СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международный (Всероссийский) открытый урок «Беглость пальцев при игре на шестиструнной гитаре»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди многих таких упражнений лучшее: овладение легато. Кроме чисто музыкальной ценности (см. далее главу 7), легато важно для развития, слабых сторон кисти. Восходящее легато "молоточком" вырабатывает сильную атаку изогнутым пальцем, а нисходящее легато "оттягиванием" развивает растяжку пальцев в стороны и подвижность кончика пальца.

Просмотр содержимого документа
«Международный (Всероссийский) открытый урок «Беглость пальцев при игре на шестиструнной гитаре»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительное образование ДШИ им.А.С. Даргомыжского







Международный (Всероссийский) открытый урок

«Беглость пальцев при игре на шестиструнной гитаре»



















Составитель: Баранова Галина Александровна, преподаватель высшей категории, руководитель методическим объединением отделения народных инструментов





г. Вязьма






Для развития беглости необходимо соблюдать четыре требования:

1. добиться дугообразного изгиба пальцев,

2. увеличить растяжку пальцев,

3. развить точность попадания пальцев на лады,

4. увеличить силу и выносливость пальцев.

Главная цель урока развития пальцев - подвижная уравновешенная кисть, у которой каждый палец почти не уступает другому в подвижности. Ясно, что основные требования, изложенные выше, относятся, главным образом, к третьему и четвертому пальцам. Действительно, все упражнения на подвижность предназначены, прежде всего, для развития силы, беглости и растяжки в стороны именно для этих пальцев.

Среди многих таких упражнений лучшее: овладение легато. Кроме чисто музыкальной ценности (см. далее главу 7), легато важно для развития, слабых сторон кисти. Восходящее легато "молоточком" вырабатывает сильную атаку изогнутым пальцем, а нисходящее легато "оттягиванием" развивает растяжку пальцев в стороны и подвижность кончика пальца.

Почти бесконечное сочетание основных видов легато можно получить для упражнений из следующих элементов:

1. Легато между крайними пальцами: 1– 4,

2. Легато через палец: I–3, 2–4,

З. Легато между соседними пальцами: 1–2, 2–3, 3–4.

Наиболее простой формой упражнений может быть использование этих схем для виртуозной игры на одной струне. Подобные упражнения могут быть исполнены следующим образом:


1.Исполнение всех видов легато в одной позиции. Затем кисть передвигается в следующую позицию и постепенно доходит до девятой. Затем двигается вниз. В нисходящем движении хорошо изменить вид легато: оттягивание вместо молоточка, молоточек вместо оттягивания.



2. Позиция кисти должна быть, в общем, такая же, как и в хромати­ческих гаммах: большой палец параллелен грифу, остальные пальцы закруглены и расположены вблизи от ладов.


3. Играть медленно, добиваясь точной и решительней атаки, сосре­доточить внимание на ВЕСЕ удара в легато молоточком. Не пытайтесь пробить гриф своим пальцем насквозь. Ощущение больше похоже на паде­ние, чем на толчок. Оно больше похоже на движение топора, чем пилы. В нисходящем легато обратите внимание на гибкость кончика пальца и ограничение действий кисти.

4. Формулы упражнений на первой струне могут быть перенесены, по крайней мере, на три верхних струны. Нисходящее легато может испол­няться на всех струнах, но возникает проблема, как избежать случайных, сопутствующих призвуков на соседней, более высокой струне. Решение видится в том, что нисходящее легато можно рассматривать как штрих с опорой в левой руке (апояндо). Отогните кончик прямо назад, чтобы он сразу же опёрся на соседнюю, струну, затем расслабьте кончик и поднимите его от грифа. В медленных темпах такой штрих производит впечатление соскальзывания со струны. Убедитесь, что движение идет от основного, пястно-фалангового сустава, а потому палец не выпрямлен.


5. Первый палец постоянно остается на грифе как ведущий.



Несколько сложнее выглядит легато триолями: "молоточек" следу­ет за "оттягиванием" или наоборот. И хотя акценты не всегда уместны в данной мелодии, они помогают управлять действиями нужных пальцев. Они служат также в качестве украшений - мелизмов, таких, как мор­дент и трель, где данный вид легато просто необходим. Два следую­щих упражнения помогут вам развить, технику триолей. Первое из них для соседних пальцев (по полутонам), второе - через палец (целотонное).

Заметьте: в каждом примере акцент совпадает с четвертым паль­цем. Эти упражнения помогают в выработке атаки слабым мизинцем. Проигрывайте их по несколько раз в разных позициях до девятой и. обратно. В нисходящем движении полезно изменить тип легато.


Контролируйте, как прижимает и отпускает струну четвертый палец:

не уменьшается ли его закругленность в крайнем и среднем суставах. Точка вращения находится в основном суставе, но и основание кисти участвует в этом движении.

При этом соблюдайте:

первое правило - удерживать мышцу ребра кисти сильно сокращенной для опоры и усиле­ния 4-го пальца,

второе - при подъеме пальца для атаки оттяните основание кисти назад с тем, чтобы весом кисти усилить падение пальца. Наблюдается вращательная "игра" в предплечье, сопровождающая это движение, что соответствует норме.


Другие виды упражнений на легато требуют движения пальцев по­перек грифа. Здесь пальцы опять же распределяются по парам: крайние, соседние, через палец.



Первое из этих упражнений сфокусировано на атаке мизинца. Второе требует умственных усилий, чтобы не запутаться в попарно чередуемых атаках. Третье предназначено для развития выносливости слабых пальцев.

Любое из приведенных упражнении может быть использовано примени­тельно к баррэ, что потребует большего внимания. Следующее, несколько усложненное упражнение дает представление о таком типе.



Другой вид упражнения для развития беглости пальцев включает использование парных пальцев в перекрестном движении поперек грифа. Оно увеличивает силу и растяжку пальцев, если исполняется с исклю­чительным вниманием к форме.


Лучшим материалом для такого упражнения служит октавная хроматическая гамма.


А вот это же упражнение, усложненное триолями:



Следите, чтобы дуга в суставах была без изломов, пальцы располагались у самих металлических порожков, чтобы палец оставался на месте, пока не займет свое место другой, иначе ценность упражнения на растяжку будет утеряна.

Сочинения с контрапунктом часто служат материалом для собствен­ных упражнений. Следующий пассах - фрагмент Жиги из Первой лютневой сюиты Баха является прекрасным упражнением на растяжку пальцев в стороны, а после овладения им войдет в копилку музыкальных шедевров.



Репертуар каждого гитариста может служить основой для подобных уп­ражнений. Однако не следует упускать из виду, что такие упражнения представляют ценность только в том случае, если на них сосредоточено соответствующее, внимание. Бессмысленное повторение без должного вни­мания приносит больше вреда, чем пользы. Следовательно, здесь, как и в других упражнениях, нужна внутренняя сосредоточенность.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ



  1. Бабанский Ю. Избранные педагогические труды. –Москва, "Просвещение", 1974 г.

  2. Брагина Г. «Мастерство педагога на уроке». –М., «Просвещение», 1998

  3. Журнал «Вопросы психологии» №№ 3-5, 1993 г.

  4. Конаржевский Ю.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. МОЦ "Педагогический поиск", 1999.

  5. Обобщенные методические материалы Управления образованием администрации г. Тулуна. –Тулун, 2001 г.

  6. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;

  7. Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. –М., Специалист, 1994, № 10.

  8. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления. - М., 1991.

  9. Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.

  10. «Учительская газета» №37, -М., 2008 г.

  11. Цыбасова В.И. Анализ и самоанализ урока Волгоград: ИТД «Корифей » 2008 г.

  12. Шамова Т.С. Симонов В.П. Критерии современного анализа и эффективности урока М., 2006г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!