СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, содержание и формы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы коррекционно-педагогического исследования - это совокупность приемов и способов, направленных на получение, выявление достоверных данных о коррекционно-педагогических явлениях и их компонентах,  тенденциях их развития и решения специальных педагогических проблем.

Просмотр содержимого документа
«Методы, содержание и формы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения»

МЕТОДЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ   Учитель-дефектолог Л.А. Ломоносова

МЕТОДЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Учитель-дефектолог

Л.А. Ломоносова

Методы коррекционно-педагогического исследования – это совокупность приёмов и способов, направленных на получение, выявление достоверных данных о коррекционно-педагогических явлениях и их компонентах, о тенденциях их развития и решения специальных педагогических проблем [Тупоногов Б.К., 2008]. Арсенал опытно-экспериментальных методов разнообразен и классифицируется в зависимости от целей и задач. Если мы рассматриваем методы как источник получения информации, то их можно представить в виде двух направлений:
  • Методы коррекционно-педагогического исследования – это совокупность приёмов и способов, направленных на получение, выявление достоверных данных о коррекционно-педагогических явлениях и их компонентах, о тенденциях их развития и решения специальных педагогических проблем [Тупоногов Б.К., 2008].
  • Арсенал опытно-экспериментальных методов разнообразен и классифицируется в зависимости от целей и задач. Если мы рассматриваем методы как источник получения информации, то их можно представить в виде двух направлений:
Методы, позволяющие изучать теоретический материал; Методы, при помощи которых исследуется коррекционно-педагогический процесс. К ним относятся методы: наблюдения, беседы, анкетирования и тестирования, анализа документов, деятельности педагога и учащихся, педагогического эксперимента и т.д.
  • Методы, позволяющие изучать теоретический материал;
  • Методы, при помощи которых исследуется коррекционно-педагогический процесс. К ним относятся методы: наблюдения, беседы, анкетирования и тестирования, анализа документов, деятельности педагога и учащихся, педагогического эксперимента и т.д.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Метод наблюдения Метод наблюдения опирается на восприятие процессов и явлений в различных естественных ситуациях (учащиеся не должны знать о целях и самом факте проводимой работы). Используя данный метод, исследователь не вмешивается в коррекционно - образовательный процесс. Обязательным условием является планирование: формулируются цели и задачи, определяются сроки проведения, место, этапы, необходимые технические средства (аудио- и(или) видеозапись, фотосъемка и др.) и дидактический материал.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Метод наблюдения

  • Метод наблюдения опирается на восприятие процессов и явлений в различных естественных ситуациях (учащиеся не должны знать о целях и самом факте проводимой работы). Используя данный метод, исследователь не вмешивается в коррекционно - образовательный процесс.
  • Обязательным условием является планирование: формулируются цели и задачи, определяются сроки проведения, место, этапы, необходимые технические средства (аудио- и(или) видеозапись, фотосъемка и др.) и дидактический материал.
Результаты наблюдения необходимо сопоставить с аналогичными, полученными в контрольной группе нормально видящих или среди учащихся общеобразовательных учреждений. Анализ полученных данных позволяет вносить изменения в педагогический процесс, совершенствуя его, делая учебный материал доступным для восприятия детей со зрительной патологией.
  • Результаты наблюдения необходимо сопоставить с аналогичными, полученными в контрольной группе нормально видящих или среди учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Анализ полученных данных позволяет вносить изменения в педагогический процесс, совершенствуя его, делая учебный материал доступным для восприятия детей со зрительной патологией.
МЕТОДЫ БЕСЕДЫ И ИНТЕРВЬЮ Специфика применения этих методов предусматривает уточнение ответов, их конкретизацию и выделение сущности мнения респондента. Также заранее намечаются цели, проводится планирование, составляется опросник, определяются возможности записи ответов, акцентируется внимание на создании условий (обстановка помещения должна располагать интервьюируемого к разговору).

МЕТОДЫ БЕСЕДЫ И ИНТЕРВЬЮ

  • Специфика применения этих методов предусматривает уточнение ответов, их конкретизацию и выделение сущности мнения респондента. Также заранее намечаются цели, проводится планирование, составляется опросник, определяются возможности записи ответов, акцентируется внимание на создании условий (обстановка помещения должна располагать интервьюируемого к разговору).
МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ Этот метод представляет собой письменный опрос по заранее составленному плану. Важно уделить внимание формулировке вопросов, последовательности их расположения, однозначности понимания, инструкции по заполнению. Используются два варианта анкет: открытая (ответы на вопросы формулирует испытуемый) и закрытая (основана на выборе одного из вариантов, предложенных ответов). Для исследования деятельности слепых данный метод подходит только в электронном виде (соответственно, испытуемый должен иметь базовый навык пользователя), так как заполнение печатного варианта, выполненного шрифтом Брайля, затруднит процесс поиска и правильной фиксации ответа с помощью осязания.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

  • Этот метод представляет собой письменный опрос по заранее составленному плану. Важно уделить внимание формулировке вопросов, последовательности их расположения, однозначности понимания, инструкции по заполнению. Используются два варианта анкет: открытая (ответы на вопросы формулирует испытуемый) и закрытая (основана на выборе одного из вариантов, предложенных ответов). Для исследования деятельности слепых данный метод подходит только в электронном виде (соответственно, испытуемый должен иметь базовый навык пользователя), так как заполнение печатного варианта, выполненного шрифтом Брайля, затруднит процесс поиска и правильной фиксации ответа с помощью осязания.
МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ Метод тестирования представляет собой определенный набор стандартизированных заданий, ориентированных на оценку психофизических и личностных качеств, когнитивной сферы респондента. Результаты тестирования дают информацию о состоянии познавательной деятельности учащегося только на конкретном этапе. Например: у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, определяется степень готовности к обучению в школе. Дефектолог определяет уровень усвоения знаний и умений по общеобразовательной и коррекционной программам. В частности: ориентировка в пространстве, состояние мелкой и крупной моторики, полисенсорность восприятия, стратегия обследования и т.п.

МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

  • Метод тестирования представляет собой определенный набор стандартизированных заданий, ориентированных на оценку психофизических и личностных качеств, когнитивной сферы респондента. Результаты тестирования дают информацию о состоянии познавательной деятельности учащегося только на конкретном этапе. Например: у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, определяется степень готовности к обучению в школе. Дефектолог определяет уровень усвоения знаний и умений по общеобразовательной и коррекционной программам. В частности: ориентировка в пространстве, состояние мелкой и крупной моторики, полисенсорность восприятия, стратегия обследования и т.п.
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данный метод включает в себя сбор сведений и анализ результатов по конкретному продукту деятельности (рисунок, выполненные упражнения, решенная задача и т.п.). Метод изучения продуктов деятельности используется как вспомогательный, дающий дополнительную информацию к проводимым исследованиям. В систему обучения слепых и слабовидящих входят разнообразные методики обучения и воспитания по отдельным предметам и дисциплинам. Они отражают проблемы и специфику преподавания русского языка, литературы, математики, истории, физики, химии, географии и других предметов в школах III-IV видов. В разработке отдельных методик помимо ученых принимают участие учителя-предметники, тифлопедагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Данный метод включает в себя сбор сведений и анализ результатов по конкретному продукту деятельности (рисунок, выполненные упражнения, решенная задача и т.п.). Метод изучения продуктов деятельности используется как вспомогательный, дающий дополнительную информацию к проводимым исследованиям. В систему обучения слепых и слабовидящих входят разнообразные методики обучения и воспитания по отдельным предметам и дисциплинам. Они отражают проблемы и специфику преподавания русского языка, литературы, математики, истории, физики, химии, географии и других предметов в школах III-IV видов. В разработке отдельных методик помимо ученых принимают участие учителя-предметники, тифлопедагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Необходимо уделять внимание не только содержанию коррекционно - образовательного процесса, но и условиям его организации, в частности эргономическим. Для работы с детьми со зрительной депривацией нужны специальные технические средства, программное обеспечение, различные приставки и устройства для работы с наглядным и другим материалом, для проведения измерений во время самостоятельных и практических работ, построения чертежей. А также электронная, фоническая и оптическая аппаратура, предоставляющая возможность задействовать сохранные анализаторы, делая доступным для восприятия и изучения программный материал.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Необходимо уделять внимание не только содержанию коррекционно - образовательного процесса, но и условиям его организации, в частности эргономическим. Для работы с детьми со зрительной депривацией нужны специальные технические средства, программное обеспечение, различные приставки и устройства для работы с наглядным и другим материалом, для проведения измерений во время самостоятельных и практических работ, построения чертежей.
  • А также электронная, фоническая и оптическая аппаратура, предоставляющая возможность задействовать сохранные анализаторы, делая доступным для восприятия и изучения программный материал.
Специальное оборудование, которым оснащаются учебные кабинеты, классы, спортивные и игровые площадки, позволяет разносторонне развивать детей, даёт им возможность быть самостоятельными и мобильными. Широкие возможности для обучения детей с глубокими нарушениями зрения предоставляет компьютер. Обучение компьютерным технологиям детей этой категории необходимо проводить с применением особых методик и учебных материалов, основанных на формировании адекватного представления о расположении объектов на экране и на особом функционале программ невизуального доступа к информации.
  • Специальное оборудование, которым оснащаются учебные кабинеты, классы, спортивные и игровые площадки, позволяет разносторонне развивать детей, даёт им возможность быть самостоятельными и мобильными.
  • Широкие возможности для обучения детей с глубокими нарушениями зрения предоставляет компьютер. Обучение компьютерным технологиям детей этой категории необходимо проводить с применением особых методик и учебных материалов, основанных на формировании адекватного представления о расположении объектов на экране и на особом функционале программ невизуального доступа к информации.
                   СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ На всех этапах обучения осуществляется тесная взаимосвязь между содержанием коррекционно-педагогической работы и содержанием общеобразовательного процесса. Коррекционно-компенсаторная работа осуществляется не изолировано, а во взаимодействии со средой с конкретными условиями окружающей действительности. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя:

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  • На всех этапах обучения осуществляется тесная взаимосвязь между содержанием коррекционно-педагогической работы и содержанием общеобразовательного процесса. Коррекционно-компенсаторная работа осуществляется не изолировано, а во взаимодействии со средой с конкретными условиями окружающей действительности. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя:
Коррекционное обучение – сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний. Коррекционное воспитание – процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения, инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционное развитие – преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
  • Коррекционное обучение – сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.
  • Коррекционное воспитание – процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения, инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
  • Коррекционное развитие – преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
В специальной школе и дошкольном учреждении специальное обучение начинается путём объяснения и показа определённого материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый материал включается учащимися в арсенал представлений и знаний. Сюда же относятся знания о способах деятельности и её корригирования.
  • В специальной школе и дошкольном учреждении специальное обучение начинается путём объяснения и показа определённого материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый материал включается учащимися в арсенал представлений и знаний. Сюда же относятся знания о способах деятельности и её корригирования.
Далее осуществляется руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих в процессе усвоения способов применения знаний. Это усвоение доводится до уровня умений и навыков при помощи специального оборудования, тифлоприборов, модифицированных средств наглядности и оригинальных способов восприятия учебного материала. Работа с детьми, имеющими зрительные нарушения, ведётся по образцу (эталону) с определённой последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой.
  • Далее осуществляется руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих в процессе усвоения способов применения знаний. Это усвоение доводится до уровня умений и навыков при помощи специального оборудования, тифлоприборов, модифицированных средств наглядности и оригинальных способов восприятия учебного материала. Работа с детьми, имеющими зрительные нарушения, ведётся по образцу (эталону) с определённой последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой.
После овладения умениями и навыками коррекции, усвоения особенностей восприятия учебного материала, у детей формируется готовность к творческому применению усвоенных знаний, умений и навыков различными методами обучения и др. Коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения пересматриваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
  • После овладения умениями и навыками коррекции, усвоения особенностей восприятия учебного материала, у детей формируется готовность к творческому применению усвоенных знаний, умений и навыков различными методами обучения и др.
  • Коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения пересматриваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
По мере усвоения социального опыта в ходе коррекционного развития изменяются свойства личности. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая и нравственная саморегуляция, способность организовывать свою деятельность, навыки социально трудовой ориентировки. В процессе коррекции, как и в общеобразовательной деятельности, обучение и воспитание должно идти впереди развития и строиться не только на завершённых циклах развития, а прежде всего на тех психических и физических функциях, которые ещё не созрели.
  • По мере усвоения социального опыта в ходе коррекционного развития изменяются свойства личности.
  • В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая и нравственная саморегуляция, способность организовывать свою деятельность, навыки социально трудовой ориентировки.
  • В процессе коррекции, как и в общеобразовательной деятельности, обучение и воспитание должно идти впереди развития и строиться не только на завершённых циклах развития, а прежде всего на тех психических и физических функциях, которые ещё не созрели.
Содержание коррекционной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении - это программа оптимальной целеустремленной психолого-педагогической и медицинской деятельности, а также самообразования учащихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей, свойств и качеств их личности [Тупоногов Б.К., 2008]. В отношении умственного развития эти идеи были сформулированы ещё в трудах Л.С. Выготского (1956), который ввёл понятия о двух уровнях развития ребёнка:
  • Содержание коррекционной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении - это программа оптимальной целеустремленной психолого-педагогической и медицинской деятельности, а также самообразования учащихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей, свойств и качеств их личности [Тупоногов Б.К., 2008].
  • В отношении умственного развития эти идеи были сформулированы ещё в трудах Л.С. Выготского (1956), который ввёл понятия о двух уровнях развития ребёнка:
Уровень актуального развития и зона ближайшего развития. Первый уже сложился в результате завершившихся циклов развития и находит своё выражение в самостоятельном решении ребёнком интеллектуальных задач. Второй уровень - это состояние созревания процессов. На этом уровне ребёнок не может самостоятельно решать поставленные задачи, однако с помощью взрослого, в коллективной деятельности или по подражанию, он с задачами справляется . То есть то, что сегодня ребёнок делает с какой-то посторонней помощью, завтра он будет делать самостоятельно .
  • Уровень актуального развития и зона ближайшего развития.
  • Первый уже сложился в результате завершившихся циклов развития и находит своё выражение в самостоятельном решении ребёнком интеллектуальных задач.
  • Второй уровень - это состояние созревания процессов.
  • На этом уровне ребёнок не может самостоятельно решать поставленные задачи, однако с помощью взрослого, в коллективной деятельности или по подражанию, он с задачами справляется . То есть то, что сегодня ребёнок делает с какой-то посторонней помощью, завтра он будет делать самостоятельно .
Вывод, который можно сделать на основании работ Л.С. Выготского (1956) и более поздних исследований Л.В. Занкова (1975), значимый для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение и воспитание, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают, двигают развитие вперёд .
  • Вывод, который можно сделать на основании работ Л.С. Выготского (1956) и более поздних исследований Л.В. Занкова (1975), значимый для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение и воспитание, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают, двигают развитие вперёд .
Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития людей с нарушением зрения. Компенсация – это восстановление, возмещение утраченного или нарушенного зрения в результате перестройки функциональных особенностей организма.
  • Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития людей с нарушением зрения.
  • Компенсация – это восстановление, возмещение утраченного или нарушенного зрения в результате перестройки функциональных особенностей организма.
Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительным дефектом (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.). В результате коррекционного воздействия в коре головного мозга возникают и формируются новые временные связи, обходные пути (по Л.С. Выготскому), по которым направляется информация в обход поражённых участков или всей центральной зоны зрительного анализатора. То есть возникает компенсаторная перестройка, информация поступает через сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние, суставно-мышечная чувствительность…).
  • Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительным дефектом (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.).
  • В результате коррекционного воздействия в коре головного мозга возникают и формируются новые временные связи, обходные пути (по Л.С. Выготскому), по которым направляется информация в обход поражённых участков или всей центральной зоны зрительного анализатора. То есть возникает компенсаторная перестройка, информация поступает через сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние, суставно-мышечная чувствительность…).
Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даст должной степени компенсации дефекта, и придётся (возможно не один раз) возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка. Определяя первичность коррекции и вторичность компенсации (в тифлопедагогическом отношении), следует помнить и об одном исключении. Существует понятие «биологическая компенсация». Это врождённая приспособленность человека к различным нарушениям в работе организма, когда одна система компенсирует недостаток в работе другой. Естественно, что она будет первичной и её следует учитывать в организованном тифлопедагогическом процессе.
  • Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даст должной степени компенсации дефекта, и придётся (возможно не один раз) возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка.
  • Определяя первичность коррекции и вторичность компенсации (в тифлопедагогическом отношении), следует помнить и об одном исключении. Существует понятие «биологическая компенсация». Это врождённая приспособленность человека к различным нарушениям в работе организма, когда одна система компенсирует недостаток в работе другой. Естественно, что она будет первичной и её следует учитывать в организованном тифлопедагогическом процессе.
Формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом развитии (в основе: место, условия и цели проведения коррекционной работы): Коррекционная направленность общеобразовательного процесса. Специальные коррекционные занятия. Коррекционные занятия в семье. Самокоррекция.
  • Формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом развитии (в основе: место, условия и цели проведения коррекционной работы):
  • Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.
  • Специальные коррекционные занятия.
  • Коррекционные занятия в семье.
  • Самокоррекция.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИИ. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется на всех формах занятий в специальных школах и ДОУ. Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методами проведения, спецификой их структурного построения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИИ.

  • Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется на всех формах занятий в специальных школах и ДОУ. Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методами проведения, спецификой их структурного построения.
Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией.
  • Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией.
Введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов. Это развитие зрительного восприятия, развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ориентировка в пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка и др. В дошкольных специальных учреждениях педагоги и воспитатели также проводят аналогичные занятия. Здесь осуществляется дифференцированный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет наиболее качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию.
  • Введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов. Это развитие зрительного восприятия, развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ориентировка в пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка и др.
  • В дошкольных специальных учреждениях педагоги и воспитатели также проводят аналогичные занятия. Здесь осуществляется дифференцированный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет наиболее качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию.
Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников. Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и других видах деятельности. Задача специальных образовательных учреждений, администрации, учителей и воспитателей - организовать для родителей широкую просветительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка.
  • Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников. Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и других видах деятельности.
  • Задача специальных образовательных учреждений, администрации, учителей и воспитателей - организовать для родителей широкую просветительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка.
Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в процессе воспитательных и других мероприятий, должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и других видах деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социально-бытовую практику ребёнка, в его повседневную жизнь. Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам.
  • Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в процессе воспитательных и других мероприятий, должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и других видах деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социально-бытовую практику ребёнка, в его повседневную жизнь.
  • Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам.
Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется системно, с должным упорством и волевым настроем. Так, например, известны случаи, когда в результате упорной самостоятельной работы слепые люди усваивали процесс чтения с помощью осязания рельефно-точечного шрифта по скоростным параметрам на уровне нормы. То есть они читали рельефный текст с такой же скоростью, с какой читают плоский шрифт глазами зрячие люди. Более того, есть примеры, когда незрячие могут читать с помощью осязания, даже быстрей, чем многие зрячие. В.Д. Корнеева - Заслуженный учитель школы РФ, будучи абсолютно слепой, не уступала зрячим коллегам по скорости чтения, а многих превосходила.
  • Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется системно, с должным упорством и волевым настроем. Так, например, известны случаи, когда в результате упорной самостоятельной работы слепые люди усваивали процесс чтения с помощью осязания рельефно-точечного шрифта по скоростным параметрам на уровне нормы. То есть они читали рельефный текст с такой же скоростью, с какой читают плоский шрифт глазами зрячие люди. Более того, есть примеры, когда незрячие могут читать с помощью осязания, даже быстрей, чем многие зрячие. В.Д. Корнеева - Заслуженный учитель школы РФ, будучи абсолютно слепой, не уступала зрячим коллегам по скорости чтения, а многих превосходила.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.  Малофеев Н.Н. Система специального образования на этапе модернизации // Дефектология. 2011. № 2. С. 3–17.  Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология. 1990. № 5. С. 10–18.  Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: Город Детства, 2008. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
  • Малофеев Н.Н. Система специального образования на этапе модернизации // Дефектология. 2011. № 2. С. 3–17.
  • Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология. 1990. № 5. С. 10–18.
  • Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: Город Детства, 2008.
  • Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!