СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи и межпредметная интеграция

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи и межпредметная интеграция»

Межпредметные связи и межпредметная интеграция

Кистенёва Татьяна Викторовна

учитель математики, МБОУ СОШ №50

Актуальность: «Монологическая» система образования утратила свою эффективность. Каждая учебная дисциплина стала набором сведений из определенной области знаний, не дающая системного описания действительности, что затрудняет обучение в свете реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении по ФГОС.

Проблемы:

  1. Овладение учащимися обрывочными сведениями,

  2. Неумение учащихся связывать материал одного предмета, разных предметов,

  3. Затруднения у учителей в грамотном применении знаний из других предметов.

Можно дать определение: «межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».

Рассмотрим классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко раскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то можно выделить следующие формы связей: по составу (содержательные, операционные, методические, организационные); по направлению действия (односторонние, двусторонние, многосторонние); по временному фактору (хронологические и хронометрические). Каждый тип формы подразделяется на виды межпредметных связей.

Введем основные понятия:

1. Интеграция-создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения), нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

2. Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

3. Интеграция содержания - процесс установления связей между структурными компонентами содержания разных учебных дисциплин с целью формирования целостного представления о мире.
Рассмотрим уровни интеграции содержания учебного материала.

  1. внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п.
    внутри отдельного учебного предмета,

  2. межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин,

  3. транспредметная — синтез компонентов основного и
    дополнительного содержания образования.

Внутрипредметная интеграция (степень интеграции средняя
высокая). Вертикальное интегрирование: содержание постепенно
обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями;
«прессование» материала в крупные блоки. Ученики расширяют и
углубляют круг знаний по исходной проблеме. Горизонтальное
интегрирование: содержание построено путем укрупнения темы,
объединяющей группу родственных понятий. Информация постигается путем перехода от одного элемента к другому, которая
доступна в пределах крупной единицы усвоения.

Межпредметные связи по составу научных знаний: 1.фактические -
это установление сходства фактов, использование общих фактов,
изучаемых в курсах разных предметов, их рассмотрение с целью
обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и т.п,
(использование математики для вычисления химического состава
вещества), 2.понятийные - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих родственных предметов (пропорция, движение, масса, мораль, нравственность), 3.теоретические - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории единство и борьба противоположностей).

Межпредметная интеграция: горизонтальное интегрирование -
последовательная интеграция (степень интеграции слабая) за содержательную единицу берется тема, которая может быть темами других учебных дисциплин. Материал других предметов включается эпизодически; сохраняется самостоятельность каждого предмета, его цели, задачи, программа; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением материала другого предмета тема урока, вертикальное интегрирование (степень интеграции слабая), объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ и т.п., которые как ключевая фраза проходит через несколько уроков в течение, например, недели. Выделяется различное количество времени (от 5 минут и более); осуществляется иной подход к теме: новые взаимосвязи, ассоциации и т.п.

Транспредметная интеграция: горизонтальное интегрирование

(степень интеграции высокая), объединение в единое целое содержания образовательных областей, организованных по межпредметному уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования.

Принципиально методику обучения учащихся, основанную на использовании межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней.

Первая ступень - воспроизводящая (цель - приучить учащихся использовать полученные знания)

  1. этап: учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин,

  2. этап: учитель объясняет новый учебный материал, используя факты и понятия из одного учебного на примерах из другого.

  3. этап: учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.

Вторая ступень - использование знаний (цель - перенос знаний из предмета в предмет).

  1. этап: учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знаний фактического или теоретического характера из смежной дисциплины.

  2. этап: учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими
    на уроках одной дисциплины, для подтверждения вновь усваиваемых
    знаний на уроках другой.

  3. этап: учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию,
    изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых для
    объяснения изучаемых.

Третья ступень - обобщающая (цель - обучить учащихся применять
понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а
также использовать общие законы диалектики для объяснения
явлений).

  1. этап: учитель объясняет проявление в изучаемых на уроках данной
    дисциплины явлениях общих законов диалектики.

  2. этап: учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине
    мира.

  3. этап: учащиеся воспроизводят общие законы диалектики при
    объяснении явлений, изучаемых на уроках данной дисциплины.

Таким образом, использование межпредметного интегрирования и
межпредметных связей позволяет реализовать важнейший признак
дидактики - это принцип системности обучения. Повышение уровня
знаний учащихся по предмету, проявляющееся в глубине усваиваемых
понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с
использованием сведений интегрируемых наук. Создание
оптимальных условий для развития мышления учащихся (способности к абстрагированию, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение) способствуют развитию системного мировоззрения.

Список использованных источников

  1. http://ivanovaelenav.ucoz.ru/uud.doc

  2. http://pandia.ru/text/78/596/l5207.php

  3. h ttp://www. myshared. ru/slide/133458/

  4. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/02/09

tematika/all/2013/02/09/formirovanie-klyuchevykh-kompe









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!