СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межличностные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  обществознания по теме "Межличностные отношения". 6 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Межличностные отношения»

Тема урока: Межличностные отношения.(2 урока)

Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задания, работать в парах.

Формируемые УУД:

Предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.

Метапредметные1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно – целевой этап

Мы начинаем изучать новую интересную главу в курсе обществознания - «Человек среди людей».

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один мулла стал хвастаться, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как – то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.

- Вот видите, - воскликнул мулла, - мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь Аллаха, единого творца нашего?», он, показал два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».

Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросил его об этом.

- Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, - ответил пастух.

  • Как вы поняли смысл этой притчи?


Тема урока: «Межличностные отношения»

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

  1. Введение в новый материал

Люди – существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.

  • Как правильно это делать?

  • Что надо знать и учитывать в этом процессе?

  1. Изучение нового материала

  • Итак, слово «Отношения». Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

  • Подберите к этому слову различные понятия и составьте словосочетание. Например: отношение к чему-либо, какие-то отношения (взаимовыгодные, любовные, дружеские, отношение к учёбе, к человеку и т.д.)

Вот оказывается в скольких значениям можно употребить слово отношение. Нас интересует сегодня словосочетание «отношения между людьми». Я бы немного уточнила: отношения между личностями, или межличностные отношения.

Давайте попробуем вместе сформулировать определение этому понятию.

(обсуждение)

Итак, мы выяснили ряд моментов, связанных с этим понятием, и давайте проверим, близки ли были мы к истине. Посмотрим, как автор вашего учебника определяет, что же такое межличностные отношения. Стр. 108.

(читаем, записываем в тетрадь)

Ещё раз, это….. взаимосвязи. Давайте заострим наше внимание на этом слове. Выделим приставку в этом слове – «взаимо». Какие слова с этой приставкой вы ещё знаете? (взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоответственность, взаимоуважение, взаиморасположение и т.д.)

(ответы учеников)

  • Что же обозначает «взаимо»? (обоюдно)

В межличностных отношениях есть всегда двое или несколько человек, которые вступают в контакт.

Какие же бывают эти контакты, давайте попробуем определить при помощи иллюстраций на стр. 50.

  • Кто прокомментирует иллюстрации в учебнике?

(работа с иллюстрацией)

Чувства – основа межличностных отношений

  • Что же является особенностью межличностных отношений? (чувства)

Все верно, наши отношения с другими людьми складываются на основе того, что мы чувствуем по отношению к определенному человеку. Хотим мы того или не хотим, у нас возникают эмоциональные переживания, чувства, которые сближают нас с другим человеком, либо отталкивают от него. Чувства – это то, что у нас с вами возникает внутри, когда мы общаемся с человеком.

Есть чувства, которые способствуют сближению людей, есть чувства, наоборот, людей разобщающие.

Давайте разберем некоторые аспекты межличностных отношений, чтобы вы смогли понять, как они влияют на вашу жизнь.

Задание:

Выполните задание на с. 51 учебника, обозначенное вопросом. Для этого вам необходимо поработать в парах, из предложенного списка человеческих чувств выберите те, которые, на ваш взгляд, объединяют людей и способствуют их разобщению, внесите данные в табличку.




«+»


«-»


Чувства, объединяющие людей

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Чувства, способствующие разобщению людей

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________









  • Что же у вас получилось?

  • Какие бы вы ещё добавили чувства, объединяющие людей?

  • А чувства, которые способствую разобщению?

  • Какие люди вызывают вас симпатию?

  • Что такое симпатия?

Симпатия – внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям.

  • Всегда ли впоследствии люди оправдывают чувство симпатии?

Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.

Антипатия – чувство неприязни, нерасположения. Противоположное симпатии.

  • Какие люди вызывают у вас антипатию?

  • Всегда ли ваши чувства оправданны?

Итак, если человек нам приятен, мы испытываем радость, удовольствие, общаясь с ним, у нас постепенно формируется стереотип положительного отношения к этому человеку или группе, или ситуации, и наоборот.

Например: русский народ считают гостеприимным. Хотя в наше время это уже не так важно, стереотип по отношению к этой ситуации остался: мы стараемся быть гостеприимными, и от нас ждут подобного поведения.

Стереотип – это некая устоявшаяся формула, то, что мы сами для себя сформулировали, обозначили и зафиксировали у себя в сознании, и по стереотипу начинаем воспринимать людей.

Стереотип – устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо.

(например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).


Стереотипы мешают межличностным отношениям, потому что все упрощают. Например, существует стереотип «Все девчонки – плаксы», «Все мальчишки - драчуны» - это так?

  • Можно ли судить о человеке по одному поступку?

Наше отношение к людям - это настолько сложный механизм, что относится к человеку с точки зрения стереотипов нельзя, единичный поступок, это единичный поступок, будьте внимательны и старайтесь разобраться в людях, прежде чем делать какие-то выводы, давать ему положительную или отрицательную оценку.

Мы с вами ещё не выяснили какие виды межличностных отношений бывают.

Для этого прочитаем учебник на стр. 52- 56.

  • Какие виды межличностных отношений бывают?

По стилю межличностные отношения делятся на официальные и личные.

Официальные межличностные отношения связаны с соблюдением каких-то формальностей, правил, установленных официальным лицом. Личные отношения не ограничены заданными формальными правилами.

Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить:

  1. Знакомство – все люди, которых ты знаешь.

  2. Приятельство – взаимная тяга, стремление к контакту.

  3. Товарищество – деловые связи, общая цель.

  4. Дружба – общие интересы, опора, доверие.

  5. Любовь – особые отношения двух людей.

Давайте, посмотрим, как вы разобрались в видах межличностных отношений.

Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня, распределите их в соответствующие колонки таблицы.

  1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

  2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.

  3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

  4. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.

  5. Глеб и Федор – одноклассники

  6. Мария и Клавдия сидят за одной партой.

  7. Диана и Марина идут вместе домой после уроков.

  8. Лариса и Артем делают уроки вместе.

  9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.

  10. Никита и Платон обмениваются марками.

  11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время.


Знакомство

Приятельство

Товарищество

Дружба

Любовь

1

2

3

4


9

6

5

7



10

8

11



У нас остался пустой столбик. Приведите примеры таких отношений.

  • Какой из видов отношений вы бы поставили на первое место? Почему? (Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту…).

  • Назовите литературных героев или героев мультфильмов, которых можно назвать друзьями?

(Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин, Чебурашка и Крокодил Гена).

Дружбу ценили во все времена. Недаром народ сложил много пословиц и поговорок.

  • Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Пример настоящей дружбы между людьми вы можете увидеть самостоятельно из рубрики «Путешествие в прошлое». Здесь рассказывается о дружбе двух великих людей, живших в России в XIX в. Пушкине А.С. и Пущине Иване Ивановиче


Работа с текстом учебника. (стр. 54) Путешествие в прошлое.


Чтобы отношения с другими людьми доставляли нам радость, они должны быть нормальными. Нормальные отношения между людьми возможны, если они способны сочувствовать, сопереживать, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними.

И ваш успех в мире межличностных отношений будет зависит от того, сумеете ли вы найти взаимопонимание и установить взаимодействие.

  1. Подведение итогов.

Составить из набора слов «Золотое правило нравственности»

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

  1. Домашнее задание

§ 6



6


Просмотр содержимого презентации
«Межличностные отношения»

ПРИТЧА

ПРИТЧА

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Носят обоюдный характер. Эта особенность подчеркивается частью слова «взаимо-»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Носят обоюдный характер. Эта особенность подчеркивается частью слова «взаимо-»

ЧУВСТВА – ОСНОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЧУВСТВА – ОСНОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЧУВСТВА – ОСНОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Чувства, сближающие людей Чувства, затрудняющие отношения

ЧУВСТВА – ОСНОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Чувства, сближающие людей

Чувства, затрудняющие отношения

  • Горе
  • Удовольствие;
  • Радость;
  • Блаженство;
  • Восторг;
  • Восхищение;
  • Гордость;
  • Доверие;
  • Уважение;
  • Нежность
  • Благодарность;
  • Любовь.
  • Зависть;
  • Обида;
  • Гнев;
  • Тоска.
СИМПАТИЯ Симпатия – внутреннее расположение,устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям

СИМПАТИЯ

Симпатиявнутреннее расположение,устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям

АНТИПАТИЯ Антипатия - чувство неприязни, нерасположения. Противоположное симпатии. Человек, вызывающий антипатию, скорее всего чем-то обидел тебя или на твоих глазах другого человека, совершил нехороший поступок

АНТИПАТИЯ

Антипатия - чувство неприязни, нерасположения. Противоположное симпатии.

Человек, вызывающий антипатию, скорее всего чем-то обидел тебя или на твоих глазах другого человека, совершил нехороший поступок

СТЕРЕОТИП Стереотип – устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо Попав в плен стереотипа, легко ошибиться! Внимание!

СТЕРЕОТИП

Стереотип – устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо

Попав в плен стереотипа, легко ошибиться!

Внимание!

СТИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Межличностные отношения Официальные Личные Связаны с соблюдением каких либо формальностей, правил, установленных официальным лицом Не ограничены заданными формальными правилами. Их мир богат и разнообразен.

СТИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Межличностные отношения

Официальные

Личные

Связаны с соблюдением каких либо формальностей, правил, установленных официальным лицом

Не ограничены заданными формальными правилами. Их мир богат и разнообразен.

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЗНАКОМСТВО Знакомство – все люди, которых ты знаешь С узким кругом знакомых ты беседуешь на общие темы.

ЗНАКОМСТВО

Знакомство – все люди, которых ты знаешь

С узким кругом знакомых ты беседуешь на общие темы.

ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Приятельство - взаимная тяга, стремление к контакту  Основное условие возникновения – взаимная тяга, стремление к контакту, к общению.

ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Приятельство - взаимная тяга, стремление к контакту

Основное условие возникновения – взаимная тяга, стремление к контакту, к общению.

ТОВАРИЩЕСТВО Товарищество - деловые связи, общая цель Участники таких отношений объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.

ТОВАРИЩЕСТВО

Товарищество - деловые связи, общая цель

Участники таких отношений объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.

ДРУЖБА Дружба - общие интересы, опора, доверие Великая ценность и дорогой дар.

ДРУЖБА

Дружба - общие интересы, опора, доверие

Великая ценность и дорогой дар.

ЛЮБОВЬ Любовь - особые отношения двух людей Любовь даже без взаимности помогает душе пробудиться, а самому человеку стать лучше.

ЛЮБОВЬ

Любовь - особые отношения двух людей

Любовь даже без взаимности помогает душе пробудиться, а самому человеку стать лучше.

Знакомство Приятельство Товарищество Дружба Любовь      

Знакомство

Приятельство

Товарищество

Дружба

Любовь

 

 

 

У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку. Глеб и Федор – одноклассники
  • У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
  • Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.
  • Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.
  • Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.
  • Глеб и Федор – одноклассники

6. Мария и Клавдия сидят за одной партой. 7. Диана и Марина идут вместе домой после уроков. 8. Лариса и Артем делают уроки вместе. 9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере. 10. Никита и Платон обмениваются марками. 11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время.

6. Мария и Клавдия сидят за одной партой.

7. Диана и Марина идут вместе домой после уроков.

8. Лариса и Артем делают уроки вместе.

9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.

10. Никита и Платон обмениваются марками.

11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время.

Знакомство Приятельство 1 2 9 Товарищество Дружба 6 3   Любовь 4 5 10 7   8   11  

Знакомство

Приятельство

1

2

9

Товарищество

Дружба

6

3

 

Любовь

4

5

10

7

 

8

 

11

 

ДРУЖБА Особенности дружбы Искренность и бескорыстность дружбы Настоящих друзей много не бывает Дружба всегда добровольна Дружба – великая ценность и дорогой дар, который есть у того, кто сам умеет и хочет дружить Друзья юности часто самые надежные и верные спутники на всем жизненном пути Дружба предполагает следование определенным правилам

ДРУЖБА

Особенности дружбы

Искренность и бескорыстность дружбы

Настоящих друзей много не бывает

Дружба всегда добровольна

Дружба – великая ценность и дорогой дар, который есть у того, кто сам умеет и хочет дружить

Друзья юности часто самые надежные и верные спутники на всем жизненном пути

Дружба предполагает следование определенным правилам

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ Иван Иванович Пущин. 1798 - 1859

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Иван Иванович Пущин.

1798 - 1859

УЧИМСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ

УЧИМСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ

  • Улыбка искренняя и доброжелательная – путь к сердцу доброго человека
  • Не жалей комплиментов человеку, с которым ты взаимодействуешь
  • Не спеши делать вывод по первому впечатлению
  • Не будь навязчивым, помни о мере.
  • Не торопись с выводами
  • Успех взаимодействия зависит от двоих .
так, чтобы хочешь, к людям относились к тебе Относись как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

так,

чтобы

хочешь,

к людям

относились

к тебе

Относись

как

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 6

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!