СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Механическая работа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике на тему: «Механическая работа»

Составитель: учитель физики МБОУ СОШ №1 г. Темрюка

 Машковская Татьяна Владимировна

ТЕМА:  МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА.

 

Цель урока: учить обобщать и анализировать полученные знания, самостоятельно делать

выводы; заинтересовать исследовательской деятельностью, учить самостоятельно добывать знания, развивать логическое мышление, уметь обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике и в быту; развивать чувство коллективизма, взаимопомощь, учить работать в группе; показать как на основе полученных знаний можно решать жизненные задачи;

 

Оборудование: карточки с заданиями; таблички с цифрами от 1 до 6 , фломастеры, альбомные листы, мультимедийный проектор, слайды, видеофрагменты.

 

 

Ход урока.

 

 

1.Вступительное слово учителя.

 

Сегодня мы будем работать в группах. Все выполненные задания будем сейчас же проверять, исправлять, дополнять и делать выводы. За каждый правильный ответ вы получите жетончик, так что ваша оценка в конце урока будет зависеть от того, сколько их у вас окажется.

Когда я готовилась к этому уроку, то встретила в одной книге такие строки: «Я люблю все хорошее ,и тебя, старый товарищ, тебя, который не предаст, мой друг, мой труд! Как хорошо стоять с инструментом в руках у верстака, колотить, долбить….Радость верной руки, понятливость  пальцев, из которых выходит хрупкое создание искусства! Радость разума, который повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе, в камне стройную прихоть своей благородной фантазии. Мои руки, послушные работники, управляемые моим старым помощником, моим мозгом».Эти строки написаны французским писателем Роменом Роланом. Демонстрация видеофрагментов. Мы часто слышим: « Судьба в твоих руках»,- 

И это основное правило жизни. Человек , не умеющий ничего делать своими руками , превращается в потребителя.

Мы  часто встречаемся с понятиями работа, механическая работа, полезный труд, но не всегда можем правильно истолковать их. Совсем недавно  мне пришлось быть свидетелем спора двух учеников. Один говорил, что механическая работа, работа и полезный труд- разные понятия, а другой утверждал,что это одно и то же, что дескать какая разница- механическая работа или полезный труд? Работа – она и есть работа. Долго спорили ребята, но так и не пришли к согласию.

 

2 Объявление темы и цели урока

 

Действительно, в обыденной жизни словом работа мы называем всякий полезный труд

- рабочего, инженера, ученого, врача, учителя, художника. Ваша  учеба- это тоже работа.     

Ну а что же мы называем механической работой в физике? Что это за понятие? Вот с этим мы и должны сегодня разобраться и помочь разрешить тот спор. Механическая работа – вот тема нашего сегодняшнего урока.

 

Итак, возьмите карточки с первым заданием, внимательно прочитайте его и приступайте к выполнению.

 

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

 Задание 1.Включается компьютер.

Из примеров, которые приведены ниже, выберите, в каких говорится о полезном труде , а в каких о механической работе. Попробуйте назвать признак , по которому вы разделили эти примеры. Запишите ваши примеры в таблицу.

Полезный труд                                         Механическая работа

             

 

 

 

1.Ученик делает уроки.

2.Сжатая пружина отталкивает шарик.

3.Подъемный кран поднимает груз.

4. Лошадь везет телегу.

5 Художник рисует картину.

6.Автомобиль тормозит.

7.Рабочий изготавливает деталь на станке.

8.Врач лечит больного.

9Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу.

10.Санки скатываются с горы.

 

 

Фронтальная беседа с обсуждением ответов. Учитель подводит детей к выводу роли силы в механической работе, организует повторение, какие силы уже изучались,- сила тяжести, сила упругости, сила трения Ответы высвечиваются на доске.

 

 

Учитель. А теперь возьмите карточки со вторым заданием и попытайтесь назвать силы, за счет действия которых совершается работа в указанных примерах.

 

 

Задание 2.

1.Сжатая пружина отталкивает шарик. ( Сила упругости.)

2.Лошадь везет телегу. ( Сила тяги , сила трения.)

3.Подъемный кран поднимает груз.  ( Сила тяги двигателя, сила натяжения троса.)

4.Автомобиль тормозит. (  Сила трения.)

5.Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу. ( Сила давления.)

6.Санки скатываются с горы. ( Сила тяжести.)

 

 

Теперь другая группа пишет ответы с обозначением сил на плакатах и прикрепляет их к доске. Фронтальная беседа с обсуждением ответов .Ответы высвечиваются на доске.

 

 

Учитель. Итак мы выяснили : чтобы совершалась работа , необходимо действие силы той или иной природы. А вот теперь представьте , что вам необходимо передвинуть тяжелый предмет, вы приложили силу , а у вас ничего не получилось. Предмет с места так и не сдвинулся , значит, работу вы не совершили. Итак , недостаточно только действия силы

Должно выполняться еще какое-то условие. Вот и давайте попробуем его найти. На карточках с третьим заданием даны примеры и указано, в каких случаях механическая работа совершается , а в каких- нет. Рассмотрите эти примеры и попробуйте найти еще одно условие , необходимое для совершения механической работы.

 

 

 

Задание 3.

Механическая работа совершается:

1. Тело , выпущенное из рук , падает на землю.

2. Трактор тянет прицеп.

3. Катер тянет баржу.

4. Человек поднимается вверх по лестнице.

 

Механическая работа не совершается:

1. На столе стоит гиря.

2. На нитке подвешен груз.

3. Человек , стоя на лестнице , держит груз на плечах.

4. Кирпич лежит на земле.

 

 

 

 

Учитель. Итак , какой вывод мы сделали? Какое еще условие необходимо , чтобы совершалась работа ?

Учащиеся. Необходимо, чтобы тело под действием силы прошло определенный путь.

Учитель. Итак , назовите еще раз , какие же два условия необходимы для того , чтобы совершалась механическая работа.

Учащиеся. 1) На тело должна действовать сила. 2) Тело должно совершать перемещение под  действием этой силы.

Учитель. Будет ли совершаться работа , если одно из условий не выполняется.

Учащиеся. Нет.

Учитель. Давайте вернемся к примерам , в которых механическая работа не совершалась , и  подумаем , когда все же мы сможем совершить механическую работу. Например , в случае , когда гиря стоит на столе.

Учащиеся. Если мы преодолеем силу трения , т. е. приложим силу , больше силы давления , то тело сдвинется с места , совершится его перемещение. А раз есть сила и перемещение , то совершается механическая работа.

Учитель. А теперь откройте ** 53 учебника ( А.В.Перышкин    Физика  7 кл. ) и найдите подтверждение  сделанным выводам , прочитайте их и запишите в тетрадь .

 

 

Приступаем к следующему заданию. Из перечисленных в нем примеров выберите те , в которых  совершается механическая работа , и поднимите карточки с соответствующими номерами.

Задание 4.

1.Шайба катится по льду по инерции.

2.Человек выбрасывает грунт из ямы.

3.Из колодца подняли ведро.

4.Спортсмен с трамплина прыгает в воду.

 

 

 

5.Человек не может сдвинуть тяжелый предмет с места.

6.Тело свободно падает на землю.

Учащиеся поднимают карточки с цифрами. Учитель вызывает некоторых для ответа с места.

3. Решение задач.

Учитель. Итак, условия , необходимые для совершения работы мы нашли , а теперь необходимо научиться рассчитывать работу. Для этого стоит знать , какая зависимость существует  между работой А ,силой F     и  пройденным расстоянием   S    . Попробуйте установить эту зависимость.

 

Задание 5.

1. Груз массой  1 кг. подняли на высоту 1 м. Для этого приложили силу  9,8 Н. и совершили определенную работу.

2. Если вам необходимо на ту же высоту поднять груз массой 3 кг. , как при этом изменится приложенная вами сила и совершенная вами работа?

3. Можно ли считать , что эта работа равна тройной работе по поднятию груза массой 1 кг. на высоту 1 м.?

4.Изменится ли работа , если груз массой 1 кг. поднять не на 1 м. ,а на 3 м.?

5.Какой вывод можно сделать? Какую зависимость вы можете предложить для связи между величинами   А,           ?

Учитель подводит к выводу формулы А=           .

Учитель. Проверьте наши выводы по учебнику , запишите единицы использованных величин.

А теперь давайте попробуем применить наши знания для решения задач.

Задание 6.

1. Бочка заполнена водой. Девочка ведром вычерпала половину воды , а завершил работу мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?

2. Одинаковую ли работу совершили мальчики , равномерно перемещая санки на одинаковых отрезках пути , но с разными силами?

 

Задание 7.

1. На какую высоту надо поднять груз весом 2Н., чтобы совершить работу  10 Дж ?

2. Человек массой 60 кг. поднялся по лестнице на высоту 5м. Какую работу совершил человек?

3. Буксирный катер  тянет баржу силой 5000 Н. Какую работу совершает катер на пути 200 м. ?

4. Бетонную плиту объемом 0, 25 м подняли на высоту 6м. Плотность бетона 2000 кг\м. Какая работа совершена при этом?

 

Решение задач сверяется в ходе фронтальной беседы.

4.Домашнее задание

Учитель. Итак , мы проверили решения. Вы справились , молодцы!

Д.З. **53 упр .36 № 1,2,3.

Составьте вопросы своим товарищам , чтобы проверить , как они усвоили материал урока.

5 Итоги урока

Учитель . Подведем итог нашего урока .Сформулируйте вывод в нескольких предложениях.

Выслушиваются ответы , выставляются оценки.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Механическая работа»

Конспект урока по физике на тему: «Механическая работа»

Составитель: учитель физики МБОУ СОШ №1 г. Темрюка

Машковская Татьяна Владимировна

ТЕМА: МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА.


Цель урока: учить обобщать и анализировать полученные знания, самостоятельно делать

выводы; заинтересовать исследовательской деятельностью, учить самостоятельно добывать знания, развивать логическое мышление, уметь обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике и в быту; развивать чувство коллективизма, взаимопомощь, учить работать в группе; показать как на основе полученных знаний можно решать жизненные задачи;


Оборудование: карточки с заданиями; таблички с цифрами от 1 до 6 , фломастеры, альбомные листы, мультимедийный проектор, слайды, видеофрагменты.



Ход урока.



1.Вступительное слово учителя.


Сегодня мы будем работать в группах. Все выполненные задания будем сейчас же проверять, исправлять, дополнять и делать выводы. За каждый правильный ответ вы получите жетончик, так что ваша оценка в конце урока будет зависеть от того, сколько их у вас окажется.

Когда я готовилась к этому уроку, то встретила в одной книге такие строки: «Я люблю все хорошее ,и тебя, старый товарищ, тебя, который не предаст, мой друг, мой труд! Как хорошо стоять с инструментом в руках у верстака, колотить, долбить….Радость верной руки, понятливость пальцев, из которых выходит хрупкое создание искусства! Радость разума, который повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе, в камне стройную прихоть своей благородной фантазии. Мои руки, послушные работники, управляемые моим старым помощником, моим мозгом».Эти строки написаны французским писателем Роменом Роланом. Демонстрация видеофрагментов. Мы часто слышим: « Судьба в твоих руках»,-

И это основное правило жизни. Человек , не умеющий ничего делать своими руками , превращается в потребителя.

Мы часто встречаемся с понятиями работа, механическая работа, полезный труд, но не всегда можем правильно истолковать их. Совсем недавно мне пришлось быть свидетелем спора двух учеников. Один говорил, что механическая работа, работа и полезный труд- разные понятия, а другой утверждал,что это одно и то же, что дескать какая разница- механическая работа или полезный труд? Работа – она и есть работа. Долго спорили ребята, но так и не пришли к согласию.


2 Объявление темы и цели урока


Действительно, в обыденной жизни словом работа мы называем всякий полезный труд

- рабочего, инженера, ученого, врача, учителя, художника. Ваша учеба- это тоже работа.

Ну а что же мы называем механической работой в физике? Что это за понятие? Вот с этим мы и должны сегодня разобраться и помочь разрешить тот спор. Механическая работа – вот тема нашего сегодняшнего урока.


Итак, возьмите карточки с первым заданием, внимательно прочитайте его и приступайте к выполнению.


Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Задание 1.Включается компьютер.

Из примеров, которые приведены ниже, выберите, в каких говорится о полезном труде , а в каких о механической работе. Попробуйте назвать признак , по которому вы разделили эти примеры. Запишите ваши примеры в таблицу.

Полезный труд

Механическая работа






1.Ученик делает уроки.

2.Сжатая пружина отталкивает шарик.

3.Подъемный кран поднимает груз.

4. Лошадь везет телегу.

5 Художник рисует картину.

6.Автомобиль тормозит.

7.Рабочий изготавливает деталь на станке.

8.Врач лечит больного.

9Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу.

10.Санки скатываются с горы.



Фронтальная беседа с обсуждением ответов. Учитель подводит детей к выводу роли силы в механической работе, организует повторение, какие силы уже изучались,- сила тяжести, сила упругости, сила трения Ответы высвечиваются на доске.



Учитель. А теперь возьмите карточки со вторым заданием и попытайтесь назвать силы, за счет действия которых совершается работа в указанных примерах.



Задание 2.

1.Сжатая пружина отталкивает шарик. ( Сила упругости.)

2.Лошадь везет телегу. ( Сила тяги , сила трения.)

3.Подъемный кран поднимает груз. ( Сила тяги двигателя, сила натяжения троса.)

4.Автомобиль тормозит. ( Сила трения.)

5.Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу. ( Сила давления.)

6.Санки скатываются с горы. ( Сила тяжести.)



Теперь другая группа пишет ответы с обозначением сил на плакатах и прикрепляет их к доске. Фронтальная беседа с обсуждением ответов .Ответы высвечиваются на доске.



Учитель. Итак мы выяснили : чтобы совершалась работа , необходимо действие силы той или иной природы. А вот теперь представьте , что вам необходимо передвинуть тяжелый предмет, вы приложили силу , а у вас ничего не получилось. Предмет с места так и не сдвинулся , значит, работу вы не совершили. Итак , недостаточно только действия силы

Должно выполняться еще какое-то условие. Вот и давайте попробуем его найти. На карточках с третьим заданием даны примеры и указано, в каких случаях механическая работа совершается , а в каких- нет. Рассмотрите эти примеры и попробуйте найти еще одно условие , необходимое для совершения механической работы.




Задание 3.

Механическая работа совершается:

  1. Тело , выпущенное из рук , падает на землю.

  2. Трактор тянет прицеп.

  3. Катер тянет баржу.

  4. Человек поднимается вверх по лестнице.


Механическая работа не совершается:

  1. На столе стоит гиря.

  2. На нитке подвешен груз.

  3. Человек , стоя на лестнице , держит груз на плечах.

  4. Кирпич лежит на земле.





Учитель. Итак , какой вывод мы сделали? Какое еще условие необходимо , чтобы совершалась работа ?

Учащиеся. Необходимо, чтобы тело под действием силы прошло определенный путь.

Учитель. Итак , назовите еще раз , какие же два условия необходимы для того , чтобы совершалась механическая работа.

Учащиеся. 1) На тело должна действовать сила. 2) Тело должно совершать перемещение под действием этой силы.

Учитель. Будет ли совершаться работа , если одно из условий не выполняется.

Учащиеся. Нет.

Учитель. Давайте вернемся к примерам , в которых механическая работа не совершалась , и подумаем , когда все же мы сможем совершить механическую работу. Например , в случае , когда гиря стоит на столе.

Учащиеся. Если мы преодолеем силу трения , т. е. приложим силу , больше силы давления , то тело сдвинется с места , совершится его перемещение. А раз есть сила и перемещение , то совершается механическая работа.

Учитель. А теперь откройте ** 53 учебника ( А.В.Перышкин Физика 7 кл. ) и найдите подтверждение сделанным выводам , прочитайте их и запишите в тетрадь .



Приступаем к следующему заданию. Из перечисленных в нем примеров выберите те , в которых совершается механическая работа , и поднимите карточки с соответствующими номерами.

Задание 4.

1.Шайба катится по льду по инерции.

2.Человек выбрасывает грунт из ямы.

3.Из колодца подняли ведро.

4.Спортсмен с трамплина прыгает в воду.




5.Человек не может сдвинуть тяжелый предмет с места.

6.Тело свободно падает на землю.

Учащиеся поднимают карточки с цифрами. Учитель вызывает некоторых для ответа с места.

3. Решение задач.

Учитель. Итак, условия , необходимые для совершения работы мы нашли , а теперь необходимо научиться рассчитывать работу. Для этого стоит знать , какая зависимость существует между работой А ,силой F и пройденным расстоянием S . Попробуйте установить эту зависимость.


Задание 5.

  1. Груз массой 1 кг. подняли на высоту 1 м. Для этого приложили силу 9,8 Н. и совершили определенную работу.

  2. Если вам необходимо на ту же высоту поднять груз массой 3 кг. , как при этом изменится приложенная вами сила и совершенная вами работа?

  3. Можно ли считать , что эта работа равна тройной работе по поднятию груза массой 1 кг. на высоту 1 м.?

4.Изменится ли работа , если груз массой 1 кг. поднять не на 1 м. ,а на 3 м.?

5.Какой вывод можно сделать? Какую зависимость вы можете предложить для связи между величинами А, ?

Учитель подводит к выводу формулы А= .

Учитель. Проверьте наши выводы по учебнику , запишите единицы использованных величин.

А теперь давайте попробуем применить наши знания для решения задач.

Задание 6.

  1. Бочка заполнена водой. Девочка ведром вычерпала половину воды , а завершил работу мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?

  2. Одинаковую ли работу совершили мальчики , равномерно перемещая санки на одинаковых отрезках пути , но с разными силами?


Задание 7.

  1. На какую высоту надо поднять груз весом 2Н., чтобы совершить работу 10 Дж ?

  2. Человек массой 60 кг. поднялся по лестнице на высоту 5м. Какую работу совершил человек?

  3. Буксирный катер тянет баржу силой 5000 Н. Какую работу совершает катер на пути 200 м. ?

  4. Бетонную плиту объемом 0, 25 м подняли на высоту 6м. Плотность бетона 2000 кг\м. Какая работа совершена при этом?


Решение задач сверяется в ходе фронтальной беседы.

4.Домашнее задание

Учитель. Итак , мы проверили решения. Вы справились , молодцы!

Д.З. **53 упр .36 № 1,2,3.

Составьте вопросы своим товарищам , чтобы проверить , как они усвоили материал урока.

5 Итоги урока

Учитель . Подведем итог нашего урока .Сформулируйте вывод в нескольких предложениях.

Выслушиваются ответы , выставляются оценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!