Общение. Межличностные конфликты.
Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».
Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нормальное явление в нашей жизни...»
Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодействие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлений этого взаимодействия. На первый взгляд любой конфликт - это зло, от которого страдают как отдельные личности, так и общество в целом. И каждый человек должен прилагать усилия, чтобы этих конфликтов избежать, ведь если это удастся, то наступит полное взаимопонимание, мир и согласие.
Но все значительно сложнее. Бесконфликтного общества не существует и существовать не может. Каждый человек - не только часть группы и не просто "деталь" общественного механизма. Любой человек - это уникальная неповторимая индивидуальность со своими желаниями, потребностями и интересами, которые нередко противоречат потребностям и интересам других людей, людей с которыми он вынужден считаться, в которых нуждается как в партнерах по взаимодействию.
Конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
- В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?
- Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?
- Сколько людей требуется для конфликта?
- Какого типа люди чаще попадают в конфликт?
Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты — побудительная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.
Конфликты возникают между отдельными личностями, личностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют общественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.
Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт — это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.
- Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Самая распространенная форма — межличностные конфликты.
- Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутриличностный конфликт.
- Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать?
- Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?
Трудовая
деятельность
Сферы
проявления
межличностных
конфликтов
Учеба
Семья
Общество
Структура межличностных конфликтов
Субъект
Объект
участники, которые
отстаивают свои
собственные интересы
цель, к достижению
которой стремится
каждый из противоборствующих
субъектов
Предмет
противоречия, в которых проявляются
противоположные интересы субъектов.
Конфликты
Конструктивные
Деструктивные
конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта .
конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта
Формы конфликта
Скрытый - конфликты , при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта , однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектов друг на друга
Открытый - разрешается в непосредственном столкновении сторон, когда противоречия между партнерами достигают наивысшего напряжения.
Этапы протекания конфликта
- Осознание конфликта
- Проявление конфликтного поведения
- Углубление конфликта
- Разрешение конфликта
Осознание конфликта:
Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:
переход к конфликтному поведению;
стремление предотвратить конфликт, т. е. поиск решения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность требований друг к другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, конфликт будет иметь более ярко выраженный характер.
Проявление конфликтного поведения:
Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:
открытая борьба, столкновение сторон;
отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно);
компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний).
Углубление конфликта:
Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений:
1)конструктивного — сохраняется возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров;
2)деструктивного — сотрудничество невозможно, конфликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необходимо разъединять. В рамках деструктивного направления происходит процесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, создание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).
Разрешение конфликта:
Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием или тупиком
Пути решения
межличностных конфликтов
- Этот тип поведения характеризуется стремлением уклонится от конфликта. При этом человек не отстаивает свои права, свою позицию, но не принимает и позицию партнера.
2. Конкуренция (принуждение).
- Для этого стиля поведения характерно стремление человека заставить партнера принять свою точку зрения во что бы то ни стало.
3. Стиль приспособления.
- Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером.
4. Компромисс.
- Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера.
5. Стиль сотрудничества.
- Основа этого стиля - признание за другим человека права на собственное мнение, отличное от вашего и готовность его понять.
- «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
- «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
- «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то уступить».
- «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Конкуренция
Приспособление
Компромисс
Сотрудничество
Двенадцать основных правил поведения в конфликте:
- Дайте партнеру «разрядиться».
- Попросите его спокойно высказать свои претензии.
- Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
- На давая партнеру отрицательных оценок говорите о своих чувствах.
- Попросите сформулировать проблему, желаемый результат.
- Предложите партнеру высказать свои соображения.
- Говорите тогда, когда партнер «остыл».
- Уточните смысл его высказываний и претензий.
- Сохраняйте позицию «на равных».
- Ничего не надо доказывать.
- Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться первым.
- Уходя «не хлопайте дверью».