СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мятный пряник от А.П.Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы с использованием технологии РКМ по рассказу А.П.Чехова с применением приема "Чтение с остановками". Этот прием очень интересен при изучении небольших рассказов, ранее не знакомых учащимся. Интрига, которая не отпускает на протяжении всего урока, держит внимание учащихся, помогает развивать фантазию, находясь в рамках заданного автором начала.

Просмотр содержимого документа
«Мятный пряник от А.П.Чехова»

Мятный пряник от Антона Павловича Чехова

Урок литературы по рассказу А.П.Чехова «На мельнице» (8 класс)

Урок разработан учителем русского языка и литературы

МАОУ ШИЛИ Фурзиковой Ольгой Юрьевной

Форма проведения:  урок в технологии РКМ с использованием приема чтения с остановками.

Цели урока:

Образовательные:

Обобщить знания учащихся о средствах создания образа героя, способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, критического мышления, творческих способностей. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, уважительное отношение к родителям; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с чтением текста художественного произведения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета (Познавательные УУД).

Оборудование: иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «На мельнице» - рисунок Кукрыниксов,1941г.



Ход урока

Учитель. У меня в руках пряники… Какие ассоциации рождаются у вас, когда мы говорим о пряниках?

(Лакомство, праздник, угощение, что-то радостное, то, чем можно поделиться, «и пряником не заманишь»…)

Учитель. А как вам кажется, какое отношение пряники имеют к сегодняшнему нашему уроку литературы?

(Возможно, с этим будет как-то связана история, рассказанная автором, или пряник станет важной художественной деталью, характеризующей героя)

Сегодня мы познакомимся с рассказом Антона Павловича Чехова, который называется «На мельнице». Это небольшой рассказ. Как вы думаете, ребята, о чем может быть рассказ с таким названием?

(Учащиеся предполагают, что рассказ может быть и юмористический, т.к. до этого были знакомы с этой частью творчества писателя.)

Учитель. Рассказ был написан в 1886 году, а в середине 20 века творческий коллектив, который получил название Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий- Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич ,Соколов Николай Александрович), проиллюстрировал около 40 рассказов Чехова. Среди их работ есть и иллюстрация к рассказу «На мельнице».

Демонстрация иллюстрации. Обратить внимание на то, в каком цвете изображены герои, пейзаж. Кто они, герои? Что их связывает? Какую ситуацию, возможно, изобразили художники? Можно ли предположить, что этот рассказ юмористический?

Учитель. Итак, теперь, возможно, кто-то может уточнить свои предположения, прогнозы?

Учащиеся строят свои предположения, рисуя «дерево предсказаний».

Учитель. Сейчас мы начнем читать рассказ «На мельнице». Читать мы будем не всё целиком, а с остановками, чтобы можно было обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями. Пожалуйста!

Антон Павлович Чехов

«На мельнице»

Мельник Алексей Бирюков, здоровенный, коренастый мужчина средних лет, фигурой и лицом похожий на тех топорных, толстокожих и тяжело ступающих матросов, которые снятся детям после чтения Жюля Верна, сидел у порога своей хижины и лениво сосал потухшую трубку. На этот раз он был в серых штанах из грубого солдатского сукна, в больших тяжелых сапогах, но без сюртука и без шапки, хотя на дворе стояла настоящая осень, сырая и холодная. Сквозь расстегнутую жилетку свободно проникала сырая мгла, но большое, черствое, как мозоль, тело мельника, по-видимому, не ощущало холода. Красное, мясистое лицо его по обыкновению было апатично и дрябло, точно спросонок, маленькие, заплывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам то на плотину, то на два сарая с навесами, то на старые, неуклюжие ветлы.

Около сараев суетились два только что приехавших монастырских монаха: один Клиопа, высокий и седой старик в обрызганной грязью рясе и в латаной скуфейке, другой Диодор, чернобородый и смуглый, по-видимому, грузин родом, в обыкновенном мужицком тулупе. Они снимали с телег мешки с рожью, привезенной ими для помола. Несколько поодаль от них на темной, грязной траве сидел работник Евсей, молодой, безусый парень в рваном кургузом тулупе и совершенно пьяный. Он мял в руках рыболовную сеть и делал вид, что починяет ее.

Мельник долго водил глазами и молчал, потом уставился на монахов, таскавших мешки, и проговорил густым басом:

— Вы, монахи, зачем это в реке рыбу ловите? Кто вам дозволил?

Монахи ничего не ответили и даже не взглянули на мельника.

Тот помолчал, закурил трубку и продолжал:

— Сами ловите да еще посадским мещанам дозволяете. Я в посаде и у вас реку на откуп взял, деньги вам плачу, стало быть, рыба моя и никто не имеет полного права ловить ее. Богу молитесь, а воровать за грех не считаете.

Мельник зевнул, помолчал и продолжал ворчать:

— Ишь ты, какую моду взяли! Думают, что как монахи, в святые записались, так на них и управы нет. Возьму вот и подам мировому. Мировой не поглядит на твою рясу, насидишься ты у него в холодной. А то и сам, без мирового справлюсь. Попаду на реке и так шею накостыляю, что до страшного суда рыбы не захочешь!

— Напрасно вы такие слова говорите, Алексей Дорофеич! — проговорил Клиопа тихим тенорком. — Добрые люди, которые бога боятся, таких слов собаке не говорят, а ведь мы монахи!

— Монахи, — передразнил мельник. — Тебе понадобилась рыба? Да? Так ты купи у меня, а не воруй!

— Господи, да нешто мы воруем? — поморщился Клиопа. — Зачем такие слова? Наши послушники ловили рыбу, это точно, но ведь на это они от отца архимандрита дозволение имели. Отец архимандрит так рассуждают, что деньги взяты с вас не за всю реку, а только за то, чтоб вы на нашем берегу имели право сети ставить. Река не вся вам дадена... Она не ваша и не наша, а божья...

— И архимандрит такой же, как ты, — проворчал мельник, стуча трубкой по сапогу. — Любит обшить, тоже! А я разбирать не стану. Для меня архимандрит всё равно что ты или вот Евсей. Попаду его на реке, так и ему влетит...

— А что вы собираетесь бить монахов, так это как вам угодно. Для нас же на том свете лучше будет. Вы уж били Виссариона и Антипия, так бейте и других.

— Замолчи, не трогай его! — проговорил Диодор, дергая Клиопу за рукав.

Клиопа спохватился, умолк и стал таскать мешки, мельник же продолжал браниться. Ворчал он лениво, посасывая после каждой фразы трубку и сплевывая. Когда иссяк рыбный вопрос, он вспомнил о каких-то его собственных двух мешках, которые якобы «зажулили» когда-то монахи, и стал браниться из-за мешков, потом, заметив, что Евсей пьян и не работает, он оставил в покое монахов и набросился на работника, оглашая воздух отборною, отвратительною руганью.

Монахи сначала крепились и только громко вздыхали, но скоро Клиопа не вынес... Он всплеснул руками и произнес плачущим голосом:

— Владыка святый, нет для меня тягостнее послушания, как на мельницу ездить! Сущий ад! Ад, истинно ад!

— А ты не езди! — огрызнулся мельник.

— Царица небесная, рады бы сюда не ездить, да где же нам другую мельницу взять? Сам посуди, кроме тебя тут в окружности ни одной мельницы нет! Просто хоть с голоду помирай или немолотое зерно кушай!

Мельник не унимался и продолжал сыпать во все стороны ругань. Видно было, что ворчанье и ругань составляли для него такую же привычку, как сосанье трубки.

— Хоть ты нечистого не поминай! — умолял Клиопа, оторопело мигая глазами. — Ну помолчи, сделай милость!

Первая остановка

Учитель. Итак, мы прочли почти половину рассказа и уже кое-что узнали о героях.

Что из наших предположений подтвердилось? Что не подтвердилось, попробуйте объяснить, почему?

(Прочитали половину рассказа, а кто был изображен на картине, так и осталось непонятным.)

Учитель. Чехов, мастер короткого рассказа, подробно описывает и внешность мельника, и его разговор с монахами. Как портрет героя раскрывает нам его характер? Какова роль пейзажа в раскрытии его личности?

(“.. фигурой и лицом похожий на топорных толстокожих матросов…”, “… лениво сосал потухшую трубку”, “…в серых штанах из грубого солдатского сукна”, “в больших тяжелых сапогах”, большое черствое, как мозоль, тело мельника… не ощущало холода”, лицо по обыкновению апатично, маленькие застывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам”).

Главный герой - грубый, бездушный человек, о чем говорят эпитеты, сравнение. Его тяжелый характер явно отражен в описании сырой и холодной осени. Художественная портретная деталь “маленькие заплывшие глазки” - “зеркало” его души, не способной чувствовать и переживать.

Он хозяин, у него водятся деньги, от него зависят другие люди, поэтому он считает, что имеет право относиться к другим людям, стоящим ниже его, грубо, пренебрежительно.

Монахи – это служители церкви, добропорядочные люди, живущие своим трудом. Однако Алексей считает себя хозяином не только своей мельницы, но и реки, на которой стоит его мельница, потому что он “реку на откуп взял”(взял в аренду). Для него все люди – воры, негодяи, бездельники, что монахи, что архимандрит ( работа с толковым словарем). Удивительно, что монахи готовы терпеть такое грубое обращение. Они готовы все стерпеть (как вам угодно, бейте и других, монахи вздыхают, пока мельник ругался, но не перечат ему). Сказывается и влияние веры, соблюдение христианских заповедей, и прямая зависимость от благосклонности мельника.

Ругань для мельника – дело привычное. Почему же все его терпят? В ближней округе больше нет мельницы! И все смирились! А Алексей, не чувствуя отпора, совершенно распоясался от безнаказанности.

Учитель. Давайте продолжим читать рассказ….

Скоро мельник умолк, но не потому, что его умолял Клиопа. На плотине показалась какая-то старуха, маленькая, кругленькая, с добродушным лицом, в каком-то странном полосатом салопике, похожем на спинку жука. Она несла небольшой узелок и подпиралась маленькой палочкой...

— Здравствуйте, батюшки! — зашепелявила она, низко кланяясь монахам. — Помогай бог! Здравствуй, Алешенька! Здравствуй, Евсеюшка!..

— Здравствуйте, маменька, — пробормотал мельник, не глядя на старуху и хмурясь.

— А я к тебе в гости, батюшка мой! — сказала она, улыбаясь и нежно заглядывая в лицо мельника. — Давно не видала. Почитай, с самого Успеньева дня не видались... Рад не рад, а уж принимай! А ты словно похудел будто...

Старушонка уселась рядом с мельником, и около этого громадного человека ее салопик еще более стал походить на жука.

— Да, с Успеньева дня! — продолжала она. — Соскучилась, вся душа по тебе выболела, сыночек, а как соберусь к тебе, то или дождь пойдет, или заболею...

— Сейчас вы из посада? — угрюмо спросил мельник.

— Из посада... Прямо из дому...

— При ваших болезнях и при такой комплекции вам дома сидеть нужно, а не по гостям ходить. Ну, зачем вы пришли? Башмаков не жалко!

— Поглядеть на тебя пришла... Их у меня, сынов-то, двое, — обратилась она к монахам, — этот, да еще Василий, что в посаде. Двоечко. Им-то всё равно, жива я или померла, а ведь они-то у меня родные, утешение... Они без меня могут, а я без них, кажется, и дня бы не прожила... Только вот, батюшки, стара стала, ходить к нему из посада тяжело.

Наступило молчание. Монахи снесли в сарай последний мешок и сели на телегу отдыхать... Пьяный Евсей всё еще мял в руках сеть и клевал носом.

— Не вовремя пришли, маменька, — сказал мельник. — Сейчас мне в Каряжино ехать нужно.

— Езжай! с богом! — вздохнула старуха. — Не бросать же из-за меня дело... Я отдохну часик и пойду назад... Тебе, Алешенька, кланяется Вася с детками...

— Всё еще водку трескает?

— Не то чтобы уж очень, а пьет. Нечего греха таить, пьет... Много-то пить, сам знаешь, не на что, так вот разве иной раз добрые люди поднесут... Плохое его житье, Алешенька! Намучилась я, на него глядючи... Есть нечего, детки оборванные, сам он — на улицу стыдно глаза показать, все штаны в дырах и сапогов нет... Все мы вшестером в одной комнате спим. Такая бедность, такая бедность, что горчее и придумать нельзя... С тем к тебе и шла, чтоб на бедность попросить... Ты, Алешенька, уж уважь старуху, помоги Василию... Брат ведь!

Мельник молчал и глядел в сторону.

— Он бедный, а ты — слава тебе, господи! И мельница у тебя своя, и огороды держишь, и рыбой торгуешь... Тебя господь и умудрил, и возвеличил супротив всех, и насытил... И одинокий ты... А у Васи четверо детей, я на его шее живу, окаянная, а жалованья-то всего он семь рублей получает. Где ж ему прокормить всех? Ты помоги...

Мельник молчал и старательно набивал свою трубку.

— Дашь? — спросила старуха.

Мельник молчал, точно воды в рот набрал. Не дождавшись ответа, старуха вздохнула, обвела глазами монахов, Евсея, встала и сказала:

— Ну бог с тобой, не давай. Я и знала, что не дашь... Пришла я к тебе больше из-за Назара Андреича... Плачет уж очень, Алешенька! Руки мне целовал и всё просил меня, чтоб я сходила к тебе и упросила...

— Чего ему?

— Просит, чтоб ты ему долг отдал. Отвез, говорит, я ему рожь для помолу, а он назад и не отдал.

— Не ваше дело, маменька, в чужие дела мешаться, — проворчал мельник. — Ваше дело богу молиться.

— Я и молюсь, да уж что-то бог моих молитв не слушает. Василий нищий, сама я побираюсь и в чужом салопе хожу, ты хорошо живешь, но бог тебя знает, какая душа у тебя. Ох, Алешенька, испортили тебя глаза завистливые! Всем ты у меня хорош: и умен, и красавец, и из купцов купец, но не похож ты на настоящего человека! Неприветливый, никогда не улыбнешься, доброго слова не скажешь, немилостивый, словно зверь какой... Ишь какое лицо! А что народ про тебя рассказывает, горе ты мое! Спроси-ка вот батюшек! Врут, будто ты народ сосешь, насильничаешь, со своими разбойниками-работниками по ночам прохожих грабишь да коней воруешь... Твоя мельница, словно место какое проклятое... Девки и ребята близко подходить боятся, всякая тварь тебя сторонится. Нет тебе другого прозвания, окромя как Каин и Ирод...

— Глупые вы, маменька!

— Куда ни ступишь — трава не растет, куда ни дыхнешь — муха не летает. Только и слышу я: «Ах, хоть бы его скорей кто убил или засудили!» Каково-то матери слышать всё это? Каково? Ведь ты мне родное дитя, кровь моя...

— Одначе мне ехать пора, — проговорил мельник, поднимаясь. — Прощайте, маменька!

Вторая остановка

Учитель. Вернемся к рисунку Кукрыниксов. Теперь стало понятно, какой эпизод рассказа проиллюстрирован? Оправдались наши предположения?

Как автор рисует мать мельника? Какими художественными средствами создает ее портрет? (старуха, маленькая, кругленькая, с добродушным лицом, в каком-то странном полосатом салопике, похожем на спинку жука. Она несла небольшой узелок и подпиралась маленькой палочкой...) Подчеркивает ее беспомощность, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (салопик, спинка, палочка, старушонка).

Диалог героев. Как старушка обращается к сыну?(Алешенька, батюшка, сыночек)

Автор не раз повторит слово «молчал» о мельнике, почему он не сразу отвечает матери?

Мать называет сына “ Алешенькой”, как в детстве, беспокоится, не похудел ли он, у нее о сыне изболелась душа. А он «угрюмо спросил», а больше молчит, пока мать рассказывает ему о том, зачем пришла. Возможно, мельник понимает, что мать пришла просить денег – это единственное, что его способно обеспокоить.

Почему старушка просит Алексея помочь Васе, а не себе? Почему старушка, зная, что мельник денег не даст, всё равно идет к нему с этой просьбой?

Понимая, что денег для себя просить бесполезно (может быть, раньше давал и давно не дает?), в глубине души она надеется, что чувство сострадания к малым детям (может быть, вспомнит, как сам жил ребенком в бедности?) разбудит в нем желание им помочь.

Почему просит за другого, постороннего человека, которого обидел мельник?

За себя и своих близких просила не раз, и не раз, видимо, получала отказ. Для посторонних людей обращение к матери мельника с просьбой повлиять на сына – последняя инстанция, ведь для любого нормального человека – просьба матери превыше всего, поэтому Назар Андреич слёзно обращается к ней с последней надеждой. Ведь если мельник не услышит слов матери, то уж точно большей силы повлиять на него нет.

Как говорит о своем чувстве к сыну?

Она любит и страдает от того, что понимает, кто ее сын. Не случайно, говоря ему правду (а кто бы еще осмелился ему об этом сказать?), мать называет имена Каина и Ирода. (Каин – предатель, убийца собственного брата; Ирод – имя, ставшее нарицательным, изверг, мучитель). Каково матери произносить такие слова о сыночке, родной кровинке? «Словно зверь» - в этих материнских словах заключается суть характера мельника: никаких человеческих чувств, порывов души, ничего святого.

Учитель. Продолжаем читать.

Мельник выкатил из сарая дроги, вывел лошадь и, втолкнув ее, как собачонку, между оглобель, начал запрягать. Старуха ходила возле него, заглядывала ему в лицо и слезливо моргала.

— Ну, прощай! — сказала она, когда сын ее стал быстро натягивать на себя кафтан. — Оставайся тут с богом, да не забывай нас. Постой, я тебе гостинца дам... — забормотала она, понизив голос и развязывая узел. — Вчерась была у дьяконицы и там угощали... так вот я для тебя спрятала...

И старуха протянула к сыну руку с небольшим мятным пряником...

— Отстаньте вы! — крикнул мельник и отстранил ее руку.

Старуха сконфузилась, уронила пряник и тихо поплелась к плотине... Сцена эта произвела тяжелое впечатление. Не говоря уж о монахах, которые вскрикнули и в ужасе развели руками, даже пьяный Евсей окаменел и испуганно уставился на своего хозяина. Понял ли мельник выражение лиц монахов и работника, или, быть может, в груди его шевельнулось давно уже уснувшее чувство, но только и на его лице мелькнуло что-то вроде испуга...

— Маменька! — крикнул он.



Третья остановка



Учитель. Пряник – невиданное лакомство, и голодная старуха отдает его не таким же голодным детям сына Васи, а взрослому богатому мельнику!

Так какой же символический смысл имеет этот пряник в рассказе?

(Он становится символом материнской всепрощающей любви, надежды на то, что эта любовь способна растопить даже такое холодное и черствое сердце)

Для чего автор показывает наблюдающих за разговором монахов?

Сцена с пряником происходит на глазах у монахов, их реакция однозначна. На лице мельника испуг! Какого продолжения рассказа мы ждем?

Трагизм сцены подчеркивается поведением монахов, которые от жестокости мельника вскрикнули и в ужасе развели руками. Даже пьяный Евсей окаменел, но он уставился на хозяина испуганно, потому что тоже, очевидно, был бит мельником. Для монахов такое отношение мельника к матери – вне всяких норм христианской морали.

Реакция окружающих вроде бы на миг вернула Алексея к человеческому поведению, он смог испытать другое чувство – не презрение и равнодушие, а испуг. И мы с нетерпением ждем: вот сейчас в груди Алексея проснется давно забытое чувство милосердия и любви.



Учитель. Прочитаем дальше.

Старуха вздрогнула и оглянулась. Мельник торопливо полез в карман и достал оттуда большой кожаный кошелек...

— Вот вам... — пробормотал он, вытаскивая из кошелька комок, состоявший из бумажек и серебра. — Берите!



Четвертая остановка

Учащиеся предполагают, что в мельнике осталось что-то человеческое, хотя бы жалость ребенка к своей бедной матери, попытка хоть чем-то загладить свое поведение.

Как бы вы закончили рассказ?



Учитель. Но на этом, к сожалению, рассказ не заканчивается. Прочитаем.



Он покрутил в руке этот комок, помял, для чего-то оглянулся на монахов, потом опять помял. Бумажки и серебряные деньги, скользя меж пальцев, друг за дружкой попадали обратно в кошелек, и в руке остался один только двугривенный... Мельник оглядел его, потер между пальцами и, крякнув, побагровев, подал его матери. 



Учитель. Для подробного изображения действий мельника Чехов использует ряд однородных сказуемых (торопливо пролез и достал, покрутил, помял, оглянулся, опять помял, бумажки и серебряные деньги, скользя, попадали обратно в кошелек, а в руке остался один только двугривенный). Порыва души не получилось. Жадность к деньгам победила (проснувшееся или не проснувшееся?) чувство сыновней любви и жалости к семье родного брата, да и двугривенный (20 копеек!) было жалко отдавать. Вот почему мельник так долго тер его между пальцами, крякал и краснел от жадности.

К финалу рассказа герой теряет имя, фамилию и становится мельником, для которого главное в жизни - получение прибыли и наличие денег в кошельке. Именно туго набитый деньгами кошелек, с которым мельник не расстается, заменил ему семью, близких, родных.

Учитель. Над какими нравственными проблемами размышляет автор в этом рассказе?

Домашнее задание. Подберите эпиграф к рассказу Чехова «На мельнице», свой выбор обоснуйте.





Приложение

«На мельнице». Кукрыниксы. 1941г.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!