СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Огонь - друг, человек - враг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Огонь – друг, человек – враг.

    Класс: 1,2,3.

    Цель:  Формирование знаний о пожарной безопасности.

    Задачи:  1.  Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить соблюдать их; ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. 2. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём. 3.  Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Огонь - друг, человек - враг"»

Тема: Огонь – друг, человек – враг.

Класс: 1,2,3.

Цель: Формирование знаний о пожарной безопасности.

Задачи: 1. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить соблюдать их; ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. 2. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём. 3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: рисунки детей для оформления класса; сообщения детей; разрезная иллюстрация к произведению «Кошкин дом»; игрушка; разрезные пословицы; рисунки знаков, презентация огонь - друг, человек - враг.ppt, компьютер, проектор, доска.

Подготовительная работа: разработка конспекта мероприятия учителем и оформление наглядности, подготовка сообщений учащимися 3 класса, подготовка рисунков по теме для выставки учащимися 1 и 2 классов.


Ход мероприятия:



Ведущий: Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?

Ответ детей.
Ведущий: Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

Ответ детей.
Ведущий: Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Ответ детей.
Ведущий: Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

Ответ детей.

Ведущий: Так о чём мы будем говорить?

Дети: О безопасном обращении с огнём.

Ведущий: Народная мудрость гласит: «Огонь – наш друг». (слайд 1 – тема)Это действительно так. Древний человек подобрал горящую ветку на опушке подожжённого молнией леса. Отнёс её подальше, стал «кормить» огонь сухими листьями, травой, хворостом. Так, наверное, впервые появился свой собственный «ручной» огонь. Огонь разгонял тьму – и вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь и сразу стал сильнее льва и тигра. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Бережно хранили огонь люди, боялись – вдруг он потухнет. Стали обкладывать камнями – получился очаг. А потом и настоящий дом: закрыли огонь со всех сторон – получилась печка. Печка согревала жильё, на ней можно было приготовить еду. А огонь стал ещё и мастером.

Что же знают об огне – великом мастере наши ребята. Послушаем.


Сообщение «Огонь – мастер».

У огня – мастера много профессий. Вот только некоторые из них.

Почти всё, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу (слайд 2).

Когда человек научился бросать в землю семена и ждать урожая, ему понадобились поля – участки земли. Как убрать траву, кустарники, лес? Лес сначала вырубали, потом поджигали (слайд 3). Деревья сгорали – получалось поле. А зола стала первым удобрением. И сейчас наши родители посыпают грядки золой.

В древности у многих народов гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костёр, потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло. А ведь это на самом деле так, если под злом понимать вредные микробы, несущие болезни. Почти все микробы гибнут при высокой температуре. Человек стал меньше болеть, когда стал варить и жарить пищу. Медицинские работники прокаливают на огне свои инструменты, стерилизуют их, и микробы погибают. Так огонь часто заботится о нашем здоровье.

Глину смешали с песком, обожгли – так получился кирпич (слайд 4). В старину и теперь много домов строят из кирпича. Бетон состоит из цемента, серого порошка. Получают его, обжигая известняк и глину. Стёкла в доме тоже вышли из огня.

И в воздух человека тоже огонь поднял (слайд 5). Первые воздушные шары наполняли нагретым воздухом. Без огня не взлетит и космическая ракета!


Ведущий: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

И на нашу защиту выходят пожарные.

Давайте послушаем, как всё начиналось.


Сообщение «Из истории пожарного дела».

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни.

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывал на север и на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок?
Если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивалось вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала. (С.Маршак)

У пожарной части было два этажа (слайд 6). На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом –стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное – лошади – самые резвые, самые лучшие.

Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне - трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар (слайд 7). Отсюда и пошло выражение “летит, как на пожар”. Но дом зачастую не успевали спасти.


Ведущий: В наше время, конечно, всё уже изменилось. И внешний вид пожарных, и техника. Послушайте.


Сообщение «Профессия – пожарный». Пожарный — сотрудник спецслужбы, деятельность которой направлена на профилактику и ликвидацию пожаров (слайд 8). Работают пожарные в пожарных частях и их подразделениях. Пожарному необходимо специальное образование. Он должен знать технику пожаротушения и эвакуации пострадавших, уметь пользоваться пожарным снаряжением и оборудованием, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях угарным газом, ожогах и т.д. Утро пожарной части начинается с «развода», «развод» - это небольшое утреннее совещание пожарных (слайд 9). Те пожарные, чья смена закончилась, рассказывают о том, что произошло за время их дежурства, т.е. они сдают дежурство. Начальник пожарной части ставит перед своими подчинёнными задачи на новую рабочую смену. Но, кроме того, что пожарные сдали своё дежурство, они ещё должны передать следующей смене и оборудование – пожарные автоцистерны. Всё оборудование должно быть в полном порядке, ведь в любую минуту где-то может случиться беда.


Ведущий: Говорим - огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров-
И от дома – куча дров!

А, чтобы этого не случилось, нужно соблюдать определённые правила, о которых нам расскажут ребята.

Ученик 1: Ростом спичка – невелика,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла!

Вы запомните, друзья,

Со спичками играть нельзя!

Ученик 2: Быть нельзя огню вблизи

Там, где смазки, где бензин.

Ведь о них вам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно!»

Ученик 3: Газ на кухне, пылесос ли,

Холодильник иль утюг –

Пусть включает только взрослый –

Ваш надёжный старший друг!

Ученик 4: Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Ученик 1: Летом солнце светит ярко,

Летом солнце греет жарко.

Воздух сух, трава сухая,

Может быть беда большая.

У сараев, у домов

Никогда не жги костров!

Ученик 2: Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголёк целый дом может сжечь!

Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг,-

Не смотри, не жди, не стой, а залей его водой!

Если же большой огонь, дымом всё объято,-

Выбегать из дома вон надо всем ребятам!

Ученик 3: Лесами Родина богата.

Леса огромны и густы.

Вы берегите их, ребята.

Не разводите в них костры!

Ученик 4: Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 0-1,
Сразу все уладится.

Дети вместе: Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер - 01!


Ведущий: Огонь для нас и друг, и враг. Но чаще врагом он становится по вине человека. Есть много произведений о пожарах, пожарных, их работе и подвигах. Одно из произведений мы сегодня вспомним. А чтобы узнать какое, выполним вместе задания.

Итак, начнём. Наша задача выполнить задания на доске. После выполнения каждого задания, на доске появляется фрагмент иллюстрации к произведению.


1 задание. Загадки.

Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(Лестница на пожарной машине)


Я мчусь с сиреной на пожар
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстры, словно стрелы.
( Пожарная машина)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
(Спички)

Шипит и злится, а воды боится. (Огонь)

Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)

Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)

В мире есть она повсюду,
Без неё так трудно люду!
С огнём справится всегда.
Друзья, что это? (Вода)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)


2 задание. «Огонёк».

У меня в руках «огонёк» (игрушка). Ваша задача вспомнить правило связанное с пожаром, сказать его и быстро передать другому. Иначе огонёк вас может обжечь.


3 задание. Пословицы и поговорки.

На доске начало пословицы с одной стороны и конец – с другой. Задача – соединить части пословиц и объяснить их.


Где огонь,

там и дым.

Слёзы пожара

не тушат.

Дыма без огня

не бывает.

Спички не тронь -

в них огонь.

С огнём воюют,

а без огня горюют.

Маленькая спичка

сжигает большой лес.

Водой пожар тушат,

а умом - предотвратят.

4 задание. «Пожар».

Послушайте ситуацию.

Дима сидит у печки, зажигает дрова.

- Не горят…Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой! Взорвалось! Пожар! Дима мечется по дому, прячется под стол.

Вы внимательно слушали, а теперь постарайтесь определить все ошибки, которые герой допустил. Перечислите их. (Использовал бензин, спрятался под стол, не позвонил 01).

А как нужно поступить? (Выбежать из дому, позвонить по 01, назвать адрес.)


5 задание. Доскажи словечко.

Раз, два, три, четыре-
У кого пожар в…? (Квартире).
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ....? (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…?(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…? (газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички….? (зажигал)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег ...? (листву.)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ...? (предметы).
Помни каждый гражданин этот номер ... (ноль один).
Дым увидел — не зевай и пожарных ... (вызывай).
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем….? (опасно)

Сюжетно-ролевая игра.


6 задание. Знай знаки.

На доске знаки. Подумайте, что они обозначают.

Знак “Запрещается курить”. Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.


Знак “Запрещается пользоваться открытым огнём”. Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.


Знак “Запрещается тушить водой”. Изображается на таре со щелочными металлами, а также на дверях помещений, где эти вещества хранятся.

Знак “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”. Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.


7 задание. Школа, школа.

Бывает так, что пожар случается и в школе. Расскажите, как в такой ситуации вести себя. (Построиться парами. Следовать за учителем. Не паниковать, успокоить товарищей. Выйти на территорию школы.)


8 задание. Опрос.

1. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым?

Выдерну вилку из сети и накину на телевизор влажное одеяло.

2. Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?

Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями, так как вода является проводником электрического тока.

3. Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире?

Перекрою газ, проветрю квартиру и позвоню “04” для вызова мастера.

4. Как правильно вызвать пожарную команду?

При вызове “01” указать фамилию, улицу, номер дома, этаж и номер телефона.

5. Какую работу для нас выполняет огонь?

Огонь готовит нам пищу.

Медицинские работники прокаливают на огне свои инструменты, стерилизуют их, и микробы погибают.

Глину смешали с песком, обожгли – так получился кирпич.

Стёкла в доме тоже вышли из огня.

Без огня не взлетит и космическая ракета!

6. Что должен знать и уметь пожарный?

Он должен знать технику пожаротушения и эвакуации пострадавших, уметь пользоваться пожарным снаряжением и оборудованием, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях угарным газом, ожогах и т.д.

Ведущий: Посмотрите, что у нас получилось. К какому произведению рисунок?

Дети: Кошкин дом.

Ведущий: Бом! Бом! Бом! Бом!

Всех на помощь зовем

Бом! Бом! Бом! Бом!

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Бежит курица с ведром,

Заливать кошкин дом,

А собачка с помелом,

Серый заюшка – с листом,

А лошадка – с фонарем.

Из ведра как плеснули!

Помелом и листом как хлестнули!

По команде: «Раз! Раз!»

Тут огонь и погас!

Какая беда случилась в произведении?

Дети: Пожар?

Ведущий: Посмотрите, звери все вместе тушили пожар и потушили. Как же мы должны себя вести. Когда у кого – нибудь случилась беда?

Дети: Помогать.

Ведущий: Да, огонь бывает разный –

Бледно- желтый, ярко- красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Не шути, дружок, с огнем,

Что бы не жалеть потом!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!