СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы решения физических задач

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы решения физических задач»

Приложение 3.

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета школы

Протокол № 1 от 27.08.2019г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР:

Лыжова С. Е.

29.08.2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МОУ Новомалыклинской СОШ

от 30.08.2019 г. №386


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет

Методы решения физических задач (элективный курс)


Указание класса, параллели, уровня образования

10 класс


Количество часов - годовых и недельных

В год - 35 недель: в неделю – 2 часа, всего в год – 70 часов


Срок реализации программы

2019-2020 учебный год


Учебная программа (примерная или авторская), на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания)

  1. «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.

  2. Авторская программа «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

Фамилия, имя и отчество

разработчика рабочей программы

Порфирьева Н.В.,учитель физики


Год разработки программы

2019 год









Содержание



Разделы


Страницы

1.Планируемые результаты изучения учебного курса

3-4

2.Содержание учебного курса

5-6

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

6

4.Приложение:

- календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Методы решения физических задач» в 10 классе на 2019-2020


7

8-10




















1.Планируемые результаты изучения учебного курса


Рабочая программа элективного курса по физике для 10 класса составлена на основе авторской программы В.А. Орлова. Содержание программы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).Программа соответствует учебному плану образовательной организации и предусматривает изучение предмета на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Данный курс сопровождает учебный предмет «Физика» и предназначен для учащихся 10 класса, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса физики, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.


Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по физике, углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса физики.

Основные задачи курса:

  • закрепление, систематизация и расширение физических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;

  • развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

  • формирование навыков исследовательской деятельности;

  • формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.








    1. Требования к уровню подготовки учащихся


Требования к результатам усвоения учебного материала

 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

 овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Учащийся должен знать/понимать

 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

 отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Формы контроля:

  • текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование;

  • тематический - контрольные работы;

промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ЕГЭ прошлых лет и демоверсии.




2. Содержание учебного курса

Тема 1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (4 ч)

Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач. Примеры задач всех видов.


Тема 2. Механика. Кинематика (8ч)

Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей. Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.


Тема 3. Динамика (8 ч)

Координатный метод решения задач по динамике. Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.


Тема 4. Статика (4ч)

Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.


Тема 5. Законы сохранения (8ч)

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения. Решение задач на определение работы и мощности Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на сохранение и превращение механической энергии. Решение комбинированных задач


Тема 6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (14ч)

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Решение качественных экспериментальных задач.


Тема 7. Основы термодинамики (4 ч)

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.


Тема 8. Электродинамика. Электрическое поле (6 ч)

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение экспериментальных задач.


Тема 9. Законы постоянного тока (12 ч)

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников. Ознакомление с правилом Кирхгофа при решении задач. Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС. Решение экспериментальных задач. Тренинг-тестирование по вариантам ЕГЭ прошлых лет и демоверсии.





3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1

Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы

4

2

Механика. Кинематика

8

3

Динамика

8

4

Статика

4

5

Законы сохранения

8

6

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел

14

7

Основы термодинамики

4

8

Электродинамика. Электрическое поле

6

9

Законы постоянного тока

14


Итого

70 ч














8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!