Ах!
Ой!
Эх!
Ух!
Ох!
Урок русского языка по теме «Междометие» в 7 классе
В начале предложения используйте слово , которое поможет предложению стать «особенно выразительным»?
- … жарко! До полдня грибы собирали.
2) - … , - произнесла мама, сложив с умоляющим видом руками.
3) - … , баловень! – тихо ворчит бабушка.
- Приходилось ли вам слышать такие «выразительные» слова?
- Как они называются? (междометия)
- А к какой части речи они относятся? Почему?
- Странное слово, не правда ли?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Итак, что же такое междометие?
Междометие как часть речи
Морфологические признаки и синтаксическая роль
Общее значение
- Выражает различные чувства и побуждения к действию, но НЕ НАЗЫВАЕТ их
Неизменяемая часть речи
Не является членом предложения
Ну и ну
Вот те раз
Междометие – слово является калькой латинского interjectio , в котором содержалось два корня, переводящихся на русский язык как «между» и «метать, бросать». Междометие буквально значит «брошенные между» (полнозначными словами).
Междометия – неизменяемые слова, которые выражают различные чувства и волевые побуждения человека, но их при этом не называют.
Найти междометия. Определить, какие чувства выражают.
испуг
- Ах! Как я люблю весенние зори!
восхищение
огорчение
- Ах,сеньор, губернатор, уместна ли подобная беспечность?
упрёк
Группы междометий по значению
Выражающие различные чувства
Выражающие побуждение к действию
Приказ, побуждение, зов, запрет, оклик, приветствие, прощание :
Айда, марш, стоп, эй, караул, здорово, пока
Радости, печали, удивления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения:
О, ой, ах, эх, увы, увы, ага, батюшки, чёрт побери, фи
Выборочный диктант Выписать междометия, определить группу по значению
- Эй! Садись ко мне, дружок. Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь.
- Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок.
- Чу! Конь стучит копытами.
- А горька неволя, ох, как горька!
- Ну, выкинул ты штуку!
- Эх, какая жизнь перед нами широкая, бурная, быстрая, как вот эта река.
В русском языке междометия составляют большой и весьма богатый - по широте выражаемых ими переживаний, ощущений, настроений – пласт слов.
В современном языке по данным «Обратного словаря русского языка» 341 междометие – больше, чем
предлогов (141),
союзов (110),
частиц (149).
О каких междометиях идет речь?
- Пришло из итальянского языка и выражает восхищение. (браво!)
- Это междометие есть на дорожном знаке. (стоп!)
- Крик победителя. (ура!)
- От этого междометия образовалось название конфет. (му-му / кис-кис)
- Как вы думаете, в последнем ответе (му-му, кис-кис) это междометия? Какие чувства они выражают? Тогда что это?
Примечание!
М
е ж д о
м е т и е
звукоподражательные слова (бух, дзинь, мяу, хи-хи).
не выражают чувств, побуждений, служат для образования других слов (булькать, хихикать).
ТЕСТ Найдите звукоподражательные слова: 1. Тьфу! 2. Ква-ква. 3. Брысь! 4. Динь-динь. 5. Курлы-курлы. 6. Всего хорошего. 7. Тс… 8. Чух-чух. 9. Кар-кар. 10. Кря-кря. 11. Ай-ай!
Проверь себя!
Проиллюстрируйте фразы рассказа звуками.
В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети показывают, как спят рабочие.) Где-то пропел петух. (Дети воспроизводят крик петуха.) Часы пробили 6 ударов. (… 6 раз.) Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. (У-у-у-у.) Загудели моторы. (Дзу-у, дзу-у.) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Вжик-вжик.) Слышен гудок паровоза. (У-у-у.) Паровоз медленно приближается к складу. (Пых-пых-пых.) На заводе слышен опять гудок. (У-у-у.) Пора обедать .
Знаки препинания при междометиях
- Междометия В Ы Д Е Л Я Ю Т С Я:
- Запятой, если находятся в начале или в конце предложения:
Эй , завяжи на память узелок…
Как я люблю море, ах, как я люблю море!
М, …
… , М , …
Восклицательным знаком,
Если находится в начале предложения и произносится с повышенной интонацией:
О! Чем заплатишь ты, тиран, за эту праведную кровь…
Междометия НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ , если стоят перед личным местоимением ТЫ , ВЫ , за которым следует обращение:
Ах ты , степь моя, степь привольная..,
М!...
Вставьте подходящие по смыслу междометия и выделите их знаками препинания
- Как красиво весной в лесу!
- Мы победили!
- Какой неряшливый мальчик!
- Каникулы кончились.
- Возвращайся скорее, мама
- Коля, принеси мою книгу.
- Как больно!
Ну, ай-ай-ай,
ой, о, увы, ура,
пожалуйста
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания
- Ой Пётр Иванович наступили на ногу!
- Бы ты косой пожаловал отколе?
- Ай(ай) Как изба настудилась!
- Ах как красиво кругом!
От каких частей речи произошли междометия?
? ? ?
Создайте схему:
- От каких частей речи произошли междометия?
Подумаешь
То-то
Господи, батюшки, глупости, беда
существительное
глагольные формы
Брось, благодарю, извините, прощайте
Источники
пополнения
междометий
Какие страсти, подумать только
словосочетания
Ну и ну, то-то, вот те раз
частицы
Просмотрите текст, подготовьтесь к письму под диктовку
Человек неожиданно коснулся накалённого предмета. Отдёрнув руку, он непроизвольно вскрикнул: «Ой!» Вскрикнет русский, вскрикнет негр, таджик, чукча, англичанин. Закричит обязательно, помимо воли. При этом вряд ли кто-нибудь из них разразится хохотом или произнесёт нечто вроде «тюрлю-тютю!»
Все одинаково выкрикнут: «Ой!», «Ах!», «Ох!», «Уф!». Очевидно, именно эти восклицания естественны, свойственны всем людям, где они ни жили.
Л.Успенский
Задание к тексту
- Назовите междометия, встретившиеся в тексте. Какие чувства они выражают?
- В каких предложениях междометия выступают в роли знаменательной части речи? Подчеркните их как члены предложения.
- Произведите морфологический разбор 2-3 междометий.
Развитие речи
Представьте, что вы побывали в сказочном лесу. Составьте диалог. Опишите свои впечатления соседу, используя междометия
Анализируем урок. Прочитайте предложения, добавив в начале предложения междометия
- Сегодня мы изучали междометия
- На уроке мы научились находить предложения в тексте.
- Теперь мы умеем употреблять междометия в нашей речи.
Обобщение
- Что выражает междометие? Чем отличаются слова-междометия от слов-существительных, называющих различные чувства и побуждения?
- Каковы морфологические признаки междометия?
- Какова его синтаксическая роль?
- На какие группы по значению делятся междометия?
- Какими знаками препинания и в каких случаях они выделяются? Примеры.
Выразите свое отношение к уроку , используя следующие междометия:
О, ой, ах, эх, увы, ага, ура, батюшки, фу, фи, эй.
- узнал, открыл для себя...
- сегодня на уроке я научился, смог...
- могу похвалить себя и своих одноклассников за. ...