Министерство образования республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский химико-технологический колледж
«РАССМОТРЕНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
на заседании ЦМК | Зам. директора по УР |
технологического цикла | __________Г.Ш.Ханипова |
Протокол № ___ | «___» __________ 2017г. |
От « » __________ 2017 г. | |
Председатель ЦМК _______ Н.Г.Абдеева | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Научно-практическая конференция «Ярмарка научных идей -2017»
Разработал: Белякова Татьяна Николаевна
преподаватель, председатель НОПиС
2017
Содержание
Введение | 3 |
Аналитическая часть | 5 |
Практическая часть Цели конференции Задачи конференции Оснащение конференции Список участников конференции Ход конференции | 8 |
Заключение | 12 |
Литература | 14 |
Приложения | 15 |
Введение
Современный мир - это огромное информационное поле. Из года в год информации становится все больше и больше. В каждой стране, городе, научном центре или обычном офисе эта информация приумножается в сотни раз ежесекундно. Этот процесс продолжается века, а сейчас он только набирает темпы. Таким образом, люди имеют возможность накапливать опыт. Но что, если какие-то идеи придут в голову нескольким людям, только в разное время? И они будут работать над ними, не зная, что проблема уже изучена. Чтобы этого избежать, нужен постоянный обмен информацией между людьми одного направления деятельности. С такими целями и проводились первые конференции.
Каждая конференция имеет свою цель, в зависимости от того, такая тема будет рассматриваться и что именно организаторы пытаются донести, проводя ее.
Конференция – это потребность современного мира, без которой обойтись просто нельзя. Они позволяют рассмотреть вопросы, интересующие присутствующих с разных сторон, что позволяет осмыслить разные пути решения одной и той же проблемы. Существует несколько видов конференций, и они зависят от выбранного критерия. Виды конференций (по направлению) - научно-теоретическая; научно-техническая; бизнес-конференция, а также научно-практическая конференция. По тематике конференции делятся на: - тематические (узконаправленные); - многоцелевые.
Научно-практические конференции отличаются тем, что в их рамках исследователи не просто обсуждают теоретические проблемы и возможные пути их решения, а представляют результаты своей практической деятельности, собственные наработки. Научная конференция является промежуточным звеном между конгрессом и семинаром, соединяя в себе некоторые особенности и того и другого. Таким образом, конференции проводят для обмена информацией между людьми и установлением между ними связей. Научные конференции, как один из видов, помогают исследователям рассказать друг другу о своих продвижениях в работе.
Современное общество требует от выпускников колледжа новых личностных и профессиональных качеств, среди которых способность к приобретению новых знаний, ответственность за выполняемую работу, системное мышление, способность к анализу своей деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что одним из основных направлений образования в Стерлитамакском химико-технологическом колледже является исследовательская деятельность студентов.
Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции «Ярмарка научных идей -2017», посвященной Году Экологии в России..
В процессе проведения конференции рассматриваются актуальные проблемы защиты окружающей среды, вопросы, связанные с современными методами утилизации отходов, применения передовых ресурсосберегающих технологий, экологические источники энергии т и т.д.
Актуальность выбора темы конференции связана также с тем, что сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Общество стоит перед выбором — сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость.
Внутриколледжная студенческая научно-практическая конференция «Ярмарка научных идей-2017» проводится для студентов 1-4 курсов ГБПОУ СХТК
В методической разработке представлены темы студенческих работ, а также несколько тезисов студенческих докладов.
Методическая разработка может быть рекомендована для использования в работе преподавателями общепрофессиональных и профессиональных дисциплин по специальностям технологического и электротехнического цикла.
Аналитическая часть
«Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»
Современные работодатели «… заинтересованы в таком работнике, который:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
- обладает критическим и творческим мышлением;
- владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний» Следовательно, учебные заведения СПО и ВПО должны создавать условия для воспитания людей, обладающих определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня» Задачи формирования таких выпускников, по мнению Е.С. Полат, касаются не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. В основе используемых технологий обучения должны лежать такие принципы, как:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- широкое общение со сверстниками из других учебных заведений своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
- свободный доступ к необходимой информации в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
- постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
В системе среднего профессионального образования исследовательская деятельность студентов является важным фактором совершенствования подготовки специалистов, который помогает решать задачи соединения науки и практики. Организация научно-исследовательской деятельности студентов СХТК является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно в научно-практических и творческих лабораториях, проблемных и исследовательских группах. В связи с этим весьма актуальной является научно-исследовательская деятельность в формировании личности студента, так как она привлекает уже в рамках образовательного процесса обучающихся к научным исследованиям и решению производственных, экономических и социальных задач; активно содействует овладению его участниками современными методами и технологиями в области науки, техники, производства, методологией и практикой планирования, выбора оптимальных решений в современных условиях; развивает у студентов способности к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам; развивает способность использовать научные знания в быстро изменяющихся ситуациях, соответствовать требованиям профессиональной деятельности, научно обосновывать результаты собственного труда. Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов. Привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники.
В СХТК исследовательская деятельность создается через проведение предметных недель; подготовку к олимпиадам различного уровня; подготовку к конкурсам профессионального мастерства; индивидуальную и групповую работу студентов по подготовке различных проектов. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Проект выполняется обучающимся в течение одного года .Работа над проектом состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.
Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.
Лучшие проекты студентов студенты защищают на научно-практической конференции.
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать интеллектуальное, личностное развитие студентов, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (исследовательской деятельности.
Практическая часть
Научно-практическая конференция «Ярмарка научных идей -2017», посвященная Году Экологии в России
Цель: создание условий для выявления и развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей студентов.
Задачи:
-привлечение к научно-исследовательской, проектной и творческой работе студентов разных курсов и отделений;
-развитие интереса к исследовательской деятельности, организации и проведении членами студенческого научного общества актуальных исследований;
-создание условий для всестороннего, наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала студентов;
-формирование у студентов навыков публичного представления результатов исследования при активном использовании компьютерных технологий;
-совершенствование системы работы студенческого научного общества;
-формирование сотрудничества между преподавателями и студентами посредством взаимообмена информацией и знаниями.
Участники конференции:
Студенты 1-4 курсов колледжа
Руководители научно-исследовательских работ студентов – преподаватель колледжа
Оформление:
Интерактивная доска, мультимедиа-проектор;
выставка исследовательских работ , выполненных студентами;
плакаты, макеты, выполненные студентами.
Ход конференции
Ведущий: Мы рады приветствовать всех участников и гостей на традиционной ежегодной научно-практической конференции «Ярмарка научных идей -2017».
. 5 января 2016 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». Цель данного решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Общество стоит перед выбором — сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость.
Тематика конференции затрагивает важность всех экологических проблем в различных областях промышленности, техники, энергетики и т.д., а также призывает к созданию механизмов решения данной проблематики.
Хочется, чтобы сегодняшний день помог определить перспективы на экологически-чистое будущее, наполнил ваши сердца праздничным настроением, вселил надежду на успех во всех делах и начинаниях.
Ведущий: Мы рады приветствовать наших почётных гостей.
Сегодня в работе нашей конференции принимают участие:
Абдеева Н.Г. – председатель жюри, преподаватель, председатель ЦМК технологического цикла и специальностей 18.02.03 и 18.02.06.
Коробкина И.В.– преподаватель
Яубасарова Ф.Р. – преподаватель
Зевахина Н.А. - преподаватель
Ведущий: Почётное право открыть конференцию предоставляется директору колледжа Гирфану Абдулловичу Губайдуллину
Речь Г.А. Губайдуллина
Ведущий: Уважаемые участники и гости конференции! Разрешите конференцию 2017 считать открытой
Жюри рассмотрело и оценило 42 исследовательские работы студентов и отобрало 18 лучших работ. Предоставляем вашему вниманию лучшие работы студентов.
Список выступающих
№ | Автор работы | Группа | Название работы | Научный руководитель |
Направление: Охрана окружающей среды – актуальная проблема современного общества |
1 | Вязовцев Борис Сергеевич | Н-31 | Экология вокруг нас. Чем может быть опасна вода, которую мы используем? | Файзуллина Светлана Ригатовна |
2 | Ходырева Влада Дмитриевна | Л-11 | Пластик: за и против | Ихсанова Ирина Михайловна |
3 | Хафизова Аделя Сабитова Лилия | О-11 | Социально-экологическая реклама (творческий проект) | Байгина Резеда Шамилевна, Назарова Зелида Валеевна |
4 | Дрозд Вадим Валерьевич | КИП и А-21 | Использование задач с экологическим содержанием на уроках математики | Лебедева Наталья Геннадьевна |
5 | Абдуллин Айнур Ринатович | Э-11 | Макет импульсного металлоискателя | Болтабаева Наиля Мухарамовна Шамигулов Альберт Маратович. |
Направление: Экология и урбанизация: энергетика, химическая промышленность, транспорт, озеленение. |
1 | Мусина Аделина Азатовна | Н-31 | Экологическое исследование "Автотранспорт и воздух города" | Файзуллина Светлана Ригатовна |
2 | Сидоров Дмитрий Николаевич | Э-32 | Исследование экологических источников энергии | Коробкина Инна Викторовна |
3 | Светличный Михаил Алексеевич | Э-22 | От энергетического настоящего к энергетическому будущему | Рааб Людмила Геннадьевна |
4 | Ковальчук Александр Евгеньевич | Э-12 | Загадочность магнитного поля | Болтабаева Наиля Мухарамовна |
Направление: Общество и природа |
1 | Казаргулова Фидалия Фануровна | Н-11 | Топонимика д. Бикбулатово | Яубасарова Фируза Рамилевна |
2 | Салаватова Алина Ильшатовна | Л-11 | Современные методы обеззараживания воды. | Ихсанова Ирина Михайловна |
3 | Белова Полина Валерьевна | Н-11 | Компьютер и экология (творческий проект) | Байгина Резеда Шамилевна |
4 | Цветов Юрий Николаевич | С-11 | Диффузия в оружейно-кузнечном-деле | Хайбуллин Ренар Мухтарович |
5 | Кодинцева Елена Алексеевна | О-11 | Души прекрасные порывы | Аминова Фаузия Фатыховна Назарова Зелида Валеевна |
Видеоролики на экологическую тему |
1 | Арсланов Руслан Ильдарович | О-21 | Производственные выбросы в атмосферу (видеоролик) | Яубасарова Фируза Рамилевна |
2 | Юлдашев Вадим Ринатович Филенько Роман Радикович | Э-11 | Мусор- глобальная экологическая проблема (видеоролик) | Низкова Татьяна Александровна |
3 | Султанбеков Азамат, Утягулов Мансур | О-11 | Экосистема реки Белая (веб-сайт) | Назарова Зелида Валеевна |
4 | Ибатов Артур Ильгизович | О-11 | Тихий океан (видеоролик) | Гаскарова Альфия Ринатовна |
Подведение итогов выступлений , награждение победителей
Руководитель НОПиС : Дорогие студенты! Уважаемые коллеги!
Вот и подошла к концу наша конференция. В своих выступлениях вы затронули и рассмотрели разнообразные экологические темы, ваши доклады сопровождались красочными презентациями, и оценить победителей членам компетентного жюри было достаточно сложно. Но итоги подведены. И теперь мы назовем победителей и лауреатов конференции. Идет перечисление победителей и лауреатов.
Конференция окончена. Благодарим всех за участие. Желаем успехов в дальнейших исследованиях и поисках ответов на все интересующие вас вопросы!
Заключение
Разработка и внедрение в учебный процесс в учебном заведении стандартов нового поколения предусматривают в качестве стратегической цели подготовку специалистов с высоким уровнем профессионального мастерства, способных решать практико-ориентированные задачи. В связи с этим организация учебного процесса на любом отделении колледжа должна обеспечить внедрение современных активных и интерактивных методов обучения, которые сформируют у студентов навыки профессиональной компетентности, включающих практические умения и готовность их реализации в будущей деятельности. Активные методы обучения ориентируются на обучающегося, основаны на самостоятельной и практической деятельности. Сами обучаемые принимают непосредственное участие в формировании необходимых знаний, умений, навыков. Применение этих методов способствует формированию у студентов метакомпетентностей, составляющих основу коммуникативных навыков, в т.ч. точно выражать свои мысли, уметь слушать других, аргументировать свою точку зрения, вырабатывать уверенность в себе, своих способностях.
Исследовательская деятельность в колледже ставит перед собой следующие цели: включить студентов в научно - исследовательскую деятельность; привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе; сформировать коммуникативные навыки и умения работать в группе; сформировать новые профессиональные и личностные качества.
Современные образовательные технологии требуют активного вовлечения студента в учебный процесс, повышения его творчества и развития самостоятельности в овладении профессиональными знаниями. С этой целью в колледже активно используется мультимедийное оборудование.
Научно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную или групповую, которую обучаемые выполняют в течение определенного отрезка времени. Данная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение; если практическая - то конкретный результат.
Таким образом, научно - исследовательская работа студентов способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых при изучении различных дисциплин, развивает требовательность к себе, точность в выполнении работы и научную активность обучающихся. Это не только их воспитывает, дисциплинирует, но и помогает адаптироваться в различных ситуациях. В процессе активизации творческой направленности у будущих специалистов значительно расширяется сфера информационного восприятия и представления, формируются и совершенствуются определенные познавательные способности, гармонизируются процессы умственной деятельности и вырабатываются умения самостоятельного приобретения и применения знаний на практике.
Список использованной литературы
Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров). ИНФРА-М, 2011. — 265 с.
Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов. Екатеринбург 2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://science.usue.ru/attachments/214_metodposobie_nirs.pdf
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2012. — 280 с.
Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 287 с.
Малыш Е.Ю., Ромашев Б.Б., Гречкин В.И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов. «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции. № 4 (39) Часть I. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 172 с.
Дятлова К. Д., Колпаков И. А. Самостоятельная работа студентов как способ формирования компетенций. Вестник Нижегородского университета ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО , № 1-1 / 2012, с.25-29
Ростова А.В. Формы научно-исследовательской работы студентов. Вестник Волжского университета им. Татищева В.Н., №7, 2011
Миронова О.А.Развитие творческого потенциала студентов в процессе выполнения учебно-научно-исследовательской работы. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки № 1, 2010.
13