Воспитание выносливости
Что такое выносливость?
В занятиях спортом, производственной, воинской и бытовой деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам. Физическая выносливость имеет важное значение в жизнедеятельности человека. Она позволяет:
- 1) выполнять значительный объем двигательной деятельности;
- 2) продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;
- 3) быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.
Выносливость – это способность человека противостоять наступающему утомлению – временному снижению уровня оперативной работоспособности.
Виды выносливости:
- Общая (неспецифическая) выносливость – способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию;
- Специальная (специфическая) выносливость – способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта.
Таким образом, выносливость является комплексным качеством, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у самбиста, бегуна, пловца, гимнаста и т.д.). Большинство компонентов выносливости имеют достаточно строгие критерии и надежно измеряются различными методами.
Выносливость и возраст
Показатели физической работоспособности человека с возрастом претерпевают закономерные изменения. В период физиологического созревания организма человека и формирования его психической сферы, возможности человека увеличиваются. В тех видах спорта, где требуется высокая энергетическая производительность, наивысшие спортивные результаты достигаются в пору полной физиологической зрелости человека. Это возраст от 18 до 25 лет. Затем показатели физической работоспособности постепенно снижаются, а к 60 годам они уже примерно вдвое ниже максимальных.
Методы воспитания общей выносливости
Основными методами воспитания общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.
Методы воспитания специальной выносливости
1) методы непрерывного упражнения (равно-мерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интер-вальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы .
Средства воспитания общей ( аэробной ) выносливости
Средствами воспитания общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения, например:
- продолжительный бег
- бег по пересеченной местности (кросс)
- передвижения на лыжах
- бег на коньках
- езда на велосипеде
- плавание
- игры и игровые упражнения
- упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе).
Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
Средства воспитания специальной выносливости
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Тесты для определения уровня развития выносливости
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м.
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов:
— неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления)
К неспецифическим тестам определения выносливости относят:
1) бег на тредбане ;
2) педалирование на велоэргометре ;
3) степ-тест .
— специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
Спорт и выносливость крайне важны в жизни человека, особенно это касается современного мира. Укрепляя здоровье мы сами себя омолаживаем, плюс ко всему, от регулярных тренировок у человека всегда поднимается настроение, он чувствует себя счастливым, человек крепко спит.