СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак в конце слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 3 классе коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак в конце слова.»

6



Тема: «Мягкий знак на конце слова»


Цель: отработка умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком


Задачи: 1. образовательные

- способствовать формированию умения обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком, объяснять орфограмму

- способствовать формированию умения проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова (по произношению, написанию, смыслу)


2. коррекционно – развивающие

-содействовать развитию фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия путём выполнения специальных упражнений


3.воспитательные

- прививать интерес к предмету и процессу обучения

Оборудование: компьютер, проектор, карточки учащимся 3 группы, карточка со словарным словом, схема звукобуквенного анализа.


Ход урока:

I. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит произнесённый мною звук и определит твёрдый он или мягкий: ЛЬ, М, РЬ, К, НЬ, Г,ТЬ, С

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Они посмотрят, как вы работаете на уроке, что знаете, чему научились.


II. Минутка чистописания.

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме. (Спина прямая, касается спинки стула, ноги вместе, касаются пола, расстояние между учеником и партой – кулачок)

-Сели все правильно, в течение урока следим за посадкой.

-Открываем тетради, хором говорим:

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

- Запишем дату:

4 декабря. Классная работа. СЛАЙД №1

-Посмотрите на доску.

-Что вы здесь видите? (буквы). СЛАЙД №2


О Ь И У



- Какую букву вы бы убрали из этой строчки? (Ь) СЛАЙД №2

- А почему? (Ь знак не обозначает звука) с анимацией

-Значит, какая буква лишняя? (Ь)


-Вот сейчас мы напишем Ь. СЛАЙД №3

-Смотрим, как её писать.


- Пишем в тетрадях Ь знак до конца строки. (Аделина пишет до середины строки)


III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

- Мы не зря вспомнили написание Ь, он ещё не раз нам будет встречаться на уроке.

- А что же обозначает Ь знак? ( Ь знак обозначает мягкость согласного)

- С какими согласными дружит Ь знак? (с мягкими согласными)


IV.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять твёрдый и мягкий согласный и обозначать мягкость согласного на письме Ь знаком.


V.Словарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А какое это слово вы догадаетесь сами, если найдёте его среди цифр и прочитаете.


5 м 4 9 6 е 7 5 2 4 8

8 0 е 5 1 9 л 5 7 ь 9


СЛАЙД № 4




- Что получилось? (мебель) СЛАЙД № 4

с анимацией

мебель


СЛАЙД № 5


- Прочитаем хором (мебель)

-Что мы относим к мебели? (шкаф, стул, кровать и т.д.)

-Произнесём это слово по слогам (ме-бель)

-Вам нужно запомнить, что после буквы Б пишется гласная Е?

- А почему после Л написан Ь знак? (потому что звук ЛЬ мягкий)


-Пишем в тетрадь: мебель.

- Сделаем звукобуквенный анализ этого слова по схеме. СЛАЙД № 6

-Ставим ударение. с анимацией

-Отмечаем гласные.

-Отмечаем согласные.

-Делим слово на слоги: ме-бель

- Сколько в слове слогов? (два)

- Пишем рядом: ме-бель

- Определим, сколько букв в слове. Что мы делаем с буквами? (видим и пишем)

- Сколько букв вы видите?(6 букв)

- Пишем: 6 б.,

- Определим количество звуков. Что мы делаем со звуками? (слышим и произносим)

- Произнёсём звуки. Сколько звуков мы сказали? (5 звуков)

- Пишем: 5 зв..

- Почему букв больше, а звуков меньше? ( Ь знак – это не звук, мы его не произносим)


-С каким словарным словом мы познакомились? (мебель)

-Почему это слово называется словарным? (его нельзя проверить, правописание этого слова нужно запомнить)


VI. Пальчиковая гимнастика


Раз, два, три, четыре,          Загибают  пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.
Много мебели в квартире.         Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,      Загибают пальчики,

А в буфет поставим чашку.         начиная с больших, на обеих руках

На кровати полежим,

За столом мы посидим.



Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет р


Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.


VII. Закрепление правописания словарного слова. Работа над предложением.

-Посмотрите внимательно на доску.

- Это предложение прочитает…(Рубин ) СЛАЙД № 7

На машину погрузили шкаф, диван, стол.





-Прочитаем предложение хором.

- Какие слова выделены? (шкаф, диван, стол)

- Как эти слова можно заменить одним словом? (мебель)

- Вам нужно будет записать предложение, заменив выделенные слова, словом мебель.

- Какое предложение получится? (На машину погрузили … мебель.)

-Прежде чем записать предложение в тетрадь, скажите какое правило написания предложения нужно помнить? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

-Пишем предложение в тетрадь, вставляя последнее недостающее слово. (Помогаю слабым учащимся).

- Проверяем написанное. СЛАЙД № 8


VIII.Физминутка.

БУКВОЙ Л РАССТАВИМ НОГИ,

СЛОВНО В ПЛЯСКЕ РУКИ В БОКИ,

МЫ ПОТОПАЕМ НОГАМИ,

МЫ ПОХЛОПАЕМ РУКАМИ,

ПОКИВАЕМ ГОЛОВОЙ

И ТИХОНЬКО СКАЖЕМ: «ОЙ!»

А ТЕПЕРЬ МЫ ДРУЖНО СЯДЕМ

И В УЧЕБНИК ВСЕ ЗАГЛЯНЕМ.




IХ.Работа с учебником.


-Откроем учебники стр.96 упр. 23

-Читает…(хорошо читающий ученик).

- Читаем хором.

-Как вы поняли задание, что нужно сделать?

-1.Прочитать загадки. К каждой загадке подобрать отгадку.

- 2.Записать отгадки.

-3.Подчеркнуть мягкие согласные.



Учащимся III группы даётся задание по карточкам: списать слова, подчеркнуть мягкие согласные с Ь знаком двумя чертами.

Пенал, дверь, ковёр, огонь, уголь.

за-яц, о-деж-да.




1 загадка: Никого не обижает, а все её толкают. (Дверь)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После Р пишу Ь, потому что звук РЬ мягкий)

-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.


2 загадка: Ей бродить ничуть не лень, рядом с вами целый день. (Тень)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После Т пишу Ь, потому что звук ТЬ мягкий)

-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.


3 загадка: В воде купался, сухим остался. (Гусь)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слов с Ь знаком. ( После С пишу Ь, потому что звук СЬ мягкий)

-Подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами.


- А следующие 2 загадки я загадаю вам сама, не из учебника

4 загадка: Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слова. ( Звук Л твёрдый, поэтому Ь знак не пишем)


5 загадка: Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит- пищит, сядет - молчит. Случай не упустит: сядет и укусит. (Комар)

- К доске выходит … и пишет слово на доске, объясняя написание слова. ( Звук Р твёрдый, поэтому Ь знак не пишем)


Х. Работа с тренажёром.

1.Выбери Т или ТЬ и вставь их в слова. СЛАЙД № 9

2. Выбери Р или РЬ и вставь их в слова. СЛАЙД № 10


Х.Домашнее задание. (стр.89 упр. 6)

-Прочитать вопросы и записать ответы. Аделина отвечает только на 3 вопроса.


ХI.Итог. Оценки.


-Что мы учились делать на уроке? (писать твёрдые и мягкие согласные на конце слова).

- Какой буквой обозначаем мягкость согласного на конце слова? (ь знаком)

-Что было трудно?


-«5» ставлю …Они сегодня очень хорошо работали.

-«4»… Вам нужно немного подтянуться.

-А кто работал по карточкам, я оценю вас после проверки ваших работ.






Резервное задание. Игра “Хлопни в ладоши”.

- Хлопнуть в ладоши, если в слове на конце слышен согласный мягкий.

ПЕНАЛ, СУХАРЬ, УГОЛЬ, КОВЁР, МЕЛ, ПЕНЬ, ЛЕНЬ, ГОЛОС, ДЕНЬ, ТЕНЬ.

























Список использованной литературы


  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.


  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.


  1. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;


  1. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.


  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.



  1. http://www.babyblog.ru/user/merka2000/2996631 - пальчиковая гимнастика








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!