«Улыбка»
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
- Выходя по утру из ворот.
- Понимаешь, у каждого в жизни
- Предостаточно будет забот,
- Разве любы нам хмурые лица
- Или чья-то сердитая речь?
- Ты улыбкой сумей поделиться
- И ответную искру зажечь.
Спишите, над каждым словом укажите, какой частью речи они являются
- Ай! Я уколола палец.
- « Ай, ай, ай,» , - сказала мама, увидев двойку в моём дневнике .
Какие трудности возникли у вас?
С чем это связано?
Подберите синонимы к данным словам
- 1 Мелкий
- 2 пища
- 3 букашка
- 4 жилище
- 5 два
- ( мальчика)
- 6 гастроном
- 7 один
- 8 помидор
- 9 игла
- 10доносчик
Маленький
Еда
Жук
Дом
Оба
Магазин
Единица
Томат
Иголочка
ябеда
Прочитайте получившееся слово по первым буквам синонимов. Какова же тема нашего урока?
ТЕМА: МЕЖДОМЕТИЕ как особая часть речи
Цели урока:
- Узнать что такое междометия, как они выделяются в предложении
- Научиться находить междометия в тексте и правильно их употреблять
- Научиться определять значения междометий
- Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.
- В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.
- Классификацию междометий можно провести по 3 параметрам:
- 1) по составу
- Выделяют междометия производные и непроизводные . К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др.
- Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи.
- С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др.
- С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др.
- С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др.
- Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.
- 2) по происхождению
- междометия делятся на 3 группы – вненациональные, исконно русские, заимствованные . Большинство междометий современного русского языка вненациональны по своему значению и звучанию. Это непроизводные, эмоциональные междометия, такие как ах, а, о, ох, фу, ха, эх, эй и др.
- Русские по происхождению междометия : тпру, увы, извините, спасибо, брысь, господи, батюшки-светы, все глагольные междометия типа брысь, хлоп, прыг.
- Заимствованными называют междометия, пришедшие из других языков, например: браво, баста (итал.); адью, бис (франц.).
- 3) по значению
- Междометия используются для выражения чувств и эмоций (ах, бог с тобой боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, слава богу, о, ой, ай, ага, фу);
- команды, приказа (на, фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, стоп, алло, чу, айда, кыш, марш, цыц, айда, шабаш);
- речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово).
Работа с предложениями (работа в парах)
1 . Ах, как хорошо на улице!
2. Эй, садись ко мне дружок!
3. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.
4. О, я совершенно спокоен!
5. “Ах!” - воскликнула Соня испугано.
6. Эта песенка, увы, не прозвучит.
- Определите грамматическую основу предложений. Задайте вопрос к второстепенным членам. Дайте характеристику междометиям
ПРОВЕРЯЕМ!
1 . Ах, как хорошо на улице! (непроизв., эмоц.).
2. Эй, садись ко мне дружок! (непроизв., эмоц.).
3. Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая (непроизв., эмоц.).
4. О, я совершенно спокоен! (непроизв., эмоц.).
5. “Ах!” - воскликнула Соня испугано (непроизв., эмоц.).
6. Эта песенка, увы, не прозвучит (непроизв., эмоц.).
- Определите грамматическую основу предложений. Задайте вопрос к второстепенным членам
Физминутка
Придумайте к предложенным картинкам предложения, используя подходящие по смыслу междометия
Используя слова для справок, составьте предложения
- 1 ряд - Какой дождь! Справка:( ой, ах, фу)
- 2 ряд- Вот это песня. Справка:( ох-хо-хо, ну и ну, вот это да)
- 3 ряд -Это она. Справка( боже мой, слава богу, о)
Проверяем!
- 1 ряд – Ах, какой дождь!
- 2 ряд- Ох-хо-хо, вот это песня!
- 3 ряд Боже мой, это она!
- Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями.
- Предложения с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием
Работа в группах Вставьте подходящие по смыслу частицы
- 1 «…!» - воскликнула Соня испуганно
- 2 Но, …, желания не сбылись мои
- 3 « …, жарище страшное!»,- сказала она
- 4 …, я совершенно спокоен
- 5 « … - сказал он. - Мороз, братцы».
- Слова для справок: увы, фуу, брр, о, ах
Проверяем! Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу
- 1. «Ах!» – воскликнула Соня испуганно
- 2 Но, увы, желания не сбылись мои.
- 3 « Фуу, жарище страшное»- сказала она
- 4 О, я совершенно спокоен
- 5 «Бррр…- сказал он.- Мороз, братцы!»
Оцените!
- 0 ошибок – «5»
- 1 ошибка - «4»
- 2 ошибки – «3»
- 3 ошибки – «2»
Проверяем!
- Ключи: 1-3, 2-3, 3-3, 4-3,5-1,6-2,7-2
- 0 ошибок – «5»
- 1 ошибка - «4»
- 2-3 ошибки – «3»
- 4 ошибки – «2»
Рефлексия
- Сегодня на уроке я…
- Самым трудным было…
- Мне бы хотелось…
- Я не понял…
- Мне больше всего понравилось…
- Я научился…
- Теперь я могу…
Домашнее задание:
- Обязательное задание: п. 74, упр 460, 461
- На выбор:
- Используя материалы упражнений, докажите, что с помощью междометий выражаются в речи разные чувства, а также отношение к окружающему. Ответ оформите письменно (5 -6 предложений)
- Составить синквейн по теме