СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет:

«Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования».

Просмотр содержимого документа
«Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования»

Педагогический совет:

«Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования».

Слайд 3. ЦЕЛЬ: Мотивировать педагогов дополнительного образования к повышению уровня профессионального мастерства через самообразование.

ЗАДАЧИ:

  • Рассмотреть различные точки зрения по вопросу «самообразование».

  • Определить мотивы педагогов к самообразованию.

  • Познакомить педагогов с направлениями и источниками самообразования.

  • Определить составляющие процесса и результат самообразования.

ФОРМА проведения: организационно - деловая игра.

Сегодня надо понимать, что современный педагог должен знать больше чем его воспитанники. Он должен быть в курсе передовых технологий, ориентироваться в современной политике, экономике, обладать знаниями в различных сферах общественной жизни.

Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, потому что его работа связана с постоянным обновлением. Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске. Именно поэтому основной целью саморазвития и самообразования педагога должно стать достижение желаемого уровня профессиональной компетентности.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Итак, каждый современный педагог должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, занятость на работе, нехватка источников информации, преклонный возраст, отсутствие стимулов и др. На самом деле, это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Слайд 4. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагогов к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Стремление к творчеству. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция. Для того, чтобы выжить в сегодняшней не простой экономической ситуации, нужно быть конкурентоспособным, даже в рамках своего образовательного учреждения. Я имею ввиду «профессионально конкурентоспособным».

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Готовясь к данному педагогическому совету, мне хотелось, чтобы каждый из вас после заседания ответил для себя на вопрос, - «Самообразование педагога - самоцель или необходимость, миф или реальность?».

Задание №1

Соотнести имя великого ученого с той наукой, где он сделал открытия или внес большой вклад.

Слайды 5-12

Химия-Бутлеров Александр Михайлович

Физика-Лев Ландау

Математика-Николай Лобачевский

Биология-Чарльз Дарвин

География-Петр Семенович Тянь-Шаньский

Литература-Валентин Пикуль

Изобразительное искусство -Владимир Маковский

Музыка-Джузеппе Верди

Существует множество различных определений самообразования-вот лишь некоторые из них Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.

Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.

Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.

Слайд 13. Самообразование педагога является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.

С чего же следует начать?

Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но в самообразовании это будет как капля воды, которая падает в раскаленной пустыне на песок - она ​​успеет испариться, даже не достигнув цели. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

* осуществляется добровольно;

* управляется самим человеком;

* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

«Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Следует помнить, что, Образование должно быть непрерывным. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".

На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию "непрерывное образование". В Великобритании пользуются термином "продолжающееся образование", в США употребляют термин "образование через всю жизнь", в Швеции - "возобновляющееся образование". Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании, которых можно сделать вывод: учитель 21 века - это:

Слайд 14 - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Слайд 15 – умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Слайд 16 – умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Слайд 17 – обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, само развиваться.

Задание №2

Мы с вами вспомнили имена великих ученых, а сейчас ваша задача расшифровать фамилии великих педагогов

Слайды 18-25

1.СРЕМОНИТОС-Монтессори

2.ОКНКАРМАЕ-Макаренко

3. НОКАЗВ-Занков

4. ПКУРКАЯС-Крупская

5.ТЕРГДИВЕС-Дистервег

6. ХОЛИНСУМИЙСК-Сухомлинский.

7.ЦКАШИЙ-Шацкий

8.ИЙКОНСКМЕ-Коменский










Направления самообразования педагога, источники самообразования.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственной направленности, методиками ее преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

Слайды 26-27

• Профессиональное (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• иностранные языки

• политическое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

• интересы и хобби

Ставлю в конце списка многоточие, потому, что эти направления не являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в образовательном учреждении. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Слайды 28-29

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Курсы (дистанционные, платные и др.)

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации (в т.ч. дистанционные)

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:

Слайды 30-37



1.Кто является автором золотого правила дидактики, и как оно называется.

(Правило наглядности Я.А. Коменский)

2.Кто является автором гуманной педагогики, высказывается о безоценочном обучении. (Ш. Амонашвили)

3.Педагог - новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрешки и навязывания - только игра (много использует таблицы, кубики, плакаты)

(Зайцев.)

4. Разработал новую теорию аномального развития ребенка, но которой сейчас базируется дефектология и построена практически вся коррекционная педагогика. Является автором учебника по возрастной психологии для педагогических вузов. (Выготский)

5. Основоположник коллективного воспитания

(А.С. Макаренко).

6. Широко продвигал идеи народности в педагогике России

(К.Д. Ушинский)

7. Он строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

( Сухомлинский)

8.В основе его педагогики лежит доверие к ребёнку, уважение его мечты, формирование в детских коллективах и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. Это польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить 200 своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере.

(Я. Корчак)



Формы самообразования педагога:



Слайд 38



  • Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

  • Групповая, направленная на активное участие педагогов в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)



Составляющие процесса и результат самообразования

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Составляющие процесса самообразования

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?



Слайды 39-40

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры



Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту:

Слайды 41-42

Систематический просмотр определенных телепередач

Чтение конкретных педагогических периодических изданий

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Организация кружковой и внеклассной деятельности

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег

Изучение информационно-компьютерных технологий

Обзор в Интернете необходимой информации

Помещение собственных профессиональных разработок на интернет сайтах, открытие своих профессиональных сайтов, страничек



Общение с коллегами.

Участие в конкурсах разных типов и уровней. (подготовка участников из числа детей; конкурсы профессионального мастерства)



На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог дополнительного образования составляет личный план самообразования для профессионального роста. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок

Слайды 43-44

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Задание №4

Расшифруйте аббревиатуры:

Слайды 45 - 54

НОД-непосредственно-образовательная деятельность ( деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской...).

ОГЭ-общий государственный экзамен. ОГЭ расшифровывается как основной государственный экзамен. Он сдается после 9 класса. То есть ОГЭ - синоним ГИА (государственная итоговая аттестация).

ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт.

УУД-универсальное учебное действие (умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта).

ООП-основная образовательная программа (комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)...

УМК-учебно-методический комплекс.

ПМПК-психолого-медико-педагогическая комиссия.

РППС-развивающая предметно-пространственная среда (часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами...)

Самообразование педагога всегда будет продуктивным если:

Слайды 55-56

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;

  • Педагог обладает развитой способность к рефлексии;

  • Программа профессионального роста учителя включает в себя возможность исследовательской поисковой деятельности;

  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития



Задание №6

Собрать цитаты великих о педагогах.

Слайды 57-68

Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».

В.А. Сухомлинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»"

Ш. Амонашвили

Притча о крыльях (видео)

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет ему не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.





















Решение педагогического совета

1) Всем педагогам дополнительного образования определиться с темой по самообразованию. Провести предварительную работу по ее организации (литература, интернет, опыт работы и т.д.)

2) Спланировать проведение открытых мероприятий по теме самообразование в срок до мая

3) В рамках качественной подготовки педагогов к аттестации создать экспертную комиссию по проведению предварительной экспертизы (портфолио). Ответственный Яшкина Е.С.

4) Разработать положение о работе экспертной комиссии по проведению экспертизы документов портфолио педагогов в срок до 20.01.2023 года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!