СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи на уроках технологии в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках технологии в начальных классах»

Битюкова А.Е. 2 курс ЗФО

Практическая работа №1

Межпредметные связи на уроках технологии в начальной школе

Цель: выявить межпредметные связи, осуществляемые на уроках технологии в начальной школе и их значение в обучении младших школьников.

Предварительное задание для самостоятельной работы:

  1. Что такое межпредметные связи?

Межпредметные связи – это связи между предметами, изучаемыми в начальной школе, а также теми науками, которые будут изучаться в среднем звене, такими как физика, химия, география, история и т.д.

2. Изучите и проанализируйте рабочую программу по технологии в начальных классах по ФГОС НОО.

3. Просмотрите периодическую литературу и найдите информацию о реализации межпрежметных связей, использованию интегрированного подхода в обучении младших школьников.

Задание для работы в группах:

1. Изучите программу по технологии в начальных классах.

2. Проанализируйте ее содержание, тематическое планирование и определите межпредметные связи.

3. Заполните таблицу для одного класса (по выбору студентов).

Первая колонка – это тот предмет, связь с которым была выявлена. Вторая колонка – это сведения из программы.

Таблица 2 – Реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе

3 класс

п/п

Предмет

Реализация связи


1

Черчение

Знакомство с понятиями: масштаб, проекция, чертежные линии, их обозначение.

2

Окружающий мир

1.Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России.

2.Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды я жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.


Информатика

1.Программа Мiсгоsoft Оffice Word. Правила набора текста. Программа Мiсгоsoft Оffice Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать.

2. Создание афиши и программки на компьютере.





Методические рекомендации

Межпредметные связи – это связи между предметами, изучаемыми в начальной школе, а также теми науками, которые будут изучаться в среднем звене, такими как физика, химия, география, история и т.д.

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей является средством повышения эффективности обучения, формирования единой картины мира, развития кругозора у младших школьников.

Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия. Во-первых, в классе работает один учитель, который ведѐт все предметы, и ему хорошо известен весь программный материал. Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса.

Пути реализации межпредметных связей на уроках технологии различны: использование наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов, использование знаний, умений, навыков, полученных на других уроках для решения задач обучения.

Технология как предмет начальной школы имеет свои специфические особенности. В первую очередь – это практикоориентированная направленность, которая выражается в содержании и организации обучения, когда необходимые знания и умения учащиеся получают непосредственно в практической деятельности.

Межпредметные связи осуществляются с такими предметами начальной школы как:

математика, например, понятие геометрических фигур дается учащимся 1 класса на уроках математики. Первоклассники без затруднений различают фигуры, но признаки их знают недостаточно твердо. Специальные упражнения и задания по технологии помогут углубить теоретические знания учащихся. В качестве заданий могут быть составление геометрического орнамента, разметка и вырезание фигур – элементов аппликации и др.

 обучение грамоте и развитие речи учащихся, например, используя материал плоскостного моделирования и опираясь на изученный материал по букварю, учитель совместно с учениками сможет составить оригинальную оформленную азбуку, рисунки которой составлены из ограниченного количества плоских геометрических фигур. Изготовление и применение такой азбуки для дидактической игры дает возможность учителю связать материал, изученный на уроках обучения грамоте, с уроками технологии и позволит выполнить ряд работ по развитию речи детей. На уроках технологии младшие школьники узнают новые термины, отмечают их правильное написание, отвечают на вопросы учителя, что так же способствует развитию речи.

 изобразительное искусство, например, при проектировании, декорировании работ, составлении композиции, подбора цветовой гаммы и т.д.

Уровень современных требований к проведению уроков технологии в начальной школе ставит перед учителем помимо реализации связи с предметами, изучаемыми в начальной школе задачу пропедевтического изучения элементов таких дисциплин как:

физика – физические свойства материалов, некоторые понятия механики, динамики, машиноведения, электротехники;

 черчение – масштаб, проекция, чертежные линии, их обозначение;

 химия – получение бумаги, ткани, пластмасс, изучение свойств материалов;

 биология – выращивание растений, уход за ними;

 элементов социологии и экономики – культурные и трудовые традиции семьи, рода, края, разделение труда, качество работы, экономия, рациональность;

 информационных технологий – способы общения и передачи информации, правила набора текста, рисование, сохранение

документа, форматирование, печать и т.д.

Кроме обычных заданий по технологии, рассчитанных на один – два урока и предполагающих изготовление какого – либо полезного изделия, можно предложить учащимся такие виды заданий, как коллективные игры и непродолжительные по времени выполнения упражнений, напоминающие занимательные задачи.

Игры и упражнения не только вносят разнообразие в учебный процесс, они так же обеспечивают тесные межпредметные связи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким образом меняется количество и качество межпредметных связей от класса к классу, от раздела к разделу?

Количество и качество межпредметных связей возрастает в соответствии с содержанием учебного курса, в 1-2 классах уроки технологии в большей степени имеют межпредметные связи с предметами начальной школы, тогда как уже в 3-4 классах межпредметные связи имеют связь с предметами среднего звена (физика, черчение, история и т.д.). Вводится больше научной терминологии от простого – к сложному. Похожие темы нацелены на углубление ЗУНов и расширение межпредметных связей.

  1. Для чего осуществляется реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе?

Цель межпредметных связей состоит в обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.

ФГОС НОО предполагает следующие результаты освоения предмета технология, связанные с получением первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, и технологических задач. Чтобы работа на уроках технологии не сводилась к шаблонным и неинтересным алгоритмическим действиям рекомендуется использование межпредметных связей, которые в свою очередь повышают интерес и мотивацию младших школьников к учебе.

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей является средством повышения эффективности обучения, формирования единой картины мира, развития кругозора у младших школьников.

  1. Почему технологию называют «сквозным» предметом?

Технология включает себя знания со всех возможных областей научного познания.

Технология не привязана к одной предметной области - ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение учебного курса в рамках данной технологии, делая ее использование системным и методичным.

  1. Как вы думаете, каким должно быть количество реализуемых связей должно быть на каждом уроке технологии?

От 3 и более, в зависимости от цели и задач урока, от темпа работы класса.

  1. Как вы думаете, нужно ли озвучивать наличие межпредметных связей учащимся начальных классов на уроке? Почему?

Очень здорово если дети сами называют предмет с которым происходит межпредметная связь, и такое часто бывает. Говорить о межпредметных связях нужно, т.к. у учеников происходит повышение интереса, формируется единая картина мира и понимание того, что все области так или иначе связаны.

  1. Какова роль межпредметных связей в формировании метапредметных результатов в обучении младших школьников?

Одним из способов формирования метапредметных результатов обучения являются межпредметные связи. Межпредметные связи наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и др.

Задание для самостоятельной работы.

Предложите тему урока технологии в начальных классах. Каким образом будет меняться его содержание в зависимости от выбора межпредметных связей? Приведите примеры.

Тема урока: Крокодил. Аппликация из кругов.

Математика: называние геометрических фигур, использование циркуля и линейки.

ИЗО: развитие творческого воображения и мелкой моторики рук.

ОБЖ: инструктаж по ТБ при использовании циркуля и ножниц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!