СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Механизмы реализации системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Механизмы реализации системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования»

Просмотр содержимого документа
««Механизмы реализации системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования»»

«Механизмы реализации системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования»

Второй год я веду курс «Мир деятельности». Занятия по курсу проводятся в рамках внеурочной деятельности 1 раз в неделю. Занимаемся мы по полным комплектам (в него входят: учебное пособие с наклейками, разрезной материал и эталоны)

Когда впервые я познакомилась с пособием «Мир деятельности», у меня возникли некоторые сомнения. Темы, представленные в пособии, непростые. Как пойдет изучение курса? Меня беспокоило и то, что курсовую подготовку по данной проблеме я не проходила. Хватит ли мне моего педагогического мастерства? Радовало то, что курс оснащен прекрасными методическими рекомендациями. Каждый урок расписан подробно, начиная от этапа «Мотивация учебной деятельности» до последнего этапа «Рефлексия деятельности на уроке».

Сегодня учатся мои ученики, а вместе с ними учусь и я. Тщательно изучаю каждую тему, внимательно читаю методические рекомендации, рассматриваю страницу пособия, презентацию к уроку.

На мой взгляд, интересен подход авторов к изучению каждой темы. Изучение нового материала происходит через игровую деятельность, частые гости на уроках - сказочные герои. Даже такие трудные темы, как «Пробное учебное действие», «Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока», «Что значит учиться» разработаны на доступном для детей уровне, дети понимают предложенный материал, работают на уроках с желанием и интересом.

Хочу отметить, что первые уроки по курсу «Мир деятельности» давались детям с трудом. Ребята не всегда осознанно подходили к изучению нового материала, не хватало времени. Но постепенно дети и их родители вникли в содержание данного курса, они осознали его значимость. Сейчас дети с нетерпением ждут следующего урока, ждут новых открытий.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что в конце каждой четверти дается 2 резервных урока. Поэтому дети могут повторить ранее изученные темы, получить ответы на интересующие их вопросы.

На мой взгляд, курс имеет много «плюсов». Во-первых, он определяет 4 главные содержательные линии: организационно-рефлексивная, коммуникативная, познавательная, ценностная. Это позволяет в рамках одного курса сформировать целый ряд УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные).

Во-вторых, ценность данного курса состоит еще и в том, что новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

С первых дней школьной жизни первоклассники пытаются осознать, что значит уметь учиться. Для того, чтобы открыть новое знание, необходимо сделать определённые учебные шаги. Мои ученики хорошо знают два шага учебной деятельности: 1 шаг - что я не знаю, 2 шаг- сам найду способ. Т.е., сначала дети выясняют, что им не известно, что они пока не знают, что вызвало у них затруднение. А затем находят пути, способы для достижения поставленных целей.

Сначала шаги учебной деятельности детям давались с трудом. Сейчас ученики осознанно и легко прослеживают этапы урока и сами пытаются организовать самостоятельную работу.

Таким образом, благодаря курсу «Мир деятельности» дети учатся самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения.

Я замечаю, что мои ученики стали более осознанно относиться к учебе, делать многое с желанием, понимая, что от этого зависит результат.

Возможно, кто-то из вас скажет: «Но я тоже работаю по ТДМ, применяя которую ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Зачем еще нужен какой-то новый курс?» Я частично соглашусь с вами. Но хочу отметить, что только изучая курс «Мир деятельности» дети осознанно подходят к изучению таких понятий как «затруднение», «место и причина затруднения», «пробное учебное действие», «эталон», «шаги учебной деятельности» и др. Причем, данными понятиями дети легко и осознанно оперируют, используют их на предметных уроках.

В ходе изучения курса «Мир деятельности» дети знакомятся с алгоритмами выполнения того или иного действия. Например, с алгоритмом исправления ошибок, с порядком выполнения домашнего задания и т.д.

На мой взгляд, это очень важно, т.к. дети учатся самостоятельно применять необходимые алгоритмы, выполнять различные действия, т.е. учатся учиться. Это экономит их время, учащиеся знают, что от них требуется, дети самостоятельно могут выполнить домашнее задание, лишь иногда обращаются за помощью к учителю или родителям.

Учащиеся знакомятся с правилами работы в паре, в группе. А в дальнейшем применяют полученные знания на предметных уроках.

Я считаю, что на сегодняшний день групповая работа является наиболее комфортной формой организации учебного процесса. Я замечаю, что благодаря тому, что мои дети умеют работать в группах, знают алгоритм и правила работы в группе, у них повысился интерес к учению, постепенно меняется характер взаимоотношений между детьми, они получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе.

Данный курс научил моих учеников не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности. Если в начале 1 класса я могла слышать фразы: «Боюсь, у меня не получится….», «А вдруг я допущу ошибку…», то уже в конце учебного года я слышу от учеников «Не расстраивайся, ты обязательно справишься с заданием и преодолеешь это затруднение», «Я выполняю домашнее задание по алгоритму», «А я вчера сам нашел ошибку в домашней работе!»

Кроме этого, в данном курсе значительное внимание уделяется воспитательному аспекту учебного процесса: воспитание терпения, толерантности, честности и т.д. Дети изучают такие темы, как «Ценности нашей жизни. Здоровье», «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности», «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности» и др.

Учителя 5-х классов нашей гимназии отмечают, что переход из начальной школы в среднюю для обучающихся был более безболезненным. А это очень важно как для школьников, так и для учителей и родителей обучающихся.

К плюсам курса «Мир деятельности» следует также отнести и работу с эталонами. Авторами курса продумана работа для проведения самодиагностики. Данное приложение помогает ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, проводить самооценку своих знаний и умений.

Эталоны «Мои открытия» представляют собой двусторонние карточки. На одной стороне этой карточки находится сам эталон (открытие урока, его главный вывод, правило), а на другой стороне карточка для самооценки.

На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указана тема урока, после которого проводится данная диагностика и две шкалы: знаю и умею. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат любым значком (крестиком, штрихом) по следующим критериям: высокий уровень (если выше средней линии), средний уровень (на уровне средней линии), ниже среднего и низкий.

На следующем уроке по курсу «Мир деятельности» подводятся итоги этой работы. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.

Большое значение в этом курсе отводится формированию у учащихся умения критериально оценивать свое знание (выше, ниже, не изменилось). Поэтому особенностью курса «Мир деятельности» является организация работы с «Лесенкой успеха». Она состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.

Раздел «Знаю» оценивается в конце каждого урока, а раздел «Умею» через неделю, когда дети не только знают, но и могут применять полученное знание на практике.

Например, при изучении в 1 классе темы «Семья – мой помощник в учении» я предлагаю учащимся оценить свою работу на «Лесенке успеха» в разделе «Знаю».

- Те, кто не запомнил эталон и не справился с самостоятельной работой, но запомнил роль семьи в вашей учебе, поставьте себя на нижнюю ступеньку лесенки.

- Те, кто считает, что хорошо понял новую тему, справился с самостоятельной работой без ошибок и может рассказать о ней дома своим родителям, поставьте себя на верхнюю ступеньку.

- Те, кто из ребят не уверен в своих знаниях, у кого есть сомнения - на 2,3 ступеньки, решайте сами.

А следующий урок я начала с «Лесенки успеха» и предложила оценить учащимся свое умение по теме «Семья – мой помощник в учении».

- На какую ступеньку вы себя поставили? Объясните, почему?

В течение каждого учебного года в образовательной системе Л.Г.

Петерсон используются три вида диагностики УУД: входная диагностика, текущая диагностика, итоговая диагностика

Результаты тестирования обрабатываются автоматически. Так, по результатам проведенной диагностики учащиеся моего класса (1 класс) показали следующие результаты: высокий уровень – 79 % учащихся, выше среднего- 16 %, средний уровень – 4%

В конце 1 класса было проведено анкетирование с учащимися, беседа с родителями с целью выявления их мнения о курсе «Мир деятельности».

Вот что отмечают дети:

- Я с нетерпением жду новых встреч со Смайликом и новых открытий.

- Мне нравится работать в группах и в парах

- Я научилась самостоятельно выполнять домашнее задание

- Я не боюсь допускать ошибки и могу справиться с трудностями.

Родители отметили следующее:

- Хорошо, что появился такой курс, который помогает ребенку учиться самому.

- Мой ребенок не боится затруднений, сам пытается найти и исправить ошибки. Это здорово!

- Радует то, что все знания и умения, которые получили дети при изучении курса «Мир деятельности», они закрепляют и отрабатывают на других уроках

Таким образом, использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности» способствует формированию у учащихся регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных УУД. Дети стали более серьезно относиться к процессу учения, меняются отношения между учащимися, между учениками и учителем, возрастает уровень самостоятельности детей.

Ценность данного курса состоит в том, что он учит детей учиться, повышает мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению, помогает проводить самооценку своих знаний и умений, способствует тому, чтобы дети учились более увлеченно и результативно.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!