СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межличностные конфликты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Межличностные конфликты»

Общение. Межличностные конфликты.

Общение. Межличностные конфликты.

Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и сов­местному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял чело­веческое достоинство обеих сторон».

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут су­ществовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нор­мальное явление в нашей жизни...»

Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодейст­вие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлений этого взаимодействия. На первый взгляд любой конфликт - это зло, от которого страдают как отдельные личности, так и обще­ство в целом. И каждый человек должен прилагать усилия, чтобы этих конфлик­тов избежать, ведь если это удастся, то наступит полное взаимопонимание, мир и согласие.

Но все значительно сложнее. Бесконфликтного общества не существует и существовать не может. Каждый человек - не только часть группы и не просто "деталь" общественного механизма. Любой человек - это уникальная неповто­римая индивидуальность со своими желаниями, потребностями и интересами, которые нередко противоречат потребностям и интересам других людей, людей с которыми он вынужден считаться, в которых нуждается как в партнерах по взаимодействию.

Конфликт это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сто­рона противостоит другой.

  • В каких отношениях находятся такие понятия, как «проти­воречие» и «конфликт»?
  • Можно ли представить себе разрешение конфликта без раз­решения противоречий?
  • Сколько людей требуется для конфликта?
  • Какого типа люди чаще попадают в конфликт?

Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты — побудитель­ная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.

Конфликты возникают между отдельными личностями, лич­ностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют об­щественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.

Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт — это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.

Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Са­мая распространенная форма — межличностные конфликты. Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутриличностный конфликт. Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать? Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?
  • Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Са­мая распространенная форма — межличностные конфликты.
  • Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутриличностный конфликт.
  • Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать?
  • Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?

Трудовая деятельность Сферы проявления межличностных конфликтов Учеба Семья Общество

Трудовая

деятельность

Сферы

проявления

межличностных

конфликтов

Учеба

Семья

Общество

Структура межличностных конфликтов Субъект Объект участники, которые отстаивают свои собственные интересы цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов Предмет противоречия, в которых проявляются противоположные интересы субъектов.

Структура межличностных конфликтов

Субъект

Объект

участники, которые

отстаивают свои

собственные интересы

цель, к достижению

которой стремится

каждый из противоборствующих

субъектов

Предмет

противоречия, в которых проявляются

противоположные интересы субъектов.

Конфликты Конструктивные Деструктивные   конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта .     конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта

Конфликты

Конструктивные

Деструктивные

  конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта .

   конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта

Формы конфликта Скрытый - конфликты , при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами  конфликта , однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектов друг на друга Открытый - разрешается в непосредственном столкновении сто­рон, когда противоречия между партнерами достигают наивысшего напряжения.

Формы конфликта

Скрытый - конфликты , при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами  конфликта , однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектов друг на друга

Открытый - разрешается в непосредственном столкновении сто­рон, когда противоречия между партнерами достигают наивысшего напряжения.

Этапы протекания конфликта

  • Осознание конфликта
  • Проявление конфликтного поведения
  • Углубление конфликта
  • Разрешение конфликта

Осознание конфликта:

 

Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:

переход к конфликтному поведению;

стремление предотвратить конфликт, т. е. поиск ре­шения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность тре­бований друг к другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, кон­фликт будет иметь более ярко выраженный характер.

 

 

Проявление конфликтного поведения:

 

Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмо­ции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:

открытая борьба, столкновение сторон;

отказ от конфликтного взаимодействия, уход из кон­фликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разно­гласий, временное отступление для дальнейшего реше­ния конфликта, когда это возможно);

компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний).

 

Углубление конфликта:

 

Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений:

1)конструктивного — сохраняется возможность сов­местной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров;

2)деструктивного — сотрудничество невозможно, кон­фликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необ­ходимо разъединять. В рамках деструктивного направления происходит про­цесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, со­здание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивает­ся быстрее при значительном перевесе сил одной из сто­рон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).

 

Разрешение конфликта:

 

Конфликт может закончиться разрешением противоре­чий, перемирием или тупиком

Пути решения межличностных конфликтов

Пути решения

межличностных конфликтов

Уклонение.  Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера.
  • Уклонение.
  • Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера.
2. Конкуренция (принуждение).  Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало.

2. Конкуренция (принуждение).

  • Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало.
3. Стиль приспособления.  Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером.

3. Стиль приспособления.

  • Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером.
4. Компромисс.  Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера.

4. Компромисс.

  • Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера.
5. Стиль сотрудничества.  Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять.

5. Стиль сотрудничества.

  • Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять.
«Чтобы я победил, ты должен проиграть». «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то уступить». «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». Конкуренция Приспособление Компромисс Сотрудничество
  • «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  • «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  • «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то уступить».
  • «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Конкуренция

Приспособление

Компромисс

Сотрудничество

Двенадцать основных правил поведения в конфликте: Дайте партнеру «разрядиться». Попросите его спокойно высказать свои претензии. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. На давая партнеру отрицательных оценок говорите о своих чувствах. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат. Предложите партнеру высказать свои соображения. Говорите тогда, когда партнер «остыл». Уточните смысл его высказываний и претензий. Сохраняйте позицию «на равных». Ничего не надо доказывать. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться первым. Уходя «не хлопайте дверью».

Двенадцать основных правил поведения в конфликте:

  • Дайте партнеру «разрядиться».
  • Попросите его спокойно высказать свои претензии.
  • Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
  • На давая партнеру отрицательных оценок говорите о своих чувствах.
  • Попросите сформулировать проблему, желаемый результат.
  • Предложите партнеру высказать свои соображения.
  • Говорите тогда, когда партнер «остыл».
  • Уточните смысл его высказываний и претензий.
  • Сохраняйте позицию «на равных».
  • Ничего не надо доказывать.
  • Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться первым.
  • Уходя «не хлопайте дверью».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!