говорят «Нет!» экстремизму, насилию, войне.


Список литературы


  1. Астахова Я. В. Подростковый экстремизм: социально-педагогический аспект // Материалы конференции «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / ред. кол. Л. В. Карнаушенко (отв. ред.), Е. О. Кубякин и др. – Краснодар, 2010. – С. 17-19.

  2. Баева И. А. Психология молодёжной субкультуры: риск и перспективы роста // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 248-255.

  3. Бессчетнова О. В. Превенция экстремизма в молодёжной среде (социологический аспект) // Материалы конференции «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. / ред. кол. Л. В. Карнаушенко (отв. ред.), Е. О. Кубякин и др. – Краснодар, 2010. – С. 29-30.

  4. Бондарева С. К. Формирование толерантной личности школьника / История «Первое сентября», 2002. – № 20. – С. 13-15.

  5. Гомлешко Р. Р. Молодёжный экстремизм в современном социокультурном пространстве / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011. – № 2. – С. 184-190.

  6. Егорова Т. В. Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 27-34.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!