Методы работы с детьми-аутистами
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Особенности поведения детей - аутистов:
Присутствует стереотипное поведение, негативизм к переменам:
Когда идём на вокзал смотреть поезда, нужно зайти в один и тот же магазин, купить там определённую еду, потом пойти на вокзал одной и той же дорогой. Если зашли ни в тот магазин или купили не ту еду - истерика обеспечена.
Испытывает неадекватные реакции на других людей:
Если другой ребёнок в детском саду подходит и здоровается с ним, мой вместо того, чтобы ему ответить "привет" или "пойдём играть", начинает отводить глаза, заламывать себе руки и совершать какой-то странный жест большим пальцем руки.
Необычное мышление, прямолинейность, память:
Однажды мы гуляли в парке в лесополосе и нашли там 10 копеек, теперь он считает, что каждый раз, гуляя в парке, мы должны найти 10 копеек. Постоянно требует идти по той дороге и приходит в недоумение, не находя там ничего.
Не любит:
Не любит праздники типа "День города", аттракционы и вообще всё, где шумно и людно, особенно если громко играет музыка или говорят в микрофон. Начинает закрывать уши, говорить, что "у меня от громкоты голова болит" и требовать уйти.
Этапы помощи аутичному ребенку
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
начать работу с соответствующим специалистом.
Методы работы с детьми-аутистами
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
3. Концепция ТЕАССН
4. Холдинг-терапия
5.Сенсорная интеграция
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Концепция ТЕАССН
ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями.
Цель
Людям с аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
. К основным принципами концепции ТЕАССН относят следующие:
Существенная роль сотрудничества с родителями. Родители — важный источник информации для составления программы поддержки ребенка и необходимые партнеры при осуществлении такой программы.
. 2. Понимание значительных отличий аутистов друг от друга (интересов, сильных/слабых сторон).
3. Необходимость полноты информации о способностях, интересах и специфических проблемах ребенка-аутиста в различных сферах жизни для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.
4. Ориентация всех программ помощи на сильные стороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон.
Холдинг-терапия
Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром Мартой Велч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году.
В «классическом» варианте процедура холдинг- терапии заключалась в следующем. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. В специально оборудованном помещении для занятий родители садятся вместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта. В течение некоторого времени на фоне расслабляющей музыки проводят холдинг-терапию.
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Данный метод реализуется в двух глобальных направлениях:
1. Создание специальных средовых условий,
2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагает, во- первых, совершенствование отдельных перцептивных умений: зрительных, слуховых, тактильных и др., а во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений, синтезу информации, поступающей от различных органов чувств.
Поведенческая терапия для аутистов (АВА- терапия)
Главная задача поведенческой коррекции аутизма у детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов, или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма.
. Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Как работает АВА-терапия? При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза и пр., разбиваются на отдельные мелкие блоки — действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие
ЭТАП № 1: ЯЗЫК — ПОНИМАНИЕ. Специалист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ.
ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке («кивни головой» и «подними руку»). Сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» — «КГ» — «ПР» и в любом другом порядке.
ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много Генерализация навыков — это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (специалисты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети). ЭТАП № 4: ВЫХОД В МИР. Ребенок в какой-то момент не просто осваивает стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы, без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно).
Вместе с тем можно назвать более продвинутые программы АВА: «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай, как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)» и так далее. Конечная цель АВА-терапии — дать ребенку с аутизмом средства для самостоятельного освоения окружающего мира
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
Принимайте его таким, какой он есть.
Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
Придерживайтесь определенного режима дня.
Соблюдайте ежедневные ритуалы.
Не трогайте ребенка.
Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
Всё общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
хороводные игры,
игры с правилами,
пускать мыльные пузыри,
игры с водой,
игры, направленные на развитие мелкой моторики.