СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"»

Урок № 81


Класс: 7

Дата: 15.02.2017 г.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Цели урока:

  1. Познавательные:

а) познакомить с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце наречий».

б) повторить ранее изученные сведения о наречии как части речи, повторить написание Ь после шипящих в различных частях речи.

2.Практические:

а) закрепить умение по правописанию мягкого знака после шипящих

б) проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

в) сформировать умение применять правила на практике

3.Общепредметные:

а) формировать умение самостоятельно пополнять знания при самостоятельной работе с материалом.

б) развивать:

  • память, логическое мышление (мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);

  • развитие системности мышления;

  • развитие устной и письменной речи;

  • орфографической зоркости;

  • умение анализировать и делать выводы;

в) воспитывать:

  • интерес к учебному процессу;

  • умение давать самооценку;

  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимание к родному языку, воспитание нравственных качеств.

  • Языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной).


Оборудование: презентация, карточки с заданиями, таблица Т.Я.Фроловой, учебник, листы самооценки


Тип урока: комбинированный




ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Рапорт учебного сектора (1 мин)


  1. Актуализация опорных знаний (4 мин)

- Какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Что такое наречие?

- Что вы знаете о наречиях?


  1. Проверка домашнего задания (2 мин)

Учитель: А какое домашнее задание у вас было?

Ученики: Написать слова с орфограммой «Ь после шипящих»

Учитель: Давай те рассмотрим несколько примеров


  1. Мотивационно-целевой этап (5 мин)

Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и отступите две строчки для темы. Её мы выясним чуть позже. А сейчас разделите свою страничку тетради на 4 столбика.


Глагол Краткое прилаг. Имя сущ. ж.р. Имя сущ. м.р., мн. Ч.


Учитель: Я вам диктую слова, а вам необходимо распределить их по колонкам.

(1 ученик работает у доски)

Видишь (г), горяч (к.п.), дичь (ж.р.), задач (мн.ч.), сторож (м.р.), хорош (к.п.), спрячьте (г.), вещь (ж.р.)

Учащиеся объясняют правильное написание слов

Учитель: А какой части речи не хватает в данной таблице?

Ученики: Наречия

Учитель: Верно. А давайте запишем их. Предложите свои варианты.

-Собака убежала? (прочь)

-Лошади помчались? (вскачь)

-Раскрыть окна? (настежь)

Учитель: А как мы пишем наречия в данном случае?

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Учитель: Молодцы, верно. Запишите тему урока.

Учитель: А какое рифмованное правило вы знаете по данной теме?

Дети хором рассказывают стихотворение Т.Я.Фроловой «Ь после шипящих»:

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда.

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда.

Существительное – много,

Существительное – мой

Знак не нужен никакой.

А подставь она, одна

Мягкий знак пиши всегда.

Учитель: Молодцы! Ребята, а какие цели вы ставите перед собой? Сформулируйте их, глядя на слова-подсказки (на экране)

Повторим…….

Изучим……..

Узнаем……..

Проверим……


  1. Изучение нового материала (4 мин)

- Определите закономерность написания -Ь- после шипящих в наречиях

Настежь Уж

Навзничь

Лишь Замуж

Наотмашь

Вскачь Невтерпеж

- Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

- Вместе читаем правило на экране:

Во всех наречиях ты Ь найдешь,

кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ


Работа по учебнику. (2 мин)

Учитель: Ребята, а сейчас откройте свои учебники на странице 134 и изучите схему из упражнения 250. Что ещё вы можете дополнить по нашей теме?


  1. Закрепление

  1. Работа с учебником (5 мин)

С. 134, упр.249. (предложения 1-3). Спишите предложения, раскрывая скобки.

Взаимопроверка. (предложения на экране).

Мы очутились на холмистом, сплошь засеянном пшеницей поле. Белый, ужасный свет как будто наотмашь ударил его по лицу. Когда становится совсем уж невтерпёж, судорожно вдыхаешь пахнущий жаркой резиной воздух.

Один ученик комментирует орфограммы.


Физкультминутка (2 мин)

– Быстро  встаньте, поднимите руки вверх, плавно опустите их вниз, повернитесь вправо, повернитесь влево, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

– Сколько раз в тексте физкультминутки встретилось  наречие?(8 раз)


  1. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками). (3 мин).

Учитель: Ребята, у меня в руках 3 конверта, в них задания разного уровня сложности. В зелёном конверте задания на «3», в жёлтом – на «4», а в красном – на «5». Я вас попрошу самим оценить свои знания и выбрать для себя оценку за самостоятельную работу. Итак, кто желает оценку «3»?, Оценку «4», «5» ?


Учитель: Прежде чем перейти к заданиям, давайте создадим полную тишину и насладимся ею

Учитель: Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (на экране). Именно это время сейчас у нас. Давайте попробуем войти в картину. Что вы ощущаете?

Учитель: Ребята, посмотрите, как художнику удалось изобразить время года? (много света, яркие голубые тени на снегу, много движения: оживленные люди, дети, по двору гуляют куры)


– Давайте познакомимся с текстом (читают текст).

Лексическая работа (2 мин)

- Ребята вам встретились незнакомые слова, сейчас посмотрите на экран и познакомьтесь со значением этих слов.

Настежь – на «стеж» ( крюк)- дословно « на дверном крюке», то есть «открыто» (Этимологический словарь)

Блажь – нелепая прихоть, дурь

Мираж – 1.Оптическое явление : мнимые изображения отдаленных предметов

2. перен. Обманчивый признак.

- Докажите, что это текст.

- Определите стиль текста (художественный).

- Докажите своё мнение. Какими способами удалось автору текста изобразить весну?

(Используя изобразительно- выразительные средства: эпитеты: день удивителен и чарующ, снег скрипуч, настойчивый солнечный луч; много используется глаголов, которые передают динамику, движение, наречия помогают описать действия)

Самостоятельная работа (4 мин)

Зелёный конверт на «3». Вставьте пропущенные буквы.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ­_ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из-за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Жёлтый конверт на «4». Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ_ (______) Не пряч_тесь (_____) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (______) снег проверьте скорость лыж_ (______). Из-за туч_ (______) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (______). Ему невтерпеж_ (______) растопить лед на скатах крыш_ (______) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (______). Это не блаж_ (______). Ведь весна уже не мираж_ (______), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (______) окна соседних дач_ (______)

Красный конверт на «5». Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не) пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из-за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_

Самопроверка. Комментирование орфограмм.


  1. Творческое задание. Подготовка к ОГЭ / ГВЭ (5 мин)

Написать мини-сочинение по исходному тексту и картине, используя наречия.


  1. Подведение итогов (2 мин)

– Какую часть речи называем наречием?

– Как пишутся наречия с шипящей на конце?

– В каких наречиях после шипящих на конце Ь не пишется?

– Приведите несколько примеров на данную орфограмму

– В каких частях речи есть такая же орфограмма? Приведите примеры, доказывающие ваш ответ.


  1. Рефлексия (2 мин)

Сегодня на уроке мы:

Повторили…

Изучили…

Узнали…

Проверили…

Ребята, а сейчас посмотрите на свои листы самооценки и поставьте себе среднюю оценку за урок. Встаньте те, у кого «5». У кого «4». У кого «3»


  1. Домашнее задание (2 мин)

С. 134, упр. 251

На «3» – списать, раскрывая скобки

На «4» – Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание Ь после шипящих.

На «5» – Списать, раскрывая скобки. Объяснить правописание Ь после шипящих. Составить 5 предложений, употребляя как можно больше слов из упражнения.




Лист самооценки


Вид работы

оценка

1

Распределительный диктант (работа у доски)


2

Упражнение 251


3

Работа по карточкам


4

Творческая работа


5

Ответы в течение урока



Итоговая оценка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!