Ментальные ловушки для учителя
Есть интеллектуальные (ментальные) шаблоны, действуя в рамках которых умные люди тратят и силы и время понапрасну, на бой с тенью, выматывая себя в этих сражениях.
1. Упорство
Показать полностью..
Учитель ругает школьника за какую-либо провинность и видит конфуз, раскаяние, трепет, слезы… ученик уже осознал в чем он провинился, но учитель упорно тратит время на разнос – он еще не все сказал, что хотел. Такова же ситуация и в споре с коллегой – оппонент признал нашу правоту, а мы продолжаем упорно добивать его аргументами.
Итак, Упорство (упёртость) является ловушкой (нашего времени, нашей энергии), когда цель явно достигнута, а человек продолжает действия в этом направлении.
2. Противление
Еще один сценарий: некое новое обстоятельство мешает реализации наших планов. Внутреннее сопротивление кто-то преодолевает быстро, легко переключая внимание, а кто-то упорно старается удержать ход событий в старом русле. Сопротивление, недовольство, стресс, когда рушатся наши планы и что-то мешает продолжать действовать по-старому, - названо ловушкой Противления.
Например, хорошо проработанный накануне сценарий урока «сбит» не вовремя проявленным любопытством ученика, задавшим вопрос не в рамках текущей темы. Похвалить за любознательность и сказать «на этот вопрос я отвечу позднее», - не многим учителям удается такое… С тяжким вздохом и закатывая глаза (часто - с неудовольствием в жестах и мимике или заводясь с пол-оборота) учитель одергивает ученика (например, «кто тебе разрешал говорить?»)… Молодой педагог нередко переключается на новую тему, и тогда стройный план урока рушится, что-то из задуманного не реализуется (не хватило времени), ощущение от урока остается смазанным, учитель не доволен результатом… А это стресс, который имеет тенденцию накапливаться. Противление забирает силы, так же как Опережение.
3. Опережение
Предварительная работа (может быть и планирование действий, может и что-то конкретное, например, написание документа, который не понадобился), работа впустую, «предработа» тоже является ментальной ловушкой, называемой Опережением. Когда еще не произошло событие, мы его уже «видим» и заранее готовим несколько вариантов своих действий в зависимости от воображаемой нами ситуации. Директор вызывает «на ковер», вы уже заранее знаете, ЧТО он будет говорить и составили опровержение, потратив приличное время на переживания, оторвав его от важных текущих дел. А разговор пошел в совсем другом русле – и ваша работа превратилась в «предработу», в напрасно израсходованное минуты (а может и часы…) Заранее знать, что произойдет, мы не можем, поэтому ловушка скрытая, проявляет себя только пост-фактум. И если вы настроились на бурный разговор с директором, а вам дали очередное задание, то не выплеснутая энергия может стать спусковым крючком на уроке, в общении с коллегами или в домашней обстановке.
4. Затягивание
Затягивание – тоже ментальная ловушка, хорошо знакомая многим педагогам. Откладываем составление рабочей программы до тех пор, пока администрация не начнет ругаться, откладываем подготовку к мероприятию к самому последнему дню, откладываем проверку кипы контрольных или сочинений. Можно делать понемногу каждый день, но нам-то хочется все и сразу. Чтобы произошло чудо, чтобы гордо сказать коллеге «а я вчера!...» Пока учитель откладывает, затягивает с выполнением, внутри идет работа нервных импульсов «надо начать, надо начать, надо сделать!» Накапливается внутренняя усталость от борьбы с собой, а мы и не знаем - откуда она?
Фиксация
5. Фиксация – ожидание какого-либо события (например, транспорта на остановке), автобус задерживается, учитель нервничает – опаздывает (нагоняй! урок! совещание!) Ловушка затянула… В голову даже не приходит, что можно это время ожидания потратить с пользой, например, на продумывание хода урока в новых обстоятельствах.
О ментальных ловушках написал Андре Кукла в книге «Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь».
#профессия_учитель@uchitelya.online
Источник текста: http://profmetodist.ru/132-mentalnye-lovushki-dlya-uc..