Тема урока: Межличностные отношения.(2 урока)
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задания, работать в парах.
Формируемые УУД:
Предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
Метапредметные – 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно – целевой этап
Мы начинаем изучать новую интересную главу в курсе обществознания - «Человек среди людей».
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один мулла стал хвастаться, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как – то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.
- Вот видите, - воскликнул мулла, - мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь Аллаха, единого творца нашего?», он, показал два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».
Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросил его об этом.
- Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, - ответил пастух.
Тема урока: «Межличностные отношения»
Предположите, о чем мы будем говорить.
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Введение в новый материал
Люди – существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.
Как правильно это делать?
Что надо знать и учитывать в этом процессе?
Изучение нового материала
Итак, слово «Отношения». Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
Подберите к этому слову различные понятия и составьте словосочетание. Например: отношение к чему-либо, какие-то отношения (взаимовыгодные, любовные, дружеские, отношение к учёбе, к человеку и т.д.)
Вот оказывается в скольких значениям можно употребить слово отношение. Нас интересует сегодня словосочетание «отношения между людьми». Я бы немного уточнила: отношения между личностями, или межличностные отношения.
Давайте попробуем вместе сформулировать определение этому понятию.
(обсуждение)
Итак, мы выяснили ряд моментов, связанных с этим понятием, и давайте проверим, близки ли были мы к истине. Посмотрим, как автор вашего учебника определяет, что же такое межличностные отношения. Стр. 108.
(читаем, записываем в тетрадь)
Ещё раз, это….. взаимосвязи. Давайте заострим наше внимание на этом слове. Выделим приставку в этом слове – «взаимо». Какие слова с этой приставкой вы ещё знаете? (взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоответственность, взаимоуважение, взаиморасположение и т.д.)
(ответы учеников)
В межличностных отношениях есть всегда двое или несколько человек, которые вступают в контакт.
Какие же бывают эти контакты, давайте попробуем определить при помощи иллюстраций на стр. 50.
(работа с иллюстрацией)
Чувства – основа межличностных отношений
Все верно, наши отношения с другими людьми складываются на основе того, что мы чувствуем по отношению к определенному человеку. Хотим мы того или не хотим, у нас возникают эмоциональные переживания, чувства, которые сближают нас с другим человеком, либо отталкивают от него. Чувства – это то, что у нас с вами возникает внутри, когда мы общаемся с человеком.
Есть чувства, которые способствуют сближению людей, есть чувства, наоборот, людей разобщающие.
Давайте разберем некоторые аспекты межличностных отношений, чтобы вы смогли понять, как они влияют на вашу жизнь.
Задание:
Выполните задание на с. 51 учебника, обозначенное вопросом. Для этого вам необходимо поработать в парах, из предложенного списка человеческих чувств выберите те, которые, на ваш взгляд, объединяют людей и способствуют их разобщению, внесите данные в табличку.
«+» | | «-» |
Чувства, объединяющие людей _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | Чувства, способствующие разобщению людей _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Что же у вас получилось?
Какие бы вы ещё добавили чувства, объединяющие людей?
А чувства, которые способствую разобщению?
Какие люди вызывают вас симпатию?
Что такое симпатия?
Симпатия – внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям.
Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.
Антипатия – чувство неприязни, нерасположения. Противоположное симпатии.
Какие люди вызывают у вас антипатию?
Всегда ли ваши чувства оправданны?
Итак, если человек нам приятен, мы испытываем радость, удовольствие, общаясь с ним, у нас постепенно формируется стереотип положительного отношения к этому человеку или группе, или ситуации, и наоборот.
Например: русский народ считают гостеприимным. Хотя в наше время это уже не так важно, стереотип по отношению к этой ситуации остался: мы стараемся быть гостеприимными, и от нас ждут подобного поведения.
Стереотип – это некая устоявшаяся формула, то, что мы сами для себя сформулировали, обозначили и зафиксировали у себя в сознании, и по стереотипу начинаем воспринимать людей.
Стереотип – устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо.
(например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).
Стереотипы мешают межличностным отношениям, потому что все упрощают. Например, существует стереотип «Все девчонки – плаксы», «Все мальчишки - драчуны» - это так?
Наше отношение к людям - это настолько сложный механизм, что относится к человеку с точки зрения стереотипов нельзя, единичный поступок, это единичный поступок, будьте внимательны и старайтесь разобраться в людях, прежде чем делать какие-то выводы, давать ему положительную или отрицательную оценку.
Мы с вами ещё не выяснили какие виды межличностных отношений бывают.
Для этого прочитаем учебник на стр. 52- 56.
По стилю межличностные отношения делятся на официальные и личные.
Официальные межличностные отношения связаны с соблюдением каких-то формальностей, правил, установленных официальным лицом. Личные отношения не ограничены заданными формальными правилами.
Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить:
Знакомство – все люди, которых ты знаешь.
Приятельство – взаимная тяга, стремление к контакту.
Товарищество – деловые связи, общая цель.
Дружба – общие интересы, опора, доверие.
Любовь – особые отношения двух людей.
Давайте, посмотрим, как вы разобрались в видах межличностных отношений.
Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня, распределите их в соответствующие колонки таблицы.
У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.
Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.
Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.
Глеб и Федор – одноклассники
Мария и Клавдия сидят за одной партой.
Диана и Марина идут вместе домой после уроков.
Лариса и Артем делают уроки вместе.
Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
Никита и Платон обмениваются марками.
Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
Знакомство | Приятельство | Товарищество | Дружба | Любовь |
1 | 2 | 3 | 4 | |
9 | 6 | 5 | 7 | |
| 10 | 8 | 11 | |
У нас остался пустой столбик. Приведите примеры таких отношений.
Какой из видов отношений вы бы поставили на первое место? Почему? (Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту…).
Назовите литературных героев или героев мультфильмов, которых можно назвать друзьями?
(Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин, Чебурашка и Крокодил Гена).
Дружбу ценили во все времена. Недаром народ сложил много пословиц и поговорок.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Пример настоящей дружбы между людьми вы можете увидеть самостоятельно из рубрики «Путешествие в прошлое». Здесь рассказывается о дружбе двух великих людей, живших в России в XIX в. Пушкине А.С. и Пущине Иване Ивановиче
Работа с текстом учебника. (стр. 54) Путешествие в прошлое.
Чтобы отношения с другими людьми доставляли нам радость, они должны быть нормальными. Нормальные отношения между людьми возможны, если они способны сочувствовать, сопереживать, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними.
И ваш успех в мире межличностных отношений будет зависит от того, сумеете ли вы найти взаимопонимание и установить взаимодействие.
Подведение итогов.
Составить из набора слов «Золотое правило нравственности»
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Домашнее задание
§ 6
6