Межпредметные связи и межпредметная интеграция
Кистенёва Татьяна Викторовна
учитель математики, МБОУ СОШ №50
Актуальность: «Монологическая» система образования утратила свою эффективность. Каждая учебная дисциплина стала набором сведений из определенной области знаний, не дающая системного описания действительности, что затрудняет обучение в свете реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении по ФГОС.
Проблемы:
Овладение учащимися обрывочными сведениями,
Неумение учащихся связывать материал одного предмета, разных предметов,
Затруднения у учителей в грамотном применении знаний из других предметов.
Можно дать определение: «межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».
Рассмотрим классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко раскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то можно выделить следующие формы связей: по составу (содержательные, операционные, методические, организационные); по направлению действия (односторонние, двусторонние, многосторонние); по временному фактору (хронологические и хронометрические). Каждый тип формы подразделяется на виды межпредметных связей.
Введем основные понятия:
1. Интеграция-создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения), нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).
2. Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
3. Интеграция содержания - процесс установления связей между структурными компонентами содержания разных учебных дисциплин с целью формирования целостного представления о мире.
Рассмотрим уровни интеграции содержания учебного материала.
внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п.
внутри отдельного учебного предмета,
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин,
транспредметная — синтез компонентов основного и
дополнительного содержания образования.
Внутрипредметная интеграция (степень интеграции средняя
высокая). Вертикальное интегрирование: содержание постепенно
обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями;
«прессование» материала в крупные блоки. Ученики расширяют и
углубляют круг знаний по исходной проблеме. Горизонтальное
интегрирование: содержание построено путем укрупнения темы,
объединяющей группу родственных понятий. Информация постигается путем перехода от одного элемента к другому, которая
доступна в пределах крупной единицы усвоения.
Межпредметные связи по составу научных знаний: 1.фактические -
это установление сходства фактов, использование общих фактов,
изучаемых в курсах разных предметов, их рассмотрение с целью
обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и т.п,
(использование математики для вычисления химического состава
вещества), 2.понятийные - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих родственных предметов (пропорция, движение, масса, мораль, нравственность), 3.теоретические - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории единство и борьба противоположностей).
Межпредметная интеграция: горизонтальное интегрирование -
последовательная интеграция (степень интеграции слабая) за содержательную единицу берется тема, которая может быть темами других учебных дисциплин. Материал других предметов включается эпизодически; сохраняется самостоятельность каждого предмета, его цели, задачи, программа; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением материала другого предмета тема урока, вертикальное интегрирование (степень интеграции слабая), объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ и т.п., которые как ключевая фраза проходит через несколько уроков в течение, например, недели. Выделяется различное количество времени (от 5 минут и более); осуществляется иной подход к теме: новые взаимосвязи, ассоциации и т.п.
Транспредметная интеграция: горизонтальное интегрирование
(степень интеграции высокая), объединение в единое целое содержания образовательных областей, организованных по межпредметному уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования.
Принципиально методику обучения учащихся, основанную на использовании межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней.
Первая ступень - воспроизводящая (цель - приучить учащихся использовать полученные знания)
этап: учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин,
этап: учитель объясняет новый учебный материал, используя факты и понятия из одного учебного на примерах из другого.
этап: учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.
Вторая ступень - использование знаний (цель - перенос знаний из предмета в предмет).
этап: учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знаний фактического или теоретического характера из смежной дисциплины.
этап: учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими
на уроках одной дисциплины, для подтверждения вновь усваиваемых
знаний на уроках другой.
этап: учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию,
изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых для
объяснения изучаемых.
Третья ступень - обобщающая (цель - обучить учащихся применять
понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а
также использовать общие законы диалектики для объяснения
явлений).
этап: учитель объясняет проявление в изучаемых на уроках данной
дисциплины явлениях общих законов диалектики.
этап: учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине
мира.
этап: учащиеся воспроизводят общие законы диалектики при
объяснении явлений, изучаемых на уроках данной дисциплины.
Таким образом, использование межпредметного интегрирования и
межпредметных связей позволяет реализовать важнейший признак
дидактики - это принцип системности обучения. Повышение уровня
знаний учащихся по предмету, проявляющееся в глубине усваиваемых
понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с
использованием сведений интегрируемых наук. Создание
оптимальных условий для развития мышления учащихся (способности к абстрагированию, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение) способствуют развитию системного мировоззрения.
Список использованных источников
http://ivanovaelenav.ucoz.ru/uud.doc
http://pandia.ru/text/78/596/l5207.php
h ttp://www. myshared. ru/slide/133458/
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/02/09
tematika/all/2013/02/09/formirovanie-klyuchevykh-kompe