СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы с детьми-аутистами

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации из опыта работы по выбору методов работы с детьми-аутистами.

Просмотр содержимого документа
«Методы работы с детьми-аутистами»

Методы работы с детьми-аутистами


«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.


Особенности поведения детей - аутистов:

Присутствует стереотипное поведение, негативизм к переменам:

  1. Когда идём на вокзал смотреть поезда, нужно зайти в один и тот же магазин, купить там определённую еду, потом пойти на вокзал одной и той же дорогой. Если зашли ни в тот магазин или купили не ту еду - истерика обеспечена.

Испытывает неадекватные реакции на других людей:

  1. Если другой ребёнок в детском саду подходит и здоровается с ним, мой вместо того, чтобы ему ответить "привет" или "пойдём играть", начинает отводить глаза, заламывать себе руки и совершать какой-то странный жест большим пальцем руки.

Необычное мышление, прямолинейность, память:

  1. Однажды мы гуляли в парке в лесополосе и нашли там 10 копеек, теперь он считает, что каждый раз, гуляя в парке, мы должны найти 10 копеек. Постоянно требует идти по той дороге и приходит в недоумение, не находя там ничего.

Не любит:

  1. Не любит праздники типа "День города", аттракционы и вообще всё, где шумно и людно, особенно если громко играет музыка или говорят в микрофон. Начинает закрывать уши, говорить, что "у меня от громкоты голова болит" и требовать уйти.


Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);

  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);

  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);

  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;

  • начать работу с соответствующим специалистом.


Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Концепция ТЕАССН

ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями.

Цель

Людям с аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.

. К основным принципами концепции ТЕАССН относят следующие:

Существенная роль сотрудничества с родителями. Родители — важный источник информации для составления программы поддержки ребенка и необходимые партнеры при осуществлении такой программы.

. 2. Понимание значительных отличий аутистов друг от друга (интересов, сильных/слабых сторон).

3. Необходимость полноты информации о способностях, интересах и специфических проблемах ребенка-аутиста в различных сферах жизни для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.

4. Ориентация всех программ помощи на сильные стороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон.

Холдинг-терапия

Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром Мартой Велч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году.

В «классическом» варианте процедура холдинг- терапии заключалась в следующем. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. В специально оборудованном помещении для занятий родители садятся вместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта. В течение некоторого времени на фоне расслабляющей музыки проводят холдинг-терапию.


Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция — терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Данный метод реализуется в двух глобальных направлениях:

1. Создание специальных средовых условий,

2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагает, во- первых, совершенствование отдельных перцептивных умений: зрительных, слуховых, тактильных и др., а во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений, синтезу информации, поступающей от различных органов чувств.

Поведенческая терапия для аутистов (АВА- терапия)

Главная задача поведенческой коррекции аутизма у детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов, или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма.

. Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Как работает АВА-терапия? При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза и пр., разбиваются на отдельные мелкие блоки — действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие

ЭТАП № 1: ЯЗЫК — ПОНИМАНИЕ. Специалист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ.

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке («кивни головой» и «подними руку»). Сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» — «КГ» — «ПР» и в любом другом порядке.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много Генерализация навыков — это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (специалисты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети). ЭТАП № 4: ВЫХОД В МИР. Ребенок в какой-то момент не просто осваивает стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы, без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно).

Вместе с тем можно назвать более продвинутые программы АВА: «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай, как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)» и так далее. Конечная цель АВА-терапии — дать ребенку с аутизмом средства для самостоятельного освоения окружающего мира

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

  • Принимайте его таким, какой он есть.

  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

  • Придерживайтесь определенного режима дня.

  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.

  • Не трогайте ребенка.

  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

  • Всё общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,

  • игры с правилами,

  • пускать мыльные пузыри,

  • игры с водой,

  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!