Битюкова А.Е. 2 курс ЗФО
Практическая работа №1
Межпредметные связи на уроках технологии в начальной школе
Цель: выявить межпредметные связи, осуществляемые на уроках технологии в начальной школе и их значение в обучении младших школьников.
Предварительное задание для самостоятельной работы:
Что такое межпредметные связи?
Межпредметные связи – это связи между предметами, изучаемыми в начальной школе, а также теми науками, которые будут изучаться в среднем звене, такими как физика, химия, география, история и т.д.
2. Изучите и проанализируйте рабочую программу по технологии в начальных классах по ФГОС НОО.
3. Просмотрите периодическую литературу и найдите информацию о реализации межпрежметных связей, использованию интегрированного подхода в обучении младших школьников.
Задание для работы в группах:
1. Изучите программу по технологии в начальных классах.
2. Проанализируйте ее содержание, тематическое планирование и определите межпредметные связи.
3. Заполните таблицу для одного класса (по выбору студентов).
Первая колонка – это тот предмет, связь с которым была выявлена. Вторая колонка – это сведения из программы.
Таблица 2 – Реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе
3 класс
№ п/п | Предмет | Реализация связи |
1 | Черчение | Знакомство с понятиями: масштаб, проекция, чертежные линии, их обозначение. |
2 | Окружающий мир | 1.Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. 2.Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды я жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. |
| Информатика | 1.Программа Мiсгоsoft Оffice Word. Правила набора текста. Программа Мiсгоsoft Оffice Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. 2. Создание афиши и программки на компьютере. |
Методические рекомендации
Межпредметные связи – это связи между предметами, изучаемыми в начальной школе, а также теми науками, которые будут изучаться в среднем звене, такими как физика, химия, география, история и т.д.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей является средством повышения эффективности обучения, формирования единой картины мира, развития кругозора у младших школьников.
Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия. Во-первых, в классе работает один учитель, который ведѐт все предметы, и ему хорошо известен весь программный материал. Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса.
Пути реализации межпредметных связей на уроках технологии различны: использование наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов, использование знаний, умений, навыков, полученных на других уроках для решения задач обучения.
Технология как предмет начальной школы имеет свои специфические особенности. В первую очередь – это практикоориентированная направленность, которая выражается в содержании и организации обучения, когда необходимые знания и умения учащиеся получают непосредственно в практической деятельности.
Межпредметные связи осуществляются с такими предметами начальной школы как:
математика, например, понятие геометрических фигур дается учащимся 1 класса на уроках математики. Первоклассники без затруднений различают фигуры, но признаки их знают недостаточно твердо. Специальные упражнения и задания по технологии помогут углубить теоретические знания учащихся. В качестве заданий могут быть составление геометрического орнамента, разметка и вырезание фигур – элементов аппликации и др.
обучение грамоте и развитие речи учащихся, например, используя материал плоскостного моделирования и опираясь на изученный материал по букварю, учитель совместно с учениками сможет составить оригинальную оформленную азбуку, рисунки которой составлены из ограниченного количества плоских геометрических фигур. Изготовление и применение такой азбуки для дидактической игры дает возможность учителю связать материал, изученный на уроках обучения грамоте, с уроками технологии и позволит выполнить ряд работ по развитию речи детей. На уроках технологии младшие школьники узнают новые термины, отмечают их правильное написание, отвечают на вопросы учителя, что так же способствует развитию речи.
изобразительное искусство, например, при проектировании, декорировании работ, составлении композиции, подбора цветовой гаммы и т.д.
Уровень современных требований к проведению уроков технологии в начальной школе ставит перед учителем помимо реализации связи с предметами, изучаемыми в начальной школе задачу пропедевтического изучения элементов таких дисциплин как:
физика – физические свойства материалов, некоторые понятия механики, динамики, машиноведения, электротехники;
черчение – масштаб, проекция, чертежные линии, их обозначение;
химия – получение бумаги, ткани, пластмасс, изучение свойств материалов;
биология – выращивание растений, уход за ними;
элементов социологии и экономики – культурные и трудовые традиции семьи, рода, края, разделение труда, качество работы, экономия, рациональность;
информационных технологий – способы общения и передачи информации, правила набора текста, рисование, сохранение
документа, форматирование, печать и т.д.
Кроме обычных заданий по технологии, рассчитанных на один – два урока и предполагающих изготовление какого – либо полезного изделия, можно предложить учащимся такие виды заданий, как коллективные игры и непродолжительные по времени выполнения упражнений, напоминающие занимательные задачи.
Игры и упражнения не только вносят разнообразие в учебный процесс, они так же обеспечивают тесные межпредметные связи.
Вопросы для обсуждения:
Каким образом меняется количество и качество межпредметных связей от класса к классу, от раздела к разделу?
Количество и качество межпредметных связей возрастает в соответствии с содержанием учебного курса, в 1-2 классах уроки технологии в большей степени имеют межпредметные связи с предметами начальной школы, тогда как уже в 3-4 классах межпредметные связи имеют связь с предметами среднего звена (физика, черчение, история и т.д.). Вводится больше научной терминологии от простого – к сложному. Похожие темы нацелены на углубление ЗУНов и расширение межпредметных связей.
Для чего осуществляется реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе?
Цель межпредметных связей состоит в обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.
ФГОС НОО предполагает следующие результаты освоения предмета технология, связанные с получением первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, и технологических задач. Чтобы работа на уроках технологии не сводилась к шаблонным и неинтересным алгоритмическим действиям рекомендуется использование межпредметных связей, которые в свою очередь повышают интерес и мотивацию младших школьников к учебе.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей является средством повышения эффективности обучения, формирования единой картины мира, развития кругозора у младших школьников.
Почему технологию называют «сквозным» предметом?
Технология включает себя знания со всех возможных областей научного познания.
Технология не привязана к одной предметной области - ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение учебного курса в рамках данной технологии, делая ее использование системным и методичным.
Как вы думаете, каким должно быть количество реализуемых связей должно быть на каждом уроке технологии?
От 3 и более, в зависимости от цели и задач урока, от темпа работы класса.
Как вы думаете, нужно ли озвучивать наличие межпредметных связей учащимся начальных классов на уроке? Почему?
Очень здорово если дети сами называют предмет с которым происходит межпредметная связь, и такое часто бывает. Говорить о межпредметных связях нужно, т.к. у учеников происходит повышение интереса, формируется единая картина мира и понимание того, что все области так или иначе связаны.
Какова роль межпредметных связей в формировании метапредметных результатов в обучении младших школьников?
Одним из способов формирования метапредметных результатов обучения являются межпредметные связи. Межпредметные связи наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и др.
Задание для самостоятельной работы.
Предложите тему урока технологии в начальных классах. Каким образом будет меняться его содержание в зависимости от выбора межпредметных связей? Приведите примеры.
Тема урока: Крокодил. Аппликация из кругов.
Математика: называние геометрических фигур, использование циркуля и линейки.
ИЗО: развитие творческого воображения и мелкой моторики рук.
ОБЖ: инструктаж по ТБ при использовании циркуля и ножниц.