Конспект урока по физике на тему: «Механическая работа»
Составитель: учитель физики МБОУ СОШ №1 г. Темрюка
Машковская Татьяна Владимировна
ТЕМА: МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Цель урока: учить обобщать и анализировать полученные знания, самостоятельно делать
выводы; заинтересовать исследовательской деятельностью, учить самостоятельно добывать знания, развивать логическое мышление, уметь обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике и в быту; развивать чувство коллективизма, взаимопомощь, учить работать в группе; показать как на основе полученных знаний можно решать жизненные задачи;
Оборудование: карточки с заданиями; таблички с цифрами от 1 до 6 , фломастеры, альбомные листы, мультимедийный проектор, слайды, видеофрагменты.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем работать в группах. Все выполненные задания будем сейчас же проверять, исправлять, дополнять и делать выводы. За каждый правильный ответ вы получите жетончик, так что ваша оценка в конце урока будет зависеть от того, сколько их у вас окажется.
Когда я готовилась к этому уроку, то встретила в одной книге такие строки: «Я люблю все хорошее ,и тебя, старый товарищ, тебя, который не предаст, мой друг, мой труд! Как хорошо стоять с инструментом в руках у верстака, колотить, долбить….Радость верной руки, понятливость пальцев, из которых выходит хрупкое создание искусства! Радость разума, который повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе, в камне стройную прихоть своей благородной фантазии. Мои руки, послушные работники, управляемые моим старым помощником, моим мозгом».Эти строки написаны французским писателем Роменом Роланом. Демонстрация видеофрагментов. Мы часто слышим: « Судьба в твоих руках»,-
И это основное правило жизни. Человек , не умеющий ничего делать своими руками , превращается в потребителя.
Мы часто встречаемся с понятиями работа, механическая работа, полезный труд, но не всегда можем правильно истолковать их. Совсем недавно мне пришлось быть свидетелем спора двух учеников. Один говорил, что механическая работа, работа и полезный труд- разные понятия, а другой утверждал,что это одно и то же, что дескать какая разница- механическая работа или полезный труд? Работа – она и есть работа. Долго спорили ребята, но так и не пришли к согласию.
2 Объявление темы и цели урока
Действительно, в обыденной жизни словом работа мы называем всякий полезный труд
- рабочего, инженера, ученого, врача, учителя, художника. Ваша учеба- это тоже работа.
Ну а что же мы называем механической работой в физике? Что это за понятие? Вот с этим мы и должны сегодня разобраться и помочь разрешить тот спор. Механическая работа – вот тема нашего сегодняшнего урока.
Итак, возьмите карточки с первым заданием, внимательно прочитайте его и приступайте к выполнению.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Задание 1.Включается компьютер.
Из примеров, которые приведены ниже, выберите, в каких говорится о полезном труде , а в каких о механической работе. Попробуйте назвать признак , по которому вы разделили эти примеры. Запишите ваши примеры в таблицу.
Полезный труд Механическая работа
1.Ученик делает уроки.
2.Сжатая пружина отталкивает шарик.
3.Подъемный кран поднимает груз.
4. Лошадь везет телегу.
5 Художник рисует картину.
6.Автомобиль тормозит.
7.Рабочий изготавливает деталь на станке.
8.Врач лечит больного.
9Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу.
10.Санки скатываются с горы.
Фронтальная беседа с обсуждением ответов. Учитель подводит детей к выводу роли силы в механической работе, организует повторение, какие силы уже изучались,- сила тяжести, сила упругости, сила трения Ответы высвечиваются на доске.
Учитель. А теперь возьмите карточки со вторым заданием и попытайтесь назвать силы, за счет действия которых совершается работа в указанных примерах.
Задание 2.
1.Сжатая пружина отталкивает шарик. ( Сила упругости.)
2.Лошадь везет телегу. ( Сила тяги , сила трения.)
3.Подъемный кран поднимает груз. ( Сила тяги двигателя, сила натяжения троса.)
4.Автомобиль тормозит. ( Сила трения.)
5.Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу. ( Сила давления.)
6.Санки скатываются с горы. ( Сила тяжести.)
Теперь другая группа пишет ответы с обозначением сил на плакатах и прикрепляет их к доске. Фронтальная беседа с обсуждением ответов .Ответы высвечиваются на доске.
Учитель. Итак мы выяснили : чтобы совершалась работа , необходимо действие силы той или иной природы. А вот теперь представьте , что вам необходимо передвинуть тяжелый предмет, вы приложили силу , а у вас ничего не получилось. Предмет с места так и не сдвинулся , значит, работу вы не совершили. Итак , недостаточно только действия силы
Должно выполняться еще какое-то условие. Вот и давайте попробуем его найти. На карточках с третьим заданием даны примеры и указано, в каких случаях механическая работа совершается , а в каких- нет. Рассмотрите эти примеры и попробуйте найти еще одно условие , необходимое для совершения механической работы.
Задание 3.
Механическая работа совершается:
1. Тело , выпущенное из рук , падает на землю.
2. Трактор тянет прицеп.
3. Катер тянет баржу.
4. Человек поднимается вверх по лестнице.
Механическая работа не совершается:
1. На столе стоит гиря.
2. На нитке подвешен груз.
3. Человек , стоя на лестнице , держит груз на плечах.
4. Кирпич лежит на земле.
Учитель. Итак , какой вывод мы сделали? Какое еще условие необходимо , чтобы совершалась работа ?
Учащиеся. Необходимо, чтобы тело под действием силы прошло определенный путь.
Учитель. Итак , назовите еще раз , какие же два условия необходимы для того , чтобы совершалась механическая работа.
Учащиеся. 1) На тело должна действовать сила. 2) Тело должно совершать перемещение под действием этой силы.
Учитель. Будет ли совершаться работа , если одно из условий не выполняется.
Учащиеся. Нет.
Учитель. Давайте вернемся к примерам , в которых механическая работа не совершалась , и подумаем , когда все же мы сможем совершить механическую работу. Например , в случае , когда гиря стоит на столе.
Учащиеся. Если мы преодолеем силу трения , т. е. приложим силу , больше силы давления , то тело сдвинется с места , совершится его перемещение. А раз есть сила и перемещение , то совершается механическая работа.
Учитель. А теперь откройте ** 53 учебника ( А.В.Перышкин Физика 7 кл. ) и найдите подтверждение сделанным выводам , прочитайте их и запишите в тетрадь .
Приступаем к следующему заданию. Из перечисленных в нем примеров выберите те , в которых совершается механическая работа , и поднимите карточки с соответствующими номерами.
Задание 4.
1.Шайба катится по льду по инерции.
2.Человек выбрасывает грунт из ямы.
3.Из колодца подняли ведро.
4.Спортсмен с трамплина прыгает в воду.
5.Человек не может сдвинуть тяжелый предмет с места.
6.Тело свободно падает на землю.
Учащиеся поднимают карточки с цифрами. Учитель вызывает некоторых для ответа с места.
3. Решение задач.
Учитель. Итак, условия , необходимые для совершения работы мы нашли , а теперь необходимо научиться рассчитывать работу. Для этого стоит знать , какая зависимость существует между работой А ,силой F и пройденным расстоянием S . Попробуйте установить эту зависимость.
Задание 5.
1. Груз массой 1 кг. подняли на высоту 1 м. Для этого приложили силу 9,8 Н. и совершили определенную работу.
2. Если вам необходимо на ту же высоту поднять груз массой 3 кг. , как при этом изменится приложенная вами сила и совершенная вами работа?
3. Можно ли считать , что эта работа равна тройной работе по поднятию груза массой 1 кг. на высоту 1 м.?
4.Изменится ли работа , если груз массой 1 кг. поднять не на 1 м. ,а на 3 м.?
5.Какой вывод можно сделать? Какую зависимость вы можете предложить для связи между величинами А, ?
Учитель подводит к выводу формулы А= .
Учитель. Проверьте наши выводы по учебнику , запишите единицы использованных величин.
А теперь давайте попробуем применить наши знания для решения задач.
Задание 6.
1. Бочка заполнена водой. Девочка ведром вычерпала половину воды , а завершил работу мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?
2. Одинаковую ли работу совершили мальчики , равномерно перемещая санки на одинаковых отрезках пути , но с разными силами?
Задание 7.
1. На какую высоту надо поднять груз весом 2Н., чтобы совершить работу 10 Дж ?
2. Человек массой 60 кг. поднялся по лестнице на высоту 5м. Какую работу совершил человек?
3. Буксирный катер тянет баржу силой 5000 Н. Какую работу совершает катер на пути 200 м. ?
4. Бетонную плиту объемом 0, 25 м подняли на высоту 6м. Плотность бетона 2000 кг\м. Какая работа совершена при этом?
Решение задач сверяется в ходе фронтальной беседы.
4.Домашнее задание
Учитель. Итак , мы проверили решения. Вы справились , молодцы!
Д.З. **53 упр .36 № 1,2,3.
Составьте вопросы своим товарищам , чтобы проверить , как они усвоили материал урока.
5 Итоги урока
Учитель . Подведем итог нашего урока .Сформулируйте вывод в нескольких предложениях.
Выслушиваются ответы , выставляются оценки.
Просмотр содержимого документа
«Механическая работа»
Конспект урока по физике на тему: «Механическая работа»
Составитель: учитель физики МБОУ СОШ №1 г. Темрюка
Машковская Татьяна Владимировна
ТЕМА: МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Цель урока: учить обобщать и анализировать полученные знания, самостоятельно делать
выводы; заинтересовать исследовательской деятельностью, учить самостоятельно добывать знания, развивать логическое мышление, уметь обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике и в быту; развивать чувство коллективизма, взаимопомощь, учить работать в группе; показать как на основе полученных знаний можно решать жизненные задачи;
Оборудование: карточки с заданиями; таблички с цифрами от 1 до 6 , фломастеры, альбомные листы, мультимедийный проектор, слайды, видеофрагменты.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем работать в группах. Все выполненные задания будем сейчас же проверять, исправлять, дополнять и делать выводы. За каждый правильный ответ вы получите жетончик, так что ваша оценка в конце урока будет зависеть от того, сколько их у вас окажется.
Когда я готовилась к этому уроку, то встретила в одной книге такие строки: «Я люблю все хорошее ,и тебя, старый товарищ, тебя, который не предаст, мой друг, мой труд! Как хорошо стоять с инструментом в руках у верстака, колотить, долбить….Радость верной руки, понятливость пальцев, из которых выходит хрупкое создание искусства! Радость разума, который повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе, в камне стройную прихоть своей благородной фантазии. Мои руки, послушные работники, управляемые моим старым помощником, моим мозгом».Эти строки написаны французским писателем Роменом Роланом. Демонстрация видеофрагментов. Мы часто слышим: « Судьба в твоих руках»,-
И это основное правило жизни. Человек , не умеющий ничего делать своими руками , превращается в потребителя.
Мы часто встречаемся с понятиями работа, механическая работа, полезный труд, но не всегда можем правильно истолковать их. Совсем недавно мне пришлось быть свидетелем спора двух учеников. Один говорил, что механическая работа, работа и полезный труд- разные понятия, а другой утверждал,что это одно и то же, что дескать какая разница- механическая работа или полезный труд? Работа – она и есть работа. Долго спорили ребята, но так и не пришли к согласию.
2 Объявление темы и цели урока
Действительно, в обыденной жизни словом работа мы называем всякий полезный труд
- рабочего, инженера, ученого, врача, учителя, художника. Ваша учеба- это тоже работа.
Ну а что же мы называем механической работой в физике? Что это за понятие? Вот с этим мы и должны сегодня разобраться и помочь разрешить тот спор. Механическая работа – вот тема нашего сегодняшнего урока.
Итак, возьмите карточки с первым заданием, внимательно прочитайте его и приступайте к выполнению.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Задание 1.Включается компьютер.
Из примеров, которые приведены ниже, выберите, в каких говорится о полезном труде , а в каких о механической работе. Попробуйте назвать признак , по которому вы разделили эти примеры. Запишите ваши примеры в таблицу.
Полезный труд | Механическая работа |
| |
1.Ученик делает уроки.
2.Сжатая пружина отталкивает шарик.
3.Подъемный кран поднимает груз.
4. Лошадь везет телегу.
5 Художник рисует картину.
6.Автомобиль тормозит.
7.Рабочий изготавливает деталь на станке.
8.Врач лечит больного.
9Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу.
10.Санки скатываются с горы.
Фронтальная беседа с обсуждением ответов. Учитель подводит детей к выводу роли силы в механической работе, организует повторение, какие силы уже изучались,- сила тяжести, сила упругости, сила трения Ответы высвечиваются на доске.
Учитель. А теперь возьмите карточки со вторым заданием и попытайтесь назвать силы, за счет действия которых совершается работа в указанных примерах.
Задание 2.
1.Сжатая пружина отталкивает шарик. ( Сила упругости.)
2.Лошадь везет телегу. ( Сила тяги , сила трения.)
3.Подъемный кран поднимает груз. ( Сила тяги двигателя, сила натяжения троса.)
4.Автомобиль тормозит. ( Сила трения.)
5.Пороховые газы приводят пулю в движение по стволу. ( Сила давления.)
6.Санки скатываются с горы. ( Сила тяжести.)
Теперь другая группа пишет ответы с обозначением сил на плакатах и прикрепляет их к доске. Фронтальная беседа с обсуждением ответов .Ответы высвечиваются на доске.
Учитель. Итак мы выяснили : чтобы совершалась работа , необходимо действие силы той или иной природы. А вот теперь представьте , что вам необходимо передвинуть тяжелый предмет, вы приложили силу , а у вас ничего не получилось. Предмет с места так и не сдвинулся , значит, работу вы не совершили. Итак , недостаточно только действия силы
Должно выполняться еще какое-то условие. Вот и давайте попробуем его найти. На карточках с третьим заданием даны примеры и указано, в каких случаях механическая работа совершается , а в каких- нет. Рассмотрите эти примеры и попробуйте найти еще одно условие , необходимое для совершения механической работы.
Задание 3.
Механическая работа совершается:
Тело , выпущенное из рук , падает на землю.
Трактор тянет прицеп.
Катер тянет баржу.
Человек поднимается вверх по лестнице.
Механическая работа не совершается:
На столе стоит гиря.
На нитке подвешен груз.
Человек , стоя на лестнице , держит груз на плечах.
Кирпич лежит на земле.
Учитель. Итак , какой вывод мы сделали? Какое еще условие необходимо , чтобы совершалась работа ?
Учащиеся. Необходимо, чтобы тело под действием силы прошло определенный путь.
Учитель. Итак , назовите еще раз , какие же два условия необходимы для того , чтобы совершалась механическая работа.
Учащиеся. 1) На тело должна действовать сила. 2) Тело должно совершать перемещение под действием этой силы.
Учитель. Будет ли совершаться работа , если одно из условий не выполняется.
Учащиеся. Нет.
Учитель. Давайте вернемся к примерам , в которых механическая работа не совершалась , и подумаем , когда все же мы сможем совершить механическую работу. Например , в случае , когда гиря стоит на столе.
Учащиеся. Если мы преодолеем силу трения , т. е. приложим силу , больше силы давления , то тело сдвинется с места , совершится его перемещение. А раз есть сила и перемещение , то совершается механическая работа.
Учитель. А теперь откройте ** 53 учебника ( А.В.Перышкин Физика 7 кл. ) и найдите подтверждение сделанным выводам , прочитайте их и запишите в тетрадь .
Приступаем к следующему заданию. Из перечисленных в нем примеров выберите те , в которых совершается механическая работа , и поднимите карточки с соответствующими номерами.
Задание 4.
1.Шайба катится по льду по инерции.
2.Человек выбрасывает грунт из ямы.
3.Из колодца подняли ведро.
4.Спортсмен с трамплина прыгает в воду.
5.Человек не может сдвинуть тяжелый предмет с места.
6.Тело свободно падает на землю.
Учащиеся поднимают карточки с цифрами. Учитель вызывает некоторых для ответа с места.
3. Решение задач.
Учитель. Итак, условия , необходимые для совершения работы мы нашли , а теперь необходимо научиться рассчитывать работу. Для этого стоит знать , какая зависимость существует между работой А ,силой F и пройденным расстоянием S . Попробуйте установить эту зависимость.
Задание 5.
Груз массой 1 кг. подняли на высоту 1 м. Для этого приложили силу 9,8 Н. и совершили определенную работу.
Если вам необходимо на ту же высоту поднять груз массой 3 кг. , как при этом изменится приложенная вами сила и совершенная вами работа?
Можно ли считать , что эта работа равна тройной работе по поднятию груза массой 1 кг. на высоту 1 м.?
4.Изменится ли работа , если груз массой 1 кг. поднять не на 1 м. ,а на 3 м.?
5.Какой вывод можно сделать? Какую зависимость вы можете предложить для связи между величинами А, ?
Учитель подводит к выводу формулы А= .
Учитель. Проверьте наши выводы по учебнику , запишите единицы использованных величин.
А теперь давайте попробуем применить наши знания для решения задач.
Задание 6.
Бочка заполнена водой. Девочка ведром вычерпала половину воды , а завершил работу мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?
Одинаковую ли работу совершили мальчики , равномерно перемещая санки на одинаковых отрезках пути , но с разными силами?
Задание 7.
На какую высоту надо поднять груз весом 2Н., чтобы совершить работу 10 Дж ?
Человек массой 60 кг. поднялся по лестнице на высоту 5м. Какую работу совершил человек?
Буксирный катер тянет баржу силой 5000 Н. Какую работу совершает катер на пути 200 м. ?
Бетонную плиту объемом 0, 25 м подняли на высоту 6м. Плотность бетона 2000 кг\м. Какая работа совершена при этом?
Решение задач сверяется в ходе фронтальной беседы.
4.Домашнее задание
Учитель. Итак , мы проверили решения. Вы справились , молодцы!
Д.З. **53 упр .36 № 1,2,3.
Составьте вопросы своим товарищам , чтобы проверить , как они усвоили материал урока.
5 Итоги урока
Учитель . Подведем итог нашего урока .Сформулируйте вывод в нескольких предложениях.
Выслушиваются ответы , выставляются оценки.