СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи художественно-гуманитарных дисциплин в музыкальном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших принципов музыкального образования является использование межпредметных связей с другими дисциплинами общественного блока.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи художественно-гуманитарных дисциплин в музыкальном образовании»


Межпредметные связи

художественно-гуманитарных дисциплин

в музыкальном образовании



Современная школа призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания в школе является использование межпредметных связей с другими дисциплинами общественного блока. Ученые связывают эти аспекты с понятиями «комплексность», «интеграция», «взаимодействие», «межпредметные связи». Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегративный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой дифференциацию предметного обучения и органическую связь с жизнью.

В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло из-за невозможности человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания.

Межпредметные связи в обучении могут рассматриваться как цель и как средство обучения. Методической основой подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным называется урок, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Учебные предметы — музыка, литература, изобразительное искусство - характеризуются направленностью на развитие эстетической культуры школьников, целенаправленное и систематическое познание языка, лежащего в основе любой культуры.

Искусство — одна из форм общественного сознания, отражающая действительность специфическими средствами. Благодаря своей яркой, образной форме, искусство полнее и быстрее других форм общественного сознания воздействует на людей, так как позволяет не только осознать, но и прочувствовать воспринятое.

Федеральный государственный Образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Анализ различных сторон художественно-педагогического диалога выявляет многофункциональность взаимодействия музыки с другими учебными предметами. Объединение различных видов искусства, используемые учителем при организации работы с учащимися, предполагает вариативные способы применения музыки на уроках и во внеучебной деятельности, выделяя три основных способа применения музыки в учебно-воспитательном процессе: декоративный (создающий эмоционально-образный настрой), иллюстративный (поясняющий содержание художественного полотна) и сравнительно-видовой (выявляющий сюжетно-тематическую или структурно-композиционную близость произведений музыки, литературы или изобразительного искусства).

Рассматривая обусловленность типов взаимодействия искусств дидактическими и воспитательными целями учебно-воспитательного процесса, выделяется также коррелятивный тип взаимодействия искусств – создание эмоционального настроя на уроке и во внеклассной работе, где один из видов искусств является доминантным, а произведения искусства подбираются по принципу тематического сходства, и творчески-преобразующий тип – передача художественного образа одного искусства средствами другого. Взаимодействие межпредметных связей на уроках и во внеклассной работе способствует установлению языковой общности различных видов искусств, базирующейся на «одновременности» и «параллельности» эмоционального восприятия произведений.

Исходя из представленных в литературе особенностей восприятия музыки слушателями определяется также интонационно-образный способ применения музыки в учебно-воспитательном процессе, направленный на формирование у младшего школьника целостного восприятия музыкального произведения как прообраза окружающего мира, взаимосвязи и взаимообусловленности составляющих музыкальное произведение компонентов, многогранному рассмотрению художественного явления посредством нахождения общности образно-смысловой, интонационной, языковой областей различных видов искусств.

Одной из тенденций музыкального образования школьников является прогресс межпредметных связей. Каждый вид искусства обладает особыми возможностями проникновения в духовную жизнь человека. Освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, цветовые сочетания, звуки. Искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных средах: среда исторической эпохи, пространство природы и среды жизни, пространство и время творения музыкальных произведений, предметно-пространственные представления музыканта-автора, пространство звука, цвета, света, движения.

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как один из способов интеллектуального развития школьников дает возможность включать разные типы художественного мышления, визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, движения, осязания) и практической деятельности, осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия, развивать собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.

Реализации взаимосвязи музыки и других искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового.

В настоящее время одним из подходов поиска новых моделей обучения и воспитания является тесное взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки.

В базисном учебном плане предметная область "Искусство" охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов.

"Чтобы получить эстетическое развитие и быть готовым к осуществлению эстетического воспитания в школе, - пишет один из ведущих ученых В.А.Сластенин, - будущий учитель должен овладеть основами эстетики и историей развития различных видов искусства, критериями оценки многообразных эстетических явлений жизни и искусства, одним из видов художественно-творческой деятельности, современными методами эстетического воспитания на уроке, во внеурочное время".

Комплексное приобщение ребенка к миру искусства – важнейшая задача художественной педагогики. Среди ее главных целей - воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного вкуса и ассоциативно-образного мышления.

Под межпредметными связями понимается взаимная согласованность учебных программ, при которой в процессе овладения новыми знаниями используется содержание смежных дисциплин с целью более прочного усвоения программного материала.

В структуре учения выделяются процессы учебной деятельности и усвоения учебного материала. Школьники не только приобретают конкретные знания, умения, навыки, но и овладевают способами действий в отношении усвоенного содержания.

Межпредметные связи способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оказывают многостороннее влияние на младшего школьника.


Следует обратить внимание учащихся на то, что музыка всех маршей (за исключением, кавалерийских) передает шаг идущего человека, его поступь, его движение: то чуть убыстренное - в спортивных маршах, то замедленное - в маршах торжественных и траурных, то спокойное - в обычном, походном марше (даже игрушечные марши изображают хоть и игрушечный шаг, но все-таки шаг одушевленной игрушки). Поэтому марш, маршевая поступь появляются во всех музыкальных сочинениях, где есть человек. Без маршей нет ни одной оперы, ни одного балета. Учащиеся сами должны прийти к выводу, что в опере марш чаше всего песенного характера, в балете - танцевального. Такой вывод основывается на интеллектуальном умении сравнивать и обобщать содержательный материал.

Самой важной и непростой задачей является сопоставление двух маршей в фортепианном звучании.

Поскольку учащиеся уже знают, что песня ведет нас в оперу, а танец - в балет, можно предложить им внимательно вслушаться в эти два марша, чтобы почувствовать, какой марш из балета и какой из оперы. Важно, чтобы они ощутили танцевальный характер одного и песенный характер другого, так в их эмоциональном восприятии складывается представление о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки.

Многие лирические сочинения Чайковского и Рахманинова заставляют вспомнить русскую природу, картины русских художников-пейзажистов (в музыке Чайковского и Рахманинова мы слышим отзвуки русской народной песенности, а русская народная песенность неотделима от русской природы).

Тема связи музыки со зрительными образами основана на показе ученикам репродукции картин Мане «Флейтист», Караваджо «Лютнист», Грекова «Трубачи Первой Конной армии» и др. Всматриваясь и «вслушиваясь» в них, дети смогут рассказать о характере исполняемой музыки. Название картины Левитана «Вечерний звон» говорит о том, что художник рисовал не только то, что видел, но и то, что слышал. А вот когда всмотрятся и «вслушаются» в картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», все услышат ее как картину сокрушительно громкую! Всматриваясь в репинских «Бурлаков на Волге», ребята ясно почувствуют тот замедленный темп и огромное внутреннее напряжение, с которым эта песня «звучит» в картине. Методы обучения, как способы достижения цели, представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования.

Для младших школьников игра – сфера их социального творчества. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимопомощи в решении трудных вопросов.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Основная цель ритмодекламации - развитие музыкального, поэтического слуха и воображения. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по– разному.

Пластическое интонирование – один из игровых приёмов, познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При выявлении жизненных ситуаций звучания музыки подчеркиваются характерные особенности марша (интонации и ритм шага, маршевая поступь). Под пьесу П.И.Чайковского “Марш деревянных солдатиков” мы играем в подготовку к параду: девочки (игрушечные заводные куклы) отхлопывают ритм в ладоши; а мальчики маршируют, как солдаты (отстукивая ритм ногами). При звучании “Вальса” П.И.Чайковского используется покачивание корпуса влево – вправо. Это трехдольный танец, под него удобно кружиться. Когда мы слушаем “Польку” П.И.Чайковского, то отмечаем ее двухдольный размер и узнаем, что она исполняется поскоками, мы их заменяем четким акцентированием первой доли. Одним из важнейших звеньев учебной работы на уроке музыки является последовательное формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Это условие для развития всех музыкальных способностей. От яркости музыкальных представлений детей зависит их дальнейшее умение узнавать музыку, сравнивать и сопоставлять музыкальные фрагменты. К пластическому интонированию близок игровой метод, который используется учащимися постарше –“музыкальное рисование”. Он развивает творческую фантазию, навыки импровизации - дети представляют, что они художники и “рисуют” в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу разучиваемой песни.

Образование сейчас переживает знаменательный период, связанный со стремлением и необходимостью поднять всю учебно-воспитательную работу на качественно новый уровень, определяемый Государственными стандартами начального образования. Задачам школы соответствует теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становление личности ребенка и ориентирована на психолого-психологические средства, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их индивидуальных способностей.

Формирование у учащихся представления о целостной картине мира сегодня не возможно без межпредметных связей как ведущей идеи в реализации содержания образования. Межпредметные связи на уроке способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливают мотивацию. Одним из основных требований к уроку музыки является развитие интереса к музыке и искусству в целом. Развивая музыкально-творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!