СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы развития учебной мотивации и становление субъектной позиции студента на уроках информатики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Просмотр содержимого документа
«Методы развития учебной мотивации и становление субъектной позиции студента на уроках информатики»

Мурасилова А.Б.

КГКП «Колледж бизнеса и сервиса»


МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что студент получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И.Додонов).

Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, студенту должно быть интересно и комфортно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (По И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать ее обучение в виде цепочки: «хочу –могу –выполняю с интересом – личностно – значимо каждому», то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у студента? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Факторы, формирующие познавательную активность и становление субъектной позиции учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

  • Мотивы;

  • Познавательный интерес;

  • Познавательная активность;

  • Познавательная деятельность.

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечение компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность – Интерес – Мотив), все усилия преподаватель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса –процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т.е. к такому интересу, который становится свойством личности.

Активизацию познавательной деятельности на уроках информатики обеспечиваю ежеурочно, ставя перед собой и выполняя следующие задачи:

  • Разнообразие видов и форм ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания» ,шаблона);

  • Активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

  • Применение искусства учителя, как лектора, оратора;

  • Использование искусства учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиции, ролей);

Самостоятельная работа учащихся- Один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся.

При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность – интересное содержание простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).

При построении системы заданий ориентируюсь на самостоятельное выполнение их учащимися. Это формирует способности к принятию решения и ответственности к принятию решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.

При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

В начале нового века в колледже внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности субъекта. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. Главная идея заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется студентом только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа.

  • Свобода студента;

  • Взаимодействие его с группой детей;

  • Гибкое распределение учебного времени;

Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени.

Положительными сторонами метода проектов являются;

  • Направленность на индивидуализацию об учения;

  • Активизацию учения;

  • Стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

  • К слабым сторонам данного метода можно отнести;

  • Недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;

  • Сведение роли учителя только к консультационной;

  • Невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:

  • Составление задач учащимися ;

  • Конструирование обратных задач;

  • Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и меж предметных знаний учащихся);

  • Реферат;

  • Доклад;

  • Составление кроссворда по теме

  • Составление и разгадывание ребусов по информатике;

  • Составление тестов для контроля знаний по предмету, а так же по заказу школы;

  • Проект- создание учащимися готового программного продукта.

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

  • Уровень мотивации учащегося;

  • Оригинальность метода решения;

  • Творческая фантазия;

  • Оригинальность оформления;

  • Уровень использования меж предметных связей;

  • Умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявления примененных способов и оценка результатов.

Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений преподавателя и студента. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

В своей деятельности преподаватель должен учитывать противоречивый характер процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной деятельности.

Преподаватель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся. Искусство учителя состоит в том, что бы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!