СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Междометие как особая часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Междометие как особая часть речи»

«Улыбка»  Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот, Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.

«Улыбка»

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

  • Выходя по утру из ворот.
  • Понимаешь, у каждого в жизни
  • Предостаточно будет забот,
  • Разве любы нам хмурые лица
  • Или чья-то сердитая речь?
  • Ты улыбкой сумей поделиться
  • И ответную искру зажечь.
Спишите, над каждым словом укажите, какой частью речи они являются Ай! Я уколола палец. « Ай, ай, ай,» , - сказала мама, увидев двойку в моём дневнике .   Какие трудности возникли у вас?  С чем это связано?

Спишите, над каждым словом укажите, какой частью речи они являются

  • Ай! Я уколола палец.
  • « Ай, ай, ай,» , - сказала мама, увидев двойку в моём дневнике .

Какие трудности возникли у вас?

С чем это связано?

Подберите синонимы к данным словам 1 Мелкий 2 пища 3 букашка 4 жилище 5 два ( мальчика) 6 гастроном 7 один 8 помидор 9 игла 10доносчик  Маленький Еда Жук Дом Оба Магазин Единица Томат Иголочка ябеда

Подберите синонимы к данным словам

  • 1 Мелкий
  • 2 пища
  • 3 букашка
  • 4 жилище
  • 5 два
  • ( мальчика)
  • 6 гастроном
  • 7 один
  • 8 помидор
  • 9 игла
  • 10доносчик

Маленький

Еда

Жук

Дом

Оба

Магазин

Единица

Томат

Иголочка

ябеда

      Прочитайте получившееся слово по первым буквам синонимов.   Какова же тема нашего урока? ТЕМА: МЕЖДОМЕТИЕ как особая часть речи

Прочитайте получившееся слово по первым буквам синонимов. Какова же тема нашего урока?

ТЕМА: МЕЖДОМЕТИЕ как особая часть речи

Цели урока: Узнать что такое междометия, как они выделяются в предложении Научиться находить междометия в тексте и правильно их употреблять Научиться определять значения междометий

Цели урока:

  • Узнать что такое междометия, как они выделяются в предложении
  • Научиться находить междометия в тексте и правильно их употреблять
  • Научиться определять значения междометий
 Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.  В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.
  • Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.
  • В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.
Классификацию междометий можно провести по 3 параметрам: 1) по составу Выделяют междометия производные и непроизводные . К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др. Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи. С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др.
  • Классификацию междометий можно провести по 3 параметрам:
  • 1) по составу
  • Выделяют междометия производные и непроизводные . К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др.
  • Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи.
  • С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др.
С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др. С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др. Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.
  • С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др.
  • С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др.
  • Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.
2) по происхождению  междометия делятся на 3 группы – вненациональные, исконно русские, заимствованные . Большинство междометий современного русского языка вненациональны по своему значению и звучанию. Это непроизводные, эмоциональные междометия, такие как ах, а, о, ох, фу, ха, эх, эй и др. Русские по происхождению междометия : тпру, увы, извините, спасибо, брысь, господи, батюшки-светы, все глагольные междометия типа брысь, хлоп, прыг. Заимствованными называют междометия, пришедшие из других языков, например: браво, баста (итал.); адью, бис (франц.).
  • 2) по происхождению
  • междометия делятся на 3 группы – вненациональные, исконно русские, заимствованные . Большинство междометий современного русского языка вненациональны по своему значению и звучанию. Это непроизводные, эмоциональные междометия, такие как ах, а, о, ох, фу, ха, эх, эй и др.
  • Русские по происхождению междометия : тпру, увы, извините, спасибо, брысь, господи, батюшки-светы, все глагольные междометия типа брысь, хлоп, прыг.
  • Заимствованными называют междометия, пришедшие из других языков, например: браво, баста (итал.); адью, бис (франц.).
3) по значению Междометия используются для выражения чувств и эмоций (ах, бог с тобой боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, слава богу, о, ой, ай, ага, фу); команды, приказа (на, фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, стоп, алло, чу, айда, кыш, марш, цыц, айда, шабаш); речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово).
  • 3) по значению
  • Междометия используются для выражения чувств и эмоций (ах, бог с тобой боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, слава богу, о, ой, ай, ага, фу);
  • команды, приказа (на, фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, стоп, алло, чу, айда, кыш, марш, цыц, айда, шабаш);
  • речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово).
Работа с предложениями  (работа в парах) 1 . Ах, как хорошо на улице! 2. Эй, садись ко мне дружок! 3. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. 4. О, я совершенно спокоен! 5. “Ах!” - воскликнула Соня испугано. 6. Эта песенка, увы, не прозвучит. - Определите грамматическую основу предложений. Задайте вопрос к второстепенным членам. Дайте характеристику междометиям

Работа с предложениями (работа в парах)

1 . Ах, как хорошо на улице!

2. Эй, садись ко мне дружок!

3. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.

4. О, я совершенно спокоен!

5. “Ах!” - воскликнула Соня испугано.

6. Эта песенка, увы, не прозвучит.

- Определите грамматическую основу предложений. Задайте вопрос к второстепенным членам. Дайте характеристику междометиям

ПРОВЕРЯЕМ! 1 . Ах, как хорошо на улице! (непроизв., эмоц.). 2. Эй, садись ко мне дружок! (непроизв., эмоц.). 3. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая (непроизв., эмоц.). 4. О, я совершенно спокоен! (непроизв., эмоц.). 5. “Ах!” - воскликнула Соня испугано (непроизв., эмоц.). 6. Эта песенка, увы, не прозвучит (непроизв., эмоц.). - Определите грамматическую основу предложений. Задайте вопрос к второстепенным членам

ПРОВЕРЯЕМ!

1 . Ах, как хорошо на улице! (непроизв., эмоц.).

2. Эй, садись ко мне дружок! (непроизв., эмоц.).

3. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая (непроизв., эмоц.).

4. О, я совершенно спокоен! (непроизв., эмоц.).

5. “Ах!” - воскликнула Соня испугано (непроизв., эмоц.).

6. Эта песенка, увы, не прозвучит (непроизв., эмоц.).

- Определите грамматическую основу предложений. Задайте вопрос к второстепенным членам

Физминутка

Физминутка

Придумайте к предложенным картинкам предложения, используя подходящие по смыслу междометия

Придумайте к предложенным картинкам предложения, используя подходящие по смыслу междометия

Используя слова для справок, составьте предложения 1 ряд - Какой дождь! Справка:( ой, ах, фу) 2 ряд- Вот это песня. Справка:( ох-хо-хо, ну и ну, вот это да)  3 ряд -Это она. Справка( боже мой, слава богу, о)

Используя слова для справок, составьте предложения

  • 1 ряд - Какой дождь! Справка:( ой, ах, фу)
  • 2 ряд- Вот это песня. Справка:( ох-хо-хо, ну и ну, вот это да)
  • 3 ряд -Это она. Справка( боже мой, слава богу, о)
Проверяем! 1 ряд – Ах, какой дождь! 2 ряд- Ох-хо-хо, вот это песня!  3 ряд Боже мой, это она!

Проверяем!

  • 1 ряд – Ах, какой дождь!
  • 2 ряд- Ох-хо-хо, вот это песня!
  • 3 ряд Боже мой, это она!
 Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями. Предложения с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием
  • Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями.
  • Предложения с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием
Работа в группах  Вставьте подходящие по смыслу частицы 1 «…!» - воскликнула Соня испуганно 2 Но, …, желания не сбылись мои 3 « …, жарище страшное!»,- сказала она 4 …, я совершенно спокоен 5 « … - сказал он. - Мороз, братцы».  Слова для справок: увы, фуу, брр, о, ах

Работа в группах Вставьте подходящие по смыслу частицы

  • 1 «…!» - воскликнула Соня испуганно
  • 2 Но, …, желания не сбылись мои
  • 3 « …, жарище страшное!»,- сказала она
  • 4 …, я совершенно спокоен
  • 5 « … - сказал он. - Мороз, братцы».
  • Слова для справок: увы, фуу, брр, о, ах
Проверяем!  Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу 1. «Ах!» – воскликнула Соня испуганно 2 Но, увы, желания не сбылись мои. 3 « Фуу, жарище страшное»- сказала она 4 О, я совершенно спокоен 5 «Бррр…- сказал он.- Мороз, братцы!»

Проверяем! Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу

  • 1. «Ах!» – воскликнула Соня испуганно
  • 2 Но, увы, желания не сбылись мои.
  • 3 « Фуу, жарище страшное»- сказала она
  • 4 О, я совершенно спокоен
  • 5 «Бррр…- сказал он.- Мороз, братцы!»
Оцените! 0 ошибок – «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки – «3» 3 ошибки – «2»

Оцените!

  • 0 ошибок – «5»
  • 1 ошибка - «4»
  • 2 ошибки – «3»
  • 3 ошибки – «2»
Проверяем! Ключи: 1-3, 2-3, 3-3, 4-3,5-1,6-2,7-2 0 ошибок – «5» 1 ошибка - «4» 2-3 ошибки – «3» 4 ошибки – «2»

Проверяем!

  • Ключи: 1-3, 2-3, 3-3, 4-3,5-1,6-2,7-2
  • 0 ошибок – «5»
  • 1 ошибка - «4»
  • 2-3 ошибки – «3»
  • 4 ошибки – «2»
Рефлексия Сегодня на уроке я… Самым трудным было… Мне бы хотелось… Я не понял… Мне больше всего понравилось… Я научился… Теперь я могу…

Рефлексия

  • Сегодня на уроке я…
  • Самым трудным было…
  • Мне бы хотелось…
  • Я не понял…
  • Мне больше всего понравилось…
  • Я научился…
  • Теперь я могу…
Домашнее задание: Обязательное задание: п. 74, упр 460, 461 На выбор: Используя материалы упражнений, докажите, что с помощью междометий выражаются в речи разные чувства, а также отношение к окружающему. Ответ оформите письменно (5 -6 предложений) Составить синквейн по теме

Домашнее задание:

  • Обязательное задание: п. 74, упр 460, 461
  • На выбор:
  • Используя материалы упражнений, докажите, что с помощью междометий выражаются в речи разные чувства, а также отношение к окружающему. Ответ оформите письменно (5 -6 предложений)
  • Составить синквейн по теме


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя